СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное как часть речи. Употребление имён прилагательных в речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи. Употребление имён прилагательных в речи.

Цели урока:

1. Обобщение и систематизация изученного по теме:" Имя прилагательное"

Дать понятие об употреблении имён прилагательных в речи;

2. Развитие критического мышления, познавательных навыков.

 

3. Актуализация знаний. Определение темы и цели урока.

Просмотр содержимого документа
«urok_fgos»



Тема урока: Имя прилагательное как часть речи. Употребление имён прилагательных в речи.

Цели урока:

1. Обобщение и систематизация изученного по теме:" Имя прилагательное"

Дать понятие об употреблении имён прилагательных в речи;

2. Развитие критического мышления, познавательных навыков.

3. Актуализация знаний. Определение темы и цели урока.

- Вспомните, о какой части речи мы говорили на прошлом уроке, и найдите слова этой части речи в строчках Сергея Есенина:

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки

И горят серебряные росы.

-В течение 2-х минут коротко запишите всё, что вы можете сказать об этих прилагательных .

- Давайте систематизируем полученную информацию (составление кластера).

Прилагательное 

1. Общее значение

А. признак предмета

а) цветовой признак

б) качественный признак

2. Морфологические признаки прилагательного

А. род

Б. число

В. падеж

3. Синтаксическая роль прилагательного

А. определение

- Очень занимательное имя прилагательное,

Трудно будет без него, если пропадёт оно.

- Посмотрите ещё раз на строчки Есенина и скажите, что случится, если из них убрать все прилагательные? (Станут неинтересными, бесцветными, исчезнут звуки и т.д.)

- Итак, на какой вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке? (Зачем нужны прилагательные?/ Какую роль играют прилагательные в тексте?)

Запись темы на доске и в тетради.

Основная часть урока:

IV. Работа по проблеме урока.

Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную полянку. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой и как радует глаз вторая. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зелёные, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, круглые, стрельчатые, фиолетовые, прямые и т.д.

Всё это разнообразие передаётся с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна

1 задание. Запишите предложение:

Берегите нашу землю, её леса и реки, её луга и озёра, её небо.

Распространите предложение прилагательными.

Что изменилось в предложении? Почему?

- Когда мы оглядываем мир вокруг себя, мы видим, что он состоит из предметов. Когда мы всматриваемся, вслушиваемся, мы начинаем понимать, что все предметы как бы состоят из свойств и качеств. Именно их и обозначают, передают в речи имена прилагательные. По признакам, которые обозначает имя прилагательное, легко восстановить сам предмет. Давайте попробуем сделать это.

Игра «Опознай незнакомца».

Высокое, ветвистое, раскидистое...

Трусливый, длинноухий...

Яркое, ослепительное, лучезарное...

Разноцветная, дугообразная...

Большой, лохматый, белый, северный...

Большой, кирпичный, многоэтажный...

(Дерево, заяц, солнце, радуга, медведь, дом.)

Как видите, перечисления постоянных признаков предмета оказалось достаточно, чтобы узнать «предмет» или «существо».


Вставьте в текст нужные по смыслу имена прилагательные.

Пригрело _______ солнышко. На ________ полянке начал таять снег. С пригорка по ложбинке побежал ________ ручеёк, наполнил до краёв _______ и _______ лужу, перелился через край и дальше в лес побежал. Опустели _______ квартиры в _______ пне. Выполз из трухи _______ тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенёк. И лягушка тоже от _______ сна очнулась. Ожил под _______ _______ солнцем и _______ _______ дом - муравейник. Вместо _______ квартир теперь на полянке появились _______ - _______ .


Слова для справок: весенний, лесной, веселый, большой, зимний, старый, длиннохвостый, зимний, глубокий, теплый, весенний, огромный, лесной, зимний, новый, весенний.


На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Правильно, они отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи? - в зависимости от того, какие слова-существительные стоят рядом с ними.

- Каждый вопрос предназначен только для одного рода существительных. Имена прилагательные хитрые, они «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к роду имен существительных. Существительное снег – мужского рода, значит, прилагательное белый – мужского рода.

- Род прилагательного определяется по роду существительного. Число тоже определяется по имени существительному. Множественному числу соответствует вопрос какие? Например: цветущие сады, белые снега.

- Имена прилагательные могут изменять ещё и род. Это необходимо для того, чтобы они могли ПРИЛАГАТЬСЯ к существительным любого рода. Изменяться по родам – это, пожалуй, и есть самая главная отличительная особенность прилагательных.

- Так что же такое имя прилагательное? Об этом оно вам расскажет само. Послушайте стихотворение.

- Я слово замечательное, -

Сказало прилагательное,-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет –

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь.


Работа по учебнику. упр. 196 на стр. 72

Итог урока:


- Мы славно потрудились, пора подводить итоги. Скажите, пожалуйста, на какой вопрос мы искали ответ? (Какую роль выполняют прилагательные в речи?)

- Что нового узнали и хотите рассказать родителям?

- Что не до конца получилось, какие вопросы возникли?

- Что самое главное мы теперь можем сказать о прилагательном и его роли в нашей речи? Попробуем ответить на этот вопрос, составив синквейн. (дети могут работать как самостоятельно, так и в парах):

Прилагательное

изобразительно-выразительное

описывает, характеризует, рисует.

Трудно будет без него, если пропадёт оно.

Художница.

- Прочитайте, что у вас получилось. Молодцы! С каким настроением вы заканчиваете урок, опишите его при помощи прилагательных.

-Дома я вам предлагаю приготовить описание предмета, не называя его, а чтобы вам было интереснее выполнять это задание, загадаю на прощание загадку. Подумайте, о чём идёт речь:

- Она чёрная?

- Нет, она красная!

- А почему же она белая?

- Потому что ещё зелёная. (Смородина).


Подведение итогов. Выставление оценок.

Д.З: составить кластер по теме. Упр № 34,37.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!