Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения | Организационный момент | Веник Древняя притча У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому. Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось. Тогда отец сказал: — Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок. -Чему учит эта притча, -А для того, чтобы все получилось… Будем отвечать …активно, Хорошо себя …вести. Чтобы гости …дорогие Захотели вновь …прийти! -Чего вы ждете от этого урока? - Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Если человек за день не получил никаких знаний, значит день прошел зря…» Мы будем сегодня получать знания, а для этого нам нужно будет доказывать, рассуждать, выдвигать свои гипотезы. Тогда вперед! | -Только вместе можно справится с трудностями -Новых знаний. | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Актуализация знаний | Вот ветер, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идёт волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы -Как выдумаете, почему я начала урок с этого стихотворения ? -Из чего состоит это стихотворение? -Слов какой части речи больше всего в этом тексте? -Посчитайте и запишите их. -Были ли ошибки? -Почему? - Мы с вами уже все знаем об имени существительном? - Посмотрите, мнение ваше разделилось. - А теперь поставим цель урока | -Зима -Из слов. -Имен существительных -15.(Дети выписывают слова. ) -Да. Нет. -Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы. -Да,нет. -Узнать то, чего еще не знаем. | Предметные: называть предметы и их действия; знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам; Метапредметные (УУД) познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы, используя информацию регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения. | Самоопределение к деятельности | Из всего что мы сейчас сказали, давайте сформулируем тему нашего урока. -Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться? -Все ли существительные одинаковы? (3) -Вспомните притчу (4) | Тема урока ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 1.Находить имена существительные среди других слов 2.Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному. 3.Узнавать значение имен существительных. 4.Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу. | Предметные: определять части слова; находить нужные буквы. Метапредметные (УУД) познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке. | 4. Работа по теме урока | 1. Зима прислала нам слова, но потерялись в них буквы, давайте вставим буквы и назовем орфограммы З…ма, м..ро.., пт…нцы, зам...тает, к..ньки, за..ц ,сне.., сев..р, сне..гири, м..тель, в..юга, л..са. - А посмотрите внимательно на слова. Не захватила ли Зимушка “лишнего” слова. Найдите “лишнее” слово. Почему вы решили, что оно не подходит к этой группе слов? - На какой вопрос отвечает слово? А все остальные слова? - Что это за слова, которые отвечают на вопросы кто? что? - Правильно, это имена существительные. А что такое имя существительное? - А что мы можем узнать о нем? Давайте прочитаем об этом в учебнике. Откроем учебник на с.134. Читаем «Узелки на память». Почему имя существительное – самостоятельная часть речи? | Дети работают Вывод: все слова, которые записали, отвечают на вопрос кто? или что? Обозначают предмет -Заметает (Что делает?) -Ответы детей - Читает один из хорошо читающих учеников, остальные следят по учебнику. | Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. | 5. Физкультминутка | | Дети выполняют физминутку. | | 6. Продолжение работы по теме урока | Работа по учебнику. Откройте учебник на с.135, упр.232. Внимательно прочитаем задание к упражнению. Перед нами начало одной из глав сказки-повести Э.Успенского «Зима в Простоквашино». -Нужно выписать из первого предложения выделенные слова. -Можно ли в эту группу включить другие выделенные слова? Работать будем коллективно – у доски и на опорных листах -Что обозначают все эти выписанные слова? -Что общего у всех записанных вами слов? -Ребята, как вы думаете, что же такое предмет? Что понимают под этим словом? -А теперь прочитаем диалог Ани и Вани на с.135 и вывод профессора Самоварова. | Дети находят упражнение в учебнике. Задание и сам текст читает хорошо читающий ученик. Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия -Да, можно, т.к. они тоже имена существительные. Метель, снег, ночь, огонька, почта, почтальона, Печкина, ног, головы. -Все они обозначают предмет. -Все эти слова отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предмет. Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы. -Читает хорошо читающий ученик, все остальные очень внимательно следят. | Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; познавательные: ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 7. Работа по теме урока | Давайте сравним имя существительное с многоэтажным домом. А каждый дом имеет фундамент. - Для того, чтобы построить первый этаж дома, вернёмся к вопросам? -На какие 2 группы их можно разделить? (слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?; одушевлённые и неодушевлённые) - Это и будет первым этажом для дома имени существительного . -Запишите данные слова в два столбика. В левый – одушевлённые существительные, в правый – неодушевлённые. | кто? Что? Почтальон метель Печкин снег Ночь Огонек Почта Ног головы | | 8. Классификация существительных. | - А что обозначают имена существительные? А только ли предметы? Игра: «Группы слов» Пёс, петух, корова, кошка - … животные. Кукла, мячик и гармошка - … игрушки. Лук, редиска, огурцы - … овощи. Молоток, топор, щипцы - … инструменты. Платье, юбка и рубашка - … одежда. Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда. Василек, ромашка, роза -… цветы. Ветер, дождик и морозы - … явления природы. - Подбери ещё названья: (самостоятельно записать по рядам) -Кто работать сам готов? | | | 9. Роль существительных в речи и предложении | Работа по учебнику. Выполняем упр.234,с.136. Перед вами игра-соревнование «Кто больше?». Класс делится на 3 команды. Выигрывает та команда, которая назовет больше слов данной части речи. -Оцените свою работу и работу товарищей. В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать? Выставляются оценки. Итак, что же могут обозначать имена существительные? Это еще один этаж нашего дома. | Дети знакомятся с заданием. Каждый ряд – команда. Дикие животные: волк, лиса, медведь, бегемот, жираф, кабан, страус, олень, рысь, тигр, лось, лев. Транспортные средства: автомобиль, пароход, самолет, троллейбус, трамвай, катер, автобус, поезд. Бытовая техника: телевизор, пылесос, холодильник, тостер. | Метапредметные (УУД) регулятивные: осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. | | Прочитайте текст (на доске): Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … . - Прочитайте текст самостоятельно. Всё ли вам понятно? Почему? (нет, так как не понятен смысл предложений.) - Что нужно сделать, для того, чтобы текст стал понятным? (вставить пропущенные слова) - Работа в парах. Я предлагаю вам обсудить в парах какие нужно вставить слова. Потом выслушаем ваши ответы. -Придумайте заголовок к этому тексту. (Зима в лесу) -Какими частями речи являются вставленные слова? -Докажите. - Дополните этот текст ещё одним подходящим по смыслу предложением. (выслушивание варианты ответов) - У меня на доске записаны три варианта предложений. Прочитайте их и скажите, какое из них подходит к тексту. 1. Весной животные любят греться на солнце. 2. Ребятам нравится кататься с ледяной горы. 3. Только не спит в своей берлоге медведь. - Возьмите простые карандаши и линейки. (подчёркиваем в каждом предложении главные члены). - Назовите предложение, в котором вставленное слово (имя существительное) является второстепенным членом предложения. (Третье - лисицы) - В доме для имени существительного есть ещё четвёртый этаж, но мы его сможем построить немного позже, изучив нужные для этого темы. (вывешиваю пустой этаж и крышу дома). | - Обсуждение ответов… (прикрепляю слова карточки.) снег заяц лисы дятел (Дети доказываю, что именно третье предложение подходит) ВЫВОД: Имена существительные могут быть в предложении как главным членом предложения , так и второстепенным. (вывешивается третий этаж). | | 10. Подведение итога урока | Над какой темой работали? Каким правилом пользовались? Где будем использовать полученные знания? | Работали над темой имя существительное. Дети еще раз повторяют правило. Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, могут обозначать не только предметы, но и названия городов, рек, улиц, профессий, явлений природы и т.д.; в предложении могут быть как главным, так и второстепенным членом предложения. | Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Рефлексия | «Для меня сегодняшний урок…» Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. | Урок | Я на уроке | Итог | 1. интересно | 1. работал | 1. понял материал | 2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал | 3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял | | Домашнее задание | Выполнить в рабочей тетради упр.12, с.11-12. | | | |