СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя собственное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Имя собственное»

Русский язык во 2 классе


Тема: Упражнения в написании имён собственных.

Цель: закрепить навыки правописания имён собственных, обозначающих географические названия, правописание заглавных букв в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных; воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину; развивать речевую деятельность; отрабатывать правильное произношение.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I.Организационный

- Прозвенел звонок весёлый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг друга понимать. (Слайд 1)


А сейчас ребята откройте свои тетради и запишите число, классная работа.


- Ребята, мы с вами такие разные, но есть одно, что нас объединяет (звучит песня «С чего начинается Родина?» стихи М. Матусовского, музыка В. Баснер), (Слайд 2)


- Как вы думаете, что нас всех объединяет? (Родина)

- Верно, у нас одна Родина.

Регулятивные УУД

1.Нацеливание на успешную деятельность.

Личностные УУД

1. Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и слышать.


II. Введение в тему урока


(Слайд 3)

- Что общего у этих слов? (все слова написаны с большой буквы)

- Что они обозначают? (географические названия)

- Как называются такие слова? (имена собственные)

- Какие слова называют собственными? (слова, которые имеют собственное имя, принадлежащее только им)


- Давайте сформулируем тему урока. (Большая буква в именах собственных)


-Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по нашему любимому городу.

- В любом путешествии важен точно выверенный маршрут. А поможет нам в этом карта.


(Слайд 4,5)

- Какой из этих карт мы воспользуемся отправляясь на экскурсию по нашему городу? (картой города Пушкино)

- Эту карту мы сделаем живой, яркой, дорогой для каждого из вас.



Регулятивные УУД

1. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Познавательные УУД

1. Постановка и решение проблемы.

Личностные УУД

1. Развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД

1. Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

ΙII. Актуализация знаний.




























































Музыкальная физкультминутка















1)Словарная работа

- Что мы можем увидеть на карте города? (улицы, дороги, реку, площадь)

(Слайд 6)

- Что выделено во всех этих словах? (опасные места, орфограммы, правило)

- Какая орфограмма есть во всех этих словах? (безударная гласная, не проверяемая ударением)

- Да, это словарные слова.

- Их написание мы должны запомнить.

- Где можно уточнить их написание? (в словаре)

- Орфографический словарь – нам верный помощник.

- Какие ещё орфограммы вы видите в этих словах? (ча-ща, парная согласная на конце слова, мягкий знак)

- Эти орфограммы нужно запоминать? (нет)

- Их можно проверить


Пожалуйста, запишите словарные слова в свои тетради


2)Мотивация к деятельности

Интерактивная доска

-Ребята, прочитайте предложения.

(Миша узнал много нового, уча домашнее задание. Под горой журчит заросшая тростником Уча.)

- Какие слова звучат одинаково?(Уча)

-Давайте определимся с выбором буквы. Нам помогут карточки, которые лежат перед вами.

- Какую букву нужно выбрать в 1 предложении? Покажите её. (маленькую , т.к. это действие которое делает мальчик, он учит домашнее задание)

- Какую букву выбираем во 2 предложении? (большую, т.к. Уча это название реки)

- Почему слово одно, а написание разное? Отчего это зависит? (от значения слова)

Почему Миша ошибся? (Он не правильно понял значение слова)

- Давайте прикрепим название реки Уча на нашу карту. Она находится здесь. Река Уча впадает в Клязьму. Эта речка с холодным течением, так как много подземных ключей, которые впадают в реку.


- Прочитайте, пожалуйста, следующие предложения.

(Дети бегали по садовой дорожке.По Садовой улице они подошли к дому Маши.)


Какие слова звучат одинаково? (по садовой)

-Давайте определимся с выбором буквы.

- Какую букву нужно выбрать в 1 предложении? (маленькую, потому что дорожка находится в саду)

- Какую букву выбираем во 2 предложении? (большую, т.к. по Садовой это название улицы)

- Почему слово одно, а написание разное? Отчего это зависит? (от значения слова)

- Давайте прикрепим название улицы Садовая на нашу карту. Садовая улица ведёт к коллективным садам, поэтому так и называется.


Вывод: для правильного написания имён собственных необходимо обращать внимание на значение слова. Помните об этом и применяйте свои знания в жизни.


Запишите эти предложения в свои тетради и подчеркните имена собственные


Молодцы! Садитесь на свои места



3)

- Какие ещё улицы есть в нашем городе? (Некрасова, Гоголя, Тургенева, Писаревский проезд, Горького)

- А на какой улице находится ваша школа? ( 1-й Некрасовский проезд)

- Прикрепим 1-й Некрасовский проезд на нашу карту.


- Послушайте загадку:

Где писателям уют?

Где их помнят, любят, ждут

И заносят в картотеки?

Скажем, где? (в библиотеке)

- Ребята, а где находится городская библиотека? (на улице Тургенева)


- Давайте войдём в библиотеку. (Слайд со словами)

- Давайте наведём порядок в библиотеке.

- Кто мне в этом поможет?

- Образовалось 2 столбика.

- Что общего у слов 1 столбика? (Они написаны с маленькой буквы.Это названия предметов)

- Что общего у слов 2 столбика? (Они написаны с большой буквы, т.к. это имена собственные).

- Что они обозначают? Какое правило вы знаете? (И. Ф.О., имена сказочных героев пишутся с большой буквы)


Спишите, пожалуйста имена сказочных героев к себе в тетрадь через запятую



Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

2. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Личностные УУД

1.Выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные УУД

1. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации





IV. Развитие и совершенствование учебно-языковых и орфографических умений












































































































Физкультминутка
























1)Работа в группах

Работа с деформированными предложениями и составление из них текста.

- А теперь ребята, все эти знания которые мы повторили примените при выполнении творческих заданий.

- Перед вами цветные карточки с деформированным предложением. Оно рассыпалось на части. Ваша задача составить красивое предложение и наклеить его на полоску.

- Сейчас мы будем работать в группах.

- Слушайте друг друга.

- Работайте дружно.

- От вашей слаженной работы зависит конечный результат.

- Все ваши предложения нужно собрать в единый текст. Помните от порядка предложений зависит смысл текста.


- Давайте послушаем какие тексты у вас получились.

- Ребята 1 группы прочитайте ваш текст.

Текст 1

Я живу в городе Пушкино.

Здесь протекают две реки Серебрянка и Уча

Серебрянка течет через весь город.

Она тихая и спокойная.

Жители города любят отдыхать на берегу реки.

- Назовите имена собственные, которые встретились в тексте.

- Как вы написали эти слова?

- Почему? (Мы знаем правило, что все имена собственные пишутся с большой буквы)

- Молодцы! Серебрянка впадает в Учу, Уча – в Клязьму, Клязьма – в Яузу, Яуза – в Оку, Ока – в Волгу, а Волга несёт свои воды в Каспийское море. Получается, что в Каспийском море есть капельки нашей Учи. Берегите её! Прикрепим текст на карту.


-Ребята 2 группы прочитайте ваш текс

Текст 2

На окраине Пушкино находится Учинское водохранилище.

Из него поступает питьевая вода в Москву и ближайшее Подмосковье.

По каналу имени Москвы проходит речной путь в столицу Росси.


-Назовите имена собственные, которые встретились в тексте.

-Как вы написали эти слова?

-Почему? (Мы знаем правило, что все имена собственные пишутся с большой буквы) Молодцы! Прикрепим текст на карту.


-Ребята 3 группы прочитайте ваш текст

Текст 3

В Пушкино много храмов.

Очень красива церковь Николы Чудотворца.

Сретенский храм – один из старейших храмов города.

Он был построен при железнодорожной станции Пушкино.


-Назовите имена собственные, которые встретились в тексте.

-Как вы написали эти слова?

-Почему? (Мы знаем правило, что все имена собственные пишутся с большой буквы) Молодцы! Прикрепим текст на карту.


Ребята 4 группы прочитайте ваш текст

Текст4

В Пушкино живёт знаменитый художник Рубцов.

Сергей Семенович организовал детскую художественную школу.

Его работы украшают картинные галереи Москвы.

Мы гордимся знаменитыми людьми нашего города.

- Назовите имена собственные, которые встретились в тексте.

- Как вы написали эти слова?

- Почему? (Мы знаем правило, что все имена собственные пишутся с большой буквы) Молодцы!


- А кто знает, что такое «галерея»?

- Давайте обратимся к толковому словарю.

- Вы умеете с ним работать?

-Словарные статьи располагаются в алфавитном порядке.

- На какую букву начинается слово «галерея»? (на «г»)

- Это в начале словаря.

- Какая это страница? – стр 70.

- Найдите слово «галерея».

- Это слово многозначное. Выберите значение, подходящее к нашему тексту.

- Прочитайте. Молодцы! Прикрепим текст на карту.



- Ребята 5 группы прочитайте ваш текст.

Текст 5

Мы ученики школы №1.

Она расположена на 1-м Некрасовском проезде.

- Назовите имена собственные, которые встретились в тексте.

- Как вы написали эти слова?

- Почему? (Мы знаем правило, что все имена собственные пишутся с большой буквы)

- Вашими успехами гордится школа. От ваших побед зависит будущее страны. Прикрепим текст на карту.


- Путешествуя по городу о каких мерах безопасности должен помнить любой человек? (О правилах дорожного движения)

- При движении по городу надо быть внимательным и осторожным, а вот в парке можно расслабиться.

- Вставайте, проведём физкультминутку!

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

( прыжки на месте)

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём.

(ходьба на месте)

Молодцы! Садитесь на свои места


2)Включение в систему знаний

- А теперь положите перед собой солнышко.

- Перед вами символы домашнего очага, тепла, материнской любви.

- Напишите на нём свой адрес: страну, город, улицу, где вы живёте, свою фамилию и имя.

- На первой строке напишите название страны, где вы живёте.

- На второй строке – наш родной город.

- Чтобы написать название своей родной улицы, воспользуемся общепринятыми сокращениями. Обратите внимание на точки после сокращения. Уместитесь, пожалуйста, на 3 строке.

- А на 4 и 5 – напишите свою фамилию и имя.

- Помните правила написания имён собственных.

- Если нужна моя помощь поднимите руку.


На солнышках:

Мой адрес:

Страна:

Город:

Улица:

Фамилия:

Имя:


Регулятивные УУД

1.Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

2.Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД

1. Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные УУД

1. Готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

2.Оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор

Коммуникативные УУД

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2.Умение работать в паре и группе

3.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиям и коммуникации

V. Рефлексия учебной деятельности

- Назовите основные (ключевые) слова, которые помогали нам в течение урока. (имена собственные, большая буква, географические названия, Ф.И.О.)

- Молодцы!


-Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?


- Большое спасибо! С вами было приятно работать. Вы все заслужили сегодня пятёрки!

- Так давайте же оживим нашу карту, чтобы каждый оставил свою частичку на карте нашего родного города. (дети подходят и прикрепляют свои солнышки на карту).


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выражать свои эмоции.


Деятельность учеников:

- Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

– Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях.

- Формулируют тему урока.

- Сравнивают написание слов. Обосновывают выбор написания. Делают выводы.

- Объясняют, какая в данных словах присутствует орфограмма.

- Работают индивидуально, в парах и группе.

-  Производят предварительную оценку работы.
















Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 6

г.о. Красноармейск Московской области








Конспект

открытого урока

по русскому языку

на тему:

«Упражнения в написании имён собственных»

участника городского конкурса

«Самый лучший урок»

учителя начальных классов

Анохиной Ольги Владимировны











Красноармейск 2013 год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!