СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное как часть речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока в 5 классе к учебнику Т.А.Ладыженской.   Файл содержит презентацию, технологическую карту, раздаточный материал, а также видеофизкультминутку, которую можно включить в презентацию.

Просмотр содержимого документа
«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ


Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятие о роли прилагательных в речи, формировать уме­ние обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных; определять синтаксическую роль

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образова­тельные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, мор­фологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагатель­ном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфоло­гические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival. 1 september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрацион­ный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Имя прилагательное, словосочетание, согласование прилагательного и существительного

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (СЦЕНАРИЙ) УРОКА

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации

взаимо­

действия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежу­

точный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Моти­вация (са­моопреде­ление) к учебной деятель­ности

Эмоциональная, психологическая и мотивацион­ная подготовка учащихся к усво­ению изучаемо­го материала

Вступительное слово:

Прозвенел уже звонок.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят? 
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку… (хором – 5!)


- Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение?

- Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течении урока оно будет только улучшаться.


- Дорогие ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с заме­чательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называ­ется оно «Сказка про краски».

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым,

На зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою

На рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же все на свете будет Удивительным и разным.


- Чтобы рассказать об удивительном и разном, нам нужны сло­ва - имена прилагательные


Слушают учите­ля, участвуют в диалоге с учи­телем. Размеща­ют учебные ма­териалы на рабо­чем месте, де­монстрируют готовность к уроку

Фрон­

тальная

Личностные: положитель­но относятся к учению, познавательной деятельно­сти, желают приобретать новые знания, умения, со­вершенствовать имеющиеся. Познавательные: понима­ют познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учите­лем и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, операции. Коммуникативные: рабо­тают в парах (обменивают­ся мнениями, учатся пони­мать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

Листы

обратной

связи

2. Актуа­лизация и пробное учебное действие


Эвристическая беседа по теме урока.



Просмотр муль­тимедийной пре­зентации с зада­ниями «Право­писание О-Е после шипящих и Ц в окончани­ях имен суще­ствительных»; «Буквы Е-О по­сле шипящих в корне»; «Упо­требление Ь на конце суще­ствительных после шипящих»

  • Ребята, а вы знаете, кто делает открытия? (Открытия делают ученые, исследователи, открыватели.)

  • Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие? (Да.)

  • Мы начали знакомиться с новым разделом науки о языке, кото­рый называется морфология. Что же он изучает? (Раздел науки о языке изучает слово как часть речи.)

  • На какие ДВЕ группы делятся части речи? (Самостоятельные, служебные)

  • Назовите, пожалуйста, самостоятельные части речи.

  • На предыдущих уроках мы с вами подробно изучили часть речи, которая называется... (Имя существительное.)

  • Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователя­ми. А откроем мы часть речи, которая вам уже немного известна из начальной школы.

  • В начале урока проведем небольшую орфографическую заряд­ку в форме комментированного словарного диктанта.

Ученики вставляют пропущенные буквы в словах текста, пред­ставленного на слайде, и выделяют орфограммы; затем записи сверяют с ключом.


Молодежь, мяч, брошь, камышом, желтый, с товарищем, крыжовник, шёпот, капюшон, челка, с лисицей, роскошь, борщ, решётка, над гаражом.

Организует и сопровождает деятельность учащихся. Контролирует правильность выполнения заданий


Отвечают на во­просы. Строят понятные для партнера выска­зывания.











Смотрят презен­тацию, воспри­нимают на слух информацию, осваивают линг­вистические тер­мины.


Обдумывают от­веты на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов

Фрон­

тальная.

Личностные: имеют моти­вацию к учебной деятель­ности.

Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слуша­ют, задают вопросы, отве­чают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.


Познавательные: способ­ны понимать информацию, представленную в изобра­зительной, схематичной, модельной форме,исполь­зовать знаково-символич­ные средства для решения различных учебных задач

Устные

ответы.


























Письмен­ная ра­бота

3. Выяв­ление ме­ста и при­чины за­труднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы

  • Какие орфограммы мы повторили при работе с презентацией?

  • Ребята, сейчас я вам прочитаю текст (на слайде), вы должны догадаться, о какой птице идёт речь? Как вы это определили?

К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я...

Летит, несёт в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жёсткие, крепкие.

(По Г. Скребицкому.)

Показывает на рисунке дятла.


  • Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? К какой части речи отно­сятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы?

  • Что вы знаете об этой части речи? (Что обозначает, на какие вопросы отвечает? К словам какой части речи относится, как изменяется?)

Слушают, рас­сматривают учебные пособия, выполняют зада­ние

Фрон­

тальная

Личностные: имеют жела­ние осознавать свои труд­ности и стремятся к их пре­одолению; проявляют спо­собность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанав­ливают причинно-следст­венные связи, делают вы­воды.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: зада­ют вопросы с целью полу­чения необходимой для решения проблемы инфор­мации

Устные

ответы

4. Целепо- лагание и постро­ение про­екта выхо­да из за­труднения


Подбор своих примеров, ил­люстрирующих природу изуча­емого языкового явления, состав­ление связных рассказов об изученных нормах. Ознакомление с заданием


  • С сегодняшнего урока мы с вами более подробно начнем изу­чать ещё одну часть речи - имя прилагательное.

  • Как вы понимаете смысл названия части речи? (Приложенное, добавленное к чему-то.)

  • Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исклю­чением. Дословный перевод с греческого языка - «эпитет».

Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литера­туры. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его - «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».


  • Итак, мы открыватели. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за ша­гом мы сделаем с вами открытие. А поможет нам не сбиться

с верного пути схема-таблица. Собирать ее мы будем постепенно.


Знакомятся с за­данием, слушают учителя, под ру­ководством педа­гога составляют план работы над заданием


Индиви­

дуальная,

групповая


Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рас­суждать о причинах своего успеха или неуспеха в уче­нии, связывая успехи с уси­лиями, трудолюбием. Познавательные: извле­кают необходимую инфор­мацию из прослушанного объяснения учителя, выска­зываний одноклассников, систематизируют собствен­ные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учите­лем и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществ­ляют совместную деятель­ность в парах и рабочих группах с учётом конкрет­ных учебно-познаватель­ных задач

Задают вопросы для уточ­нения инфор­мации


5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного текста

Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов

  • Вы знаете, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3-е место после существительных и глаголов. По частоте употребления - 5-е место.

  • Когда же чаще всего мы используем прилагательные? (Велика роль прилагательных в художественной литературе, они ши­роко используются при создании портретных характеристик героев, описании их чувств, настроений, душевных пережи­ваний.)


Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.


Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту - стихотворению С. Есенина.


А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.


  • Назовите орфограммы, пропущенные в словах. (Безударные гласные в корнях слов.) Подберите проверочные слова.

  • .

Беседа.

  1. Какую картину природы вы себе представили?

  2. Использование каких художественных средств помогает по­эту создавать яркую, образную картину?

  3. Итак, эпитеты - это образные прилагательные. Выпишите их вместе с существительными, от которых они зависят (Роса жемчужная, над озером серебряным, блестки алые.)

  • Как вы понимаете эти выражения?

Докажите, что данные эпитеты - имена прилагательные. (Обозначают признак действия, отвечают на соответству­ющие вопросы.)



Работа с задани­ем. Формулиру­ют собственные мысли, высказы­вают и обосно­вывают свою точку зрения.













В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы

Фрон­

тальная,

индиви­

дуальная

Личностные: желают при­обретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нуж­ную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.


Регулятивные: контроли­руют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно ис­пользуют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осу­ществляют совместную деятельность в парах и ра­бочих группах с учётом конкретных учебно-позна­вательных задач, умеют задавать вопросы для уточ­нения последовательности работы

Задают вопросы для уточ­нения инфор­мации. Письмен­ная ра­бота


6. Первич­ное за­крепление с коммен­тирова­нием во внеш­ней речи

Обобщение и си­стематизация знаний, форми­рование рацио­нальных спосо­бов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Обучающая игра

- Но прилагательные могут отвечать и на другие опросы.

А на какие, мы с вами сейчас определим.

Работа в группах.

Задание: найдите прилагательные, выпишите. На какой вопрос они отвечают?

  1. я группа.

Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий - к конуре.

  1. я группа. Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин — к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь,

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

И. Токмакова



  • Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания:

1-я, 2-я группы. Роса жемчужная.

3-я, 4-я группы. Озеро серебряное.

  • Изменилось ли прилагательное? (Да, точно так же, как суще­ствительное.)

  • Значит, прилагательное изменяется по падежам. А какая часть речи помогает нам определить падеж? (Существительное.)

  • Давайте внимательно посмотрим на существительные. Что их отличает друг от друга? Какие морфологические признаки?

(Род, число.)

  • Определите род и число существительных.

  • Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода и числа? (Нет, они согласуются.)

  • Можно ли у прилагательного во множественном числе опре­делить род? (Нет.)

Сделаем вывод: прилагательные изменяются по падежам, чис­лам и в единственном числе - по родам.



  • Собираем таблицу.

Контролирует правильность работы детей

Формулируют собственные мысли, высказы­вают и обосно­вывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы

Индиви­

дуальная,

групповая

Личностные: нравственно­этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: самосто­ятельно выделяют и фор­мулируют цель; осуществ­ляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учите­ля, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: самосто­ятельно планируют необхо­димые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обо­сновывают свою точку зрения

6. Первич­ное за­крепление с коммен­тирова­нием во внеш­ней речи

7. Само­стоятель­ная работа с самопро­веркой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе тек­стов учебника или книг для внеклассного чтения

Найдите грамматическую основу предложения. Дайте его ха­рактеристику. Определите, каким членом предложения являются прилагательные (определением)


Самостоятельное выполнение разных по сложности упражне­ний, подобранных учителем в соответствии с уровнем подго­товки класса

Выполняют упражнения 568, 569, 570, отвеча­ют на вопросы, делают вывод о синтаксической роли прилага­тельных в пред­ложении

Индиви­

дуальная,

групповая

Познавательные: устанав­ливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, анали­тических умений как инте­грированных, сложных умений

7. Само­стоятель­ная работа с самопро­веркой по эталону

8. Вклю­чение в систему знаний и повто­рение

Обобщение полученных на уроке сведе­ний, оценивание

Игра «Найди лишнего».

- Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, то есть не является прилагательным. Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прила­гательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фи­олетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцвет­ные, мальчики, девочки, играют, радостные.

Задание «Подари предмету признак».

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.

  1. я группа - трава;

  2. я группа горы;

  3. я группа - снег;

  4. я группа - море.

Отгадайте загадки. (Задание выполняется по группам.)

  1. я группа. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост - краса.

Кто же это? (Лиса.)

Зеленый, сладкий, сахарный. (Арбуз.)

  1. я группа. На овчарку не похож.

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк.)

Спелое, круглое, сочное. (Яблоко.)

  1. я группа. Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Шуба для зимы - другого цвета. (Заяц.)

Бурый, мохнатый, косолапый? (Медведь.)

  1. я группа. Тройка-тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом - Все покрыла серебром. (Зима.)

Вывод: Так для чего нужны имена прилагательные? (Для образ­ности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и дру­гие признаки.)

- Поэтому прилагательные о себе говорят так:

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить

Формулируют собственные мысли, высказы­вают и обосно­вывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы




Выполняют зада­ние, отвечают на вопросы

Фрон­

тальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приоб­ретают умения использо­вать полученные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни.


Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

8. Вклю­чение в систему знаний и повто­рение

. Рефлек­сия учеб­ной дея­тельности на уроке (итог урока


  • Что нового узнали на уроке?

  • Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?

  • Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

  • Как вы их преодолевали?

  • Понравилось ли вам на уроке?

  • Какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уро­ке. Заполняют дневники дости­жений

Индиви­

дуальная

Познавательные: устанав­ливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, анали­тических умений как инте­грированных, сложных умений; приобретают уме­ния мотивированно органи­зовывать свою деятель­ность

Листы

обратной

связи



Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал»

Группа 1


Задание 1: спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Молодеж…, мяч…, брош…, камыш…м, ж…лтый, с товарищ…м, крыж…вник, ш…пот, капюш…н, ч…лка, с лесиц…й, роскош…, борщ…, реш…тка, над гараж…м.

Какие орфограммы мы повторили?


Задание 2: назовите орфограммы, пропущенные в словах.

А кругом роса ж…мчужная

Отл…вала блестки алые,

И над оз…ром серебряным

Камыши, склонясь, ш…пталися.

(С.Есенин)

Задание 3: найдите прилагательные, выпишите. На какой вопрос они отвечают?

1-я, 2-я группы.

Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий - к конуре.

И. Токмакова


Задание 4. Просклоняйте словосочетания.

1-я, 2-я группы. Роса жемчужная.


Задание5: «Подари предмету признак». За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.

  1. я группа - трава;


Отгадайте загадки. (Задание выполняется по группам.)

  1. я группа. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост - краса.

Кто же это?


Зеленый, сладкий, сахарный.

Группа 2

Задание 1: спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Молодеж…, мяч…, брош…, камыш…м, ж…лтый, с товарищ…м, крыж…вник, ш…пот, капюш…н, ч…лка, с лесиц…й, роскош…, борщ…, реш…тка, над гараж…м.

Какие орфограммы мы повторили?


Задание 2: назовите орфограммы, пропущенные в словах.

А кругом роса ж…мчужная

Отл…вала блестки алые,

И над оз…ром серебряным

Камыши, склонясь, ш…пталися.

(С.Есенин)

Задание 3: найдите прилагательные, выпишите. На какой вопрос они отвечают?

1-я, 2-я группы.

Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий - к конуре.

И. Токмакова


Задание 4. Просклоняйте словосочетание

Роса жемчужная.


Задание5: «Подари предмету признак». За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.

  1. я группа горы;


Отгадайте загадки. (Задание выполняется по группам.)

  1. я группа.

На овчарку не похож.

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.


Спелое, круглое, сочное.

Группа 3

Задание 1: спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Молодеж…, мяч…, брош…, камыш…м, ж…лтый, с товарищ…м, крыж…вник, ш…пот, капюш…н, ч…лка, с лесиц…й, роскош…, борщ…, реш…тка, над гараж…м.

Какие орфограммы мы повторили?


Задание 2: назовите орфограммы, пропущенные в словах.

А кругом роса ж…мчужная

Отл…вала блестки алые,

И над оз…ром серебряным

Камыши, склонясь, ш…пталися.

(С.Есенин)

Задание 3: найдите прилагательные, выпишите. На какой вопрос они отвечают?

3-я, 4-я группы.

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин — к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь,

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

И. Токмакова


Задание 4. Просклоняйте словосочетание.

Озеро серебряное.


Задание5: «Подари предмету признак». За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.

  1. я группа – снег.

Отгадайте загадки. (Задание выполняется по группам.)

  1. я группа. Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Шуба для зимы - другого цвета.


Бурый, мохнатый, косолапый?

Группа 4

Задание 1: спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Молодеж…, мяч…, брош…, камыш…м, ж…лтый, с товарищ…м, крыж…вник, ш…пот, капюш…н, ч…лка, с лесиц…й, роскош…, борщ…, реш…тка, над гараж…м.

Какие орфограммы мы повторили?


Задание 2: назовите орфограммы, пропущенные в словах.

А кругом роса ж…мчужная

Отл…вала блестки алые,

И над оз…ром серебряным

Камыши, склонясь, ш…пталися.

(С.Есенин)

Задание 3: найдите прилагательные, выпишите. На какой вопрос они отвечают?

3-я, 4-я группы.

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин — к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь,

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

И. Токмакова


Задание 4. Просклоняйте словосочетание.

Озеро серебряное.

Задание5: «Подари предмету признак». За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.

  1. я группа - море.


Отгадайте загадки. (Задание выполняется по группам.)

4-я группа.

Тройка-тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом - Все покрыла серебром.

Просмотр содержимого презентации
«Имя Прилагательное PowerPoint»

Восемнадцатое марта. _________________________ Классная работа.

Восемнадцатое марта.

_________________________

Классная работа.

Отгадайте загадки: Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.

Отгадайте загадки:

Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет.

Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.

Опишите цветы по цвету, запаху, впечатлению, произведенному на человека.

Опишите цветы по цвету, запаху, впечатлению, произведенному на человека.

Сформулируйте и запишите тему урока.  Имя прилагательное как часть речи.

Сформулируйте и запишите тему урока.

Имя прилагательное как часть речи.

Сформулируйте и запишите тему урока.

Сформулируйте и запишите тему урока.

По опорным фразам сформулируйте цель, задачи урока:

По опорным фразам сформулируйте цель, задачи урока:

  • Повторить …….. .
  • Учиться …... ……… в речи, в тексте.
  • Определить ….. роль ……….. в ………. .
План

План

  • Что обозначает прилагательное как часть речи?
  • На какие вопросы отвечает прилагательное?
  • Какие морфологические признаки имеет прилагательное?
  • Каким членом предложения обычно бывает?
Отгадайте, о каком животном идет речь? Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.

Отгадайте, о каком животном идет речь?

Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.

Выпишите из текста прилагательные, которые характеризуют животное.  1- я группа По авторской оценке (отношение автора); 2-я группа По цвету, по форме; 3-я группа По размеру, росту; 4-я группа По весу.

Выпишите из текста прилагательные, которые характеризуют животное.

1- я группа

По авторской оценке (отношение автора);

2-я группа

По цвету, по форме;

3-я группа

По размеру, росту;

4-я группа

По весу.

Найдите прилагательные, выпишите.  На какой вопрос они отвечают?    3-я, 4-я группы  1-я, 2-я группы Белкин след ведет к дуплу, Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Мышкин — к дырочке в полу. Лисий след ведет к норе, Жаль, что в речке, на воде, След собачий - к конуре. Нет следов твоих нигде. Только темень, только тишь, Рыбка, рыбка, где ты спишь?   (И. Токмакова)

Найдите прилагательные, выпишите. На какой вопрос они отвечают?

3-я, 4-я группы

1-я, 2-я группы

Белкин след ведет к дуплу,

Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Мышкин — к дырочке в полу.

Лисий след ведет к норе,

Жаль, что в речке, на воде,

След собачий - к конуре.

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь,

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

(И. Токмакова)

Летний вечер. Поднебесная синь становится все незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмели голосит лягушачий хор, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо – каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.  «Юный натуралист».

Летний вечер. Поднебесная синь становится все незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмели голосит лягушачий хор, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо – каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.

«Юный натуралист».

Выпишите словосочетания, разберите их.

Выпишите словосочетания, разберите их.

  • 1- я группа - из 2-го предложения;
  • 2-я группа - из 3-го предложения;
  • 3-я группа - из 4-го предложения;
  • 4-я группа - из 5-го предложения .
Найдите в тексте предложение, которое соответствовало бы данной шифровке. Прил. (ж.р., ед.ч., Т.п.) сущ. (ж.р., ед.ч., Т.п.) глаг. (мн.ч.) предлог сущ. (м.р., ед.ч, Д.п.) прил. (мн.ч., И.п.) сущ. (мн.ч., И.п.).

Найдите в тексте предложение, которое соответствовало бы данной шифровке.

Прил. (ж.р., ед.ч., Т.п.) сущ. (ж.р., ед.ч., Т.п.) глаг. (мн.ч.) предлог сущ. (м.р., ед.ч, Д.п.) прил. (мн.ч., И.п.) сущ. (мн.ч., И.п.).

Физкультминутка

Физкультминутка

Выполните упражнение 569 в учебнике (стр. 83)

Выполните упражнение 569 в учебнике (стр. 83)

Игра «Найди лишнего»

Игра «Найди лишнего»

Домашнее задание:  Выберите задание: Упражнение 574 – среднего уровня сложности;  Упражнение 575 – высокого уровня сложности.

Домашнее задание:

Выберите задание:

Упражнение 574 – среднего уровня сложности;

Упражнение 575 – высокого уровня сложности.

Напутственное слово от прилагательного: Определяю я предметы, Они со мной всегда приметны. Я украшаю Вашу речь, Меня Вам нужно знать, беречь!  

Напутственное слово от прилагательного:

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю Вашу речь,

Меня Вам нужно знать, беречь!

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя