Поурочный план урока № 14
Кабинет: №408
Күні\Дата: 28.11.2019
Топ\Группа: 131
Пәні\Предмет «Русский язык и литература»
Сабақтың тақырыбы\Тема урока:
Морфология. Имя прилагательное.
Разряды прилагательных. Правописание прилагательных
Сабақтың мақсаты:/Цели урока:
Общедидактическая: создать условия для осмысления темы урока
Шолу/ Образовательная:повторить и обобщить основные сведения об имени прилагательном как о части речи; совершенствовать навыки правописания имён прилагательных, закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи;
Дамыту/Развивающая: развитие орфографической зоркости и навыков использования прилагательных в речи, монологического ответа, логического и аналитического мышления; развитие творческих способностей учащихся, умений создавать проекты;
Тәрбиелик/Воспитательная: воспитание чувства коллективизма, умения работать в группе.
Сабақтың түрі/ Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала
Сабақ түрі/Вид урока: урок – практикум, с элементами беседы, групповая работа учащихся
Оқыту әдісі/ Методы обучения: частично – поисковый, метод проектов, исследовательский в основе которого совместная творческая деятельность учителя и учащихся, общение обучающихся друг с другом, с учителем.
Пәнаралык байланыс/ Межпредметная связь: литература
Материалдық-техникалық жабдық/Материально-техническое обеспечение:
Оқушылар білуі керек/Учащиеся должны знать: разряды прилагательных, степени сравнения, правописание имен прилагательных
Оқушылар істей білуі керек/ Учащиеся должны уметь: делать морфологический разбор имени прилагательного.
Открытый урок по русскому языку в 131 группе
Тема: Имя прилагательное, разряды по значению.
Правописание прилагательных.
Цели и задачи:
-
повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Имя прилагательное»;
-
развитие орфографической зоркости и навыков использования прилагательных в речи, монологического ответа, логического и аналитического мышления;
-
развитие творческих способностей учащихся, умений создавать проекты;
-
воспитание чувства коллективизма, умения работать в группе.
Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала
Вид урока: урок – практикум
Методы: частично – поисковый, метод проектов, исследовательский.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация
Ход урока
Дар речи - великое счастье человека.
Любить свой родной язык, хорошо знать его,
уметь пользоваться им во всем его богатстве –
это и обязанность и радость.
Л. Успенский
-
Организационный момент
-
Приветствие. Ребята! Я надеюсь на плодотворную, совместную работу. Договорились? А начнем наш урок с эпиграфа (слайд 1)
-
Психологический настрой. Ральф Эмерсон сказал: «Совместный труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в одиночку »
Внимательно посмотрите друг на друга и ответьте на вопрос.
Почему именно эта цитата была взята к сегодняшнему уроку? (потому что в группе работать легче, каждый может высказать свое мнение и сделать вывод).
Скажите, а работа, совместный труд может пригодиться в жизни? Где? (в коллективе, на работе)
-Итак, ребята, у нас сегодня урок-практикум. Что мы будем делать в первую очередь? (повторять изученный материал)
-
Объявление темы урока
Сегодня на уроке мы должны повторить и обобщить то,
что мы знаем об имени прилагательном.
Тема нашего урока – Имя прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. (слайд 2)
- Открываем тетради, записываем, число и тему урока.
Формулирование задач урока.
Проблемный вопрос: что знаем об имени прилагательном? (слайд 3)
- Кто из вас может справиться с целеполаганием?
( Совершенно верно, целями урока будут следующие:
1 – познакомиться с делением прилагательных на 3 разряда;
2 – научиться находить качественные прилагательные в речи;
3 – сформировать навык определения их роли в предложении, использования их в своей речи)
Шаги варианта решения:
Варианты решения (слайд 4):
-что такое имя прилагательное;
-морфологические признаки;
-синтаксическая роль;
-разряды прилагательных.
Варианты решения проблемного вопроса мы с вами должны найти в течение нашего урока.
3. Объяснение нового материала.
-Каждый предмет имеет признаки, в которых проявляется его особенность. Для названия признаков предметов в языке есть специальные слова. Это прилагательные.
Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. ( Работа с текстом, выпишите прилагательные из текста). Понимание. 5 мин. Чтение текста
(Слайд 5) Мавзолей Ибрая Алтынсарина. (Выпишите прилагательные.)
Одним из главных условий модернизации общественного сознания является сохранение собственного национального культурно-генетического кода, фундаментальная основа которого - патриотизм. Соединяясь с ценностями и нравственными ориентирами, патриотизм приобретает национальную идею - основную национальную стратегию государства. И одна из его основ закладывается в любви и преданности своему аулу, краю, его истории, культуре, традициям и быту, нравственному долгу перед Родиной, своей малой родине, родной земле - Туған жер. Проект Сакральная география Казахстана сконцентрирован на духовных святынях нашей страны, несущих в себе общенациональный характер. Каждый объект имеет свою известную и писаную историю. Выдающийся представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования, организатор ряда школ - Ибрай Алтынсарин родился осенью 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда Тургайской области. Рано лишившись отца, воспитывался в семье старшего брата отца знатного бия Балгожи Жанбуршина.Ибрай Алтынсарин, будучи очень образованным человеком, много внимания уделял народному образованию. В октябре 2017 года состоялось торжественное открытие мавзолея после реконструкции. Площадь комплекса составляет 68 кв.м., высота - 15 метров, изготовлен он из известняка. Также при строительстве использовался гранитный камень, а фасад украшен декоративными элементами в национальном стиле. Помимо реконструированного здания, здесь появились два гранитных стенда, на одном изображена карта школ, открытых И. Алтынсариным, а на втором – цитаты из программной статьи Президента на казахском, русском и английском языках.
Задание: Скажите, какую роль играют прилагательные в тексте?
ВЫВОД: Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее.
«Мозговой штурм»
-
Почему прилагательное называют прилагательным?
-
Что обозначает имя прилагательное?
-
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
-
Как изменяется имя прилагательное?
-
Каким членом предложения чаще всего бывает прилагательное?
-
Какие признаки предмета обозначают прилагательные?
(слайд 6,7)
-Вспомним, от чего зависит род, число имён прилагательных в устной и письменной речи.
-Как выражается эта зависимость?
Давайте перейдем к следующему заданию.
Вашему вниманию представлено стихотворение Абая Кунанбаева.
Из текста стихотворения в рабочую тетрадь выпишите словосочетания «прилагательное + существительное», определяя род, число прилагательных.
Со старой надеждой, чьи листья желты,
В мечтаньях прожил я, и дни те пусты.
Меня раздражают, лишают покоя,
Те давние дни, что в тумане мечты.
Пору сновидений принять ли всерьез?
Открытый для мысли, закрыт будь для грез.
В себе ты имеешь ли в дружном союзе
Горячее сердце, обличье и мощь?
Подобен миражному блику народ.
Он, правду приемля, с тобой не пойдет.
К чему тебе мненье толпы неразумной?
Займись же собою, настал твой черед.
- Открываем учебники на странице 132-133.
По значению выделяются три разряда имен прилагательных: Качественные прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени
Качественные прилагательные (слайд 8)
1) обозначают такой признак (качество) предмета, которое может быть в большей или меньшей степени
2) какой? каков? красивый
3) есть краткая форма красив
4) есть степени сравнения
красивее, самый красивый…
5) могут сочетаться с наречиями:
очень, чрезвычайно, слишком, совсем, слишком красивый
6) образуются сложные прилагательные путём повтора:
бледный-бледный
7) изменяются по родам, числам, падежам
8) в предложении: определением, сказуемым.
(слайд 9) Относительные прилагательные - указывают на признак через отношение к другому предмету, они образованы от именных основ (золотой, городской, мясной);
(слайд 10) Притяжательные прилагательные - Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному. Отвечают на вопросы: чей? чья? чье? чьи?
4.Работа в группах. (слайд 11)
Отразить на постерах все, что знаете об имени прилагательном.
Перед вами лежат информация об имени прилагательном. Ваша задача объяснить каждому в группе о разрядах прилагательных. (Лидер)
1гр. Общие сведения о прилагательных
2 гр. Качественные прилагательные
3 гр. Относительные прилагательные.
4 гр. Притяжательные прилагательные
(Самостоятельная работа 10-15 минут, затем идет защита постеров)
5. Распределительный диктант (слайд 12)
Запишите прилагательные в составе словосочетаний в таблицу, правильно распределив их по разрядам
качественные | относительные | притяжательные |
Декабрьская метель, зеленый лес, теплое молоко, сильный ветер, железный прут, волчий хвост, детский смех, отзывчивая девочка, тетина сумка, Сережина книга, свинцовая пуля, свежий ветер, крокодильи слезы, стеклянная терраса.
(слайд 13 проверка)
Мы с вами говорили о степенях сравнения у качественных прилагательных.
(учебник стр 134-135)
(слайды 14)
6.Конструирование. (слайд 15)
Задание: от качественных прилагательных образовать степени сравнения (работа в группах)
Высокий – выше, менее высокий, высочайший, самый высокий
Честный – честнее, более честный, честнейший, честнее всех
Умный – умнее, менее умный, умнейший, наиболее умный
Ласковая – ласковей, менее ласковая, ласковейшая, ласковей всех
7. Полные и краткие прилагательные (слайд 16,17,18,19)
8.Минута отдыха(слайд 20)
Задание: вставьте имена прилагательные в названия произведений известных писателей.
№ | Автор | Название произведения |
1 | Ч. Айтматов | «… пароход» |
2 | Н. В. Гоголь | «… души» |
3 | А. С. Пушкин | «… дочка» |
4 | А. П. Чехов | «… сад» |
5 | С. Сейфуллин | «… путь» |
6 | Г. Андерсен | «… утёнок» |
7 | Братья Гримм | «… музыканты» |
(смотреть по времени)
9. Словарный диктант «Проверь себя!»
Правописание прилагательных страница в учебнике 140-145
Задание: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Ледя( н, нн )ая вода; лу ( н, нн ) ый свет; кругло (суточный); (не) интересный доклад; операцио( н, нн )ый блок; оси (н, нн )ый лист; (не) мягкий, а твердый карандаш; (не)навистный; ветря( н, нн )ая мельница; брат (ск, к) ий; казахско (русский) словарь; уз (ск, к) ий; совреме (н, нн)а; черномор (ск, к)ий; близ (ск, к)ий; вовсе (не) интересный фильм; немец (ск, к)ий; багрово (красный); научно (фантастический) журнал; велико (державный).
10. Заключение
В заключении хотелось бы заняться немного творчеством.
- Какие главные праздники приближаются в Казахстане?(слайд 21)
Задание: подведя итог вышесказанному, используя прилагательные, составьте творческие проекты по темам: «Казахстан» и «Президент». В своей творческой защите употребите прилагательные
Итак, наш урок подходит к концу. Давайте сделаем выводы по теме
- Что такое имя прилагательное?
- Назовите морфологические признаки прилагательного.
- какую синтаксическую роль выполняют имена прилагательные?
- Какие разряды прилагательных выделяются в русском языке?
Давайте составим синквейн по теме «Имя прилагательное»
Выставление оценок.
Домашнее задание параграф 15,16 упр 286
РМ для учащихся по теме: «Имя прилагательное»
-
Мавзолей Ибрая Алтынсарина. (Подчеркните прилагательные.)
Одним из главных условий модернизации общественного сознания является сохранение собственного национального культурно-генетического кода, фундаментальная основа которого - патриотизм. Соединяясь с ценностями и нравственными ориентирами, патриотизм приобретает национальную идею - основную национальную стратегию государства. И одна из его основ закладывается в любви и преданности своему аулу, краю, его истории, культуре, традициям и быту, нравственному долгу перед Родиной, своей малой родине, родной земле - Туған жер. Проект Сакральная география Казахстана сконцентрирован на духовных святынях нашей страны, несущих в себе общенациональный характер. Каждый объект имеет свою известную и писаную историю. Выдающийся представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования, организатор ряда школ - Ибрай Алтынсарин родился осенью 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда Тургайской области. Рано лишившись отца, воспитывался в семье старшего брата отца знатного бия Балгожи Жанбуршина.Ибрай Алтынсарин, будучи очень образованным человеком, много внимания уделял народному образованию. В октябре 2017 года состоялось торжественное открытие мавзолея после реконструкции. Площадь комплекса составляет 68 кв.м., высота - 15 метров, изготовлен он из известняка. Также при строительстве использовался гранитный камень, а фасад украшен декоративными элементами в национальном стиле. Помимо реконструированного здания, здесь появились два гранитных стенда, на одном изображена карта школ, открытых И. Алтынсариным, а на втором – цитаты из программной статьи Президента на казахском, русском и английском языках.
-
Стихотворение Абая Кунанбаева. Из текста стихотворения в рабочую тетрадь выпишите словосочетания «прилагательное + существительное», определяя род, число прилагательных.
Со старой надеждой, чьи листья желты,
В мечтаньях прожил я, и дни те пусты.
Меня раздражают, лишают покоя,
Те давние дни, что в тумане мечты.
Пору сновидений принять ли всерьез?
Открытый для мысли, закрыт будь для грез.
В себе ты имеешь ли в дружном союзе
Горячее сердце, обличье и мощь?
Подобен миражному блику народ.
Он, правду приемля, с тобой не пойдет.
К чему тебе мненье толпы неразумной?
Займись же собою, настал твой черед.
3. Запишите прилагательные в составе словосочетаний в таблицу, правильно распределив их по разрядам
качественные | относительные | притяжательные |
Декабрьская метель, зеленый лес, теплое молоко, сильный ветер, железный прут, волчий хвост, детский смех, отзывчивая девочка, тетина сумка, Сережина книга, свинцовая пуля, свежий ветер, крокодильи слезы, стеклянная терраса.
4. Словарный диктант «Проверь себя!»
Правописание прилагательных страница в учебнике 140-145
Задание: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Ледя( н, нн )ая вода; лу ( н, нн ) ый свет; кругло (суточный); (не) интересный доклад; операцио( н, нн )ый блок; оси (н, нн )ый лист; (не) мягкий, а твердый карандаш; (не)навистный; ветря( н, нн )ая мельница; брат (ск, к) ий; казахско (русский) словарь; уз (ск, к) ий; совреме (н, нн)а; черномор (ск, к)ий; близ (ск, к)ий; вовсе (не) интересный фильм; немец (ск, к)ий; багрово (красный); научно (фантастический) журнал; велико (державный).
Домашнее задание параграф 15,16 упр 286