СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: Имя прилагательное как часть речи.

 

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное как часть речи»


Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: Имя прилагательное как часть речи.


ФИО учителя: Падалко Татьяна Викторовна

Место работы: Филиал МБОУ Бейской общеобразовательной школы-интерната Новониколаевская основная общеобразовательная школа

Предмет: русский язык

УМК: под ред. Н. М. Шанского

Тема урока: имя прилагательное

Класс: 5

Планируемые результаты:

- Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

- Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

- Предметные: знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

мотивация

-Здравствуйте, присаживайтесь.

- Давайте снимем напряжение

Мы проснулись, мы здоровы,

И к работе все готовы.

Голова наша светла,

Отдохнула до утра.

Мышцы стали все сильнее,

Каждый орган - здоровее.

Нервы крепкие – стальные,

Как пружинки заводные.

Ноги-руки – все в движенье

Вот и снято напряженье.

- С каким настроением вы пришли ко мне на урок?

-А это моё настроение.

- Присаживайтесь.



(хором)











(встают и направляются к доске к смайликам)


-Видели ли вы живого ёжика, белку, зайца, лису?

-Кто-нибудь собирал ягоду, грибы?

-А любите ли вы природу? Отдыхать на природе?

- Я сегодня предлагаю вам ещё раз полюбоваться природой. Увидеть разных животных, красивые деревья, дары природы.

-Догадайтесь, куда я вас приглашаю….

  1. Она величественна и похожа на океан;

  2. Она щедра и сурова;

  3. Она молчаливая и равнодушная;

  4. Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы;

  5. Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

  6. Мы можем увидеть её из окна


(ОТВЕТ: ЛЕС, ТАЙГА.

- Правильно. Я приглашаю вас в лес, тайгу.

ФИЛЬМ О ЛЕСЕ (1 часть)
















Встают и подходят к окну.

Актуализация и пробное учебное действие

-Посмотрите на доску.

Перед вами текст. Прочитаем его вслух.


Идешь по лесу и не налюбуешься. Спят сосны. Тени их стволов лежат на сугробах. От дерева к дереву тянутся следы белок….Тайной полнится лес.


-Определите самостоятельные части речи в данном тексте.

-Каких частей речи больше? (сущ-х)

-Что ты знаешь о существительном?

-Посмотрите на второй текст.


Идешь по зимнему лесу и не налюбуешься. Воздух свеж. Спят высокие сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых сугробах. От дерева к дереву тянутся беличьи следы. Тайной полнится зимний лес.


-Какой вам текст больше нравится?

-Почему? (прилаг)

-Значит какую часть речи мы с вами на уроке будем повторять?

(имя прилагательное)

-Какая тема нашего урока?

(имя прилагательное)


-Открываем тетради и записываем число и тему урока.

(Двенадцатое марта.

Имя прилагательное как часть речи)

- Вы изучали имя прилагательное в начальной школе?

-Эпиграф нашего урока:

Повторяем то, что знаем,

Вспоминаем, что забыли.

-Сформулируйте Цель нашего урока по опорным фразам.

  1. Повторить, что…….

  2. Уточнить, как….,

с чем… ,

чем бывает в ……..

  1. Учиться отличать … от других….







Ученик у доски


(отвечает)

Выявление места и причины затруднения

На доске карточки

- Мы гуляем по лесу.

Соберите в корзину, что относится к имени прилагательному.

(какой? чей?, кто? Самостоятельная часть речи, служебная часть речи, признак предмета, предмет, число, род, склонение, падеж, спряжение, согласуются с существительными, определение, сказуемое, дополнение, обстоятельство).




Всем классом у доски

Целеполагание (вспомнить-узнать-научиться)

Поработаем в группе.

1 группа: Из этих опорных слов составить правило имени прилагательного и один от группы его расскажет.

1

2

3

4

5

6



2 группа: Вам дан лист с таблицей. Рассмотрите эту таблицу и расскажите, что ещё можете дополнить о прилагательном.


Работа в группе


1 группа у доски









Имя прилагательное может указывать

на различное Значение

цвет:

коричневый, багровый

вкус:

горько-солёный

запах:

ароматный

форма:

круглый

размер:

грандиозный

качество, свойство челове-

ка или животного:

тщеславный, никчёмный

материал:

песчаный, кожаный

назначение:

авиационный

местонахождение:

западно-европейский

время:

сегодняшний

принадлежность:

соловьиный, отцов, сестрин, Олегов

2 группа на месте


ПРОВЕРКА+ рассказывают правило



ФИЛЬМ О ЛЕСЕ ( 2 ЧАСТЬ) деревья

До белки

Первичное закрепление

Вам задание. Посмотрите, на карточку, сформулируйте задание. (распределить слова по колонкам)

Цвет форма возраст вкус место

( красный, сиреневый, черный, белый, зеленый; круглый, квадратный, овальный, пирамидальный; старый пожилой, юный, молодой, детский; сладкий, горький, терпкий, приторный,; горный, лесной, сельский, уличный, городской)


-ПРОВЕРЯЕМ.




Работа по карточке- индивидуально


Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.

  1. Взять приставку от слова, являющегося в предложении определением

Шел бесконечный дождь.

  1. Добавить подлежащее предложения

Страх овладел им.

  1. Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные.

Какое слово получилось?

Бесстрашные

- С каким фонетическим явлением вы встретились?

- Почему в слове бесстрашные приставка БЕС?

- Скажите, почему надо быть бесстрашным в лесу? (…….звери)

(карточка с определенным цветом)







Работа класса


ФИЛЬМ О ЛЕСЕ (ЗВЕРИ)


коммуникация

Игра «Угадай слово»

- Я показываю вам рисунок. Вы даете определения к этому слову. Угадывает ведущий у доски. (показываю рисунки)

ВОЛК-

ЛИСА-

ЗАЯЦ-

МЕДВЕДЬ-


-Так для чего нужны имена прилагательные?

(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)





Меняются ведущие.


-Как изменяются имена прилагательные?

(род (ед. ч), число, падеж)

- А какая часть речи помогает нам определить падеж?

(существительное)

- Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода и числа?

(Нет, они согласуются.)

- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род?

(Нет.)

-Чем является прилагательное в предложениях?

(определением, сказуемым)


Беседа с классом


- 1 ученик. К доске пойдет (……). В тексте на доске находим прилагательное и определяем у него ( род, число, падеж) и подчеркиваем.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты выполнил всё сам(а) или с чьей-то помощью?

(берет карточку соответствующего цвета)

2) К компьютеру пойдет работать (…..)

ПРОВЕРКА (сам компьютер)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты выполнил всё сам(а) или с чьей-то помощью?

(берет карточку соответствующего цвета)

3) Морфологический разбор имени прилагательного у доски. Смотри план.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты выполнил всё сам(а) или с чьей-то помощью?

(берет карточку соответствующего цвета)


4) Класс работает с текстом. РК «Енисей»


Работа по тексту

-какова тема текста?

-почему так назван текст?

-кто был и видел Енисей?

-Пользуясь правилом, найдите словосочетания «прил+ сущ из первого абзаца, определить у прилагательного род, число, падеж. Вслух.


Работа у доски



1 ученик самостоятельно




2 ученик

Индивидуальная работа.

средний ученик





3 ученик работает

сильный




по слабее совместно с учителем.



По цепочке


ФИЛЬМ О ЛЕСЕ (ЕНИСЕЙ, ЯГОДА, КУСТАРНИКИ)


Взаимопроверка

взаимоконтроль

-Мы в лесу. Помогите найти мне в лесу шишки, грибы(По классу спрятаны грибы, шишки с

Мини-тестом

  1. Найдите имя прилагательное:

А)Звонко б) звонок в)звонкий

  1. Найди словосочетание «прил+ сущ»:

А)Пели звонко б) дорога в лесу в) звонкая песня

  1. Найди прилагательное мн.ч, И.п.

А) хитрую лису б)за трусливым зайцем

в) Высокие горы.

  1. Подчеркни в предложении имена прилагательные

Прилетел на соседнее дерево красивый дятел.

1) в, 2) в, 3)в, 4) соседнее, красивый

Посмотрели друг у друга. Такие ответы? Учитель диктует


Рефлексия

самооценивание


ФИЛЬМ О ЛЕСЕ (ЗАПОВЕДНАЯ ЗОНА)

1)-Что-то нового узнали на уроке или это вам знакомо? Что знакомо?.

-Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

- Как вы их преодолевали?

- А почему я пригласила путешествовать в лес?

-Что с сегодняшнего урока взяли для жизни?

-Кто сегодня получит отметку в дневник?

Пожалуйста, оцените себя.

(смотрим на цвет карточек)

-Класс согласен? Я тоже согласна.

2)Чтобы упрочить наши знания, даю домашнее задание.

Упр…., + правило

3) -Какое настроение у вас сейчас?

-А где вы путешествовали?

-А вам от белочки подарочек (орешки кедровые) Спасибо за работу на уроке.





Отвечают на вопросы
















(выходят


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!