СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имя прилагательное как часть речи Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по морю знаний в страну Морфологию. Мы побываем  на сказочных островах, которые названы частями речи.  Нас ждут интересные задания и веселые конкурсы. Но для начала нам нужно проверить, достаточно ли  знаний в нашем багаже для путешествия.

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное как часть речи»

  1. Имя прилагательное как часть речи (повторение)

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по морю знаний в страну Морфологию. Мы побываем на сказочных островах, которые названы частями речи. Нас ждут интересные задания и веселые конкурсы.

Но для начала нам нужно проверить, достаточно ли знаний в нашем багаже для путешествия.

Чистописание

Пропишите строчную и заглавную буквы о и их соединения.

Запишите слова остров, море.

Составьте с ними предложение.

Актуализация

Прочитайте текст. Определите части речи.

От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик,

Сонный лес проститься с тишиной

И захлопает в зеленые ладоши.

Образец рассуждения: (что?) дождик – имя существительное, дождик (какой?) грустный – это имя прилагательное…

Проблемная ситуация

С заданием вы справились отлично! Теперь нужно отгадать загадку, которая и укажет нам, к какому острову мы сегодня держим путь.

С существительным дружу

И нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Лед какой? Холодный, гладкий.

Чай какой? Горячий, сладкий.

Изменяюсь по родам,

Числам и падежам.

Люблю детей внимательных.

Кто я?

Занимаем места в каютах и начинаем путешествие к острову Прилагательное! Вспомним, что обозначает имя прилагательное, на какие вопросы отвечает, как изменяется имя прилагательное.

А чтобы нам не было скучно в пути, давайте проведем физкультминутку.

Вот мы и приплыли на остров Прилагательное. Этот остров удивительный. На нем все четыре поры года могут быть одновременно: и снежная зима, и горячее лето, и зеленая весна, и золотая осень.

Внимательно прочитайте еще раз загадку про прилагательное.

С существительным дружу

И нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Лед какой? Холодный, гладкий.

Чай какой? Горячий, сладкий.

Изменяюсь по родам,

Числам и падежам.

Какие особенности этой части речи вы можете назвать?


Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? зеленый, низкий

какая? красная, высокая

какое? голубое, глубокое

какие? солнечные, летние.

В предложении имя прилагательное связано по смыслу с именем существительным.

На клумбе расцвел душистый горошек.

Горошек какой? – душистый.

Но чтобы попасть на остров, нужно повторить все особенности имени прилагательного, как части речи.

Молодцы! Вы ответили правильно и теперь нам открыта дорога на остров!

Закрепление материала

Перед нами самый красивый уголок острова – лето.

Вот и первое задание:

Дерево издавна является нашим верным и щедрым другом. Дерево нас кормит и лечит, дарит нам чистый воздух и крепкое здоровье. Какая бедная, неинтересная, скучная была бы наша жизнь без такого зеленого друга! И дерево может рассчитывать на нашу заботу и внимание.

Ответьте на вопросы.

  1. Почему дерево называют другом человека?

  2. Какую помощь и заботу может оказать человек дереву?

  3. Как вы заботитесь о деревьях?

  4. Определите тему, главную мысль и тип текста.

Выпишите из текста словосочетания имя прилагательное + имя существительное.

Проверь себя: верным и щедрым другом, чистый воздух, крепкое здоровье, бедная, неинтересная, скучная жизнь, зеленого друга.

Продолжаем наше путешествие. Пока мы переходим к другой части острова, подумайте, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

В этой части острова мы видим с вами весну, только сошел снег, реки освободились ото льда, появились первые ростки, вернулись перелетные птицы. И нас уже ожидает следующее задание:

Попробуйте по описанию в тексте угадать, о какой птице идет речь.

…. назван царем всей водяной птицы. Он белый, как снег. У него длинная, гибкая и красивая шея. ….. прекрасен, когда плавает по гладкой поверхности воды.

Речь идет о лебеде

Какие слова помогли вам узнать, о какой птице идет речь?

Изучение материала

Имена прилагательные могут быть употреблены в полной и краткой формах: прекрасный лебедь – лебедь прекрасен; родная сторона – сторона родна; чудесный день – день чудесен.

Имя прилагательное в краткой форме употребляется в предложении как сказуемое.


Имена прилагательные

полная форма

краткая форма

прекрасный лебедь

лебедь прекрасен

белый снег

снег бел

чудесный день

день чудесен.

определение

волнистая линия

сказуемое



Закрепление материала

Задание.

Спишите, вставляя пропущенное слово (название птицы), подчеркните имена прилагательные как член предложения.

Определите часть речи выделенного слова. Каким членом предложения оно является?

…. назван царем всей водяной птицы. Он белый, как снег. У него длинная, гибкая и красивая шея. ….. прекрасен, когда плавает по гладкой поверхности воды.

Проверьте себя

Прилагательные: водяной, белый, длинная, гибкая, красивая, гладкой являются определением. Выделенное слово прекрасен – прилагательное, которое употреблено в краткой форме. В предложении является сказуемым.

Изучение материала

Начальная форма имени прилагательного – это форма именительного падежа мужского рода единственного числа.

Задание.

Назовите имя прилагательное в начальной форме. Поставьте в начальную форму имена прилагательные.

Лебедь назван царем всей водяной птицы. Он белый, как снег. У него длинная, гибкая и красивая шея. Лебедь прекрасен, когда плавает по гладкой поверхности воды.

Смотрите, а вот и житель острова.

-Здравствуйте, ребята! Очень рад видеть вас у нас в гостях. Мы, жители острова, очень любим свой дом и всегда рады гостям. Мы заботимся о природе нашего острова, ухаживаем за деревьями, цветами. Мне очень хотелось бы, чтобы вы также бережно и заботливо относились к нашему острову, а также к своим родным местам. Ведь может случиться и такая история:

Однажды, когда кончилась зима и антифриз (это такая жидкость, которая не замерзает и защищает детали автомобиля от холода) в автомобиле уже был не нужен, я открыл краник, и вся жидкость вылилась на землю под окнами нашего деревенского дома. Антифриз растекся продолговатой лужей. Потом его смыло дождями, но на земле появился сильный ожог. Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее черное пятно. Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом уж это место снова затянулось зеленой травой.

Я жалел, что поступил так неосторожно, испортил лужайку. Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. Начинаешь замечать, что может быть так: земля есть, а травы нет. Страшное, жуткое, зрелище. А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых - вот одно из предназначений всякого растения, особенно цветка.

Вопросы для обсуждения:

1. Какой проступок совершил автор?

2. Что его так огорчило и удивило?

3. Какой вывод для себя сделал автор?

4. Поступаете ли вы с природой так неосторожно и необдуманно?

Определите тему и главную мысль текста.

Запомните, как пишется слово автомобиль.

Запишите слово автомобиль.

Составьте предложение с этим словом.

Изучение материала

Переходим к другой части острова. Как прекрасна природа осенью! Смотрите, какие разнообразные цвета у листьев осенью: желтые, оранжевые, красные, желто-оранжевые, пурпурно-красные, желто-зеленые.

Вспомните, как пишутся сложные прилагательные желто-оранжевые, пурпурно-красные, желто-зеленые?

Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, пишутся через дефис (-): изумрудно-зеленый (цвет), темно-красный (цвет).

Закрепление материала

Великий русский поэт А.С. Пушкин обожал осень с ее яркими красками. Именно осенью поэта посещало поэтическое вдохновение и в стихах отражалось все: образы, звуки, мечты.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Задание

Определите часть речи выделенного слова. С каким существительным оно связано по смыслу?

Пышное (какое?) – имя прилагательное, по смыслу связано с именем существительным — увяданье.

Образуйте от существительных краса, багрец, имена прилагательные. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы имена прилагательные.


Вот и последняя часть острова. Здесь царит зима.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

Задание.

С помощью каких эпитетов, автору удалось нарисовать чудную картину зимнего пейзажа?

Картину зимнего пейзажа представить помогают эпитеты: чудная, белая, полная, высокие, блестящий, далекие, одинокий.

Имена прилагательные делают нашу речь более полной и выразительной.

Задание.

Запишите текст, подчеркните имена прилагательные как член предложения. Каким членом предложения является выделенное слово родна?

Проверь себя: слово родна является в предложении сказуемым, так как это имя прилагательное употреблено в тексте в краткой форме.

Различайте слова чудный (удивительный по прелести, красоте) и чудной (странный, удивляющий необычностью).

В зале звучала чудная музыка.

В библиотеку зашел чудной мальчишка.

Подведение итогов

Вот и закончилось наше путешествие по сказочным островам. Рассмотрите схемы и скажите, о чем рассказывалось на каждом острове.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!