СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку для 5-х классов по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. и др.

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное как часть речи»

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи»

Задачи урока:

Обучающие:

1. повторить изученный в 5 классе материал об имени прилагательном как части речи (значение, изменение, синтаксическая роль, употребление в речи) и закрепить умение правильно писать падежные окончания;

2. привести в систему знания о комплексном анализе текста.

Развивающие:

1. Развивать и совершенствовать навыки анализа текста на примере работы с миниатюрой И.С. Соколова-Микитова “Русская зима”.

Воспитывающие:

1.Воспитывать способность чувствовать, понимать и любить слово.
2. Формировать патриотические чувства.

  1. Приветствие. Закрепление прошлой темы урока (составление объявления)

2. Организация наблюдения.

а) -Восстановите по памяти пропущенные слова в отрывке из известного вам стихотворения.

Под……………….. небесами

……………………. коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

.……………. лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

                                                                               (   ?   )

-Прочитайте его выразительно.

-Назовите автора, название произведения (А.С.Пушкин «Зимнее утро»).

-Запишите этот отрывок в тетрадь. (3 ученика вставляют по одному слову на доске: голубыми, Великолепными, Прозрачный). Не забудьте про автора.

-Назовите слова, которые вы вставили. К какой части речи они относятся?

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имена прилагательные)

(Верно. Тема нашего урока: «имя прилагательное как часть речи. Сегодня на уроке мы вспомним все, что уже знаем об этой части речи и получим новую информацию)

Вопрос – ответ.

Что такое имя прилагательное

(Имя прилагательное -самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

*Отвечает на вопрос «какой? чей?».

*Изменяется по родам, падежам и числам.

*Имеет полную и краткую форму.

*В предложении бывают определениями(полная форма) и сказуемыми(полная и краткая форма)).

-Закрепление знаний

Им.п(кто?что?) дружный класс, кирпичная стена, лисий хвост

Р.п(кого, чего?) дружного класса, кирпичной стены, лисьего хвоста

Д.п(кому?(чему?) дружному классу, кирпичной стене, лисьему хвосту

В.п(кого?что?) дружный класс, кирпичную стену, лисий хвост

Т.п (кем?чем?) дружным классом, кирпичной стеной, лисьим хвостом

П.п(о ком?о чем?) о дружном классе, о кирпичной стене, о лисьем хвосте

-Выполение упражнения 204, стр.83

Имена прилагательные, с которыми мы работали, были выбраны неслучайно. Имена прилагательные делятся на 3 разряда

Какой?

Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени.

- Сочетаются с наречиями очень, необыкновенно, чрезвычайно, недостаточно, слишком.


- Могут иметь краткую форму и степень сравнения.

Какой?

Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени.

- Могут обозначать достоинство предмета (золотой, песочный, деревянный), близость предмета к чему-либо (пришкольный, прибрежный).

-Не имеют краткой формы и степени сравнения.

Чей?

Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному.


Добрый – очень добрый – слишком добрый – добрее – добрейший – добр

Каменный, стеклянный, кожаный, приозёрный.

Лисий (хвост),
дедушкин (огород),
материнское (молоко)






Закрепление

-Выполнение упр.200.

Из нашей таблички мы увидели, что у качественных прилагательных признак может быть выражен в большей или меньшей степени, а это значит, что мы должны вспомнить о степени сравнения имен прилагательных.

-Выполнение упр.201 (устно).

-Выполнение письменного задания.

А)От прилагательных образуйте простую форму сравнительной степени:

строгий, крутой, простой, сухой, твёрдый, сладкий.

Б)Образуйте простую форму превосходной степени от данных прилагательных:

Мелкий, честный, высокий, строгий, весёлый, тонкий.

Итог урока. Рефлексия:

Каждый ученик продолжает фразу :

Сегодня на уроке я узнал….

Сегодня на уроке я научился…..



Домашнее задание. Работа с текстом.

Русская зима

Хороши русские снежные зимы! Глубокие сверкают на солнце сугробы. Раздолье лыжникам. По рыхлому снегу они прокладывают первую тропу к совсем не знакомым местам.

Жизнью полнится зимний лес. Вот простучал на скрипучем дереве дятел. Пестрым платочком с шишкой в клюве перелетел на новое место. В лесу отбивают дробь лесные барабанщики. Стайка веселых клестов с приятным свистом расселась на ветвях ели. Стоишь и любуешься, как ловко они теребят тяжёлые шишки, добывают из них семена. Эти удивительные веселые птички морозную зиму проводят в снежном лесу, вьют гнезда и в лютую зимнюю стужу выводят в этих гнездах своих птенцов.

Рядом с гнездом мелькнул рыжий хвост, показалась любопытная беличья мордочка. Как черные угольки, на белом фоне сверкнули испуганные глазки и исчезли.

С дерева упала огромная снежная шапка, рассыпалась снежной пылью. Это перепрыгнула шустрая белочка.

И.С. Соколов-Микитов

Комплексный анализ текста.

  1. Докажите, что перед вами текст.

  2. Определите тему текста.

  3. Определите основную мысль текста.

  4. Обратите внимание на заголовок. Что в нем отражено: тема или основная мысль?

  1. Из второго абзаца в выделенных предложениях выпишите словосочетания: прилагательное + существительное. Укажите род, число и падеж имени прилагательного.

  2. В тексте довольно часто встречается прилагательное “снежный”.

снежные зимы 
в снежном лесу 

снежная шапка
снежной пылью

Внимательно посмотрите на прилагательные в выписанных словосочетаниях и скажите, чем они различаются. Что перед вами форма слова или однокоренные слова? Докажите.

  1. Объясните пунктуацию в первом предложении 4-го абзаца. Составьте схему этого предложений. С дерева упала огромная снежная шапка, рассыпалась снежной пылью.

  2. Выполните синтаксический разбор второго предложения 1-го абзаца. Глубокие сверкают на солнце сугробы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!