Имя существительное
Капустянская Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ СШ №10 г. о. Чехов
Содержание
3-4 слайд- 1 склонение имен существительных
5-7 слайд- 2 склонение имен существительных
8-11 слайд- 3 склонение имен существительных
12-18 слайд -Ь после шипящих на конце существительных
19-24 слайд -несклоняемые имена существительные
1 склонение имен существительных
Четыре по пять
Работа в паре
На доске нарисованы 4 пересекающихся ряда клеток, по 5 клеток в каждом ряду. В центральной клетке написана буква А.
Нужно заполнить клетки кроссворда, чтобы получились 4 существительных 1-го склонения, состоящие из 5 букв, с буквой А в середине. Слова должны обозначать: 1)сырость, 2)большую известность,3) острую каменную вершину, 4)зелёный покров земли.
Победителями считаются первые три пары, правильно заполнившие все клетки.
Ответы: 1)влага, 2)слава, 3)скала, 4)трава.
Четыре по пять
4
1
2
а
3
2 склонение имен существительных
Кто быстрее заполнит схему?
Работа в группе.
Нужно заполнить клетки буквами так, чтобы получились существительные 2-го склонения. Побеждает та команда, которая правильно и быстрее других заполнит свои прямоугольники.
Возможные слова: 1)барабан, сарафан, таракан, караван (балаган, шарабан); 2)болото, долото, золото, молоко, логово;
3) дождик, зонтик, кончик, кортик, ломтик, мостик (коржик,болтик, холмик)
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
о
а
а
а
а
а
а
а
а
н
а
а
а
н
а
н
н
о
о
о
о
и
и
о
к
о
к
и
и
о
к
к
и
и
к
к
и
к
Сбор урожая
Работа в группе.
Каждой команде нужно выполнить одно из заданий: записать названия овощей- существительных 1-го склонения; названия овощей-существительных 2-го склонения; названия ягод- существительных 1-го склонения. На игру отводится 5 минут. Побеждает команда, которая за отведенное время напишет наибольшее число слов.
Возможные слова: капуста, картошка, свёкла, репа, редька, петрушка, брюква, тыква; огурец, помидор, перец, лук, чеснок, кабачок, баклажан, редис; клубника, малина, смородина, клюква, рябина, черника, земляника, голубика.
3 склонение имен существительных
Добавь две буквы
На доске нарисован прямоугольник, разделенный на 11 рядов клеток, по 4 клетки в каждом ряду. Две последние клетки каждого ряда заполнены буквами ЛЬ. Нужно добавить по две буквы так, чтобы получились существительные 3-го склонения.
Возможные слова: боль, быль, даль, мель, моль, пыль, роль, соль, цель, щель, шаль.
Примечание: слова ТОЛЬ и ТЮЛЬ брать нельзя, так
как это существительные мужского рода, 2-го
склонения.
Добавь две буквы
л
ь
л
ь
л
ь
л
ь
л
л
ь
ь
л
ь
л
ь
л
ь
л
ь
л
ь
Третий - лишний
На доске записаны 4 столбика по 3 существительных.
Нужно найти и подчеркнуть в каждом столбике лишнее слово другого склонения.
лошадь
верблюд
олень
боль
толь
моль
фасоль
морковь
картофель
работа
жизнь
награда
Ь знак после шипящих на конце существительных
Кто больше?
класс
Нужно подобрать и записать за 3 минуты как можно больше существительных мужского рода- названий животных с шипящей на конце. Побеждает тот, кто правильно записал больше существительных мужского рода с шипящей на конце (ЁЖ, УЖ, СТРИЖ, ЧИЖ, ГРАЧ, ЁРШ, ЛЕЩ, СЫЧ).
Можно записать существительные мужского рода с шипящей на конце, обозначающие людей или неживые предметы, или существительные женского рода с шипящей на конце.
Поймай своё слово
2 команды
Учитель диктует существительные мужского и женского рода с шипящей на конце: ПЛАЩ, СТРИЖ, НОЧЬ, ТИШЬ, ЛЕЩ, ПОМОЩЬ, ГРАЧ, ДОЧЬ, ВРАЧ, КАЛАЧ, ГАРАЖ, РОЖЬ, ПЕЧЬ, ТКАЧ, ТРУБАЧ, РЕЧЬ, СТРИЖ, ЧИЖ, МЫШЬ, ТЕЧЬ, ВЕЩЬ, ШАЛАШ, ТУШЬ, ДРОЖЬ.
Команда девочек записывает существительные женского рода, команда мальчиков- существительные мужского рода. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
Четвертое-лишнее
4 человека
Ведущий читает каждому игроку по 4 слова с шипящей на конце:
2) МЫШЬ, ТИШЬ, ЁРШ, ТУШЬ;
3) ЛУЧ, ДОЧЬ, МЯЧ, ГРАЧ;
4) РОЖЬ, ЧИЖ,НОЖ, СТРИЖ.
Игрок должен найти лишнее слово.
Занимательные фигуры
Работа в группе
На доске – 3 фигуры с клетками, в которых поставлены шипящие Ж,Ш и Ч с Ь или без Ь.
Нужно вставить такие буквы, чтобы получились имена существительные 3-го или 2-го склонения.
Победителями считаются первые три команды, правильно заполнившие фигуры.
Возможные слова: 1)морж, чиж, рожь, уж (ёж), ложь, нож, корж; 2)мышь, шалаш, тушь, карандаш, сушь, камыш, тишь;
3)грач, дочь, мяч, ночь, луч, печь, меч, течь, врач.
Игра может быть повторена с новыми фигурами на
доске.
ж
ч
ь
ь
ь
ш
ь
Повторение игры
Ответы: ёж, чиж, морж, стриж, сторож;
плащ, вещь, товарищ, мощь, овощ (хвощ, хрущ)
ж
щ
ж
ь
щ
щ
ж
ж
ь
щ
щ
ж
Несклоняемые имена существительные
Склоняемые или нет?
2 команды
Ведущий диктует склоняемые и несклоняемые существительные: БРЕВНО, КИНО, ПЕРО, МЕТРО, ПАЛЬТО, МОЛОТ, БАССЕЙН, ШОССЕ, ШИМПАНЗЕ, МУЗЕЙ, КОНИ, ПОНИ, АТЕЛЬЕ, КУШАНЬЕ, КУДРЯШКИ, КОЛИБРИ, РАДИО, СТАДИОН, КОФЕ, ПРОФИЛЬ, ФОНАРИ, ЖЮРИ, ПАРИК, ПАРИ.
1-я команда записывает только склоняемые существительные, а 2-я-несклоняемые. По окончании записи ведущий открывает на доске списки склоняемых и несклоняемых существительных в порядке их расположения в диктанте.
Не склоняются
кино ателье
метро колибри
пальто радио
шоссе кофе
шимпанзе жюри
пони пари
Склоняются
бревно кушанье
перо кудряшки
молот стадион
бассейн профиль
музей фонари
кони парик
Рифмовка
Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье-
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!
Вставь слово
На доске записаны 2 текста с пропущенными несклоняемыми существительными КИНО и ПАЛЬТО.
Нужно вставить слова КИНО и ПАЛЬТО в предложения на месте пропуска.
В конце делается вывод о том, что в любых падежах и с любыми предлогами существительные КИНО и ПАЛЬТО не изменяются. Это несклоняемые существительные.
Вставь слово
кино
Вчера мы ходили в _____. В_____было много народу. Из _____ мы пришли поздно. Мы вспоминали про ______. Мы были очень довольны _____. Мы всем рассказывали о ______.
Вставь слово
пальто
В магазине продаются разные _____. Мне купили новое _____.
У _____ меховой воротник. К _____
пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в ______. Я доволен своим _____.
Источник шаблона:
Шумарина Вера Алексеевна, учитель-дефектолог ГС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида г.Балашова Саратовской области
- Для оформления презентации использованы интернет-ресурсы :
- http://ru.freepik.com/free-vector/inkstand-and-feather-vector_520101.htm - чернильница,перо,свиток
- http://www.liveinternet.ru/community/1035439/post103630551/ - бумага
- Задания взяты из книги Н.М. Бетеньковой и Д.С.Фониной «Конкурс грамотеев». Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. Книга для учителя. Москва. Просвещение. 1995