Классный час "Права ребёнка"

Методическая разработка классного часа на тему

«Я и мои права. Конвенция о правах ребёнка»

Пояснительная записка.

Актуальность правового воспитания обусловлена двумя факторами: прежде всего разработкой и внедрением в жизнь новых основ российского законодательства, а также присоединением России к международным документам о правах детей и юношества и повышением уровня правовой культуры населения. Еще в середине XIX века известный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский юрист по образованию и воспитатель по призванию, в одной из своих первых работ ("О камеральном образовании", 1848 г.) указал на необходимость изучения народных юридических понятий, наряду с общим воспитанием уделять время и правовому воспитанию человека. В содержании полновесного воспитания человека Ушинский выделял отдельным пунктом "воспитание в ребенке чувства права и справедливости", путем развития его психических основ в чувстве равенства личностей перед законом. В наше время важность правовой культуры возрастает. Право играет особую роль в процессе становления правового государства и гражданского общества. Суть проблемы в том, что необходимо найти оптимальное сочетание вмешательства государства и свободы усмотрения общества во всех сферах жизни людей.  Кому из нас не хотелось бы жить в правовом государстве, чувствовать, что ты защищен дома, на улице, на работе? Россия идет по пути коренного обновления правовой системы.

Правовое воспитание - целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов ценностных ориентаций, установок. Правовое воспитание сложная система деятельности, особая роль в которой принадлежит образовательной системе. Именно в юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, необходимо закладывать основы для становления человека, уважающего закон. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства.

Правовое воспитание - это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм.

Целями правового воспитания являются:

  1. достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека. Известно с древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его понимание, расходящееся с волей законодателя, не освобождает от ответственности за его нарушение;
  2. повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;
  3. создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.

      Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Задачи правового воспитания:

Ø защита прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении;

Ø формирование правовой культуры и правового сознания;

Ø формирование личности, способной к социализации в условиях гражданского общества;

Ø профилактика нарушений прав ребенка;

Ø совершенствование взаимоотношений участников образовательного процесса.

 

 

 

 

Ход классного часа

Цель:

    закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;

    обобщить знания детей об основных правах ребёнка;

    научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;

    формировать уважительное отношение друг к другу.

 

Учитель

Тема нашего сегодняшнего классного часа – права ребенка. Мы сегодня говорим о правах ребенка, о документах, регламентирующих эти права

Конве?нция ООН о права?х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована Ватиканом и всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали. В 1989 г. ООН был разработан и принят документ, в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

-Что такое право?

Право - это совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

Права детей:  каждый ребенок имеет право на имя и гражданство; дети имеют право жить с родителями; дети имеют право на медицинскую помощь; дети имеют право на обучение; дети имеют право на отдых; дети имеют право на охрану и защиту.  

- Что такое обязанность?

Обязанность – это  круг действий, возложенных на кого  –  то и обязательных для выполнения.

Обязанности детей: Соблюдать законы. Охранять природу. Защищать отечество. Заботиться о родителях. Получить образование.

Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».

Посмотри на этот знак: Человек поднял флаг. Слушать мнение ребенка (разрешается). Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго (запрещается) С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить –  Это (разрешается). Эта грань обозначает: Мать с ребенком разлучают. Это (запрещается). Рисовать и петь учиться, Если заболел – лечиться, Это – (разрешается). Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа (запрещается). Вместе дружно в мире жить,  с разными детьми дружить – Это (разрешается). Этот слабый горбит спину, Перед сильным преклоняется. Быть рабом у господина Строго (запрещается).

А теперь ребята  давайте сыграем, а потом проанализируем сценку «Про Петю» В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя. Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть). Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки! Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились! Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось. Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся. Мама: Помой посуду, сынок. Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор). Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю! Сын: Это проявление жестокости. Папа!

 

Найдите ошибки в поведении членов семьи. Имеет ли право ребёнок от чего – то отказаться и получить то, что хочет?

 

Презентация  Конвенции  

Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

П о р я д о ч н о с т ь

с п Р а в е д л и в о с т ь

Р А з у м н о с т ь

В о с п и т а н н о с т ь

О Б Я З А Н Н О С Т И

Притча «Гвоздь воспитания»

Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.

Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.

- Гвоздей нет, а дырки остались…

Классный руководитель предлагает вопросы для обсуждения:

·        Что символизировали вбитые в столб гвозди?

·        Почему мальчик заплакал?

Классный руководитель. Чаще всего на путь нарушения закона становится тот, кто привык не выполнять обязанности. Такой человек привык ни в чем себе не отказывать. Проходя по жизни, как по тротуару, он расталкивает окружающих его людей, забывая, что нет прав без обязанностей.

Классный руководитель задает вопросы:

1.     Что значит быть в ответе за других? За кого ты в ответе?

2.     Кого называют безответственным человеком?

3.     Что такое обязанности?

4.     Почему человек должен нести обязанности?

5.     Приведите примеры, подтверждающие выражение: «Нет прав без обязанностей».

 

В заключении давайте заполним анкету:

АНКЕТА

 

Какие права ты имеешь, как ученик?__________________________________

 

Что обязан делать ученик?___________________________________________

 

 

С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или

 

обязанностей?______________________________________________________

 

Что такое права?____________________________________________________

 

 

Что такое обязанности?______________________________________________

 

Зачем придумали права людей и обязанности?___________________________

 

 

 

 

 

 

Результат:

  1. Знать  права и обязанности.
  2. Умение формировать свое мнение по сложившимся обстоятельствам.
  3. Умение работать в группах сообща анализируя сложившиеся обстоятельства.
  4. Сформировать  уважение и чувство долга по отношению к членам семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей