Штанова Л.Е.
учитель начальных классов
ГБОУ Школа №544, г.Москва
Имитационные игры как средство формирования экологической культуры школьников
В современном мире экологическое образование школьников стало приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
Формирование экологической культуры — это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Началом этого пути является детство. День за днём в начальной школе мы затрагиваем экологические темы на уроках и во внеклассной работе.
Одна из интересных форм экологического воспитания школьников – это организация игр, которые способны вызывать у всех положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.
Несмотря на достаточную изученность феномена игры, единого мнения в трактовке понятия «игра» не достигнуто. Кларин М.Н. полагает, что игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. [2, с.80]
Праслова С.Н., методист-географ, утверждает, что игра – это одна из форм проблемного обучения, представляющая собой систему заданий, связанных одним сюжетом и предполагает распределение ролей среди ее участников. В процессе деловой игры участники ставятся в ситуации, требующие от них принятия определенного решения и осознания ответственности за его выполнение.[3, с.40]
В обыденном сознании слово «игра» ассоциируется с понятиями «соревнование», «имитация», «подражание», «модель».
Для учащихся соревновательная игра выступает как имитация реальных ситуаций на эмоциональном уровне, позволяющая развить контактность с окружающей средой. По мнению В.И. Розина, в игре проблема «человек — природа» преображается в проблему «личность — мир», преодолевается разрыв представлений о взаимоотношении этих понятий. Достигается приближение к истинному предназначению образования: «осознанию себя как субъекта деятельности и мира» [1, с.69].
Любая игра – будь то соревновательная, ролевая, имитационная или деловая – позволяет в условном мире проиграть, попробовать, ощутить… Игра – это имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться.
Имитационная игра – это захватывающий сценарий и интересные препятствия. Важнейшая цель имитационной игры – сделать из группы учащихся команду. Настоящую команду – с единой целью, взаимовыручкой и умением договориться.
Имитационная экологическая игра - это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических заданий, приуроченных к определенной дате.
По всей планете отмечаются различные Международные экологические дни. Список их обширен и охватывает все области науки об окружающем мире. Проводятся акции в защиту птиц, животных, ведётся борьба за чистоту земли, воды, воздуха.
Для выработки правильного отношения к окружающему миру мы в определенные дни проводим тематические игры, разработанные на телевизионных версиях.
В современном мире телевидение предлагает вниманию зрителей многообразные развлекательные программы, построенные в виде игры: «Что? Где? Когда?», «Как стать миллионером», «Умники и умницы»… Эти передачи пользуются огромной популярностью у людей различных возрастов. И дети с огромным интересом смотрят, живо реагируют на них, мечтают стать участниками, поэтому в школе учителя с удовольствием организуют и проводят имитационная игры по принципу телевизионных. Они способствуют повышению интереса к учебной деятельности, повышают уровень культуры, в том числе и экологической.
«Своя игра», посвященная Международному дню птиц
Цель: экологическое воспитание школьников, формирование любознательности при изучении птиц.
Задачи: совершенствование навыков групповой работы; содействие развитию коммуникативных умений, развитие мыслительной деятельности.
Оборудование: компьютер, презентация Microsoft PowerPoint, которая содержит в себе разноуровневые вопросы, секундомер, колокольчики.
Форма занятия: имитационная игра-соревнование, форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счёт наибольшего количества правильных ответов.
Содержание. Учитель: Здравствуйте! Поздравляем всех с Днём птиц! Удивительные создания природы — птицы. Их звонкие, мелодичные голоса и яркое оперение наполняют природу радостью.
Сегодня выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира. Вы будете сражаться за честь своей команды. Разрешенное оружие – смекалка и эрудиция.
Правила игры следующие. Класс делится на четыре команды. Выбираются капитаны и названия команд. Команды приветствуют друг друга.
На экране слайд - таблица с 5 категориями игры и баллами. В каждой категории по 7 вопросов разной стоимости от 10 до 70, итого 35 вопросов, отвечать на которые необходимо в духе соревнования, тем самым, зарабатывая свой первоначальный капитал в виде баллов.
Команды по очереди называют категорию и количество баллов, которые они хотели бы заработать. За правильный ответ команда получает то количество баллов, которое соответствует цене данного вопроса, если ответили неправильно, то это количество вычитают из общего результата. На обдумывание каждого вопроса дается 30 секунд.
Первой начинает команда, которая по жеребьевке вытянула номер 1. Вопрос выбирает команда, правильно давшая ответ на вопрос, если ответ был неверен или никто не дал ответа, то вопрос выбирает команда следующая по порядку, которая последней выбирала тему. Итак, начинаем игру!
Категория: «Загадки о птицах».
На первый взгляд отгадать загадку - проще простого. На самом деле загадка – это настоящее произведение искусства.
10 баллов | Меня сизокрылым Все с детства зовут. Как символа мира И любят, и чтут. (Голубь.) |
20 баллов | Всю ночь летает — Мышей добывает. А станет светло — Спать летит в дупло. (Сова.) |
30 баллов | Встали братья на ходули, Ищут корма по пути. На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. (Журавли.) |
40 баллов | Весь день рыбак в воде стоял, Мешок рыбёшкой набивал. Закончив лов, забрал улов, Поднялся ввысь — и был таков. (Пеликан) |
50 баллов | На репье он очень ловко Треплет цепкие головки, Сыплет семечки на пол Птичка бойкая ...(Щегол) |
60 баллов | Живёт на болоте, Поёт он с душой. Ноги как спицы, А сам небольшой. (Кулик) |
70 баллов | С ледоходом прилетает, Черным хвостиком мотает, Черный с белым хвостик узкий У изящной ...(Трясогуски) |
Категория: «Чудо-птицы».
Вспомним названия удивительных птиц.
10 баллов | Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст) |
20 баллов | Какая самая маленькая птица в мире? (Колибри) |
30 баллов | Самая крупная птица в России (Дрофа) |
40 баллов | Какие птицы самые быстрые (Стрижи) |
50 баллов | Какая птица бегает под водой? (Оляпка) |
60 баллов | Какая птица носит название писателя? (Гоголь) |
70 баллов | Назовите птицу 2016 года, которую выбрал союз охраны птиц России? (Удод) |
Категория: «Живые синонимы».
Подберём названия птиц, чтобы получились выражения, употребляемые в сравнении с людьми.
10 баллов | Задиристый, как … (петух) |
20 баллов | Ворковать, как... (голубь). |
30 баллов | Важный, надутый, как … (индюк) |
40 баллов | Мудрый, как … (сова) |
50 баллов | Трещать, как... (сорока). |
60 баллов | Шея нежная, длинная, как у … (лебедя) |
70 баллов | Взгляд зоркий, как у … (сокола) |
Категория: «Птичий разговор».
Угадаем, как птицы разговаривают.
10 баллов | Кукушка (кукует) |
20 баллов | Воробей (чирикает) |
30 баллов | Курица (кудахчет) |
40 баллов | Гусь (гогочет) |
50 баллов | Сорока (стрекочет) |
60 баллов | Филин (ухает) |
70 баллов | Журавль (курлычет) |
Категория: «Задачи».
Решая эти задачи, будем тренировать не только вычислительные навыки, но и узнаем интересные факты о птицах.
10 баллов | Скворец делает 200 вылетов за один день. Сколько вылетов сделает скворец за четыре дня? (800 вылетов) |
20 баллов | Самой высокой птицей в России считается журавль, герой множества сказок и преданий. Рост журавля достигает 180 см, а самой маленькой - королек. У этой крошки длина 9 см. Во сколько раз размер журавля больше, чем королька? (в 20 раз) |
30 баллов | Птица гагара ныряет на глубину 80 метров. Королевский пингвин – на глубину 220 метров. На сколько больше метров ныряет королевский пингвин, чем гагара? (на 140 метров) |
40 баллов | Скорость полёта ласточки 150 км/ч. Какой путь проделает ласточка за 3 часа? (450 километров) |
50 баллов | На Земле 8500 видов птиц, из них 770 видов живут в нашей стране. Сколько видов птиц живёт в других странах? (7730 видов птиц) |
60 баллов | Пара филинов за несколько вечеров съела 85 полёвок, 25 водных крыс, 6 белок, 3 мелких птиц, 1 землеройку и 1 большого жука. Сколько всего животных попало в лапы филинам? (121 животное) |
70 баллов | Дятел за день съедает 753 паука-короеда. Сколько пауков-короедов он съест за неделю? (5271 пауков-короедов) |
Подведение итогов. Награждение победителей и наиболее активных игроков (грамоты, призы с изображением птиц).
Литература
Агаларова П.И. Игры – соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. – 2007. - №12 - С.68-70 Кларин М.В. Игра в учебном процессе. М.: Знание, 1985. Смирнова М.С. Игровые формы обучения в изучении географии своей местности. //География в школе. -1990. -№ 1 - С.40. Смирнова М.С. Игровые технологии в обучении географии (в ретроспективе).// Новое слово в науке: перспективы развития Сборник материалов международной научно–практической конференции. Чебоксары, 2014.- С. 89-90. |
|