3 | Формулирование темы | 5 мин | Подведение к теме урока путем выполнения задания. | - Определите, к какой части речи относятся выделенные слова (слайд 1): Все было тихо – лес и горы, Все спало в сумраке ночном. В глуши во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои. Видно, на море не тихо, Смотрит – видит дело лихо. - Заполните предложенную таблицу: Часть речи | | | | На какие вопросы отвечает? | | | | Что обозначает? | | | | Изменяется или нет? | | | | От какого слова задаем вопрос? | | | | Какая синтаксическая роль? | | | | Сообщает тему урока - «Слова состояния». | Учащиеся выполняют задание. Один человек работает у доски. Определяют, к какой части речи относятся выделенные слова. Заполняют таблицу. Учащиеся приходят к выводу, что слово тихо в третьем варианте обладает собственными признаками, не относящимися ни к прилагательному, ни к наречию. |
4 | Объяснение нового материала | 15 мин | Работа с учебником (теория). Фронтальный опрос. | - Ребята, откройте учебник на стр. 160 и прочитайте данный материал. -Что такое имена (слова) состояния? - Что обозначают СС? - Выполните следующее задание. Найдите в предложениях СС и определите, что они обозначают (слайд 2). 1. Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло (В. Берестов). 2. Было душно, жарко, шумно (Г. И. Коновалов). 3. Мне грустно … потому что весело тебе (М. Ю. Лермонтов). 4. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто (И. А. Бунин). 5. Без Вас мне скучно,- я зеваю; При Вас мне грустно, - я терплю…(А. С. Пушкин). 6. Стыдно, и горько, и больно было ей (И. С. Тургенев). 7. Мне жалко, что пришла зима (О. Э. Мандельштам). 8. На дворе накрапывал дождь, было очень темно (А. П. Чехов). - Чем похожи и чем отличаются СС от наречий? - Чем СС являются в предложениях? | Учащиеся читают материал учебника на стр. 160. Отвечают на вопросы. - Имена состояния – знаменательная ЧР, которая обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды и отвечает на вопросы как? Каково? - СС обозначают душевное состояние человека, физическое состояние человека и животных, состояние природы и окружающей среды, оценку действий. Выполняют задание. Четыре человека работают у доски (по два предложения). - Как и наречия СС не изменяются, имеют сравнительную степень. Т наречий СС отличаются тем, что в предложении не зависят от других слов. - Являются сказуемыми в безличных предложениях. |
5 | Закрепление изученного | 15 мин | Работа с учебником (практика). Выполнение заданий на закрепление нового материала. | - Ребята, выполните упр. 597. Прочитайте стихотворение выразительно. Определите основную мысль стихотворения. Определите общее значение слов и докажите, что они не изменяются. Выпишите выделенные части сложных предложений. Разберите их по членам предложения. Если в них подлежащие? Чем выражены в них сказуемые? - Следующее упр. 603. Синтаксический разбор предложений. Какими частями речи являются выделенные слова? - Выполните упр. 605. Образуйте от СКС сравнительную (простую и сложную) степень. Образец первого слова. - Вы все знаете, что такое смайлики? Хорошо! Тогда выполним такое задание. По смайликам определите состояние человека, подберите слово категории состояния, придумайте предложение (слайд 3). | Выполняют упражнения. Работают самостоятельно. Один человек работает у доски. Работают самостоятельно. Один человек озвучивает то, как он выполнил задание. Два – три человека работают у доски. |