СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имеешь права - выполни обязанности!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой ход классного часа для 5 - 6 классах о правах и обязанностях гражданина страны. В заключении имеются приложения для классного уголка.

Просмотр содержимого документа
«Имеешь права - выполни обязанности!»

«Имеешь права – выполни обязанности!»

Открытое мероприятие для 5 – 6 классов.

Подготовила классный руководитель 5 «Б» Гаврилина О.С.

Цель: дать обучающимся первоначальные правовые знания.

Задачи:

- сформировать у обучающихся понятия «право», «закон», «ответственность», «обязанность»;

- развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

- познакомить обучающихся с основным законом страны – с Конституцией РФ;

- познакомить обучающихся с правами ребенка;

- формировать у обучающихся представления о правах и обязанностях школьника;

- способствовать воспитанию у обучающихся чувства гражданского долга и ответственности.

План.

1. Организационный момент.

2. Обзорное знакомство с Конституцией РФ.

3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»

4. Знакомство с правами ребенка.

5. Обязанности ребенка.

6. Решение «Правовых» задач и ситуаций.

7. Подведение итогов.

Оборудование.

- Конституция РФ, Конвенция, Декларация, Закон «Об образовании в РФ».

- памятка «Права и обязанности школьника»,

- презентация «Права ребенка в картинках».

Ход мероприятия.

Звучит гимн Российской Федерации.

Ученик 1.

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать…

о правах, обязанностях и ответственности, попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.

Ученик 2.

Лишь появится ребёнок и дышать начнёт едва,

У него уже с пелёнок – веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный добрый дом,

Видеть тихий, мирный сон!

Ученик 3.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать!

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любимым –

Он на свете не один!

Учитель: Назовите права ребенка, которые прозвучали в этих строчках. Учащиеся: Право на жизнь. Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь. Право на образование. Право на отдых и досуг. Право на жилище. Право на личную неприкосновенность. Право на личные привязанности.

Учитель: Что же такое право?

Ученик 4. Право – 1) это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью социальных норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе; 2) охраняемая и узаконенная государством возможность что-то делать, осуществлять.

Учитель: Мы услышали права любого ребенка. А теперь назовите права школьника. Разделившись на группы по 4-5 человек, обсудить и оформить на листах А4 «Права ученика в школе».

Затем каждая группа представляет свои проекты, зачитывает их и идет обсуждение по предложенным правам.

Учащиеся имеют право:

• получить качественное образование;

• обучаться, если необходимо, по ускоренным программам, по индивидуальным учебным планам или дома;

• бесплатно пользоваться школьной библиотекой;

• получать отметки по учебным предметам исключительно в зависимости от своих знаний и умений;

• свободно выражать своё мнение;

• участвовать в управлении школой, вносить предложения, касающиеся школьной жизни.

Учитель. Что такое закон?

Ученик 5. Законы – это правила, которые устанавливает государство и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны.

Учитель. Назовите главный Закон страны.

Ученик 6. Конституция – главный закон страны. Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником – Днем Конституции РФ.

Ученик 7. Все права детей всего мира записаны в специальном документе – Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

Учитель. К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей. Проверим, как хорошо вы знаете Конвенцию.

Блиц-опрос.

1. Кто является ребенком, согласно Конвенции?

Статья 1. Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

2. Кто обеспечивает эти права?

Статья 2. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции…

3. Какое право является приоритетным?

Право на жизнь, имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

4. На скольких языках написана Конвенция?

Подлинник настоящей Конвенции, английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. В удостоверение чего нижеподписавшиеся полномочные представители, должным образом на то уполномоченные своими соответствующими правительствами, подписали настоящую Конвенцию.

Учитель. Посмотрим на то, что происходит в школе, и обсудим.

Сценки.

1. Учитель (Никита): Влад, ты уже который понедельник не готов к литературе!

Влад: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Обсуждение: кто прав? Учитель или ученик?

2. У Максима звонит телефон на уроке.

Учитель (Никита): Выключи телефон и отдай его мне.

Максим: Не имеете права, у меня есть право на информацию!

Обсуждение: кто прав? Учитель или ученик?

Учитель. А эта сценка покажет типичную ситуацию в обычной семье.

3. Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Сережа.

Серёжа.

В школе пробыл я полдня

И теперь вот у меня

Просто буря в животе –

Мысли только о еде.

Мама.

Кто с порога – и за ложку?

Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа.

Нет, ты, мама не права,

Я свои узнал права.

Меня мыться заставляешь?

Мою личность притесняешь!

Бабушка.

Ой, с давлением беда.

Ты, покушаешь когда,

То в аптеку, внук, сходи,

Мне таблеточек купи.

Серёжа.

Что ты, бабушка, детей

Эксплуатировать нельзя.

Одевайся потеплей

И иди скорей сама.

Мама.

Ну, тогда помой посуду,

Можешь это или нет?

Серёжа.

Что ты, мама, нет, не буду:

Ведь на детский труд запрет.

Право есть на отдых, кстати,

Поваляюсь на кровати.

Мама.

Прав у мам, как будто, нет!

Завтра сам готовь обед!

И задачу номер пять

Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка.

Да и брюки завтра к школе

Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.

Твои права мы уважать,

Конечно же, должны.

Папа.

Но только должен ты узнать –

Права у всех равны.

Учитель. Обсудим. Кто же прав? У каждого есть права. Как же действовать? Помните, ребята, что права заканчиваются там, где нарушаются права других! И прежде чем воспользоваться правом, подумай, выполнил ли ты обязанности. «Имеешь права – выполни обязанности!» Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

Ученики по очереди заявляют.

Каждый школьник обязан:

• действовать на благо родной школы, заботиться о её чести, поддерживать её авторитет и традиции;

• строго соблюдать режим работы школы, посещать занятия в соответствии с расписанием, не опаздывать на уроки;

• добросовестно учиться, расширять свои знания, умения и навыки, систематически и вовремя выполнять домашние задания;

• в случае пропуска занятий предъявлять классному руководителю справку от врача или объяснительную записку от родителей;

• выполнять распоряжения и требования директора, администрации, учителей и других работников школы;

• относиться с уважением к работникам школы и другим ученикам, помогать младшим школьникам;

• предъявлять дневник по требованию учителя;

• записывать в дневник домашние задания по всем предметам;

• приносить на занятия все необходимые принадлежности: учебники, тетради, дневник, ручки, карандаши ит. п.;

• выглядеть чисто и опрятно, соблюдать требования школьной и личной гигиены, заботиться о соответствии своей одежды и внешнего вида строгому деловому стилю;

• заботиться о собственном здоровье и безопасности, о здоровье и безопасности других учащихся, соблюдать требования техники безопасности;

• беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок в здании школы и на её территории;

• принимать участие в мероприятиях по благоустройству школы и её территории.

Учитель. Есть у школьников и обязательные для выполнения запреты.

Ученики по очереди заявляют.

Учащимся запрещается

• приносить, передавать или использовать в Учреждении оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсичные и наркотические вещества;

• использовать любые предметы и вещества, могущие привести к взрывам и возгоранию;

• применять физическую силу для выяснения отношений;

• осуществлять любые действия, способные повлечь за собой травматизм и т.п.

Учитель. За нарушение правил обучающийся может быть исключен из Учреждения в соответствии с действующим законодательством. Исключение допускается, если нарушение носит злостный характер, либо повлекло за собой тяжкие последствия;

• за нарушение без уважительных причин обязанностей обучающихся, а также за нарушение правил, к нему могут быть применены следующие меры дисциплинарного воздействия:

o отстранение от занятий

o объявление выговора

o возложение обязанности возместить вред или принести публичные извинения

o вызов на собеседование родителей

o направление родителям письма Учреждения с сообщением о проступке

Исключение из Учреждения, а также условное исключение и освобождение от занятий применяется по рекомендации Педагогического совета и оформляется приказом директора Учреждения.


Ученик 8. Рисовать и петь, учиться,

Если заболел, лечиться.

Это разрешается.

Ученик 9. Вот в углу стоит девчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго запрещается.

Ученик 10. Вот ребенок груз несет,

Тащит, надрывается.

В детстве тяжкая работа

Строго запрещается.

Ученик 11. С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить.

Это разрешается.

Ученик 12. Вместе дружно в мире жить,

С разными людьми дружить.

Это разрешается.

Учитель. Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности. Разберите ситуации с точки зрения права и обязанности.

Класс 1. Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу передвижения.

Класс 2. Вы разговариваете с товарищем на уроке, так как считаете, что имеете право на свободу слова.

Класс 3. На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями.



Ученик 13. Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных.

Но знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

Права свои нам надо знать,

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить.

Играть, дружить и не тужить.

Учитель. Какие документы вы запомнили после нашего представления?

Учащиеся перечисляют (Конвенция, Конституция, Закон, Устав…).

Ученик 14. Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают.

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon

Закон об образовании в РФ (2012)

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

1. Обучающиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Опросник.

  1. Лягушка из сказки В Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешест­вие, воспользовалась своим правом ___________________ (на свободное пере­движение).

  2. Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нару­шил ее право _________________________ ( на личную неприкосновенность).

  3. Девочка из сказки «Три медведя», без разрешения хозяйничавшая в домике медведей, нарушила их право ____________________ (на неприкосновен­ность жилища).

  4. Балда из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом _______________________ ( на труд).

  5. Братья Ивана из сказки Ершова «Конёк-горбунок» увели у него коней, тем самым они нарушили его право _______________________ ( на владение имуществом).

  6. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Иван-царевича, нарушив тем самым его право _________________________ ( на жизнь и личную неприкосновенность).

  7. В сказке «Маша и медведь» медведь грубо нарушил право Маши _________________________________ (право жить с родителями)



Ученик 15.


У каждого живущего на свете

Должно быть право, чтобы жить,

Расти, учиться, спать спокойно,

Чтобы в дальнейшем жить достойно.

И каждый должен знать свои права,

Чтоб никогда не приклонялась голова.

Есть много прав у человека,

Но всех, конечно, мне не перечесть.

Право есть на жизнь и на свободу,

На отдых, безусловно, и работу,

Право есть на выходной, в воскресенье и в субботу,

Но главнее всех, конечно, право на учебу,

Пишем рефераты, решаем уравнения,

Пушкина учим мы стихотворения,

Изучаем Бетховена творения.

Знакомы с Ломоносовым, Суворовым и Фетом,

Последнего стихи мы читали летом.

Физика и химия, алгебра и русский,

Биология, ОБЖ, французский,

Технология, история и обществознание –

Все это входит в право на образование.

Склоняем и спрягаем, считаем и читаем,

Слагаем, вычитаем и учимся мечтать.

Мы мир воображаем, мы Землю украшаем,

Мы много чего знаем, а может быть, и нет.

И этих прав лишить не может

Нас никто и никогда,

Право каждому поможет

Быть счастливыми всегда!


Учитель. Мы вам, нашим гостям, приготовили памятки: «Права», «Обязанность». Можете повесить в классный уголок как память о нашей встрече.

Ученик 16. О правах своих послушал

И запомни крепко их.

Только знай, что очень нужно

Уважать права других.

Ученик 17. Этих прав лишить не может

Вас никто и никогда.

Право каждое поможет

Быть счастливым вам всегда!

Учитель. Спасибо за внимание.
























Учащиеся имеют право:


• получить качественное образование;

• обучаться, если необходимо, по ускоренным программам, по индивидуальным учебным планам или дома;

• бесплатно пользоваться школьной библиотекой;

• получать отметки по учебным предметам исключительно в зависимости от своих знаний и умений;

• свободно выражать своё мнение;

• участвовать в управлении школой, вносить предложения, касающиеся школьной жизни.
















Каждый школьник обязан:


• действовать на благо родной школы, заботиться о её чести, поддерживать её авторитет и традиции;

• строго соблюдать режим работы школы, посещать занятия в соответствии с расписанием, не опаздывать на уроки;

• добросовестно учиться, расширять свои знания, умения и навыки, систематически и вовремя выполнять домашние задания;

• в случае пропуска занятий предъявлять классному руководителю справку от врача или объяснительную записку от родителей;

• выполнять распоряжения и требования директора, администрации, учителей и других работников школы;

• относиться с уважением к работникам школы и другим ученикам, помогать младшим школьникам;

• предъявлять дневник по требованию учителя;

• записывать в дневник домашние задания по всем предметам;

• приносить на занятия все необходимые принадлежности: учебники, тетради, дневник, ручки, карандаши и т. п.;

• выглядеть чисто и опрятно, соблюдать требования школьной и личной гигиены, заботиться о соответствии своей одежды и внешнего вида строгому деловому стилю;

• заботиться о собственном здоровье и безопасности, о здоровье и безопасности других учащихся, соблюдать требования техники безопасности;

• беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок в здании школы и на её территории;

• принимать участие в мероприятиях по благоустройству школы и её территории.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!