Урок по русскому языку в 4 классе
Тема: Имя прилагательное
Цель: 1)обобщить знания учащихся об имени прилагательном, как части речи.
2) развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, умение находить имя прилагательное в тексте, употребление их в устной речи.
3)воспитывать умение слушать друг друга, наблюдательность, любовь к природе .
Тип урока: Урок повторение.
Методы урока: игровая, групповая, работа в парах.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Психологическая минутка: прозвенел для нас звонок , начинаем наш урок. Встали ровно, улыбнулись. Друг на друга посмотрели и за парты тихо сели.
3.Оформление тетради. Давайте на минутку вспомним алфавит, чтобы узнать какая буква находится между буквами Ж …И (З)
4.Чистописание
А теперь в тетрадях пропишем большую и маленькую букву Зз.
Послушайте загадку: Запорошила дорожки, разукрасила окошки. Это к нам пришла она, белоснежная волшебница (зима) .Запишем слово зима и подберём к ним однокоренные слова: зима, зимушка, зимний , зимовать. Выделить корень. А почему мы их называем однокоренными?
5.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас урок повторение. Мы будем говорить всё, что знаем об имени прилагательном. Повторение об имени прилагательном.
Обратите внимание на эту запись на доске. Вам нужно закончить начатую мысль :
1. Имя прилагательное – это…….
2.Прилагательное обозначает ……
3.Прилагательное отвечает на вопросы…..
4.Изменяется по ……, по ……, по …..
5. Склонение – это изменение по ……
Молодцы, ребята. А теперь по этой схеме прилагательное +существительное составим словосочетание (зимний день, зимняя погода, зимнее солнце, зимние каникулы).
6. Творческая работа.
А сейчас совершим небольшое путешествие в зимний лес. Что изображено на этом рисунке? Составим предложения на эту тему. Дети составляют предложения про зимний лес. А как вы думаете, кого в лесу не хватает? (зверей). Вот по этим признакам вы должны угадать о каком животном идёт речь. Раздаю карточки.
-Серый, всегда голодный, злой, хищный.(волк)
- Длинные уши, трусливый, крепкие зубы, белая шубка. (заяц)
- Рыжая, пушистая , хитрая, ловкая.( лиса)
- Умелая, запасливая, быстрая, ловкая (белка.)
Где можно расположить на рисунке этих зверей? Прикрепляют на плакате. Затем каждая группа составляет и записывает мини – текст на тему: Зимний лес. Находят прилагательные, определяют род, число, падеж.
Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем.
Отдохнём мы на привале.
Вправо влево повернись.
Наклонись и поднимись.
Руки вверх. Руки в бок.
И на месте прыг да скок .
А теперь мы дружно сядем.
Нам ещё работать надо.
8.Работа в парах. Задание «снежинки». С неба на нас полетели белые, необычные снежинки с заданиями. Вам нужно определить падеж имён прилагательных в следующих словосочетаниях (по тонкому льду, маленькое дело, с любимым героем, хорошего друга, красивую куклу, о добром человеке.
9. Работа с учебником стр. 90-91. Упражнение выполняют по вариантам.
Игра «Магазин». Ребята, как вы думаете. Зачем мы ходим в магазин? Вы по этим предметным картинкам назовите магазин, в котором можно это всё купить.
1.Хлеб (хлебный). 2.Овощи (овощной) 3. Цветы (цветочный) 4. Обувь (обувной) 5. Книга (книжный ) 6. Мебель (мебельный).
Рассыпанные предложения. Вам нужно расставить слова по смыслу , чтобы получилось предложение и найти прилагательное ,определить род,число,падеж.
1.Детям морозит зимний ветерок щёки
2.Солнце зимнее озарило лес
10.Обобщение об имени прилагательном . Диаграмма Венна .
Трудно будет без него, если пропадёт оно. Очень замечательное имя прилагательное .Что общего ? И что разного?
Заполнение таблицы «Да» «НЕТ». Если согласны с моим мнением ,то ставите +, если не согласны ,то ставите - .Слушаем вопросы :
Имя прилагательное отвечает на вопросы Кто? Что?
Имя прилагательное обозначает признак предмета.
Изменяются по падежам , числам , родам,
Слова красивая, добрая, умная, среднего рода
11.Итог урока .
О какой части речи мы говорили на уроке?
Что вы узнали об имени прилагательном?
Спасибо вам за активную работу на уроке.
Домашнее задание : повторить правило .