начальная общеобразовательная школа №2 г. Охи.
Тема: | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. |
Тип урока: | изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний. |
Методы: | репродуктивный, проблемный, частично-поисковый. |
Формы обучения: | фронтальная, в парах. |
Цель: | научиться различать собственные и нарицательные имена существительные. |
Задачи: | вспомнить, какие имена существительные называются собственными; узнать, какие имена существительные называются нарицательными; формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные; формировать навык правописания заглавной буквы в именах собственных; воспитывать организованность, аккуратность, уважительное отношение к труду. |
Планируемые результаты: |
Предметные: | различать собственные и нарицательные имена существительные; уметь задавать вопросы к словам; уметь различать слова, отвечающие на вопросы кто? что? (чей? чему? кому? кем? и т.д.) |
Метапредметные: |
Регулятивные: | понимать и принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
Познавательные: | |
Коммуникативные: | слушать вопросы учителя и отвечать на них; оформлять свои мысли в устной форме; работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачей; формулировать свои затруднения; формировать умения делать самостоятельно выводы, обобщения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Личностные: | проявлять интерес к изучению нового материала; проявлять уважительное отношение к родному языку; развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально нравственную отзывчивость. |
№ | Этапы урока | Цели | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Примечания |
1 | Организационный момент. | Цель– мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | Проверить готовность к уроку. Настроить учащихся на работу. - Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок? | Проверить готовность к уроку. Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу. - Мы готовы, стол в порядке, начинается урок! | Личностные Коммуникативные | |
2 | Чистопи сание. | Цель – совершенствование графических навыков школьника, формирование красивого и быстрого письма. | -Что мы совершенствуем на данном этапе урока? -Какое сочетания букв мы сегодня будем прописывать? -Какое соединение у буквы «о» с буквой «т»? Учитель показывает пример написания. -Какое соединение у заглавной буквы «Т» с буквой «о»? -Какое соединение показано у буквы «о»? Учитель показывает пример написания. | -На данном уроке мы совершенствуем навыки письма. -Сегодня на уроке мы будем прописывать сочетания «от» и «То». -У буквы «о» верхнее соединение с буквой «т». Учащиеся прописывают с учителем в воздухе и в тетради. -У заглавной буквы «Т» верхнее соединение с буквой «о». -У буквы «о» показано верхнее соединение. Учащиеся прописывают с учителем в воздухе и в тетради. По окончанию, учащиеся оценивают себя по шкале и подчеркивают лучшие соединения. | Коммуникативные Регулятивные Личностные | Запись на доске и в тетрадях учащихся. |
3 | Словар но-орфографическая работа. | Цель – развитие у учащихся орфоргафической зоркости и умения пользоваться орфографическим словарем. | …тец -Прочитайте, пожалуйста, слово. -Как вы думаете, что вам нужно будет сделать? -Объясните, пожалуйста, лексическое значение этого слова? -Какая орфограмма пропущена в этом слове? - Где мы можем убедиться в правильности написания данного слова? отец -Определите, пожалуйста, количество букв гласных в слове «отец». -Выделите, пожалуйста, корень в слове «отец». -Выполните, пожалуйста, фонетический разбор слова. | Учащиеся читают слово «отец». Прогнозирование учащимися учебной задачи. Учащиеся объясняют лексическое значение слова. -В слове «отец» пропущена непроверяемая б/г «о». -Правильность написания мы можем узнать в орфографическом словаре. Учащиеся ищут слово в орфографическом словаре и вставляют пропущенную орфограмму. - В слове «отец» 2 буквы гласных – «о» и «е». -В слове «отец» корень все слово. Учащиеся выполняют фонетический разбор. отец – [ат’эц] о – [а] – гл., безуд. т – [т’] – согл., мяг., пар., глух. е – [э] – гл., удар. ц – [ц] – согл., тв., непар., глух. 4б., 4зв. | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | Запись на доске и в тетрадях учащихся. ОТЕЦ — муж. у кого есть дети; родитель. Орфографический словарь стр. 134 отец |
4 | Актуализация опорных знаний учащих ся. | Цель – актуализи ровать опорные знания учащихся по данной теме. | -Какие родственники у вас еще есть? -Как зовут вашу маму, бабушку, дедушку, брата и т.д.? -Скажите, пожалуйста, как вы записали слова первого столбика? -Почему вы их записали со строчной буквы? -Как вы записали слова второго столбика? -Почему вы записали их с заглавной буквы? -Что такое собственные имена? -Какой части речи все эти слова? -Докажите, пожалуйста. -Почему они отвечают на вопрос «кто?»? -На какие вопросы еще отвечает имя существительное? -Спасибо. | Учащиеся перечисляют, какие у них есть родственники (мама, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.) Учащиеся перечисляют имена своих родственников. -Слова первого столбика мы записали со строчной буквы. Предположения учащихся. -Слова второго столбика мы записали с заглавной буквы? -Мы записали эти слова с заглавной буквы, потому что это собственные имена. -Имена собственные – это имена людей, фамилии, отчества, клички животных, названия рек, город, морей и т.д. Все эти слова пишутся с заглавной буквы. -Все эти слова - имена существительные? - Они отвечают на вопрос «кто?» и обозначают предмет. -Эти слова отвечают на вопрос «кто?», потому что это одушевленные имена существительные. -Имя существительное может отвечать на вопросы что? чей? кому? чему? куда? и т.д. | Предметные Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Запись слов в столбик. Запись слов во второй столбик. |
5 | Физическая минутка. | Цель - создать условия для снятия утомляемости учащихся. |
6 | Целеполагание. | Цель – определе ние темы и цели урока, мотивация учащихся к изучению новой темы. | Учитель создает проблемную ситуацию. -Скажите, пожалуйста, если слова второго столбика называются собственными имена существительными и пишутся с заглавной буквы, то, как называются слова первого столбика? -Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос? -Где мы сможем это узнать? -Определите, пожалуйста, тему нашего урока? -Что мы узнаем сегодня на уроке? -Что вспомним сегодня на уроке? -Чему мы будем учиться сегодня на уроке? -Откройте, пожалуйста, стр. 51 учебника и прочитайте тему нашего урока. -Определите, пожалуйста, учебную задачу нашего урока. | Учащиеся могут предположить.
-Мы не можем ответить на этот вопрос, так как еще этого не знаем. Предположения учащихся. -Тема нашего урока - «Имя существительное». Предположения учащихся. Учащиеся читают тему урока. -Учебная задача нашего урока «Что такое собственные и нарицательные имена существительные?» | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные | Учебник стр. 51. |
7 | Организация познавательной деятельности учащихся. | Цель – научить объяснять различие имен собствен ных и нарицательных. | -Опираясь на тему урока, как называют слова первого столбика? -Что такое нарицательные имена существительные? -Давайте проверим правильность наших предположений. Прочитайте, пожалуйста, на стр. 53 правило от Мудрой Совы. -Обсудите, пожалуйста, в паре, что вы узнали из этого правила. По окончанию работы, учитель спрашивает о том, что узнали нового. -Чем отличаются имена собственные от имен нарицательных? | -Слова первого столбика называют «нарицательные имена существительные». Предположения учащихся. Учащиеся читают правило в учебнике. Учащиеся обсуждают в паре прочитанное правило. Ответы учащихся. | Предметные Коммуникативные Регулятивные Личностные | Учебник стр. 53. |
8 | Применение новых знаний. | Цель - научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собствен ных и нарицательных. | -Чему мы будем учиться на данном этапе урока? -Запишите, пожалуйста, предложение. Что такое предложение? Толя и Аня жили летом у дяди Никиты. -Как вы думаете, что вам нужно будет сделать? -Найдите, пожалуйста, в этом предложении собственные имена существительные. -Есть ли в этом предложении нарицательные имена существительные? Учитель диктует следующие предложения: Петя с родителями поехал в Киев. Братья Алёша и Сергей пошли на речку. По утру девочка Катя кормила кота Мишку. | -На данном этапе урока мы будем учиться различать нарицательные имена существительные от собственных. -Предложение – это слово, или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Учащиеся записывают предложение в тетради. Предположения учащихся. Учащиеся находят собственные имена существительные и подчеркиваю орфограмму «заглавная буква в именах собственных». Учащиеся находят нарицательные имена существительные. Учащиеся находят собственные и нарицательные имена существительные. | Предметные Коммуникативные Регулятивные Личностные | Запись предложений в тетради и на доске. |
9 | Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности. | Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | -Какую задачу мы решали сегодня на уроке? -Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке? -Какие имена существительные называются собственными? -Какие имена существительные называются нарицательными? -Чему вы учились на уроке? -Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся комментируют свою деятельность на уроке (могут оценить по пяти бальной школе). | Коммуникативные Личностные | |
10 | Домаш нее задание. | Цель – закрепле ние получен ных знаний на уроке. | Учитель объясняет домашнее задание. Стр. 51, 53, правила. р/т стр. 27, упр. 57. -Спасибо за урок. | Учащиеся записывают домашнее задание. | | |