СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное»

Урок повторения и обобщения

Тема: «Имя существительное»

Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи;

Задачи:

образовательные:

  • развивать орфографическую зоркость;

  • формировать умения и навыки, необходимые в практической деятельности;

коррекционно-развивающие:

  • развивать аналитико-синтетическую деятельность через работу по алгоритму

  • развивать логическое мышление через работу с деформированным предложением

  • корригировать зрительное восприятие через умение использовать в работе ИКТ

воспитательные:

  • воспитывать уважение друг к другу, самостоятельность, коммуникабельность.

Оборудование:

  • компьютер;

  • проектор;

  • демонстрационный экран;

  • презентация;

  • тесты по теме “Имя существительное”.

Ход урока

Оргмомент.

- Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю всех присутствующих совершить путешествие по телевизионным передачам, в ходе которого мы повторим все, что изучили по теме “Имя существительное”.

Урок проходит в непривычной обстановке, много гостей, поэтому от вас требуется максимум внимания и сосредоточенности. Если возникнут вопросы, поднимите руку. И еще! Не забывайте о правильной осанке.

- Прочитаем девиз урока: “Повторенье – мать ученья”.

- Итак, начнем. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Актуализация знаний

- Как вы думаете, какой я должна задать первый вопрос на сегодняшнем уроке?

- Конечно, что такое имя существительное?

- Назовите грамматические признаки существительного.

- Сколько склонений имеет имя существительное?

- Как определяем склонение?

- Очень хорошо! Молодцы!

Основная часть

  1. Работа с четверостишием

- Перед вами четверостишие. Прочитайте его, пожалуйста, про себя, а затем выразительно вслух.

Шумят, как и прежде, леса вековые,
Плывут облака не спеша...
Байкал и Россия, Байкал и Россия,
Вы - сердце мое и душа!

- Назовите существительные.

- А теперь попробуйте объединить их в группы по таким грамматическим признакам: род, число, имена собственные.

- Проверим. (слайд)

М.Р.

Байкал

Ж.Р.

Россия

душа

СР.Р.

сердце











-Как определили род существительного?

- Что обозначает единственное число/множественное число?

единственное число

множественное число

сердце

душа

Россия

Байкал

Леса

облака



- Почему одни существительные пишутся с большой буквы, другие - с маленькой?

- Правильно! Какие же существительные относятся к собственным, а какие – к нарицательным?

  1. Творческая работа

- Следующее задание предлагает вам совершить невероятное: существительные нарицательные превратить в собственные. Это возможно? Кто желает к доске?

 -  Перед вами эти слова.

орел, земля

Итак, какие существительные называются собственными?

  1. Работа с предложением

- А теперь составьте предложение из данных слов: Жители, нетерпением, планеты, Земля, ждут, начала, с, Олимпиады.

  1. Физминутка



  1. Игра «Определи лишнее!»

Следующее задание должно быть выполнено по правилам, без ошибок.

- Перед вами существительные. В каждой – одно лишнее, т.е. не подходит по какому-либо грамматическому признаку. Вы должны найти это существительное и записать без него.

Край, поселок, тайга, дом.
Родина, природа, лес, улица.
Сибирь, Русь, береза, осень.

- Распределите эти существительные по склонениям

1 склонение

2 склонение

3 склонение

тайга

край

осень



Задание для третьей группы – Выбрать слова 1 склонения

  1. Развитие речи. Работа с антонимами

- Подберите к данным существительным существительные 3-го склонения с противоположным значением.

  • День-ночь

  • Шум-тишь

  • Правда-ложь

- Когда у существительных после шипящих пишется мягкий знак?



  1. Объяснительный диктант

- Почему мы пишем о НиколаевкЕ, но о СибирИ?

- Что нужно знать, чтобы правильно писать окончания существительных?

К деревне, нет собаки, по крыше, на сирени, без драки, на печи, у печки, в роще, в поселке, о лесе, в моркови, о площади, о площадке, в кране.

- А теперь нужно будет письменно сделать полный грамматический разбор существительных

1 ряд разбирает существительное 1-го склонения - к деревне

2 ряд - существительное 2-го склонения – в посёлке

8. Подведение итогов урока.

- Итак, наш урок подходит к концу, но перед подведением итогов урока, вы должны выполнить небольшой тест. На выполнение - 2-3 мин



Тест “Имя существительное”

1. Имя существительное обозначает:

а) признак предмета;

б) предмет;

в) действие предмета.

2. Название городов, улиц пишется:

а) с маленькой буквы;

б) с большой буквы;

в) берется в кавычки

3. Имя существительное изменяется:

а) по падежам;

б) по лицам;

в) спрягается.

4. Согласен ли с таким утверждением:

день – 3 склонение?

ночь – 2 склонение?

дядя – 1 склонение?

5. У существительных не бывает окончания -е:

а) в 1 склонении;

б) во 2 склонении;

в) в 3 склонении.

6. У существительных с шипящей на конце Ь знак пишется:

а) пишется в женском роде;

б) никогда не пишется;

в) пишется всегда.



- Выставление оценок.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!