СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное. Повторение и углубление представлений.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имя  существительное. Повторение и углубление представлений. Значение и употребление имён существительных в речи.

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное. Повторение и углубление представлений.»

Урок№ 89 Предмет: Русский язык

Тема. Имя существительное. Повторение и углубление представлений. Значение и употребление имён существительных в речи.

Цель:

  • Способствовать развитию умений распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных

  • Формировать умение распознавать существительные обозначающие одушевленные или неодушевленные предметы, имена собственные или нарицательные.

  • Тренировать умение изменять имена существительные по числам, определять ряд имен существительных.

  • Способствовать орфографической зоркости, памяти, внимания, мышления, умения делать выводы и обобщать.

  • Формировать навыки грамотного и каллиграфического письма.

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.

Планируемые результаты (предметные) :

  • проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  • иметь первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе

Личностные результаты :

  • принимать и осваивать социальную роль учащихся,

  • проявлять мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;

  • воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную
    к учащемуся.

Универсальные учебные действия (метапредметные) :

Познавательные:общеучебные– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; логические – осуществлять анализ и сравнение.

Регулятивные: владеть первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Коммуникативные:оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

– Проверим готовность к уроку.

Сегодня мы идём в гости к зиме. Изменчива погода зимой; то выглянет яркое солнышко, то вдруг нахмурится небо, вихри закружат снежные хлопья.

- А какой идёт месяц? (запись числа и классной работы)


II. Чистописание

  Запорошила дорожки,

        Разукрасила окошки.

        В гости к нам идёт сама

        Волшебница …  зима.

Дети прописывают в тетрадях  (З з, зима, заяц)


III. Проверка домашнего задания (упр.7. с.6)

- Какие части речи вы употребили в своих текстах? (3-4 ученика зачитывают составленные дома рассказы)

IV. Постановка учебной задачи.

Зима опустилась на землю во всей своей красе, сверкает снег. Давайте порадуем зиму, поработаем в тетрадях.

1) Графический диктант.

- Послушайте слова и запишите их схематически: существительное обозначьте одной прямой линией, прилагательное – волнистой линией, а глагол – двумя линиями.

Радость, перелётные, подпевать, заря, север, медвежий, объясните, бег, ливень, ученик, каменный, принесут, красивый, масса, мел. (Проверка.)

- Слов какой части речи получилось больше?


2) Отгадывание загадки.

Доскажите словечко.

Предмет означает,

На вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. 

Эта часть речи удивительная

Зовется:…

Ответ: Имя существительное.


3) Работа с учебником.

- Как вы думаете, какая тема урока сегодня?

- Откройте учебник на с. 7 и скажите так ли это.

- Прочитайте, чему вы должны научиться, изучая этот раздел.

- Прочитайте вопрос на с. 8 и сформулируйте тему урока.

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Работа с учебником (упр. 8)

- Прочитайте стихотворение.

- О чём в нём говорится? Какую картину вы представили?

- Найдите в тексте имена существительные. Назовите их.

- По каким признакам вы их определили?

- Какую роль они выполняют в стихотворении?

- Выполните письменные задания к упражнению.

(Взаимопроверка).

2. Можно ли без имен существительных прочитать текст?

- У каждого слова своя работа, одни, - называют предметы, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ.  У каждой части речи свой дом. И вот сегодня мы будем строить дом имени существительному.

        Каждый дом имеет фундамент.    

– Что вы уже знаете об этой части речи? Назовите имена существительные.( упр.9,стр9)

 -А почему слова отвечают на разные вопросы? Да, живые и неживые. А правильно сказать одушевлённые и неодушевлённые. 

 Это первый этаж нашего дома.

Физкультминутка

Дети хлопают, если услышат одушевлённые имена существительные, приседают – если услышат неодушевлённые: кот, мяч, воробей, дом, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха, платок.

3.Классификация существительных.

 - А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?

Поиграем в группы слов

Кто из вас играть готов? (как назвать одним словом)

Пёс, петух, корова, кошка                        - … животные.

Кукла, мячик и гармошка                        - … игрушки.

Лук, редиска, огурцы                                - … овощи.

Молоток, топор, щипцы                          - … инструменты.

Платье, юбка и рубашка                         - … одежда.

Бак, стакан, кастрюля, чашка           -…  посуда.

- Подбери ещё названья: (самостоятельно записать по рядам) фруктов, мебели и тканей, профессий, рек и городов. Кто работать сам готов?   

фрукты -…                ткани - …                реки - …

мебель  - …          профессии - …        города - …

Итак, что же могут обозначать имена существительные?

Это  еще один этаж нашего дома.  

4. Роль существительных в речи и предложении.

Прочитайте текст (на доске):    

   Пушистый  … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей …  . Стучит по стволу дерева …   Только не спит в своей ….        ….  .

- Всё ли понятно в тексте? Почему? Потому что не понятен смысл предложения. Что нужно сделать, чтобы было понятно о ком и о чем  говорится.

- Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.

Разбор каждого предложения:

 - Почему в первом предложении вставили слово снег? Найдите основу предложения, подчеркните. На какой вопрос отвечает подлежащее? Что обозначает? Какой частью речи является? Подпишите часть речи над подлежащими в 1,2,4 предложении.

- Какой вывод можно сделать?

Имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос кто? или что?  - является подлежащим и несет главную мысль в предложении.

 - Какое слово вы вставили в третьем предложении? На какой вопрос оно отвечает? Это имя существительное, но является ли оно главным членом предложения?  Имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения. Они служат для смысловой окраски предложения.

Третий этаж нашего дома    (роль в предложении)   

             

5. Словарно орфографическая работа. (Самолет.)

  1. – Прочитайте загадку по схеме и отгадайте.

Он

в

безбрежном

серебром.

Касается

туч

океане

отливает

крылом.

Развернётся

над

лугами















- Составьте предложение со словом самолёт, запишите.

- Запомните написание этого с лова.

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Обобщение – по этажам «дома»

- Так что же такое имя существительное?

Но впереди у нас большая работа, изучить четвертый этаж нашего дома. Этим мы займемся на следующих уроках.

VII. Итог.

- Что называется именем существительным?

- Что нового вы узнали об имени существительном?

– Что по этой теме вам кажется непонятным?

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какое задание показалось вам самым интересным?

- Какие задания на уроке вызвали затруднения?

- За что вы можете похвалить себя?

- Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: упр. 11 с.10, правило с. 8


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!