Предмет: русский язык
Класс: 2
УМК: Школа России
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные
Тип урока: получение новых знаний
Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.
Задачи:
Образовательные :добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);
Оборудование: интерактивная доска, документ-камера, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс, карточки
Ход урока:
-
Мотивация
Организация учащихся.
В класс крадётся тишина,
Подожди её пока,
Ну, а чтобы подождать
Надо просто замолчать.
Раз, два, смолк звонок,
Три – ротик на замок,
На четыре помолчи,
А на пять – урок начни!
- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.
- Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.
- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!
Организация рабочего места учащихся.
- Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку.
- Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.
Для начала вспомним правила посадки, обратите внимание на слайд
Запишем число, классная работа
II Актуализация опорных знаний
- Прочитайте слова, записанные на слайде.
( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)
- Какой частью речи они являются?
(именем существительным)
- Почему вы так решили?
(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
- Как можно разделить данные существительные на две группы?
(одушевлённые и неодушевлённые)
- Какие существительные называются одушевлёнными?
- Какие существительные называются неодушевлёнными?
- Работа в тетради.
-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.
-даю вам 1 минуту на выполнение задания
-Давайте проверим, как вы распределили слова,я возьму одну работу и проверю её под документ камерой (оценка)
ДОКУМЕНТ-КАМЕРА
(правильное распределение: солнце девочка
утро мальчик
город щенок)
- Молодцы, с этим заданием справились.
(карточки: Настя, Диана, Артем, Иван, Клим, Бобик, Поспелово, Москва, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро)
- у вас на партах лежат карточки,на них записаны имена существительные. Выберите из них
· название городу,
· имя мальчику,
· имя девочке,
· кличку щенку.
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
- Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах.
Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах, у себя на столах вы найдете карточки под названием “Работа в парах”. Вспомните правила работы в парах и приступайте.
Распределите слова по группам –
· имя человека,
· отчество,
· фамилия.
Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - другую
Распределите слова по группам:
Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович,дом, Кузнецов.
- Оцените «смайликом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет.
- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?
- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?
( на слайде таблица)
- А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.
- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?
- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?
Сейчас мы с вами это и узнаем
- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
СЛАЙД
- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?
- А чему хотели бы научиться? Давайте поставим цель нашего урока.
Слайд
Сегодня на уроке мы узнаем …
научимся …
попробуем …
- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.
-Позже мы вернемся к цели урока
IV. Открытие нового знания
- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?
- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.
- С какой буквы пишутся имена собственные?
- А все остальные – несобственные - это нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.
- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?
- Прочитаем правило в учебнике на странице 52.
- А у кого еще может быть своё собственное имя?
- Правильно
· клички животных,
· названия рек,
· городов,
· улиц – это тоже имена собственные.
СЛАЙД
Приведите примеры собственных имён существительных.
- Прочитаем правило в учебнике на странице 53.
- Какие существительные мы называем нарицательные?
- С какой буквы они пишутся?
- Покажите «смайликом» как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.
V. Первичное закрепление знаний
- Откройте страницу 52, упражнение 88
(задание читает ученик)
(мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тетя, сестра, брат)
Являются ли данные слова именами существительными собственными?
-вы правы, эти имена существительные не являются собственными. Это общие названия, которыми дети и взрослые называют своих родителей и родственников
-Какие еще общие названия родственников вы знаете?
-Теперь прочитаем задание к упражнению 89.
(читает ученик)
Проверка
VI. Вторичное закрепление знаний
- Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.
- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?
- Как называется город, в котором мы живём?
- Наше город небольшой, но очень красивый, у него есть своё собственное красивое имя – Орёл.
СЛАЙД
- Наш город имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем городе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе на классных часах.
-Сейчас вы составите рассказ про свой город. Вставьте пропущенные слова, ниже есть слова для справок.
Мой город.
______________ - мой город. Он очень красивый. По городу протекает река ___________________ . В нашем городе родились и выросли замечательные люди: русский писатель-реалист, поэт ___________________, русский врач, хирург ________________.
Слова для справок: Ока, Иван Сергеевич Тургенев, Петр Иванович Дьяконов
-Какой у вас получился рассказ?
-И в конце нашего с вами урока я бы хотела провести с вами такое упражнение, я буду называть вам собственные и нарицательные имена существительные, если вы услышите собственное имя существительное, то будете хлопать в ладоши, если нарицательные-то топайте, но только не сильно
-Петя, море, девочка, Иванов, персонаж, стол, Мурзик, планета, Александрович, улица, Алиса
VII. Рефлексия деятельности
-Теперь вернемся к нашей цели урока, всё ли мы выполнили?
- Оцените «смайликом» свою работу на уроке.
- С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».