СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Имя прилагательное как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Имя прилагательное как часть речи" является первым занятием по данной теме. На занятии обучающиеся вспоминают основные признаки данной части речи.

Просмотр содержимого документа
«"Имя прилагательное как часть речи"»

Тема: Имя прилагательное как часть речи (первый урок по теме в 5 классе)

 Цель урока: создать условия для повторения морфологических признаков прилагательных, определения их синтаксической роли в предложении.

Задачи урока:

предметные: добиться от учащихся осмысления понятия «признак» применительно к имени прилагательному, определять синтаксическую роль имени прилагательного.

метапредметные: владеть разными видами чтения, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;

личностные: формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других.

Оборудование: конспект урока. Оценочные листы.

Ход урока.

Организационный момент. Приветствие.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно Записываем дату.

Мотивация.

Наш урок- первый в самом начале большой темы. И я предлагаю вам немного побыть следователями, детективами.

Целеполагание и постановка учебных задач.

Нам предстоит расследовать дело об исчезновении.

Письмо: «Уважаемые коллеги! Наше агентство получило срочное секретное сообщение: в стране Морфологии случилось ужасное ЧП – пропала важная часть речи. Наша задача – отыскать и вернуть ее, иначе жизнь в стране станет серой и безрадостной».

Вот приметы пропавшей части речи:

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный,гладкий.
Чай какой? Горячий,сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?..(имя прилагательное).

Запишите тему урока: «Имя прилагательное как часть речи»

Какая орфограмма встретилась вам в названии части речи?

Чередование гласных в корне слова.

Как вы понимаете смысл названия части речи?

Приложенное, добавленное к чему-нибудь.

К чему же «приложено» прилагательное?

К имени существительному.

– Почему с именами существительными? (Существительное обозначает предмет, а прилагательное – признак предмета)

– Действительно, прилагательные неотделимы от существительных.

Для того чтобы дальше продолжить расследование, необходимо определить цель нашей работы, составить план.

Цель урока. Поближе познакомиться с именем прилагательным. Совершенно верно. Ведь это только первый урок большой темы «Имя прилагательное».

По опорным фразам сформулируйте цель урока:
Опорные фразы:

Повторить изученное об … (имени прилагательном)

Учиться … речи (использовать прилагательные в устной и письменной речи)

Определить … в предложении. (синтаксическую функцию прилагательных)

Но как же нам поближе познакомиться с именем прилагательным, чтоб ничего не напутать? Можно составить план работы на уроке. Посмотрите на слайд. Я предлагаю вам расставить цифры:

в какой последовательности, по-вашему, стоит рассматривать учебный материал.

План урока

  1. Общее значение имени прилагательного

  2. Морфологические признаки имени прилагательного

  3. Синтаксическая роль

  4. Роль прилагательного в речи.

– Что нам нужно вспомнить об имени прилагательном? (1. Общее значение, 2. Морфологические признаки, 3. Синтаксическая роль)
– А зачем нам нужно это знать? (Чтобы уметь отличать прилагательные от других частей речи, правильно употреблять имена прилагательные, чтобы речь была красивая, точная…)

Каждый сыщик, приступая к делу, опрашивает свидетелей.

Что мы знаем о прилагательном изначальной школы?

Дети: Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета.

Перед вами 2 варианта текста. Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой?

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Учитель: Все слова вам понятны?

Учитель: Скажите, почему дятла называют лесным лекарем?

Дети: Потому что он лечит деревья от насекомых

Учитель: Да, у него много достоинств. И о них мы узнаем больше из второго текста.

Учитель: Сравните по объему. Где больше слов.? Где описание дятла более точное?

Дети: Во втором.

Учитель:

Подчеркните слова, благодаря которым описание дятла более точное.

Дети: Глухой ритмичный стук, чёрная птица, яркими, красными перышками, сильный острый прямой клюв, большую часть времени, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь.

(показывается слайд с выделенными прилагательными)

Учитель: К какой части речи относятся выделенные слова?

Дети: К прилагательному

Учитель:К какому выводу вы пришли, для чего в речи используются прилагательные?

Дети: Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным, выразительным.

Прилагательные создают яркое зримое представление о предмете, явлении.

На какой вопрос они отвечают?

Прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? чей?

Учитель: Выполните следующее задание:

Вставьте окончания в имена прилагательные, определите род, число и падеж.

Глух.., ритмичн.. стук(м.р., ед.ч., И.п.),лесн... царь(м.р., ед.ч., И.п.), лесн... птица(ж.р., ед.ч., И.п),длинн... клюв(м.р., ед.ч., И.п.), голуб... небо (ср.р., ед.ч., И.п.), ярк , красн перышки(мн.ч., И.п.),вредн.. насекомые(мн.ч., И.п.), больн деревья(мн.ч., И.п.).

-Какой это признак прилагательного. Посмотрите, можем ли мы сказать лесная царь или лесной птица?

Дети: Нет

Учитель: А почему?

Дети: Потому что слово птица стоит в ж.р. и прилагательное должно стоять в ж.р.

Учитель: Какой это признак прилагательного?

Дети : Прилагательные ставятся в том же роде, числе, что и сущ.

Учитель: Молодцы, ребята!Правильно! Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и ещё в падеже. Например: Глухой, ритмичный стук-Стук- определяемое существительное - какой? Сущ. Стук стоит в м.р. , т.к. имеет нулевое окончание, в ед. ч, им п., значит прил. тоже должно стоят в м.р, им.п, ед. числе.

А какая форма прилагательного считается начальной (И.п., ед.ч, м.р)

Вывод: Прилагательное - самостоятельная часть речи, Которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей7

Прилагательные изменяются по числам, падежам и в единственном числе – по родам.

Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.

Мы сейчас сформулировали морфологические признаки имени прилагательного

Физкультминутка.

Фонематическая физкультминутка

  1. За – за – за – у мамы добрые глаза.

  2. Ра – ра – ра – у нас с братом дел гора.

  3. Иш – иш – иш – это наш малыш.

  4. Ца – ца – ца – растет груша у крыльца.

  5. Чок – чок – чок – зеленый кабачок.

  6. Щи – щи – щи – из капусты варим щи.

  7. Гу – гу – гу – ландыши на берегу.

  8. Ой – ой – ой – поиграй со мной.

Для детектива важна хорошая физическая форма. Сейчас нам необходимо собрать улики. Я буду называть слова, а вы будете выбирать из этих слов не только имена прилагательные, но и оставшиеся слова: глаголы и существительные. Все слова аккуратно разложим по своим коробкам. Итак, правила: Видим прилагательное – присесть, глагол – подпрыгнуть, существительное – хлопнем в ладоши. Начали:

Слова: Белый, краснота, белизна, белеть, синеть, синь, славные, хороша, синева, зелень, молодую, веселых, деревянное, красивым, красить.

Улики отобраны. Молодцы, ребята!

Вставьте подходящие по смыслу прилагательные, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…) воздухом. 2. Сквозь (…) деревья пробивались (…) лучи.3. (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 4. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.

Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный, высокий, солнечный, маленький, зеленый.

Слово учителя.

Расследование продолжается, оно близко к завершению. Но вот еще один важный свидетель, который видел прилагательное по дороге в страну Синтаксиса. Нам нужно определить синтаксическую роль прилагательных в предложении.

Работа со взаимопроверкой.

Внимательно посмотрите на предложения.

Распустился красивый цветок.

Цветок красив.

-Спишите.

-Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Найдите прилагательные. Определите, каким членом предложения они могут являться.

Вывод: имена прилагательные в предложении являются определением или сказуемым.

Ну что ж ребята, по крупицам мы собрали сведения об имени прилагательном. Самое время обобщить собранную информацию.

Систематизация и обобщение.

-Итак, ребята, какую часть речи мы с вами открыли?

- Какое значение имеет прилагательное?

- На какие вопросы отвечает прилагательное?

-Какие морфологические признаки у прилагательного?

-Каким членом предложения является прилагательное?

-Сформулируйте определение: что такое имя прилагательное?

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает……………………..

и отвечает на вопросы………………………

Изменяется по……………и ….…………

В единственном числе по…………………

Имена прилагательные ...........................с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.

В предложении является …………………и…………………

Ну вот и подошел к концу наш урок. Ребята, скажите, что мы сегодня с вами повторяли? Вы убедились, что важно учиться в жизни и не останавливаться на достигнутом.

А теперь вспомним цель нашего урока. Достигли ли мы ее? Давайте наметим, что еще хотелось бы узнать об имени прилагательном?

Да, наш урок только открывает тему «Имя прилагательное». Вам многое ещё предстоит узнать: разряды прилагательных, степени сравнения, правописание имен прилагательных. Так что , будет ещё чем заняться на следующих уроках.

Рефлексия: Слово учителя.

Выскажете свое впечатление об уроке, используя только прилагательные.

Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали _______________________ответы.

На уроке я узнал много _____________ и __________________. Своей работой на уроке я ______________.

И сейчас у меня ____________ настроение.

- Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Удачи всем. Спасибо!


Домашнее задание: правило на стр. 85 выучить. Упр. на выбор 567, 572 или 575.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!