СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Конспект урока по теме "Собственные и нарицательные имена существительные". 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Цель: научиться различать собственные и нарицательные имена существительные.

Задачи:вспомнить, какие имена существительные называются собственными; узнать, какие имена существительные называются нарицательными; формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные; формировать навык правописания заглавной буквы в именах собственных; воспитывать организованность, аккуратность, уважительное отношение к труду.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Конспект урока по теме "Собственные и нарицательные имена существительные". 2 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа №2 г. Охи.





«Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных» Урок русского языка во 2 классе





Составитель:

учитель начальных классов

Парийчук Александра Михайловна



2014-2015

Продолжительность занятия: 45 минут

Дата проведения: 18.02.2015

Тема:

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Тип урока:

изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Методы:

репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы обучения:

фронтальная, в парах.


Цель:

научиться различать собственные и нарицательные имена существительные.

Задачи:

вспомнить, какие имена существительные называются собственными; узнать, какие имена существительные называются нарицательными; формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные; формировать навык правописания заглавной буквы в именах собственных; воспитывать организованность, аккуратность, уважительное отношение к труду.

Планируемые результаты:

Предметные:


  • различать собственные и нарицательные имена существительные;

  • уметь задавать вопросы к словам;

  • уметь различать слова, отвечающие на вопросы кто? что? (чей? чему? кому? кем? и т.д.)


Метапредметные:

  1. Регулятивные:


  • понимать и принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

  • планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос;

  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.



  1. Познавательные:


  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике;

  • пользоваться орфографическим словарем.


  1. Коммуникативные:

  • слушать вопросы учителя и отвечать на них;

  • оформлять свои мысли в устной форме;

  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачей;

  • формулировать свои затруднения;

  • формировать умения делать самостоятельно выводы, обобщения;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Личностные:

  • проявлять интерес к изучению нового материала;

  • проявлять уважительное отношение к родному языку;

  • развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;

  • проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально нравственную отзывчивость.
























































Этапы урока

Цели


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Примечания

1

Организационный момент.

Цель– мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Проверить готовность к уроку.

Настроить учащихся на работу.


- Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

Проверить готовность к уроку.

Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу.

- Мы готовы, стол в порядке, начинается урок!


Личностные

Коммуникативные


2

Чистопи

сание.

Цель – совершенствование графических навыков школьника, формирование красивого и быстрого письма.



-Что мы совершенствуем на данном этапе урока?

-Какое сочетания букв мы сегодня будем прописывать?


-Какое соединение у буквы «о» с буквой «т»?


Учитель показывает пример написания.


-Какое соединение у заглавной буквы «Т» с буквой «о»?

-Какое соединение показано у буквы «о»?


Учитель показывает пример написания.









-На данном уроке мы совершенствуем навыки письма.

-Сегодня на уроке мы будем прописывать сочетания «от» и «То».


-У буквы «о» верхнее соединение с буквой «т».

Учащиеся прописывают с учителем в воздухе и в тетради.

-У заглавной буквы «Т» верхнее соединение с буквой «о».

-У буквы «о» показано верхнее соединение.

Учащиеся прописывают с учителем в воздухе и в тетради.

По окончанию, учащиеся оценивают себя по шкале и подчеркивают лучшие соединения.



Коммуникативные

Регулятивные

Личностные


Запись на доске и в тетрадях учащихся.

3

Словар

но-орфографическая работа.

Цель – развитие у учащихся орфоргафической зоркости и умения пользоваться орфографическим словарем.


тец

-Прочитайте, пожалуйста, слово.

-Как вы думаете, что вам нужно будет сделать?

-Объясните, пожалуйста, лексическое значение этого слова?


-Какая орфограмма пропущена в этом слове?


- Где мы можем убедиться в правильности написания данного слова?




отец


-Определите, пожалуйста, количество букв гласных в слове «отец».

-Выделите, пожалуйста, корень в слове «отец».

-Выполните, пожалуйста, фонетический разбор слова.





Учащиеся читают слово «отец».

Прогнозирование учащимися учебной задачи.


Учащиеся объясняют лексическое значение слова.


-В слове «отец» пропущена непроверяемая б/г «о».

-Правильность написания мы можем узнать в орфографическом словаре.

Учащиеся ищут слово в орфографическом словаре и вставляют пропущенную орфограмму.


- В слове «отец» 2 буквы гласных – «о» и «е».

-В слове «отец» корень все слово.

Учащиеся выполняют фонетический разбор.

отец – [ат’эц]

о – [а] – гл., безуд.

т – [т’] – согл., мяг., пар., глух.

е – [э] – гл., удар.

ц – [ц] – согл., тв., непар., глух.

4б., 4зв.


Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные


Запись на доске и в тетрадях учащихся.



ОТЕЦ — муж. у кого есть дети; родитель.




Орфографический словарь стр. 134



отец






4

Актуализация опорных знаний учащих

ся.

Цель – актуализи

ровать опорные знания учащихся по данной теме.


-Какие родственники у вас еще есть?




-Как зовут вашу маму, бабушку, дедушку, брата и т.д.?


-Скажите, пожалуйста, как вы записали слова первого столбика?

-Почему вы их записали со строчной буквы?

-Как вы записали слова второго столбика?


-Почему вы записали их с заглавной буквы?



-Что такое собственные имена?





-Какой части речи все эти слова?


-Докажите, пожалуйста.


-Почему они отвечают на вопрос «кто?»?




-На какие вопросы еще отвечает имя существительное?


-Спасибо.


Учащиеся перечисляют, какие у них есть родственники (мама, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.)


Учащиеся перечисляют имена своих родственников.


-Слова первого столбика мы записали со строчной буквы.


Предположения учащихся.

-Слова второго столбика мы записали с заглавной буквы?

-Мы записали эти слова с заглавной буквы, потому что это собственные имена.

-Имена собственные – это имена людей, фамилии, отчества, клички животных, названия рек, город, морей и т.д. Все эти слова пишутся с заглавной буквы.

-Все эти слова - имена существительные?
- Они отвечают на вопрос «кто?» и обозначают предмет.

-Эти слова отвечают на вопрос «кто?», потому что это одушевленные имена существительные.

-Имя существительное может отвечать на вопросы что? чей? кому? чему? куда? и т.д.


Предметные Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные



Запись слов в столбик.



Запись слов во второй столбик.

5

Физическая минутка.


Цель - создать условия для снятия утомляемости учащихся.

6

Целеполагание.


Цель – определе

ние темы и цели урока, мотивация учащихся к изучению новой темы.

Учитель создает проблемную ситуацию.

-Скажите, пожалуйста, если слова второго столбика называются собственными имена существительными и пишутся с заглавной буквы, то, как называются слова первого столбика?

-Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос?


-Где мы сможем это узнать?


-Определите, пожалуйста, тему нашего урока?

-Что мы узнаем сегодня на уроке?

-Что вспомним сегодня на уроке?

-Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

-Откройте, пожалуйста, стр. 51 учебника и прочитайте тему нашего урока.

-Определите, пожалуйста, учебную задачу нашего урока.



Учащиеся могут предположить.




-Мы не можем ответить на этот вопрос, так как еще этого не знаем.

Предположения учащихся.


-Тема нашего урока - «Имя существительное».

Предположения учащихся.



Учащиеся читают тему урока.


-Учебная задача нашего урока «Что такое собственные и нарицательные имена существительные?»



Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

















Учебник стр. 51.

7

Организация познавательной деятельности учащихся.

Цель –

научить

объяснять различие имен собствен

ных и нарицательных.


-Опираясь на тему урока, как называют слова первого столбика?


-Что такое нарицательные имена существительные?

-Давайте проверим правильность наших предположений. Прочитайте, пожалуйста, на стр. 53 правило от Мудрой Совы.

-Обсудите, пожалуйста, в паре, что вы узнали из этого правила.


По окончанию работы, учитель спрашивает о том, что узнали нового.

-Чем отличаются имена собственные от имен нарицательных?


-Слова первого столбика называют «нарицательные имена существительные».

Предположения учащихся.


Учащиеся читают правило в учебнике.



Учащиеся обсуждают в паре прочитанное правило.





Ответы учащихся.



Предметные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные








Учебник стр. 53.

8

Применение новых знаний.

Цель - научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собствен

ных и нарицательных.


-Чему мы будем учиться на данном этапе урока?




-Запишите, пожалуйста, предложение. Что такое предложение?




Толя и Аня жили летом у дяди Никиты.


-Как вы думаете, что вам нужно будет сделать?

-Найдите, пожалуйста, в этом предложении собственные имена существительные.



-Есть ли в этом предложении нарицательные имена существительные?


Учитель диктует следующие предложения:


Петя с родителями поехал в Киев.

Братья Алёша и Сергей пошли на речку.

По утру девочка Катя кормила кота Мишку.


-На данном этапе урока мы будем учиться различать нарицательные имена существительные от собственных.

-Предложение – это слово, или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.

Учащиеся записывают предложение в тетради.

Предположения учащихся.



Учащиеся находят собственные имена существительные и подчеркиваю орфограмму «заглавная буква в именах собственных».


Учащиеся находят нарицательные имена существительные.




Учащиеся находят собственные и нарицательные имена существительные.


Предметные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные











Запись предложений в тетради и на доске.

9

Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.

Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности


-Какую задачу мы решали сегодня на уроке?

-Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Какие имена существительные называются собственными?

-Какие имена существительные называются нарицательными?

-Чему вы учились на уроке?


-Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.





Учащиеся отвечают на вопросы учителя.








Учащиеся комментируют свою деятельность на уроке (могут оценить по пяти бальной школе).


Коммуникативные

Личностные


10

Домаш

нее задание.

Цель – закрепле

ние получен

ных знаний на уроке.


Учитель объясняет домашнее задание.

Стр. 51, 53, правила.

р/т стр. 27, упр. 57.


-Спасибо за урок.



Учащиеся записывают домашнее задание.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!