СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок темы. Позволяет систематизировать знания за предыдущий курс темы.

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное»

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель начальных классов: Макогон Елена Валерьевна

3 класс

Предмет: русский язык

УМК «Перспектива»

Тема урока: Имя существительное

Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями)

Цель урока: создание условий для получения учащимися  новых знаний по теме.

Планируемые результаты

Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

  Метапредметные

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;  моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

        Характеристика этапов урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

  1. Организационный момент

Веник

Древняя притча

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.

-Чему учит эта притча,

-А для того, чтобы все получилось

Будем отвечать …активно,
Хорошо себя …вести.
Чтобы гости …дорогие
Захотели вновь …прийти!

-Чего вы ждете от этого урока?

 

 

- Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Если человек за день не получил никаких знаний, значит день прошел зря…»


Мы будем сегодня получать знания, а для этого нам нужно будет

доказывать,

рассуждать,

выдвигать свои гипотезы. Тогда вперед!



























-Только вместе можно справится с трудностями








-Новых знаний.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  1. Актуализация знаний

 

Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы

-Как выдумаете, почему я начала урок с этого стихотворения ?

-Из чего состоит это стихотворение?

-Слов какой части речи больше всего в этом тексте?

-Посчитайте и запишите их.



-Были ли ошибки?

-Почему?


- Мы с вами уже все  знаем об имени существительном?

- Посмотрите, мнение ваше разделилось.


- А теперь поставим цель урока


 












-Зима 

 

 

  -Из слов.

 

 

 -Имен существительных

 

-15.(Дети выписывают слова. )

 

 -Да. Нет.

-Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы.

  -Да,нет.





-Узнать то, чего еще не знаем.

Предметные:

называть предметы и их действия;

знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам;

Метапредметные (УУД)

познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

находить ответы на вопросы, используя информацию

регулятивные:

осуществлять самоконтроль;

овладевать умением прогнозировать;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные: слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - определять общие для всех правила поведения.

  1. Самоопределение к

деятельности

  Из всего что мы сейчас сказали, давайте сформулируем тему нашего урока.


-Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?

 





-Все ли существительные одинаковы? (3)

-Вспомните притчу (4)

 

 

 

 Тема урока ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ


1.Находить имена существительные среди других слов

2.Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному.

3.Узнавать значение имен существительных.

4.Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу.

Предметные: определять части  слова; находить нужные буквы.

Метапредметные (УУД)

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: высказывать свое предположение;

коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

 Метапредметные (УУД)

регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность

действий на уроке.

4. Работа по теме урока

1. Зима прислала нам слова, но потерялись в них буквы, давайте вставим буквы и назовем орфограммы

З…ма, м..ро.., пт…нцы, зам...тает, к..ньки, за..ц ,сне.., сев..р, сне..гири, м..тель, в..юга, л..са.

- А посмотрите внимательно на слова. Не захватила ли Зимушка “лишнего” слова. Найдите “лишнее” слово. Почему вы решили, что оно не подходит к этой группе слов?



- На какой вопрос отвечает слово? А все остальные слова?

- Что это за слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

- Правильно, это имена существительные. А что такое имя существительное?

- А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике. Откроем учебник на с.134. Читаем «Узелки на память».

Почему имя существительное – самостоятельная часть речи?

 

 

 

 


Дети работают

 

 






Вывод: все слова, которые записали, отвечают на вопрос кто? или что?

Обозначают предмет

 

-Заметает (Что делает?)







-Ответы детей



- Читает один из хорошо читающих учеников, остальные следят по учебнику.


Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

5. Физкультминутка

Дети выполняют  физминутку.

 

6. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику. Откройте учебник на с.135, упр.232. Внимательно прочитаем задание к упражнению.

Перед нами начало одной из глав сказки-повести Э.Успенского «Зима в Простоквашино».

-Нужно выписать из первого предложения выделенные слова.

-Можно ли в эту группу включить другие выделенные слова?

Работать будем коллективно – у доски и на опорных листах


-Что обозначают все эти выписанные слова?

-Что общего у всех записанных вами слов?

 

-Ребята, как вы думаете, что же такое предмет?

 Что понимают под этим словом?

 

 

 

 


-А теперь прочитаем диалог Ани и Вани на с.135 и вывод профессора Самоварова.

Дети находят упражнение в учебнике. Задание и сам текст читает хорошо читающий ученик.

 

 

 

Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия

-Да, можно, т.к. они тоже имена существительные.

Метель, снег, ночь, огонька, почта, почтальона, Печкина, ног, головы.

 

-Все они обозначают предмет.


-Все эти слова отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предмет.



Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы.


-Читает хорошо читающий ученик, все остальные очень внимательно следят.

 

 

 

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

отличать верно выполненное задание от неверного;

осуществлять самоконтроль;

познавательные:

 ориентироваться в учебнике;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные: слушать и понимать речь других;

уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

7. Работа по теме урока

Давайте сравним имя существительное с многоэтажным домом.

А каждый дом имеет фундамент.

- Для того, чтобы построить первый этаж дома, вернёмся к вопросам?

-На какие 2 группы их можно разделить? (слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?; одушевлённые и неодушевлённые)

- Это и будет первым этажом для дома имени существительного .

-Запишите данные слова в два столбика. В левый – одушевлённые существительные, в правый – неодушевлённые.






















кто? Что?

Почтальон метель

Печкин снег

Ночь

Огонек

Почта

Ног

головы


 

8. Классификация существительных.

- А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?

Игра: «Группы слов»

Пёс, петух, корова, кошка - … животные.

Кукла, мячик и гармошка - … игрушки.

Лук, редиска, огурцы - … овощи.

Молоток, топор, щипцы - … инструменты.

Платье, юбка и рубашка - … одежда.

Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда.

Василек, ромашка, роза -… цветы.

Ветер, дождик и морозы - … явления природы.

- Подбери ещё названья: (самостоятельно записать по рядам)

-Кто работать сам готов?




9. Роль существительных в речи и предложении

Работа по учебнику. Выполняем упр.234,с.136. Перед вами игра-соревнование «Кто больше?». Класс делится на 3 команды. Выигрывает та команда, которая назовет больше слов данной части речи.

 

 

 

 

 

 

-Оцените свою работу и работу товарищей.

В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?

Выставляются оценки.

Итак, что же могут обозначать имена существительные?

Это еще один этаж нашего дома.

Дети знакомятся с заданием. Каждый ряд – команда.

Дикие животные: волк, лиса, медведь, бегемот, жираф, кабан, страус, олень, рысь, тигр, лось, лев.

Транспортные средства: автомобиль, пароход, самолет, троллейбус, трамвай, катер, автобус, поезд.

Бытовая техника: телевизор, пылесос, холодильник, тостер.

 

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.


Прочитайте текст (на доске):

Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … .

- Прочитайте текст самостоятельно. Всё ли вам понятно? Почему? (нет, так как не понятен смысл предложений.)

- Что нужно сделать, для того, чтобы текст стал понятным? (вставить пропущенные слова)

- Работа в парах. Я предлагаю вам обсудить в парах какие нужно вставить слова. Потом выслушаем ваши ответы.

-Придумайте заголовок к этому тексту. (Зима в лесу)

-Какими частями речи являются вставленные слова?

-Докажите.

- Дополните этот текст ещё одним подходящим по смыслу предложением. (выслушивание варианты ответов)

- У меня на доске записаны три варианта предложений. Прочитайте их и скажите, какое из них подходит к тексту.

1. Весной животные любят греться на солнце.

2. Ребятам нравится кататься с ледяной горы.

3. Только не спит в своей берлоге медведь.

- Возьмите простые карандаши и линейки. (подчёркиваем в каждом предложении главные члены).

- Назовите предложение, в котором вставленное слово (имя существительное) является второстепенным членом предложения. (Третье - лисицы)

- В доме для имени существительного есть ещё четвёртый этаж, но мы его сможем построить немного позже, изучив нужные для этого темы. (вывешиваю пустой этаж и крышу дома).


- Обсуждение ответов… (прикрепляю слова карточки.)

снег

заяц

лисы

дятел






































(Дети доказываю, что именно третье предложение подходит)










ВЫВОД: Имена существительные могут быть в предложении как главным членом предложения , так и второстепенным. (вывешивается третий этаж).



10. Подведение итога  урока

 

Над какой темой работали?

Каким правилом пользовались?

Где будем использовать полученные знания?

 

Работали над темой имя существительное.

Дети еще раз повторяют правило.

 Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, могут обозначать не только предметы, но и названия городов, рек, улиц, профессий, явлений природы и т.д.; в предложении могут быть как главным, так и второстепенным членом предложения.

Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Рефлексия

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.


Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял


Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр.12, с.11-12.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!