СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Имя прилагательное.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить знания учащихся о значении, морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного.

- Закрепить навыки правописания гласных в падежных окончаниях имен прилагательных и правописания кратких прилагательных с основой на шипящую.

- Повторить правописание окончаний имен существительных после шипящих и ц и правописание имен существительных с основой на шипящую.

Просмотр содержимого документа
««Имя прилагательное.»»











Урок русского языка

по теме

«Имя прилагательное.»

5 класс





Учитель Юрченко О.В.





























Цели урока

Образовательные:

- Обобщить знания учащихся о значении, морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного.

- Закрепить навыки правописания гласных в падежных окончаниях имен прилагательных и правописания кратких прилагательных с основой на шипящую.

- Повторить правописание окончаний имен существительных после шипящих и ц и правописание имен существительных с основой на шипящую.

Развивающие:

- Развивать логическое и аналитическое мышление учащихся.

Воспитывающие:

- Воспитывать эстетические чувства учащихся в отношении родной природы на примере текста о весне, интерес к изучению русского языка.

Оборудование

- презентация к уроку «Имя прилагательное. Повторение»

- Карточки с индивидуальными заданиями

Ход урока

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень надеюсь, что мы сегодня на уроке хорошо поработаем. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и приступим к уроку.

- А начать урок мне бы хотелось со стихотворения.

Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило или радовало это?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным!
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!

- Для того чтобы рассказать об удивительном и разном, слова какой части речи нам необходимы?

- Сегодня на уроке мы будем повторять все то, что изучили в 5-м классе об имени прилагательном. Но только урок у нас необычный. Сегодня мы отправимся на экскурсию в зоопарк.

Нам необходимо будет вести записи, поэтому возьмем с собой записные книжки - наши тетради. Давайте оформим их.

На экране вход в зоопарк.

- Ребята, прежде чем попасть в зоопарк, нам необходимо приобрести билеты. Это карточки с заданием.

Самостоятельная работа по карточкам для каждого ученика.

- Итак, кого же мы встретим первым?

Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит "одолжить" он
У лесных пчёл мёд. (Медведь.)

- Сейчас у нас за окном весна, пробуждение жизни, пробуждение ото сна. Медведь спал всю зиму. Ему теперь после сна все кажется удивительным и интересным.

Фронтальный опрос.

И вам, ребята, от медведя задание. Расскажите об имени прилагательном по плану:

1. Что обозначает?

2. Как изменяется?

3. Чем является в предложении?

- Молодцы, справились с заданием. А теперь отправляемся дальше.

Кто на чёртиков похожи?
Строят всем смешные рожи!
Длинный хвост, большие уши,
На деревьях ждёт их ужин!
Очень любят есть бананы!
Кто же это? (Обезьяны)

- Обезьянка предлагает поиграть в игру "Найди лишнее" ( когда дети слышат прилагательное, то хлопают в ладоши).

Веселый, глупый, желтый, банан, ловкий, бегают, умный, разноцветный, мальчики, девочки, играют, радостные, лианы, озорной, скачут.

Это кто здесь самый главный?
Желтый, с гривою шикарной,
Не привык скрывать свой гнев,
Царь зверей, свирепый…(Лев.)

Списывание с грамматическим заданием.

- А теперь давайте выполним задание Льва. Определите род, число, падеж прилагательных, выделите окончания:

Сильный лев, огненную гриву, царственным взглядом, в голубую даль, на ярком солнце.

На лужайке целый час
Бегает игриво
Полосатенький матрас
С хвостиком и гривой. (Зебра.)

Образуем краткие формы прилагательных. На какие вопросы отвечают краткие имена прилагательные?

Работа по орфоэпии.

Белый- бел, бела, бело, белы; чёрный- чёрен, черна, черно, черны.

Летом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж)

Упражнение в правописании кратких прилагательных с основой на шипящую.

Поговорим о правописании кратких прилагательных с основой на шипящую. Что мы знаем об этом? Задание от ежа такое, подберите прилагательные к существительным, употребите их в краткой форме.


Ёж колюч, лев могуч, медведь неуклюж, воздух свеж, ландыш пахуч.



Морфемный разбор прилагательных.

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живёт, кур крадёт. (Лиса.)



Маленький, серенький

По лесочку прыг – прыг!

По снежочку тык – тык! (Заяц.)



На репье он очень ловко
Треплет цепкие головки,

Сыплет семечки на пол
Птичка бойкая … (Щегол.)


Работа с текстом.

1. На ветке сидит щегол. Он смотрит по сторонам и клюёт семечко. Птичка радуется приходу весны.

2. На ветке сидит красивый щегол. Он смотрит по сторонам и клюёт вкусное семечко. Маленькая птичка радуется приходу тёплой весны.

- Чем эти тексты отличаются? Какой текст красивее? Какова роль имен прилагательных в русском языке?

- Ребята, в литературе мы используем термин эпитет - красочное определение, в роли которого выступают имена прилагательные.

-На этом наша экскурсия подошла к концу. Поблагодарим наших зверюшек за то, что помогли нам вспомнить все то, что мы изучили в 5 классе об имени прилагательном. И для обобщения ваших знаний, я предлагаю вам тест.

Тест.

1.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? называется _________________________

2. Прилагательные изменяются по ___________________________________

3. Краткие прилагательные отвечают на вопросы _______________________

4. У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак _________

5. В предложении полное прилагательное является ______________________, а краткое_________________________________________________________

Самопроверка.

«5» – нет ошибок

«4» – 1 ошибка

«3» – 2 ошибки

«2» – больше 2 ошибок

Домашнее задание.

1.Ответить на контрольные вопросы (страница 96).

2.По выбору

А) описать любое дикое животное или

Б) выполнить упражнение 601.

Итог урока.


Приложения

Фамилия, имя ______________________________________________________

Вставь пропущенные буквы.

Как хорош и привлекателен весенний парк! По прозрачн ____, голубому небу плывут сероватые облака, ярк____ солнечн____ лучи освещают землю. От клейких почек воздух свеж и пахуч. Сквозь прошлогодн____ листву пробиваются первые зелен____ росточки. Повсюду на темн____ фоне дубов и осин мелькают ослепительно бел_____ корой березы, зовут напиться ароматн____ сока.







Фамилия, имя ______________________________________________________

Вставь пропущенные буквы.

Как хорош и привлекателен весенний парк! По прозрачн ____, голубому небу плывут сероватые облака, ярк____ солнечн____ лучи освещают землю. От клейких почек воздух свеж и пахуч. Сквозь прошлогодн____ листву пробиваются первые зелен____ росточки. Повсюду на темн____ фоне дубов и осин мелькают ослепительно бел_____ корой березы, зовут напиться ароматн____ сока.







Фамилия, имя ______________________________________________________

Вставь пропущенные буквы.

Как хорош и привлекателен весенний парк! По прозрачн ____, голубому небу плывут сероватые облака, ярк____ солнечн____ лучи освещают землю. От клейких почек воздух свеж и пахуч. Сквозь прошлогодн____ листву пробиваются первые зелен____ росточки. Повсюду на темн____ фоне дубов и осин мелькают ослепительно бел_____ корой березы, зовут напиться ароматн____ сок.



Фамилия, имя ________________________________________________________________

Тест.

1.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? называется _________________________________________________

2. Прилагательные изменяются по ______________________________________________

3. Краткие прилагательные отвечают на вопросы ____________________________________________________________________________

4. У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак ____________________

5. В предложении полное прилагательное является _________________________________, а краткое_________________________________________________________



Фамилия, имя ________________________________________________________________

Тест.

1.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? называется _________________________________________________

2. Прилагательные изменяются по ______________________________________________

3. Краткие прилагательные отвечают на вопросы ____________________________________________________________________________

4. У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак ____________________

5. В предложении полное прилагательное является _________________________________, а краткое_________________________________________________________



Фамилия, имя ________________________________________________________________

Тест.

1.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? называется _________________________________________________

2. Прилагательные изменяются по ______________________________________________

3. Краткие прилагательные отвечают на вопросы ____________________________________________________________________________

4. У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак ____________________

5. В предложении полное прилагательное является _________________________________, а краткое_________________________________________________________

































Аспектный анализ урока



Анализ организации учебной работы на уроке

Ф.И.О. учителя Юрченко Ольги Викторовны

Предмет : русский язык

Класс: 5

Тема урока: «Имя прилагательное.»



Оборудование урока:


- какие средства обучения использовал учитель

На уроке использованы средства обучения: игры, презентация


- подготовлены ли наглядные пособия и ТСО

- презентация , карточки с индивидуальными заданиями




Тип и структура урока:


-Какой тип урока избран

Урок закрепления знаний и способов действий



Организация учебной работы на уроке:


— Как осуществлялась постановка задач на каждом этапе урока

На этапе актуализации знаний учащиеся учителем проведена ознакомительная работа по предстоящим видам деятельности обучающихся в виде самостоятельной работы по карточкам и фронтального опроса. Учитель в игровой форме практических заданий проводил закрепление основного материала по языковым уровням видами самостоятельной работы, педагогической игры,самопроверки,взаимопроверки , подводил учащихся к постановке задач на каждом этапе урока.

- Как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Решению основной дидактической задачи урока соответствовали индивидуальная,фронтальная и парная формы обучения.

- Осуществлялось ли чередование разных видов деятельности уч-ся

Плотность урока хорошая. На уроке осуществлялось чередование 8 видов деятельности. Средняя продолжительность составляла 5минут.

- Как учитель осуществлял развитие уч-ся ( развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы )

Учитель умело вовлекает учеников в работу при закреплении, используя задания игровой формы,самостоятельной работы, вопросы на развитие мыслительной деятельности. В процессе урока наблюдается активность детей, желание отвечать на вопросы ,самостоятельно находить решения, проводить взаимопроверку.

- Какие приемы использовал учитель для организации уч-ся

парная работа, дифференцированная работа ,взаиморефлексия, саморефлексия, наблюдение.


- Как подводил итоги этапов и всего урока

Учащиеся соотносят результат своей деятельности с поставленной целью, определяют своё знание и незнание, подводят итоги совместной деятельности.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!