СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имидж современного учителя

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с быстрым развитием экономических и социальных отношений в нашей стране изменяются требования к личности профессионала. Успешной презентации своих профессиональных и личностных качеств  способствует имидж, то есть то представление, которое человек, неосознанно или намеренно, создает о себе в глазах других людей. Понятие «имидж» (в пер. с англ. «образ») прочно вошло не только в политический, но и современный деловой лексикон, главным образом потому, что имидж профессионала оказывает сильное влияние на взаимоотношения с людьми и на эффективность совместной работы. В настоящее время имидж является неотъемлемым качеством профессионала.                                                     Понятие имидж может быть применимо не только к одному человеку, но и к организации, городу, даже к стране. Так что имидж школы будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней.

Учителя «вычисляют» в непрофессиональной сфере очень быстро и без труда.

Просмотр содержимого документа
«имидж современного учителя»

Ирина Михайловна Журавлёва

Имидж современного учителя.

У Вас никогда не будет второго шанса

произвести первое впечатление»

                                                                               (Ден Аспромонте)

В связи с быстрым развитием экономических и социальных отношений в нашей стране изменяются требования к личности профессионала. Успешной презентации своих профессиональных и личностных качеств  способствует имидж, то есть то представление, которое человек, неосознанно или намеренно, создает о себе в глазах других людей. Понятие «имидж» (в пер. с англ. «образ») прочно вошло не только в политический, но и современный деловой лексикон, главным образом потому, что имидж профессионала оказывает сильное влияние на взаимоотношения с людьми и на эффективность совместной работы. В настоящее время имидж является неотъемлемым качеством профессионала.                                                     Понятие имидж может быть применимо не только к одному человеку, но и к организации, городу, даже к стране. Так что имидж школы будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней.

Учителя «вычисляют» в непрофессиональной сфере очень быстро и без труда.

«Вы, наверное, учительница?» - спрашивают соседи по купе в поезде уже сразу после непродолжительного общения. Как они догадываются?
Учитель загнан в прокрустово ложе системой образования и требованиями, предъявляемыми к его личности и деятельности. Что касается требований к личности учителя, то их целое множество, вот некоторые из них: учитель должен быть примером во всём, его репутация должна быть безупречной, знания разносторонними, поведение безукоризненным, общение с людьми правильным и образцовым. Требования, предъявляемые к профессиональной деятельности, вообще можно назвать «вселенскими»: обязательная высокая результативность успеваемости, использование на уроках последних достижений инновационных педагогических технологий, личные публикации в научно-методических журналах, подтверждение своих творческих способностей в миллионах конкурсов, постоянные аттестации по повышению уровня квалификации. Продолжать можно до бесконечности. Задыхаешься от этих требований. «А если?..» – «Отключим газ!» Помните эту шутку из «Бриллиантовой руки», когда управдом заставляла распространять лотерейные билеты среди жильцов? Ситуация в школе похожа на эту. Суть такова: шаг влево, шаг вправо – расстрел на месте. В результате учитель загнан в угол устаревшими традициями, консерватизмом, становится похожим на чеховского Беликова: «Как бы чего не вышло…» Зачастую учитель теряет самобытность, свою оригинальность, он «унифицируется».
В кинофильмах прошлых лет имидж, образ учителя в «классическом варианте» выглядит примерно так: строгий тёмный костюм («унифицированный»), внимательный серьёзный взгляд, непременно из-под очков (много читает, бедняга, совсем зрения лишился на почве служения просвещению), правильные речи о всеобщем торжестве справедливости, полное отречение от всего личного во имя торжества и процветания Родины. Вспомните Марецкую в фильме «Сельская учительница», чтобы убедиться в достоверности сказанного. Правда, в то время положение учителя в обществе было достаточно высоким по социальному статусу. Сейчас имидж учителя свергнут с былых высот окружающей действительностью.
В любимом нами новогоднем фильме Рязанова к главной героине на Новый год приходят подруги. Учительница в исполнении Ахеджаковой – разве это не ирония над имиджем учителя? Наивная, простая, искренняя, нелепо одетая, она с затаённым восхищением смотрит на подругу, когда та целуется с «Ипполитом», радуется за неё, потому что самой не довелось испытать в жизни личного счастья, жизнь прошла за тетрадками в школе и дома… И если эта рязановская ирония над учителем добрая, сочувствующая, сопереживающая и уважительная, то современные книги, передачи по телевидению выставляют учителей полными недоумками. Чего стоит хотя бы подобного рода шутка каких-то там «новых бабушек» в юмористических передачах:
- Слышь, Матвеевна, ты кем работала в молодости?
- Учительницей!
- То-то я думала: почему ты такая дура?
Галустян, знаменитый КВНщик, если кто не помнит, так тот вообще создал «новый имидж» учительницы, которая у него только тем и занята, что собирает доллары для ремонта класса, на шторы и прочее… И выглядит самым страшным образом: старомодная, с пучком волос на голове, в немыслимо отвратительных очках, злая и жадная. Спасибо, ребятушки, постарались! Во имя чего только? Это всем понятно, за что родину предают.
Дарья Донцова в своих детективах тоже склонна изображать учителей тупоголовыми, ограниченными монстрами, которые совершенно не понимают таких хорошеньких детишек из посёлка, расположенного неподалёку от Рублёвского шоссе.
Говорят, «Мерседес» - это у нас давно уже не марка машины, а имидж. С этой точки зрения имидж учителя ничто, потому что за всю свою жизнь он не заработает на «Мерседес». И этим сказано многое по отношению к имиджу учителя в нашем обществе, если не всё. Только ли экономический фактор определяет имидж учителя? Разумеется, нет. Но имидж высокого благосостояния, уверенности в себе, в своих возможностях не сопутствует имиджу учителя, увы! Почему же так произошло в обществе, что профессия учителя стала непрестижной? Прежде всего потому, что она не даёт материального благосостояния. А счастье, как известно, это полная реализация как моральных, так и материальных потребностей. Если моральные потребности можно реализовать в профессии учителя, то о реализации материальных потребностей забудьте.
По данным социологических исследований, с точки зрения детей имидж учителя занимает второе место среди десяти профессионально значимых качеств учителя. На учителя смотрят внимательно. Вызовет ли у людей почтение человек полуголодный, бедный, измученный жизнью, плохо одевающийся из-за своих скудных материальных возможностей, истерзанный амбициями учеников, их родителей, руководства? Вопрос риторический. Героини Донцовой, как и в жизни, приезжают в школу на дорогих иномарках, в шикарных нарядах, с сумочками в руках, стоимостью в годовые зарплаты учителей… «Непорядок в Датском королевстве»…
Что в своей жизни я сделала не так? Почему заманчиво мерцающие витрины магазинов не для меня? Путешествия, машины, дом и все остальные материальные блага мира – не для меня. Только работа – и ничего больше…
Отдать – всё, получить – ничего. Это главная черта имиджа учителя. Профессия учителя непрестижна, талантливая молодёжь не поступает в педагогические вузы. «Придут честолюбивые дублёры, дай Бог им лучше нашего сыграть!» - поётся в песне. А кто придёт в школу? Каков имидж современного учителя сегодня?.......................

В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей?

Я думаю ,что так можно было сказать пару –тройку лет назад . Но сегодня благодаря нынешнему правительству , вновь возросшему вниманию к профессии педагога и в связи с переменами к лучшему в области образования - каков имидж педагога на сегодняшний момент? А что же сейчас , сегодня? Давайте вместе попытаемся разобраться ,что же такое современный имидж учителя сегодня?

Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?

Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей. Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.

Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Есть и другая сторона проблемы — педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

     На учителя смотрят внимательно... Образ учителя сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Примером тому могут служить воспоминания различных писателей и публицистов.                                             

Я не помню его имени и отчества. Фамилию тоже не помню. А вот лицо, хотя и мало приметное, не забыл до сих пор..., - писал В. Астафьев. Или в воспоминаниях М. Шагинян читаем: Помню, был у нас армянин, учитель истории. Он был очень некрасив с виду, косматый, обросший, сутулый.          

Эти и многие другие воспоминания людей показывают, что образ учителя сохраняется в памяти в деталях его внешнего облика. 

Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с нами всегда находятся родители, ученики, коллеги.

Насколько важно то, как выглядит учитель? На что обращают внимание ученики, общаясь с учителем? Должен ли учитель заботиться о своём имидже?

Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны прежде всего готовить специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологий, а «человековедческим» дисциплинам отводится второстепенная роль. Такое положение вещей приводит к тому, что молодой педагог не может работать с людьми, в том числе с учениками. 


Давайте сначала разберёмся, что же такое "имидж"?


Имидж – загадочное красивое слово – появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского и английского языков, как было уже сказано выше, оно означает “образ”.


Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности и всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.

Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности, а становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими.


Под элементами имиджа следует понимать не только визуальный зрительный образ, но и образ мышления, действий, поступков. Это умение общаться, искусство говорить и слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяют тот образ, в котором мы предстаём перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является продолжением наших достоинств либо ещё одной отрицательной чертой, мешающей жизни, карьере.


Имидж учителя - своеобразный инструмент, помогающий ему выстраивать отношения с окружающими: учениками, родителями, коллегами.


Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих.


Помните: привлекательные люди...
- часто и охотно улыбаются;
- обладают хорошим чувством юмора;
- естественно себя ведут;
- веселы;
- часто и охотно говорят комплименты;
- знакомы с этикетом и следуют ему;
- уверены в себе;
- умеют посмеяться над собой;
- быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
- осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;
- дружелюбны, с ними легко в общении.


Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает подчас, как снег на весеннем солнышке.


Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:
- высокая самооценка и уверенность в себе;
- вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека;
- социальная и личная ответственность (“я – причина всего положительного и отрицательного в моей жизни”);
- желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения.


Измените свою жизненную установку (если она не способствует успеху), измените свой имидж – и вас ждет успех!



Итак, с чего надо начинать?

«Учитель - свеча, которая светит другим, сгорая сама»

Джованни Руффини, итальянский писатель 19 века

«Учитель - маяк ответственности» Елена Рерих

Кредо современного учителя:

  • Я знаю, чему надо учить

  • Я знаю то, чему надо учить

  • Я знаю, как научить

  • Я понимаю, что эти знания нужны людям

  • Я вижу, что люди благодарны мне за мою работу

  • Я уверен в том, что мой труд полезен обществу

Кредо современного учителя актуально на протяжении многих столетий, ведь в этих простых истинах заложена концепция, программа учительского труда, его общественная польза и значимость. Такое понимание себя как педагога-профессионала вряд ли может устареть. Отлично владеть своим предметом, глубоко знать содержание преподаваемого курса, применять современные педагогические технологии в образовательном процессе - главные составляющие успешного учительского труда.

Имидж современного педагога

Педагог - это профессия типа «человек-человек», к которой относятся политические деятели, работники сферы социального обслуживания, менеджеры, педагогические работники.

Это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом - это только первая ступень профессионализма.

На втором месте стоит такое качество, как современный имидж. Далее следуют вкус к жизни, полнота бытия, умение общаться непосредственно с людьми.

Американский психолог Миллер отобрал фотографии “красивых”, “обыкновенных” и “некрасивых” людей. Затем показал эти фотографии взрослым людям и попросил их высказаться о внутреннем мире изображенных. Люди оценили “красивых” как более уверенных, счастливых, уравновешенных, энергичных и более богатых духовно, чем других. Психологи называют это “эффектом ореола”. И учитель просто обязан использовать его в своей работе, каждый педагог просто обязан быть красивым. Конечно, успешная самоподача требует усилий по поддержанию созданного впечатления. Первым шагом на пути к созданию “эффекта ореола”, можно считать работу над собственным имиджем. Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.

Многозвучным и разным должен быть и наш голос. Типичные ошибки начинающих учителей – слишком тихий (тогда ученики не слышат, переспрашивают друг друга, шумят, отвлекаются в конце концов) или слишком громкий голос (очень утомляет и раздражает такой голос, особенно учащихся со слабой нервной системой, повышенной чувствительностью).

Однотонный (постоянно высокий или постоянно низкий) голос не позволяет начинающему учителю создавать ритм своей речи (т. е. повышение и понижение громкости и длительности звуков), страдает и мелодика речи. Трудно становится улавливать окраску звука говорящего – тембр, изменение частей фраз, родственных по смыслу фраз, их согласование и объединение (гармонию речи).

А ведь при бедной мелодике речь бессмысленна, при бедном ритме речь бесчувственна, ибо мелодика есть музыкальное начало мысли, ритм - музыкальное начало энергии, тембр – музыкальное начало чувств. Чем ярче выявляются эти элементы, тем речь становится более музыкальной, более художественной, более выразительной и интересной. Самое красивое, что звучит на земле, - это человеческий голос. Но не будучи обработан, он походит на расстроенный инструмент.

К особенностям нашего общения с учащимися относится появление “любимчиков”.

Также плохая профессиональная память (когда после нескольких недель работы с классом учитель не в состоянии назвать школьников по именам и путает анкетные данные и характеристики), отсутствие четких границ и дистанции в отношениях с учениками (особенно это проявляется в фамильярном отношении учеников к начинающему учителю).

Вопроса об этом к учащимся не было, но многие дети обратили внимание на этот факт, как недостаток личностных качеств учителя:


Немаловажное значение имеет и ваш образ жизни.

Имидж вашего образа жизни – это то, как люди воспринимают вашу личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, ваши моральные принципы, достоинство, поведение, характер.


Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что не интересен как личность. А без интереса к личности нет интереса к предмету (так считают психологи).


Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету.


Интерес к личности учителя, таким образом – средство активизации интереса к предмету.


Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие “новых горизонтов”.


Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая. таким образом собственный имидж.


В заключение хочется сказать, что уже сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители разных профессий – идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т. д.


Секрет успеха вашего профессионального имиджа напрямую будет зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей

Крылатую фразу древнегреческого философа Ксенофонта: “Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится” можно посчитать “первой ласточкой” в направлении изучения имиджа.

Если сегодня спросить человека о том, какой предмет был его самым любимым в школе, в большинстве ответов будет одно сходство: этот предмет стал любимым потому, что нравился преподаватель.

Педагог, который занимается созданием своего собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и профессиональнее работает. Школа никогда не предназначалась только для того, чтобы научить. «Поставить на крыло» - вот главная задача педагога и родителей. Зародить интерес, показать направление - это трудная работа и называется воспитанием. Когда у ребенка есть крылья, учителя и родители могут надеяться, что он найдет свое место в жизни.

Но воспитать крылатого человека может только крылатый родитель и педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного человека только современный человек.


  • Список используемой литературы
    1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003.
    2. Имиджелогия. Как нравится людям. Сост.: В.М.Шепель. М.: Народное образование, 2002.
    3. Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя// Гуманитарное образование в школе: теория и практика. 2004. - № 1.
    4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М.: Владос,1994.
    5. Петрова Е.А., Шкурко Н.М. Имидж учителя в современной России. – М.: РИЦ АИМ, 2006.
    6. Яковлев С. Имидж учителя: каким ему быть? // Современная школа. - 2000. – № 1.

  • Берд П. Продай себя. Тактика совершенствования Вашего имиджа. Минск, 2004.

  • Калюжный А. А. Социально-психологические основы имиджа учителя : автореф. дис. … д-ра психол. наук. Ярославль, 1996.

  • Качалова Л. П. Воспитание педагогического имиджа будущего учителя: теория и технология. Шадринск, 2008.

  • Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь для высших и средних учебных заведений. М., 2000.

  • Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2001.

  • Новый словарь русского языка / под ред. Т. Ф. Ефремова. М., 2000.

  • Перелыгина Е. Б. Механизмы оптимизации деятельности по созданию имиджа как интерсубъектного взаимодействия в контексте комплексного социально-психологического и акмеологического подхода // Журн. прикладной психологии. 2003. № 4.

  • Психология : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.

  • Современный словарь иностранных слов. М., 2000.

  • Сорокина Г. Г. Имидж и социальный успех // Школа и производство. 2003. № 3.

  • Тарасенко Н. А. Формирование индивидуального имиджа преподавателя вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2002.

  • Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / под ред. Г. Н. Скляревской. СПб., 1998.

  • Черепанова В. Н. Формирование индивидуального имиджа педагога как средство реализации гуманистической концепции образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 1998.






11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!