Урок№ 89 Предмет: Русский язык
Тема. Имя существительное. Повторение и углубление представлений. Значение и употребление имён существительных в речи.
Цель:
Способствовать развитию умений распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных
Формировать умение распознавать существительные обозначающие одушевленные или неодушевленные предметы, имена собственные или нарицательные.
Тренировать умение изменять имена существительные по числам, определять ряд имен существительных.
Способствовать орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, умения делать выводы и обобщать.
Формировать навыки грамотного и каллиграфического письма.
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.
Планируемые результаты (предметные) :
проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
иметь первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе
Личностные результаты :
принимать и осваивать социальную роль учащихся,
проявлять мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;
воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную
к учащемуся.
Универсальные учебные действия (метапредметные) :
Познавательные:общеучебные– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; логические – осуществлять анализ и сравнение.
Регулятивные: владеть первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Коммуникативные:оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
– Проверим готовность к уроку.
Сегодня мы идём в гости к зиме. Изменчива погода зимой; то выглянет яркое солнышко, то вдруг нахмурится небо, вихри закружат снежные хлопья.
- А какой идёт месяц? (запись числа и классной работы)
II. Чистописание
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
В гости к нам идёт сама
Волшебница … зима.
Дети прописывают в тетрадях (З з, зима, заяц)
III. Проверка домашнего задания (упр.7. с.6)
- Какие части речи вы употребили в своих текстах? (3-4 ученика зачитывают составленные дома рассказы)
IV. Постановка учебной задачи.
Зима опустилась на землю во всей своей красе, сверкает снег. Давайте порадуем зиму, поработаем в тетрадях.
1) Графический диктант.
- Послушайте слова и запишите их схематически: существительное обозначьте одной прямой линией, прилагательное – волнистой линией, а глагол – двумя линиями.
Радость, перелётные, подпевать, заря, север, медвежий, объясните, бег, ливень, ученик, каменный, принесут, красивый, масса, мел. (Проверка.)
- Слов какой части речи получилось больше?
2) Отгадывание загадки.
Доскажите словечко.
Предмет означает,
На вопросы «Кто?», «Что?» отвечает.
Эта часть речи удивительная
Зовется:…
Ответ: Имя существительное.
3) Работа с учебником.
- Как вы думаете, какая тема урока сегодня?
- Откройте учебник на с. 7 и скажите так ли это.
- Прочитайте, чему вы должны научиться, изучая этот раздел.
- Прочитайте вопрос на с. 8 и сформулируйте тему урока.
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Работа с учебником (упр. 8)
- Прочитайте стихотворение.
- О чём в нём говорится? Какую картину вы представили?
- Найдите в тексте имена существительные. Назовите их.
- По каким признакам вы их определили?
- Какую роль они выполняют в стихотворении?
- Выполните письменные задания к упражнению.
(Взаимопроверка).
2. Можно ли без имен существительных прочитать текст?
- У каждого слова своя работа, одни, - называют предметы, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ. У каждой части речи свой дом. И вот сегодня мы будем строить дом имени существительному.
Каждый дом имеет фундамент.
– Что вы уже знаете об этой части речи? Назовите имена существительные.( упр.9,стр9)
-А почему слова отвечают на разные вопросы? Да, живые и неживые. А правильно сказать одушевлённые и неодушевлённые.
Это первый этаж нашего дома.
Физкультминутка
Дети хлопают, если услышат одушевлённые имена существительные, приседают – если услышат неодушевлённые: кот, мяч, воробей, дом, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха, платок.
3.Классификация существительных.
- А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?
Поиграем в группы слов
Кто из вас играть готов? (как назвать одним словом)
Пёс, петух, корова, кошка - … животные.
Кукла, мячик и гармошка - … игрушки.
Лук, редиска, огурцы - … овощи.
Молоток, топор, щипцы - … инструменты.
Платье, юбка и рубашка - … одежда.
Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда.
- Подбери ещё названья: (самостоятельно записать по рядам) фруктов, мебели и тканей, профессий, рек и городов. Кто работать сам готов?
фрукты -… ткани - … реки - …
мебель - … профессии - … города - …
Итак, что же могут обозначать имена существительные?
Это еще один этаж нашего дома.
4. Роль существительных в речи и предложении.
Прочитайте текст (на доске):
Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … Только не спит в своей …. …. .
- Всё ли понятно в тексте? Почему? Потому что не понятен смысл предложения. Что нужно сделать, чтобы было понятно о ком и о чем говорится.
- Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.
Разбор каждого предложения:
- Почему в первом предложении вставили слово снег? Найдите основу предложения, подчеркните. На какой вопрос отвечает подлежащее? Что обозначает? Какой частью речи является? Подпишите часть речи над подлежащими в 1,2,4 предложении.
- Какой вывод можно сделать?
Имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос кто? или что? - является подлежащим и несет главную мысль в предложении.
- Какое слово вы вставили в третьем предложении? На какой вопрос оно отвечает? Это имя существительное, но является ли оно главным членом предложения? Имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения. Они служат для смысловой окраски предложения.
Третий этаж нашего дома (роль в предложении)
5. Словарно орфографическая работа. (Самолет.)
– Прочитайте загадку по схеме и отгадайте.
Он | в | безбрежном | серебром. |
Касается | туч | океане | отливает |
крылом. | Развернётся | над | лугами |
- Составьте предложение со словом самолёт, запишите.
- Запомните написание этого с лова.
VI. Закрепление знаний и способов действий.
Обобщение – по этажам «дома»
- Так что же такое имя существительное?
Но впереди у нас большая работа, изучить четвертый этаж нашего дома. Этим мы займемся на следующих уроках.
VII. Итог.
- Что называется именем существительным?
- Что нового вы узнали об имени существительном?
– Что по этой теме вам кажется непонятным?
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какое задание показалось вам самым интересным?
- Какие задания на уроке вызвали затруднения?
- За что вы можете похвалить себя?
- Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: упр. 11 с.10, правило с. 8