СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные" 2 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: русский язык 

Класс: 2 

УМК: Школа России 

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные 

Тип урока: получение новых знаний 

Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные. 

  

Задачи: 

Образовательные :добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных; 

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи; 

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков. 

  

Планируемые предметные результаты: 

- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.  

  

Планируемые метапредметные результаты: 

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию; 

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; 

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение. 

 

Формируемые УУД: 

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД); 

- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД); 

- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД); 

- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД); 

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД); 

- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД); 

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД); 

Оборудование: интерактивная доска, документ-камера, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс, карточки 

Ход урока: 

  1. Мотивация 

Организация учащихся. 

 В класс крадётся тишина, 

Подожди её пока, 

Ну, а чтобы подождать 

Надо просто замолчать. 

Раз, два, смолк звонок, 

Три – ротик на замок, 

На четыре помолчи, 

А на пять – урок начни!  

- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо. 

 - Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок. 

 - Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится! 

  

 Организация рабочего места учащихся. 

 - Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку. 

 - Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок. 

 Для начала вспомним правила посадки, обратите внимание на слайд  

 Запишем число, классная работа 

  

II Актуализация опорных знаний       

- Прочитайте слова, записанные на слайде. 

( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок) 

- Какой частью речи они являются? 

(именем существительным) 

- Почему вы так решили? 

(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?) 

- Как можно разделить данные существительные на две группы? 

(одушевлённые и неодушевлённые) 

- Какие существительные называются одушевлёнными? 

- Какие существительные называются неодушевлёнными? 

- Работа в тетради. 

-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные. 

 -даю вам 1 минуту на выполнение задания 

-Давайте проверим, как вы распределили слова,я возьму одну работу и проверю её под документ камерой (оценка) 

ДОКУМЕНТ-КАМЕРА 

(правильное распределение:          солнце     девочка 

                               утро         мальчик 

                               город        щенок) 

- Молодцы, с этим заданием справились. 

 (карточки: Настя, Диана,  Артем, Иван, Клим, Бобик, Поспелово, Москва, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро) 

- у вас на партах лежат карточки,на них записаны имена существительные. Выберите из них 

·        название городу, 

·        имя мальчику, 

·        имя девочке, 

·        кличку щенку. 

 

- Почему эти слова написаны с заглавной буквы? 

- Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах. 

Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах, у себя на столах вы найдете карточки под названием “Работа в парах”. Вспомните правила работы в парах и приступайте. 

Распределите слова по группам – 

·        имя человека, 

·        отчество, 

·        фамилия. 

 Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - другую 

Распределите слова по группам: 

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович,дом, Кузнецов. 

  

- Оцените «смайликом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет. 

- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик? 

- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков? 

( на слайде таблица) 

  

- А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание. 

- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего? 

- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков? 

Сейчас мы с вами это и узнаем 

- Учёные в русском языке  уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными. 

III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи. 

- Попробуйте назвать тему нашего урока. 

СЛАЙД 

- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных? 

- А чему хотели бы научиться? Давайте поставим цель нашего урока. 

Слайд 

Сегодня на уроке          мы узнаем … 

                                         научимся … 

                                        попробуем … 

  

- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике. 

 -Позже мы вернемся к цели урока 

  

IV. Открытие нового знания 

  

- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»? 

- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё.  Собственное имя называет только вас. 

 

- С какой буквы пишутся имена собственные? 

- А все остальные – несобственные - это нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени. 

- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные? 

- Прочитаем правило в учебнике на странице 52. 

- А у кого еще может быть своё собственное имя? 

- Правильно 

·        клички животных, 

·        названия рек, 

·        городов, 

·        улиц – это тоже имена собственные. 

 

СЛАЙД 

 

Приведите примеры собственных имён существительных. 

  

- Прочитаем правило в учебнике на странице 53. 

  

- Какие существительные мы называем нарицательные? 

  

- С какой буквы они пишутся? 

  

- Покажите «смайликом» как  вы поняли,  какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными. 

V. Первичное закрепление знаний 

 - Откройте страницу 52, упражнение 88 

(задание читает ученик) 

(мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тетя, сестра, брат) 

Являются ли данные слова именами существительными собственными?  

-вы правы, эти имена существительные не являются собственными. Это общие названия, которыми дети и взрослые называют своих родителей и родственников 

-Какие еще общие названия родственников вы знаете? 

-Теперь прочитаем задание к упражнению 89. 

(читает ученик) 

Проверка 

VI. Вторичное закрепление знаний 

 - Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным. 

- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными? 

- Как называется город, в котором мы живём? 

- Наше город небольшой, но очень красивый, у него есть своё собственное красивое имя – Орёл. 

СЛАЙД 

- Наш город имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем городе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе на классных часах. 

 -Сейчас вы составите рассказ про свой город. Вставьте пропущенные слова, ниже есть слова для справок. 

Мой город. 

  

______________ - мой город. Он очень красивый.  По городу протекает река ___________________ . В нашем городе  родились и выросли замечательные люди: русский писатель-реалист, поэт  ___________________, русский врач, хирург  ________________. 

  

Слова для справок:  Ока, Иван Сергеевич Тургенев, Петр Иванович Дьяконов 

  

-Какой у вас получился рассказ? 

-И в конце нашего с вами урока я бы хотела провести с вами такое упражнение, я буду называть вам собственные и нарицательные имена существительные, если вы услышите собственное имя существительное, то будете хлопать в ладоши, если нарицательные-то топайте, но только не сильно 

-Петя, море, девочка, Иванов, персонаж, стол, Мурзик, планета, Александрович, улица, Алиса 

 

VII. Рефлексия деятельности 

-Теперь вернемся к нашей цели урока, всё ли мы выполнили? 

- Оцените «смайликом» свою работу на уроке. 

- С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом». 

  

  

  

  

  

  

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!