Подготовка детей с ЗПР к написанию сжатого изложения.
Характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.
Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание.
Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.
Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.
Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития.
Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития в раннем возрасте часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто –гиперкинезы и тики.
Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания. Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗа.
Поскольку родители учеников с задержкой психического развития все чаще заявляют о своем желании обучать своих детей не в коррекционном классе или специальном образовательном учреждении, а в обычной общеобразовательной школе, то готовить девятиклассников с ОВЗ к выпускным экзаменам приходится одновременно со здоровыми детьми.
Предлагаю вашему вниманию обобщение личного опыта подготовки к написанию сжатого изложения детей с ЗПР.
Обычно знакомство с приемами сжатия текста я начинаю на уроках развития речи примерно с 7 класса (речь идет о здоровых детях). К концу восьмого класса обучающиеся уже владеют всеми приемами в полном объеме и легко пишут сжатые изложения, как на экзамене. С той разницей, что тексты читаю им я, а не диктор.
Для детей с задержкой в развитии этого времени (двух лет) бывает недостаточно, поэтому начинать осваивать приемы компрессии с ними нужно гораздо раньше. Я начинаю подготовку детей с ОВЗ сразу, как только принимаю 5 класс. Обучение «особых» ребят предполагает многократность повторения одних и тех же действий на протяжении длительного периода времени. Некоторые навыки нужно прививать и отрабатывать годами, доводя до автоматизма. И для того, чтобы ребенок с ОВЗ полностью освоил приемы переработки текста, нужно постоянно, не один год давать ему практические задания на отработку соответствующих навыков. Начинаю, разумеется, с самых простых заданий.
Что такое изложение и каковы его цели
Изложение — это учебное задание, которое заключается в письменном пересказе текста близко к содержанию. В ходе такой задачи учащиеся должны передать главную мысль текста, логику повествования, конкретные факты.
Главная цель изложения как учебной задачи — отработать навык аудирования и пересказа: школьники учатся воспринимать, обрабатывать и воспроизводить устную информацию.
Изложение развивает:
мышление и память;
словарный запас;
умение структурировать текст;
способность отделять главное от второстепенного ;
навыки грамотной письменной речи.
Сложность изложений не только в том, что у школьников не получается запомнить содержание, чтобы его пересказать. Многим труднее анализировать информацию и писать связный текст со вступлением и заключением. На этих навыках и стоит сфокусироваться, чтобы понять, как научиться правильно писать изложение.
Каналы восприятия информации
Давайте разберемся подробнее, как хорошо написать изложение на ОГЭ и как правильно спланировать работу, чтобы на все хватило времени. Если главная цель — высокий балл по русскому языку, начинать тренировки лучше задолго до экзамена. И первым делом стоит определить, как именно каждый ребенок воспринимает информацию.
Есть три канала восприятия:
*аудиальный;
*визуальный;
*кинестетический.
Как правило, у каждого из нас один канал развит чуть лучше остальных — и та информация, которая по нему поступает, воспринимается и запоминается лучше других.
Аудиалы хорошо запоминают звуковые образы, легко воспринимает устную речь. Если нужно вспомнить какой-то факт, вначале им приходит на ум то, что они слышали об этом факте от других людей.
Визуалы лучше всего помнят зрительные образы. Если ребенок с визуальным типом восприятия хочет вспомнить, как правильно пишется какое-либо слово, он представляет его на странице учебника или тетради.
Кинестетики ориентированы на ощущения и хорошо запоминают все, что может быть передано с их помощью. Если ребенку с ведущим кинестетическим каналом нужно вспомнить орфографию слова, ему потребуется это слово написать.
Определите главный канал восприятия информации, и вам будет проще понять, как лучше писать изложения ребенку — сразу отмечать тезисы на черновике или мысленно выделять главные мысли текста. Если вы не уверены, какой канал ведущий, попробуйте все способы, чтобы к моменту экзамена определить лучшую стратегию.
Этапы написания изложения для школьника
На ОГЭ по русскому языку разрешено использовать черновики, причем их количество не ограничено. Поэтому у школьников есть возможность вдумчиво поработать над текстом, вспомнить недостающие детали, проверить орфографию и грамматику. Посмотрим, как правильно работать с черновиком, чтобы писать изложение легко и без стресса.
Создание черновика
На ОГЭ запись текста включают два раза, оставляя небольшой перерыв между прочтениями. Детям с ЗПР исходный текст выдают на 40 минут. За это время ученик может несколько раз прочитать текст и вычленить все микротемы.
Зная свой ведущий канал восприятия, ребенок может эффективно использовать эту особенность во время экзамена. Я даю разные советы для аудиалов и визуалов, поскольку эти два типа восприятия имеют наибольшее значение для работы над изложением.
Этап коллективной работы.
Во время первого прочтения: весь класс внимательно слушает текст (тексты читаю им я ,а не не диктор).Одновременно с прослушиванием стараемся фиксировать текст в черновик. Там, где не успеваем писать за диктором, оставляем пустые места, а иногда и 2 строчки.
визуалам лучше сразу делать записи, используя стенографию, рисунки, сокращения и оставляя пробелы в тех местах, где не успели записать;
аудиалам стоит мысленно выделить сюжетную линию или главные идеи текста, отметить абзацы и опорные слова.
В перерыве
визуалы могут пробежаться по тексту глазами, дополнить по памяти недостающие части и осмыслить написанное ;
аудиалы могут составить план текста и записать краткие тезисы к каждому пункту.
Во время второго прочтения:
визуалам можно следить глазами за написанным текстом, сравнивая его с аудиозаписью, и заполнять пробелы, пропущенные строки оставленные во время первого прочтения.
аудиалам стоит дополнить каждый пункт своего плана конкретными словами и оборотами из аудиозаписи. Обращаем внимание на паузы диктора-они соответствуют абзацам текста. Не забываем их выделять красной строкой.
Следует объяснить детям еще раз, что
делая пометки по ходу прослушивания, они не боялись оставлять большие пробелы. После они легко могут вставить недостающие высказывания, опираясь на контекст.
Корректировка черновика
Вначале стоит по свежей памяти дополнить свои записи, а затем перечитать их и на этой основе написать связный текст. В нем должно быть 3 абзаца, поскольку на экзамене используются тексты с тремя микротемами. Если пропустить одну микротему или разбить материал на большее количество абзацев, комиссия может снять баллы. При этом важно соблюдать заданную последовательность микротем и не нарушать логику повествования. Проверяем, написание сложных слов. ВАЖНО правильно записать фамилию и имя автора (в конце текста)-они понадобятся при ответе на вопрос.
Читаем то, что получилось в черновике. Все непонятные,неоконченные предложения и нелепые фразы вычеркиваем.
Готовый текст необходимо сжать — сократить все маловажные детали.
Работа над чистовиком
Если ошибок в передаче содержания нет и текст читается легко — его можно переписывать на чистовик (но не на бланк изложения). Важно также отметить все слова со сложной орфографией и проверить их написание. На экзамене по русскому языку у школьников есть право пользоваться орфографическим словарем.
Как писать краткое изложение
Независимо от вида изложения, текст черновика лучше сократить, чтобы поместиться в оптимальные рамки и избежать «словесного мусора». Разберемся, что такое сжатое изложение и как следует писать его на ОГЭ по русскому языку.
Сжатое или краткое изложение — это особый вид пересказа текста, при котором нужно передать главные мысли, факты, события меньшим количеством слов, сохраняя исходную логику повествования. Для этого используют приемы сжатия.
Сокращать текст можно тремя способами:
1. Замена — для сокращения заменяют несколько однородных членов предложения одним словом или передают прямую речь с помощью косвенной.
В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за молоком, хлебом, овощами и фруктами. — В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за продуктами.
«Послушайте, я прошу вас сделать этот отчет не позднее четверга», — сказал мне руководитель отдела. — Руководитель отдела попросил меня сделать отчет до четверга.
2. Исключение — из готового текста исключают лексические повторы, вводные слова и малозначимые детали.
Внезапно хлынул дождь, и капли зазвенели, застучали, запели, создавая неповторимую симфонию воды и словно заполняя этими звуками все пространство. — Внезапно хлынул дождь, и звуки капель заполнили пространство.
К счастью, Коля вышел из дома на час раньше, иначе он ни за что не успел бы на поезд. — Коля вышел из дома на час раньше, чтобы успеть на поезд.
3. Слияние — несколько предложений соединяют в одно более короткое, повествующее о том же самом.
Например:
Без трудолюбия, без упорной ежедневной работы нельзя добиться настоящего успеха. Даже большой талант не сможет развиться сам собой, если человек не прикладывает усилий. — Даже талант не сможет развиться без трудолюбия.
При сжатии текста важно сохранить его содержание и стиль речи. В план сжатого изложения по-прежнему должны входить 3 микротемы, и каждую из них нужно раскрыть в отдельном абзаце, используя близкие тексту высказывания.
Перед тем как написать изложение на чистовик, рекомендуем взглянуть на текст с точки зрения критериев оценивания и доработать его так, чтобы получить максимум баллов.
Этап индивидуальной работы. Когда класс сдаёт работы и уходит, начинается этап индивидуальной работы с учеником. Слушаем текст в 3-й раз, при необходимости поправляем и дополняем записи в черновике. Если нужно то обращаемся к словарю. Далее получаем распечатанный текст на 10-15 минут. За это время проводим окончательную проверку своего черновика: проверяем правильно ли выделены абзацы, не переставлены ли местами предложения. Если по какой-то причине ученик не справился с изложением, и в черновике лишь отдельные ,отрывочные фразы, то начинаем работу снова. Кладем печатный текст на стол ученику и начинаем устное обсуждение с помощью наводящих вопросов по абзацам. Помогаем ученику записать ,а точнее вписать в его черновик изложения ключевые фразы. Забираем текст. Читаем текст или включаем аудио. Во время 4-го прослушивания записи помогаем внести дополнения и поправки в черновик. Вместе с учеником делаем фронтальную проверку его изложения. С разрешения учителя оформляем чистовик и сдаем работу.
Оценка содержания
Основной фактор, влияющий на оценку, — адекватное отражение микротем. В изложении их должно быть ровно столько, сколько в исходном тексте (за лишние или недостающие микротемы снимается балл). Поэтому лучше набросать план материала как можно раньше — во время перерыва между прослушивания.
Оценка сжатия
Все приемы сжатия текста стоит отработать заранее, чтобы в день экзамена не тратить на это много времени. По сути, как только ребенок научится выделять главную мысль текста, можно тренироваться в его сжатии, чтобы в 9-м классе легко написать сжатое изложение.
При оценке изложения эксперты учитывают использование компрессии в каждом микротеме. Школьникам нужно иметь в виду, что первый абзац текста обычно запоминается лучше остальных, и есть соблазн передать его с максимальной подробностью.
В то время как последняя микротема часто подвергается сильному сокращению, потому что хуже остается в памяти. Но залог хорошей оценки — равномерное сжатие текста.
Оценка связности
Готовый текст должен представлять собой связное высказывание, правильно разделенное на абзацы. Абзацы нужно четко отделять друг от друга, но использовать красную строку необязательно — в изложениях достаточно пробела.
Также важно не допускать лексических ошибок: соединение двух разнородных мыслей в одном предложении, нарушение последовательности событий.
Оценка грамотности
Даже если все правила написания изложения соблюдены, существенно снизить баллы может случайная ошибка или описка. Чтобы этого избежать, стоит читать текст несколько раз и все спорные слова проверить по словарю.
Вместе с тем некоторое количество ошибок все же допускается:
орфографическая;
грамматическая;
пунктуационные;
речевые.
Но в чем точно нельзя ошибаться, так это в использовании терминологии. Если ребенок не уверен в значении слова, лучше его не употреблять.
Изложение с творческим заданием ( образец выполнения )
Молодую лошадь звали Книга, потому что на лбу у неё было пятнышко, точно как раскрытая книга. Во время войны Книга стала боевой партизанкой . Была она лошадью поразительно умной , однако и характер имела ! Не понравится седок - и тогда она сердито грызëт удила, становится на дыбы и кружится на одном месте. Зато какой смирной и послушной становилась Книга в руках того, кто умел приласкать её. Так, неизвестно, по каким приметам, выделила Книга всего отряда партизанскую связную Таню . У Тани были весёлые глаза и толстая , до колен , тёмная коса . Дружили они искренне и самоотверженно . Книга умела, когда необходимо было , замаскироваться , лечь на землю и лежать неподвижно до того времени , пока ей не разрешали встать. Она умела ступать , как кот , и бег её был лёгким и стремительным . Не один раз выносила Книга бесстрашную партизанку из - под вражеских пуль . Зато и сама Таня не раз отдавала своей боевой подруге последний ломоть хлеба ... Однажды лесной дорогой Таня возвращалась верхом на Книге с боевого задания. Утомлённая бессонной ночью, она незаметно задремала. До лагеря оставалось ещё несколько километров, но умница Книга знала все партизанские тропки. Неожиданно Таня проснулась от того, что Книга застыла на месте . Таня тронула лошадь стременем - в ответ Книга лишь повела настороженными
ушами . Тогда Таня спрыгнула с седла на землю и решила разведать местность . Она осторожно шла , раздвигая кусты , а Книга не отставала от нее. Волнение Тани все росло . Сон как рукой сняло . Еще куст ивняка , еще куст Таня замерла на месте . На небольшой полянке дымились обломки самолета . И среди этих обломков лежал наш , советский , летчик Таня попыталась поднять его и посадить , но он был без сознания Таня вспомнила про свою верную Книгу. Умное животное откликнулось на призывы хозяйки и в мгновение очутилось возле нее . Лошадь послушно делала все , что ей приказывали . Вот она осторожно опустилась на землю . Осторожно повернулась спиной летчику , приподняла голову - чтобы Таня могла привязать к ее шее руки летчика . Потом Книга осторожно поднялась с земли и подождала , пока сядет на неё сама девушка . Потом же осторожно они двинулись в отряд. Из партизанского отряда летчика отправили на лечение в госпиталь, на Большую землю. По А.В. Василевич ) ( 344 слова )
Задание
1. Прослушайте ( прочитайте ) текст. Напишите изложение по фрагменту рассказа А.В. Василевич «Партизанка Книга»
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Какие примеры дружбы человека животными Вам запомнились?
Последовательность работы при визуальном восприятии текста
Прочитайте исходный текст
Сформулируйте основную тему и идею текста ( о чем текст ? что хотел сказать автор ? )
Подчеркните ключевые слова и предложения.
Выделите в тексте микротемы или сформулируйте их самостоятельно.
Выделите в тексте компоненты ( слова, словосочетания, предложения ), которые можно подвергнуть компрессии.
Используя различные способы сжатия, сократите текст.
Проверьте наличие тексте изложения всех микротем, последовательность и точность передачи информации каждой из них.
проверьте связь между частями предложения, а также наличие авторского замысла.
напишите сжатое изложение.
Обращаемся к словарю.
ПОрАзительнО-нареч. Вызывающее сильное впечатление,удивление,изумление.
УдИла- приспособление для управления лошадью.
На дыбы-встать на задние ноги во весь рост.
ИскрЕННе и самООтвержеННо-жертвуя просто так ,без ожиданий благодарности.
ЗамАскИрОваТЬСЯ-Придать себе иную внешность. Сделать незаметным своё присутствие.
ЛОмОть (хлеба)-срезанный ножом большой плоский кусок хлеба и т.п.
УтОмлёННая-испытывающий усталость.
Стремя,стремЕнЕм-седельная принадлежность ,помогающая всаднику сесть на лошадь и сохранять равновесие во время верховой езды.
Как рукой сняло-(разговор.)Совершенно исчезло, перестало замечаться.
МгнОвение-очень короткий промежуток времени, момент.
Призывы-просьба, мольба.
ГОспИтАль-больница для военных.
№ абзаца | Вопросы | Опорные слова |
1 | Как звали лошадь? Почему? | Книга, пятнышко, как раскрытая книга |
| Кем стала лошадь во время войны? | Боевой партизанкой |
| Кого выделила Книга из партизанского отряда? | Связную Таню |
| Как лошадь и Таня относились друг к другу? | Выносила из-под пуль, отдавала последний ломоть хлеба |
2 | Что случилось когда партизанка возвращалась с задания? | Обломки самолета, советский летчик, без сознания |
| Как Тане удалось усадить летчика на спину лошади? Как Книга помогала ей? | Опустилась на землю, повернулась спиной, приподняла голову, подождала, осторожно встала |
3 | Куда отправили летчика из партизанского отряда? | Лечение, Госпиталь, Большая земля |
Изложение
Молодую лошадь звали Книга, потому что на лбу у нее было пятнышко, как раскрытая книга. Во время войны она стала боевой партизанкой . Была она лошадью умной , но и характер имела . Из всего партизанского отряда выделила Книга связную Таню Дружили искренне . Книга много раз выносила партизанку из - под пуль , а Таня часто отдавала своей боевой подруге последний ломоть хлеба . Однажды связная возвращалась верхом на своей лошади с боевого задания. Вдруг Книга застыла на месте. Таня решила разведать местность , лошадь - за ней . На полянке в лесу дымились обломки самолета , а среди них лежал советский летчик . Он был без сознания . Таня подозвала Книгу . Лошадь послушно делала все , что ей приказывала хозяйка : опустилась на землю , повернулась спиной к летчику , приподняла голову , чтобы можно было привязать к ее шее руки летчика. Потом Книга подождала , пока на неё сядет девушка и осторожно встала на ноги . Все вместе они двинулись в путь .
Из партизанского отряда летчика отправили на лечение в госпиталь, на Большую землю.
Сочинение
Какие примеры дружбы человека с животными Вам запомнились?
План
1.Тезис ( утверждение можно сформулировать , опираясь вопрос )
2.Аргументы ( доказательства своего утверждения опорой на текст и жизненный опыт или примеры из литературы , фильмов телепередач и т.д. )
3.Заключение ( Вывод , связанный с темой сочинения и аргументами )
Человек и животные - дети одной природы - матери а в природе все взаимосвязано . Поэтому в жизни можно встретить немало примеров дружбы человека с животными .
Об одной из таких историй рассказал писатель А. Василевич. Речь идет о дружбе девушки партизанки с лошадью по кличке Книга Их связывала настоящая дружба . Не раз лошадь спасала Таню , вынося из боя . Но и Таня относилась к Книге , как к настоящей подруге , делясь с ней последним куском хлеба .
О дружбе человека с животными написано много произведений . Вспомним рассказ И. С. Тургенева « Муму » . Глухонемой от рождения . Герасим не имел семьи и детей . Но он так заботился о собачке , как иная мать не заботится о ребенке . Для него единственной радостью было общение с Муму . И она тоже привязалась к Герасиму , чувствуя его любовь и доброту . К сожалению , история их дружбы заканчивается трагически . Герасим пережил страшные минуты расставания со своей любимицей , это стало последней каплей его терпения . Потеряв Муму он больше не захотел жить в доме барыни.
Я думаю , правильно животных называют нашими братьями меньшими . Люди должны относиться к ним по - братски , и животные ответят любовью и преданностью.
Приложения Памятка № 1
Приëмы сжатия текста
1 Исключение подробностей и деталей .
2. Обобщение конкретных , единичных явлений .
3. Упрощение синтаксических структур .
Приём первый-исключение :
- слов ;
- словосочетаний :
- повторов ;
-цитат : одного или нескольких синонимов
-уточняющих и поясняющих конструкций
-фрагментов предложений ;
- целых предложений .
Прием второй - обобщение :
замена однородных членов обобщающим наименованием
; замена слов с менее широким значением словом с более широким значением
замена простых предложений сложными
. Прием третий - упрощение :
слияние нескольких предложений в одно
; замена предложения или его части указательным местоимением
замена СПП простым
-замена прямой речи косвенной
; -замена фрагмента синонимичным выражением
. Как писать сжатое изложение ?
Памятка №2
1. Прочтите текст .
2. После первого чтения текста выполните следующие шаги : а ) выясните лексическое значение непонятных слов : б ) определите тему текста ( о чем текст ? ) в ) сформулируйте основную мысль ( чему учит текст?)
3. Определите стиль текста ( разговорный научный, публицистический, научно публицистический ) и тип речи ( повествование , описание , рассуждение ) . Вспомните особенности построения текста :
а ) повествование - завязка , развитие действия кульминация , спад и развязка действия ;
б ) описание - предмет речи и его значимые , существенные признаки ;
в ) рассуждение - тезис , аргументы вывод .
4. Составьте план текста , выделяя микротемы ( абзацы ) каждой части и озаглавливая их ( памятка 2 ) .
5. Пишите названия пунктов плана , оставляя место для записи ключевых слов .
6. Прочтите текст во второй раз .
7. Определите способы сокращения текста ( памятка 1).
8. Напишите сжатое изложение каждой части , свяжите их между собой , чтобы получился текст ( учитывайте смысловые связи между частями текста : временные , пространственные и др . ) .
9. Помните о главном условии : вы должны передать содержание как каждой микротемы , так и всего текста в целом .
10. Объем изложения - не менее 70 слов .
11. Пользуясь своими записями составленным планом и решением о способах сжатия текста , приступайте к написанию чернового варианта сжатого изложения ( Пишите изложение аккуратно , разборчивым почерком ) .
12. Отредактируйте черновик , обращая внимание на передачу сюжета , факты , логику развёртывания темы.
а) связь между предложениями и микротемами текста ;
б ) соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания ;
в) соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста ;
г) соблюдение лексических и грамматических норм;
д) орфографическое и пунктуационное оформление текста .
13. Перепишите текст, внимательно проверьте его (3 раза).
Опыт показал, что подготовка детей по формуле общие консультации и индивидуальные коррекционные занятия оказалась самой эффективной и дала наилучшие результаты по итогам ГВЭ.