Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: Имя прилагательное как часть речи.
УМК: под ред. Н. М. Шанского
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
мотивация | -Здравствуйте, присаживайтесь. - Давайте снимем напряжение Мы проснулись, мы здоровы, И к работе все готовы. Голова наша светла, Отдохнула до утра. Мышцы стали все сильнее, Каждый орган - здоровее. Нервы крепкие – стальные, Как пружинки заводные. Ноги-руки – все в движенье Вот и снято напряженье. - С каким настроением вы пришли ко мне на урок? -А это моё настроение. - Присаживайтесь. | (хором) (встают и направляются к доске к смайликам) |
| -Видели ли вы живого ёжика, белку, зайца, лису? -Кто-нибудь собирал ягоду, грибы? -А любите ли вы природу? Отдыхать на природе? - Я сегодня предлагаю вам ещё раз полюбоваться природой. Увидеть разных животных, красивые деревья, дары природы. -Догадайтесь, куда я вас приглашаю…. Она величественна и похожа на океан; Она щедра и сурова; Она молчаливая и равнодушная; Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы; Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм. Мы можем увидеть её из окна (ОТВЕТ: ЛЕС, ТАЙГА. - Правильно. Я приглашаю вас в лес, тайгу. ФИЛЬМ О ЛЕСЕ (1 часть) | Встают и подходят к окну. |
Актуализация и пробное учебное действие | -Посмотрите на доску. Перед вами текст. Прочитаем его вслух. Идешь по лесу и не налюбуешься. Спят сосны. Тени их стволов лежат на сугробах. От дерева к дереву тянутся следы белок….Тайной полнится лес. -Определите самостоятельные части речи в данном тексте. -Каких частей речи больше? (сущ-х) -Что ты знаешь о существительном? -Посмотрите на второй текст. Идешь по зимнему лесу и не налюбуешься. Воздух свеж. Спят высокие сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых сугробах. От дерева к дереву тянутся беличьи следы. Тайной полнится зимний лес. -Какой вам текст больше нравится? -Почему? (прилаг) -Значит какую часть речи мы с вами на уроке будем повторять? (имя прилагательное) -Какая тема нашего урока? (имя прилагательное) -Открываем тетради и записываем число и тему урока. (Двенадцатое марта. Имя прилагательное как часть речи) - Вы изучали имя прилагательное в начальной школе? -Эпиграф нашего урока: Повторяем то, что знаем, Вспоминаем, что забыли. -Сформулируйте Цель нашего урока по опорным фразам. Повторить, что……. Уточнить, как…., с чем… , чем бывает в …….. Учиться отличать … от других…. | Ученик у доски (отвечает) |
Выявление места и причины затруднения | На доске карточки - Мы гуляем по лесу. Соберите в корзину, что относится к имени прилагательному. (какой? чей?, кто? Самостоятельная часть речи, служебная часть речи, признак предмета, предмет, число, род, склонение, падеж, спряжение, согласуются с существительными, определение, сказуемое, дополнение, обстоятельство). | Всем классом у доски |
Целеполагание (вспомнить-узнать-научиться) | Поработаем в группе. 1 группа: Из этих опорных слов составить правило имени прилагательного и один от группы его расскажет. 1 2 3 4 5 6 2 группа: Вам дан лист с таблицей. Рассмотрите эту таблицу и расскажите, что ещё можете дополнить о прилагательном. | Работа в группе 1 группа у доски |
| Имя прилагательное может указывать на различное Значение цвет: коричневый, багровый вкус: горько-солёный запах: ароматный форма: круглый размер: грандиозный качество, свойство челове- ка или животного: тщеславный, никчёмный материал: песчаный, кожаный назначение: авиационный местонахождение: западно-европейский время: сегодняшний принадлежность: соловьиный, отцов, сестрин, Олегов | 2 группа на месте |
| ПРОВЕРКА+ рассказывают правило | |
| ФИЛЬМ О ЛЕСЕ ( 2 ЧАСТЬ) деревья | До белки |
Первичное закрепление | Вам задание. Посмотрите, на карточку, сформулируйте задание. (распределить слова по колонкам) Цвет форма возраст вкус место ( красный, сиреневый, черный, белый, зеленый; круглый, квадратный, овальный, пирамидальный; старый пожилой, юный, молодой, детский; сладкий, горький, терпкий, приторный,; горный, лесной, сельский, уличный, городской) -ПРОВЕРЯЕМ. | Работа по карточке- индивидуально |
| Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий. Взять приставку от слова, являющегося в предложении определением Шел бесконечный дождь. Добавить подлежащее предложения Страх овладел им. Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные. Какое слово получилось? Бесстрашные - С каким фонетическим явлением вы встретились? - Почему в слове бесстрашные приставка БЕС? - Скажите, почему надо быть бесстрашным в лесу? (…….звери) (карточка с определенным цветом) | Работа класса |
| ФИЛЬМ О ЛЕСЕ (ЗВЕРИ) | |
коммуникация | Игра «Угадай слово» - Я показываю вам рисунок. Вы даете определения к этому слову. Угадывает ведущий у доски. (показываю рисунки) ВОЛК- ЛИСА- ЗАЯЦ- МЕДВЕДЬ- -Так для чего нужны имена прилагательные? (Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.) | Меняются ведущие. |
| -Как изменяются имена прилагательные? (род (ед. ч), число, падеж) - А какая часть речи помогает нам определить падеж? (существительное) - Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода и числа? (Нет, они согласуются.) - Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род? (Нет.) -Чем является прилагательное в предложениях? (определением, сказуемым) | Беседа с классом |
| - 1 ученик. К доске пойдет (……). В тексте на доске находим прилагательное и определяем у него ( род, число, падеж) и подчеркиваем. Вопросы к ученику, выполнявшему работу – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты выполнил всё сам(а) или с чьей-то помощью? (берет карточку соответствующего цвета) 2) К компьютеру пойдет работать (…..) ПРОВЕРКА (сам компьютер) Вопросы к ученику, выполнявшему работу – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты выполнил всё сам(а) или с чьей-то помощью? (берет карточку соответствующего цвета) 3) Морфологический разбор имени прилагательного у доски. Смотри план. Вопросы к ученику, выполнявшему работу – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты выполнил всё сам(а) или с чьей-то помощью? (берет карточку соответствующего цвета) 4) Класс работает с текстом. РК «Енисей» Работа по тексту -какова тема текста? -почему так назван текст? -кто был и видел Енисей? -Пользуясь правилом, найдите словосочетания «прил+ сущ из первого абзаца, определить у прилагательного род, число, падеж. Вслух. | Работа у доски 1 ученик самостоятельно 2 ученик Индивидуальная работа. средний ученик 3 ученик работает сильный по слабее совместно с учителем. По цепочке |
| ФИЛЬМ О ЛЕСЕ (ЕНИСЕЙ, ЯГОДА, КУСТАРНИКИ) | |
Взаимопроверка взаимоконтроль | -Мы в лесу. Помогите найти мне в лесу шишки, грибы(По классу спрятаны грибы, шишки с Мини-тестом Найдите имя прилагательное: А)Звонко б) звонок в)звонкий Найди словосочетание «прил+ сущ»: А)Пели звонко б) дорога в лесу в) звонкая песня Найди прилагательное мн.ч, И.п. А) хитрую лису б)за трусливым зайцем в) Высокие горы. Подчеркни в предложении имена прилагательные Прилетел на соседнее дерево красивый дятел. 1) в, 2) в, 3)в, 4) соседнее, красивый Посмотрели друг у друга. Такие ответы? Учитель диктует | |
Рефлексия самооценивание | ФИЛЬМ О ЛЕСЕ (ЗАПОВЕДНАЯ ЗОНА) 1)-Что-то нового узнали на уроке или это вам знакомо? Что знакомо?. -Что у вас получалось сегодня лучше всего? –В чём испытали затруднения? - Как вы их преодолевали? - А почему я пригласила путешествовать в лес? -Что с сегодняшнего урока взяли для жизни? -Кто сегодня получит отметку в дневник? –Пожалуйста, оцените себя. (смотрим на цвет карточек) -Класс согласен? Я тоже согласна. 2)Чтобы упрочить наши знания, даю домашнее задание. Упр…., + правило 3) -Какое настроение у вас сейчас? -А где вы путешествовали? -А вам от белочки подарочек (орешки кедровые) Спасибо за работу на уроке. | Отвечают на вопросы (выходят |