Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | С существительным дружу И нисколько не тужу. Моя основная примета: Обозначаю признак предмета. Лед какой? Холодный,гладкий. Чай какой? Горячий,сладкий. Изменяюсь по родам, Числам и падежам. Люблю детей внимательных. Я же……………….!(прилагательное) | Рифмованное начало урока | Ф | Создание условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Учитель читает стихотворение, просит учащихся закончить его Учитель просит сформулировать тему урока | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку Учащиеся формулируют тему урока | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Оно(море) меняется на глазах каждый час. То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. | Кто быстрее? Работа с текстом, вопросы к тексту | И | Учитель предлагает прочитать текст, найти имена прилагательные, определить, какой признак обозначает прилагательное | Читают текст, называют имена прилагательные, пробуют определить, какой признак обозначает имя прилагательное | |
Выявление места и причины затруднения | Организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей | Мы нашли все имена прилагательные. На что ориентировались?(вопрос, значение) В чём возникло затруднение? (определение значение прилагательных) учитель предлагает работу с учебником «Теория» : прочитать, выяснить общее грамматическое значение прилагательных (признаки, которые могут обозначать прилагательные) Затем предлагает придумать примеры на каждый признак, который обозначает прилагательное (цвет, вкус, запах, оценку, признаки характера, признаки умственной и речевой деятельности) | Работа с текстом параграфа, Игра «Кто больше?» | Ф | Учитель предлагает прочитать текст параграфа, дополнить знания по признакам, которые могут обозначать прилагательные. Затем игра «Кто больше?» | Работают с текстом параграфа, придумывают имена прилагательные на заданный признак | |
Построение проекта выхода из затруднения | постановка целей учебной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации. | Н доске рисунок : три кита и подпись : Часть речи Учитель просит подумать, как иллюстрация связана с темой урока (ОГЗ, морфологические признаки, синтаксическая функция) Учитель предлагает разделиться на 3 группы (по предпочтениям) и , анализируя текст, определить ОГЗ прилагательных, морфологические признаки и синтаксическую функцию Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора- Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера | Беседа | И Г | Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся, подводит к обобщению: представленные слова разные, так как называют три разных, ничем не похожих предметов, не имеют ничего общего в значении и похожи только внешне- по написанию и произношению. | Отвечают на вопросы, выполняют задания. Формируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | |
Реализация построения проекта | построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | После анализа предоставленного материала , учащиеся составляют кластер «Имя прилагательное» | Кластер | Г | Предлагает учащимся обобщить информацию с помощью кластера | Составляют кластер | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Учитель читает стихотворение, если учащиеся слышат имя прилагательное, нужно поднять руку, если названо краткое прилагательное, то нужно встать и объяснить, почему они так решили Несказанное, синее, нежное... Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя - поле безбрежное - Дышит запахом мёда и роз. Я утих. Годы сделали дело, Но того, что прошло, не кляну. Словно тройка коней оголтелая Прокатилась во всю страну. Напылили кругом. Накопытили. И пропали под дьявольский свист. А теперь вот в лесной обители Даже слышно, как падает лист. Колокольчик ли? Дальнее эхо ли? Всё спокойно впивает грудь. Стой, душа, мы с тобой проехали Через бурный положенный путь. Разберёмся во всём, что видели, Что случилось, что сталось в стране, И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине. Принимаю, что было и не было, Только жаль на тридцатом году - Слишком мало я в юности требовал, Забываясь в кабацком чаду. Но ведь дуб молодой, не разжёлудясь, Так же гнётся, как в поле трава... Эх ты, молодость, буйная молодость, Золотая сорвиголова! (на слайде презентации прилагательное в стихотворении выделяется другим цветом) | Игра с поднятием рук | Ф И | Направляет на решение заданий, контролирует правильность выполнения.. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и усвоения материала | Выполняют задание, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Смотрят презентацию | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. | Предлагает выполнить задание и проверить себя по образцу(на презентации) Прочитать предложение, найти имя прилагательное, определить его синтаксическую функцию и морфологические признаки. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Константин Георгиевич Паустовский | Проверка по образцу | И | Предлагает выполнить задание, проверить себя по образцу | Читают задание, проверяют себя | |
Физкультминутка | Осознание необходимости внимания к здоровому образу жизни | Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) | | Ф | Организует физминутку | Выполняют физические упражнения | |
Включение в систему знаний и повторение | повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Предлагает учащимся написать небольшое эссе «Если бы не было прилагательных» | Эссе | И | Предлагает учащимся написать небольшое эссе «Если бы не было прилагательных» | Размышляют, пишут небольшое эссе | |
Рефлексия учебной деятельности | самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа | -Что нового узнали на уроке? -Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? -Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? | беседа | И | Оценивает работу учащихся | Отвечают на вопросы, заполняют листы самооценки | |