Тема урока: Имя прилагательное.“Горкут ата—памятник народного
творчества”
Цель урока: закрепление знаний, полученных в шестом классе;
выяснение лексико-грамматических признаков данной речи, его роли в предложении.
Задачи урока:
Повторить и обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как о части речи.
Тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными.
Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
Воспитывать интерес к урокам русского языка.
Планируемые результаты: Предметные:
Знать:
- что обозначают имена прилагательные;
- на какие вопросы отвечают имена прилагательные;
- с какой частью речи связаны имена прилагательные;
- с какой целью употребляют имена прилагательные в речи.
Уметь:
- распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
- образовывать имена прилагательные;
- правильно употреблять в речи мена прилагательные.
Личностные:
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- высказывать свое предположение (версию)
Познавательные УУД
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт
Коммуникативные УУД
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- уметь высказывать свое мнение;
- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре.
Наглядности и дополнительные сведения: Таблица "Имя прилагательное как часть речи", иллюстрация Туркменистана, дидактический материал со словарными словами-иллюстрациями, резиновый мяч, карандаш, ромашка с вопросами.
Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: традиционная.
Методы обучения: иллюстративный, практический, словесный, игровой, межпредметный.
Ход урока:
I Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Тихо сели. Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать знакомства с именем прилагательным, о котором мы говорили в четвертом классе.
а) проверка посещаемости учащихся и отметка в классном журнале.
б) запись новой темы:
в) проверка обеспеченности учебными принадлежностями и готовности их к уроку.
Актуализация опорных знаний.
II Опрос домашнего задания: а) опрос теоретического материала;
б) проверка письменных работ; в) работа по карточкам.
III Обобщение пройденной темы: а) ответы на вопросы; б) закрепление
основных понятий пройденной темы и плавный переход к новой теме.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
IV Новая тема: Имя прилагательное.“Горкут ата—памятник народного
творчества”
а) вступительное слово учителя;
Крупнейшим памятником народного творчества туркмен является
«Книга моего деда Горкута» («Горкут ата»). Это –сборник двенадцати эпических сказаний огузских племён. Каждое сказание имеет самостоя-тельный сюжет. Большинство сюжетов связано с военными походами и носит приключенческий характер.Горкут ата стал духовным наставником нации.Своими заповедями он внёс в жизнь туркмен новые моральные ценности.Каждый,прочитавший книгу «Горкут ата», найдёт в ней образы умных и справедливых огузских беков. Когда читаешь книгу«Горкут ата»,
испытываешь гордость за свой народ, душа наполняется благостью. Во всех главах книги и свовепятость, и мысль, и исповедь.
б) усвоение грамматического материала;
Имя прилагательное—это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? чей? Например: белый платок; деревянный дом; папин костюм. Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
в) словарная работа;
сказание—rowaýat - legend
приключение—waka,hadysa,başdan geçirme - adventure
духовный наставник—ruhy halypa - spiritual mentor
заповеди—wagyz,nesihat - the commandments
благость—ýagşy niýet - goodness
г) чтение текста учителем; д) чтение текста учащимися.
Учитель: Сегодня мы с вами повторим и закрепим наши знания, полученные по теме «Прилагательное». Выясним знатоков этой темы.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим иллюстрации. Что в них общее и чем они различаются?
Большой дом Маленький дом.
Красный воздушный шар. Жёлтый воздушный шар. Синий воздушный шар.
Как видно, на иллюстрации изображён один и тот же предмет, но признак этих предметов разный: большой дом – маленький дом; красный шар, жёлтый шар, синий шар.
Сегодня на уроке мы вспомним, какие части речи мы изучили, что такое имя прилагательное, какие признаки имени прилагательного мы знаем.
Вспомним, части речи изучает наука морфология. Слово «морфология» образовалось из двух греческих корней: «морфо» - форма; «логос» - учение. У слов языка есть форма, строение. Например, слово «книга» не похоже на слово «читать», которое, в свою очередь, отличается от слова «интересный». Чтобы составить из этих слов предложение, нужно придать каждому слову форму. Читаю интересную книгу! В этом предложении есть смысл.
Морфология как наука изучает различные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное.
Вспомним всё, что мы изучали в 1 и 2 классе об имени прилагательном. В самом названии части речи уже содержится намёк на то, что это слово должно к чему-то прилагаться, присоединяться. К каким же словам прилагается имя прилагательное? Имя прилагательное прилагается к имени существительному. Для какой цели прилагательное прилагается к существительному?
V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной. Например:
день (какой?) осенний, солнечный, прохладный
бабушка (какая?) мудрая, добрая, заботливая
небо (какое?) голубое, высокое, чистое
столы (какие?) деревянные, тяжёлые, прочные
Имена прилагательные могут употребляться в единственном или во множественном числе.
Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и могут отвечать на вопросы какой? какая? какое?
диван (какой?) мягкий книга (какая?) интересная озеро (какое?) глубокое
Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?
машины (какие?) легковые
Имена прилагательные изменяются по числам:
красивый дом – красивые дома радостная песня – радостные песни
лёгкое облако – лёгкие облака
Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.
а) ответы на вопросы по новой теме;
Какая книга является крупнейшим памятником народного творчества туркмен?
Сколько сказаний вошло в “Книгу моего деда Горкута”?
Кем стал для туркменской нации Горкут ата?
б) выполнение задания 5(стр.145).
Народ—народный,памятник—памятный, жизнь—жизненный,дух—духовный, приключение—приключенческий,мораль—моральный,ум—умный,гордость—гордый,нация—национальный,мысль—мыслен-
ный,святость—священный.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
VI Физкультминутка.
- Если я назову имя существительное – вы хлопайте, а если имя прилагательное – топайте.
Машина, учебник, красный, цветок, весёлый, веселье, маленький, сильный, дерево, капуста, весенний, весна, чёрный, круглый, окно, золотая.
- А теперь другое задание: попробуйте движениями, мимикой и жестами показывать признаки предметов:
Большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, шумный, тихий.
Включение в систему знаний и повторение.
VI На дом: а) задание 6(стр.146);
Народное творчество—halk döredijiligi; крупнейший памятник—ägirt ýadygärlik; эпические сказания—epiki aýtgylar;духовный наставник—ruhy halypa; самостоятельный сюжет—özbaşdak mazmun; умные и справедливые беки—akylly we dogruçyl begler; огузских беков—oguz begleri; новые ценности—täze gymmatlyklar; моральные ценности—moral gymmatlyklar; приключенческий характер—başdan geçirme häsiýet.
б) выучить правила.
VII Обобщение урока: а) подведение итога урока; б) поурочный балл.
Имя прилагательное.
“Горкут ата—памятник народного
творчества”