Урок русского языка
по теме
«Имя прилагательное.»
5 класс
Учитель Юрченко О.В.
Цели урока
Образовательные:
- Обобщить знания учащихся о значении, морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного.
- Закрепить навыки правописания гласных в падежных окончаниях имен прилагательных и правописания кратких прилагательных с основой на шипящую.
- Повторить правописание окончаний имен существительных после шипящих и ц и правописание имен существительных с основой на шипящую.
Развивающие:
- Развивать логическое и аналитическое мышление учащихся.
Воспитывающие:
- Воспитывать эстетические чувства учащихся в отношении родной природы на примере текста о весне, интерес к изучению русского языка.
Оборудование
- презентация к уроку «Имя прилагательное. Повторение»
- Карточки с индивидуальными заданиями
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень надеюсь, что мы сегодня на уроке хорошо поработаем. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и приступим к уроку.
- А начать урок мне бы хотелось со стихотворения.
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило или радовало это?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным!
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!
- Для того чтобы рассказать об удивительном и разном, слова какой части речи нам необходимы?
- Сегодня на уроке мы будем повторять все то, что изучили в 5-м классе об имени прилагательном. Но только урок у нас необычный. Сегодня мы отправимся на экскурсию в зоопарк.
Нам необходимо будет вести записи, поэтому возьмем с собой записные книжки - наши тетради. Давайте оформим их.
На экране вход в зоопарк.
- Ребята, прежде чем попасть в зоопарк, нам необходимо приобрести билеты. Это карточки с заданием.
Самостоятельная работа по карточкам для каждого ученика.
- Итак, кого же мы встретим первым?
Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит "одолжить" он
У лесных пчёл мёд. (Медведь.)
- Сейчас у нас за окном весна, пробуждение жизни, пробуждение ото сна. Медведь спал всю зиму. Ему теперь после сна все кажется удивительным и интересным.
Фронтальный опрос.
И вам, ребята, от медведя задание. Расскажите об имени прилагательном по плану:
1. Что обозначает?
2. Как изменяется?
3. Чем является в предложении?
- Молодцы, справились с заданием. А теперь отправляемся дальше.
Кто на чёртиков похожи?
Строят всем смешные рожи!
Длинный хвост, большие уши,
На деревьях ждёт их ужин!
Очень любят есть бананы!
Кто же это? (Обезьяны)
- Обезьянка предлагает поиграть в игру "Найди лишнее" ( когда дети слышат прилагательное, то хлопают в ладоши).
Веселый, глупый, желтый, банан, ловкий, бегают, умный, разноцветный, мальчики, девочки, играют, радостные, лианы, озорной, скачут.
Это кто здесь самый главный?
Желтый, с гривою шикарной,
Не привык скрывать свой гнев,
Царь зверей, свирепый…(Лев.)
Списывание с грамматическим заданием.
- А теперь давайте выполним задание Льва. Определите род, число, падеж прилагательных, выделите окончания:
Сильный лев, огненную гриву, царственным взглядом, в голубую даль, на ярком солнце.
На лужайке целый час
Бегает игриво
Полосатенький матрас
С хвостиком и гривой. (Зебра.)
Образуем краткие формы прилагательных. На какие вопросы отвечают краткие имена прилагательные?
Работа по орфоэпии.
Белый- бел, бела, бело, белы; чёрный- чёрен, черна, черно, черны.
Летом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёж)
Упражнение в правописании кратких прилагательных с основой на шипящую.
Поговорим о правописании кратких прилагательных с основой на шипящую. Что мы знаем об этом? Задание от ежа такое, подберите прилагательные к существительным, употребите их в краткой форме.
Ёж колюч, лев могуч, медведь неуклюж, воздух свеж, ландыш пахуч.
Морфемный разбор прилагательных.
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живёт, кур крадёт. (Лиса.)
Маленький, серенький
По лесочку прыг – прыг!
По снежочку тык – тык! (Заяц.)
На репье он очень ловко
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол
Птичка бойкая … (Щегол.)
Работа с текстом.
1. На ветке сидит щегол. Он смотрит по сторонам и клюёт семечко. Птичка радуется приходу весны.
2. На ветке сидит красивый щегол. Он смотрит по сторонам и клюёт вкусное семечко. Маленькая птичка радуется приходу тёплой весны.
- Чем эти тексты отличаются? Какой текст красивее? Какова роль имен прилагательных в русском языке?
- Ребята, в литературе мы используем термин эпитет - красочное определение, в роли которого выступают имена прилагательные.
-На этом наша экскурсия подошла к концу. Поблагодарим наших зверюшек за то, что помогли нам вспомнить все то, что мы изучили в 5 классе об имени прилагательном. И для обобщения ваших знаний, я предлагаю вам тест.
Тест.
1.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? называется _________________________
2. Прилагательные изменяются по ___________________________________
3. Краткие прилагательные отвечают на вопросы _______________________
4. У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак _________
5. В предложении полное прилагательное является ______________________, а краткое_________________________________________________________
Самопроверка.
«5» – нет ошибок
«4» – 1 ошибка
«3» – 2 ошибки
«2» – больше 2 ошибок
Домашнее задание.
1.Ответить на контрольные вопросы (страница 96).
2.По выбору
А) описать любое дикое животное или
Б) выполнить упражнение 601.
Итог урока.
Приложения
Фамилия, имя ______________________________________________________
Вставь пропущенные буквы.
Как хорош и привлекателен весенний парк! По прозрачн ____, голубому небу плывут сероватые облака, ярк____ солнечн____ лучи освещают землю. От клейких почек воздух свеж и пахуч. Сквозь прошлогодн____ листву пробиваются первые зелен____ росточки. Повсюду на темн____ фоне дубов и осин мелькают ослепительно бел_____ корой березы, зовут напиться ароматн____ сока.
Фамилия, имя ______________________________________________________
Вставь пропущенные буквы.
Как хорош и привлекателен весенний парк! По прозрачн ____, голубому небу плывут сероватые облака, ярк____ солнечн____ лучи освещают землю. От клейких почек воздух свеж и пахуч. Сквозь прошлогодн____ листву пробиваются первые зелен____ росточки. Повсюду на темн____ фоне дубов и осин мелькают ослепительно бел_____ корой березы, зовут напиться ароматн____ сока.
Фамилия, имя ______________________________________________________
Вставь пропущенные буквы.
Как хорош и привлекателен весенний парк! По прозрачн ____, голубому небу плывут сероватые облака, ярк____ солнечн____ лучи освещают землю. От клейких почек воздух свеж и пахуч. Сквозь прошлогодн____ листву пробиваются первые зелен____ росточки. Повсюду на темн____ фоне дубов и осин мелькают ослепительно бел_____ корой березы, зовут напиться ароматн____ сок.
Фамилия, имя ________________________________________________________________
Тест.
1.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? называется _________________________________________________
2. Прилагательные изменяются по ______________________________________________
3. Краткие прилагательные отвечают на вопросы ____________________________________________________________________________
4. У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак ____________________
5. В предложении полное прилагательное является _________________________________, а краткое_________________________________________________________
Фамилия, имя ________________________________________________________________
Тест.
1.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? называется _________________________________________________
2. Прилагательные изменяются по ______________________________________________
3. Краткие прилагательные отвечают на вопросы ____________________________________________________________________________
4. У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак ____________________
5. В предложении полное прилагательное является _________________________________, а краткое_________________________________________________________
Фамилия, имя ________________________________________________________________
Тест.
1.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? называется _________________________________________________
2. Прилагательные изменяются по ______________________________________________
3. Краткие прилагательные отвечают на вопросы ____________________________________________________________________________
4. У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак ____________________
5. В предложении полное прилагательное является _________________________________, а краткое_________________________________________________________
Аспектный анализ урока
Анализ организации учебной работы на уроке
Ф.И.О. учителя Юрченко Ольги Викторовны
Предмет : русский язык
Класс: 5
Тема урока: «Имя прилагательное.»
Оборудование урока: | |
- какие средства обучения использовал учитель | На уроке использованы средства обучения: игры, презентация |
- подготовлены ли наглядные пособия и ТСО | - презентация , карточки с индивидуальными заданиями |
Тип и структура урока: | |
-Какой тип урока избран | Урок закрепления знаний и способов действий |
Организация учебной работы на уроке: | |
— Как осуществлялась постановка задач на каждом этапе урока | На этапе актуализации знаний учащиеся учителем проведена ознакомительная работа по предстоящим видам деятельности обучающихся в виде самостоятельной работы по карточкам и фронтального опроса. Учитель в игровой форме практических заданий проводил закрепление основного материала по языковым уровням видами самостоятельной работы, педагогической игры,самопроверки,взаимопроверки , подводил учащихся к постановке задач на каждом этапе урока. |
- Как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | Решению основной дидактической задачи урока соответствовали индивидуальная,фронтальная и парная формы обучения. |
- Осуществлялось ли чередование разных видов деятельности уч-ся | Плотность урока хорошая. На уроке осуществлялось чередование 8 видов деятельности. Средняя продолжительность составляла 5минут. |
- Как учитель осуществлял развитие уч-ся ( развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы ) | Учитель умело вовлекает учеников в работу при закреплении, используя задания игровой формы,самостоятельной работы, вопросы на развитие мыслительной деятельности. В процессе урока наблюдается активность детей, желание отвечать на вопросы ,самостоятельно находить решения, проводить взаимопроверку. |
- Какие приемы использовал учитель для организации уч-ся | парная работа, дифференцированная работа ,взаиморефлексия, саморефлексия, наблюдение. |
- Как подводил итоги этапов и всего урока | Учащиеся соотносят результат своей деятельности с поставленной целью, определяют своё знание и незнание, подводят итоги совместной деятельности. |