Имманентный и контекстуальный анализ текстов как основа современного подхода к литературному образованию в школе
Фёдорова Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы МБОУ Российская гимназия №59
Филология – это искусство понимать сказанное и написанное. Филолог, разумеется, не имеет права на культивирование субъективности; но он не может и оградить себя заранее от риска субъективности надёжной стеной точных методов. Строгость и особая “точность” филологии состоят в постоянном нравственно-интеллектуальном усилии, преодолевающем произвол и высвобождающем возможности человеческого понимания. Как служба понимания филология помогает выполнению одной из главных человеческих задач - понять другого человека» (С.С. Аверинцев.) Объектами филологии являются язык, текст и человек. Если для лингвиста текст и литературное произведение – синонимы, то для литературоведа - это понятия соотносимые, но неравнозначные. Р. Барт утверждает: «Текст ощущается только в процессе работы, производства», т.е. в деятельности субъекта, в процессе восприятия и анализа. Филология имеет дело с коммуникативным поведением человека, с деятельностью человеческого общения, который участвует в речевой коммуникации. С середины ХХ в. в филологии и других гуманитарных науках произошел антропологический поворот, и человек становится приоритетным объектом исследования. В языкознании возникает новое триединство: человек – язык – коммуникация. В литературоведении важным становится диалог автора и текста (т.е. автора и героя), автора и читателя. Язык, текст, человек живут в мире коммуникации. В лингвистике – это языковая личность, выступающая в качестве субъекта коммуникации. В литературоведении – это не только человек как предмет художественного исследования (герой, персонаж), но и творческая личность (автор, читатель), осуществляющая создание и восприятие художественной реальности. Принадлежность автора и читателя миру текста есть условие понимания смысла литературного произведения. Понимание художественного произведения – всегда труд, ведущий к творчеству.
Существуют разные школы освоения словесно-художественных текстов, у каждой из научных школ свои, особые методы и подходы. Вместе с тем в современном литературоведении явственно просматриваются, а нередко и формулируются впрямую, некие универсально значимые подходы к творениям словесного искусства. Упрочились такие понятия, характеризующие методологию и методику изучения произведений, как научное описание, анализ, интерпретация. Кроме этого в литературоведение прочно вошли и такие методы изучения произведения, как внутритекстовое (имманентное) и контекстуальное рассмотрение.
В Словаре иностранных слов дается такое определение: «Имманентный - внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы» (с.188). В Толковом словаре под ред. Д.Н.Ушакова дается определение: «Имманентный – присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий» (Т.1, с. 119).
В литературоведении всегда подчеркивалось, что имманентность определяется независимостью анализа произведения литературы от социальной действительности, от закономерностей общественно-исторического развития.
Например, при изучении пьес А.Островского в 10 классе всегда результативно и активно проходит литературная игра «Умники и умницы», на которой учащиеся показывают знания содержания текстов произведений, умение обращать внимание на слово контекста. Самое главное в такой работе – умение опираться на текст. Вот некоторые вопросы для игры, помогающие учащимся вдумчиво относиться к СЛОВУ в тексте:
Вопросы и задания для участника ЖЁЛТОЙ ДОРОЖКИ
(учащиеся должны узнать персонажа и назвать произведение Островского):
- Вы небогатый чиновник, жених «мисс Бряхимов» (самой красивой девушки провинциального городка). Информация исчерпывающая, чтобы угадать имя вашего персонажа. Представьтесь, пожалуйста.
1вопрос: Как известно, господин Карандышев, самая очаровательная барышня города Бряхимова остановила на вас свой выбор. Говорят, вы вознаграждены за постоянство. Позвольте узнать, Юлий Капитонович, не сочтите за бестактность, долго ли вы добивались руки Ларисы Дмитриевны? (ВОЖЕВАТОВ. «Он давно у них в доме вертится, года три». – Д. 1, явл. 2); КАРАНДЫШЕВ. «Лариса Дмитриевна, три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых; надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними». – Д. 2, явл. 6).
Чтобы ответить исчерпывающе, ученик должен не только прочитать текст, но и хорошо в нём ориентироваться, чётко обозначая позицию Вожеватова или Карандышева. Для этого, в случае затруднения, учащимся называется номер действия и явления.
Или вопросы и задания для участника ЗЕЛЁНОЙ ДОРОЖКИ:
- Вы странница, сами кормитесь подаянием, зато других любите угощать небылицами. Вы, конечно же…(Феклуша – «Гроза»)
1вопрос: Если верить вашим словам, жизнь вы ведёте праведную. Но сами признаёте за собой один – единственный грех. Какой же грех за вами имеется? (ФЕКЛУША. «Сладко поесть люблю». – Д. 2, явл. 1).
Вопросы и задания для участника КРАСНОЙ ДОРОЖКИ:
- Вы мещанин, часовщик – самоучка, отыскивающий перпетуум – мобиле. Представьтесь, пожалуйста. ( Кулигин – «Гроза»).
– Вот вы, уважаемый, мечтаете изобрести вечный двигатель и получить за него миллион. Кто же вам даст этот миллион? Да и зачем вам такая сумма денег? Разве вы корыстный человек?
(КУЛИГИН. «Англичане миллион дают; я бы все деньги для общества употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству». Д. 1, явл. 3).
Чтобы работа была продуктивней, иногда даётся задание самим учащимся подготовить самостоятельно вопросы для игры. В этом случае они не имеют права быть участниками игры. Например, задания, которые были разработаны на основе текста произведений Островского к этой же игре:
Для участника ЖЁЛТОЙ ДОРОЖКИ:
2.- Юлий Капитонович, как сообщает ваша невеста, вы решили баллотироваться в мировые судьи в дальний уезд. Не припомните, куда именно? (В Заболотье). «Ай, в лес ведь это, - ужаснулась Огудалова. – Что ему вздумалось в такую даль?» Действительно, Юлий Капитонович, почему вы избрали столь отдалённый уезд? (ЛАРИСА. «Там кандидатов меньше: наверное выберут». – Д. 2, явл. 3)
Для участника ЗЕЛЁНОЙ ДОРОЖКИ:
2.– Много ли вы, Феклуша, повидали в жизни, далеко ли приходилось ходить?
(ФЕКЛУША. «Нет, милая. Я по своей немощи, далеко не ходила, а слыхать – много слыхала». – Д. 2, явл. 1)
Для участника КРАСНОЙ ДОРОЖКИ:
2.– Как известно, земля слухом полнится. Господин Кулигин, в городе поговаривают, что вы не только механикой, изобретательством занимаетесь, но ещё и сочинительством балуетесь. Правда это? Если – да, то что вы предпочитаете, господин сочинитель, стихи или прозу? (КУЛИГИН. «По – стари
нному…Поначитался – таки Ломоносова, Державина…» - Д. 1, явл. 3.
Таким образом, имманентный анализ играет важную роль при глубоком анализе произведений, помогает учащимся лучше понять содержание прочитанного.
Но имманентный анализ противопоставляется, как правило, контекстуальному, направленному на обнаружение внешних связей. Имманентный подход обращен исключительно на внутреннее содержание и строение произведения, опирается только на наличествующие в тексте элементы. М.Л.Гаспаров в 90-е гг. ХХ в. об имманентном анализе пишет так: «Речь пойдет об анализе «имманентном», т.е. не выходящем за пределы того, о чем прямо сказано в тексте. Это значит, что мы не будем привлекать для понимания стихотворения ни биографические сведения об обстановке написания, ни сравнительных сопоставлений с другими текстами» (из статьи «Снова тучи надо мною…»).
Термин «контекст» (от лат. contextus – тесная связь, соединение) закрепился в современной филологии с конца XX века. Для литературоведа это – бескрайне широкая область связей литературного произведения с внешними ему фактами как литературными, текстовыми, так и внехудожественными и внетекстовыми (биография, мировоззрение, психология писателя, черты его эпохи, культурная традиция, которой он причастен). Контексты творчества писателя (наряду с ними существуют контексты восприятия литературных произведений) весьма разноплановые, во многом определяют черты литературно-художественных произведений.
Изучение контекстов творчества писателей составляет сопровождение имманентного рассмотрения произведений или требует учета данных такого рассмотрения. Отрываясь от текстово-смысловой конкретики, оно рискует оказаться чем-то вроде музыкального аккомпанемента. Например, при изучении стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык», как правило, учитель обязательно рассказывает о причинах его создания, об историческом времени написания произведения, взглядах автора на жизнь. Только потом идёт кропотливая работа над словом произведения. Это приводит к более глубокому проникновению в содержание текста: и слова «о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» звучат как рефрен ко всем урокам литературы, заставляют учащихся по-иному относиться к слову. Они всегда формируют образы литературной нормы, глубокое восприятие родной речи.
Выводы:
Контекстуальное изучение литературного произведения предполагает выделение «ядра» контекста и определение «поля» (содержание) контекста.
Использование разных видов контекста: ближайшие контексты и удаленные контексты.
Что может быть ядром ближайшего контекста?
А. Элементы поэтики (тема, образ, система образов-мотивов, родо-жанровая природа произведения).
Б. Авторский биографический контекст (собственная биография автора и его окружение).
В. Творческая история произведения (предварительные варианты, черновики и др.)
Удаленные контексты – явления культуры и социальной жизни автора.
А. Литературный контекст (литературный процесс: направления и течения, художественные системы, стили).
Б. Культурный контекст (художественная культура и искусство).
В. Исторический контекст (исторические события, исторические личности). Г. Социально-бытовой контекст.
Д. Философский контекст (в том числе и аксиологический).
К удаленным контекстам относятся и явления «большого исторического времени» (М.М.Бахтин). Например, библейские образы и мотивы в произведении автора современной эпохи.
Таким образом, наука о литературе нуждается в сопряжении, синтезировании, имманентного и контекстуального изучения художественных произведений. Понимание этого даёт учителю в наше время возможность использовать весь имеющийся арсенал литературоведческих знаний, при помощи которых ученик овладевает наукой анализа художественного текста, учить аналитической интерпретации произведений, отвечающей высокому предназначению науки о литературе.
Примеров тому можно привести много. Так, после прочтения сказки Уайльда «Мальчик – звезда» на уроке внеклассного чтения в 5 классе учащиеся самостоятельно делают выводы, работая с текстом. Например, находят ситуации, эпизоды, в которых Мальчик - звезда был некрасивым:
презирает сверстников и помыкает ими: все они низкого происхождения, в то время как он – знатного рода;
не испытывает сострадания к беднякам или слепым; швыряет камнями в прокаженного;
совершает жестокие поступки:
протыкает острой тростинкой подслеповатые глаза крота;
подрезает крылья коноплянке;
убивает маму белочки;
издевается над всеми, кто был жалок и безобразен - беззащитен.
Поэтому серьёзно работают учащиеся, получив задание сформулировать самим продолжение фраз:
Сказка О. Уайльда “Мальчик-звезда” - это сказка о…
Автор наказывает героя за …
Но он прощает его, потому что …
Главное открытие детей: у каждого человека есть как положительные, так отрицательные качества, но мы должны стремиться быть красивыми, развивая в себе положительные и избавляясь от отрицательных качеств.
Больше всего учащимся нравятся афоризмы из текста, которые они потом используют и в жизненных ситуациях. Но главное – составление «Кодекса красивого человека»:
добр по отношению к окружающим;
умеет радоваться успехам других людей;
уважителен по отношению к старшим;
любит людей, мир и всё, что его окружает;
ценит дружбу;
видит красоту природы;
сострадателен и милосерден, готов прийти на помощь;
способен поставить себя на место другого, понимая его чувства.
Трудно порой современному школьнику соблюдать эти моральные требования. Но они составлены самими учениками, следовательно, отступать от них нельзя. Девиз жизни 5-классников после прочтения сказки: Над своей внутренней красотой нужно работать так же, как и над внешней.
Или после урока внеклассного чтения по сказу П.П.Бажова «Огневушка - поскакушка» в 6 классе учащиеся создают своё продолжение сказа, обязательное условие при этом – соблюдение стилевой особенности автора. Как правило, это задание повышенного уровня, участвуют в нём по желанию. Все созданные учащимися продолжения разбираем на уроке (это урок анализа самостоятельно созданного текста – лабораторное занятие), но при анализе ученических шедевров в классе происходит самое главное: даже те, кто не сумел написать продолжение, начинают в сказах учащихся, предложенных для анализа, находить стилевые черты Бажова. Это и есть главная цель учителя: научить мыслить, сопоставлять, находить общее и отличное, работая при этом с его величеством Текстом и Словом.
Вот пример одного такого текста. Продолжение сказки П.П.Бажова «Огневушка – поскакушка» Юля Бадмаева, ученица 6 класса:
«Помните Огневушку-поскакушку? Так вот, через 5 лет после последней их встречи с Федюнькой явилась как- то она ещё раз к нему неожиданно в гости да и говорит: «Молодец, Федюнька, выдержал ты испытание богатством, не раскрыл моего секрета, и за это отблагодарю я тебя: заслужил ты 5 подарков».
Первый – это конь крылатый: понадобится - выйди в пустолесье , свистни только, прилетит и в любой край света доставит.
Второй - это мешочек с драгоценными камнями: прихрани его - и в нужный момент он тебе обязательно пригодится.
Третий – иголочка: сделай три стежка, подумай о наряде - и в тот же час будешь одет в него.
Четвертый – я поведаю тебе твое духовное имя, повтори его про себя - и у тебя вырастут крылья – всё будет даваться тебе в жизни легко. Твое имя - ЧИСТАЯ ДУША.
Федюнька решил попробовать, сказал про себя: ЧИСТАЯ ДУША»,- чувствует, и правда за спиной крылья, потрогал на ощупь – мягкие! И такую небесную силу вдруг почувствовал!
- Спасибо тебе, Огневушка! – говорит Федюнька.
- Рано спасибо говорить, пятый подарок я ещё не открыла тебе. А его ты можешь… выбрать сам! Пусть исполнится твоё самое заветное желание!
Думает Федюнька, что же выбрать? И поглядывает на Огневушку: та выросла, ещё красивей стала – глаз не может отвести от неё юноша. Подумал Федюня да и говорит: «Я хочу, что бы ты… стала моей женой».
А Огневушка ему и отвечает: «Тогда я должна буду забрать у тебя все 4 подарка».
Ни секунды не сомневался Федюня: «Я согласен!»
- Ну, если так, тогда быть по - твоему...
Да, не стало у него больше драгоценных камушек, но обрёл он в жизни главное: любовь да семейное счастье. А значит, у этой истории может быть продолжение…»
Ещё один творческий вид работы учащихся над текстом – умение находить афоризмы в произведениях: ученики размышляют над ними, стараются использовать в повседневной жизни. Например, из «Алых парусов» А.Грина: «Надо уметь любить, а этого-то они и не могут», «Счастье сидело в ней пушистым котёнком», «Много ведь придётся в будущем увидеть тебе не алых парусов, а грязных и хищных: издали нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых», «Надо верить в чудеса!» и другие. Или афоризмы из произведения Дж.Крюса «Тим Талер, или проданный смех» (урок внеклассного чтения в 6 классе): «Человеку нужен смех, как цветку солнечный свет», «Кто смеётся, с тем сам чёрт не сладит», «Кто смеётся, тот спасён», «Легко продать, вернуть трудней», «Смех – это внутренняя свобода», «Внутренняя свобода покупается смехом» и другие.
Работа по использованию имманентного и контекстуального анализа текстов приводит к результатам: на протяжении последних 10 лет ежегодно учащиеся участвуют в конкурсах самостоятельно написанных произведений, разных по жанру, и получают заслуженное признание: их работы печатаются во Всероссийских и Республиканских сборниках, причём желающих принять участие с каждым годом увеличивается. Принимают участие учащиеся и во Всероссийских и Республиканских олимпиадах по литературе, завоёвывая призовые места.
Список литературы:
1. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе [Текст]: / Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст]: / М.М. Бахтин. – М., 1975
2. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. М., 2016.
3. Гаспаров, М.Л. Избранные труды [Текст]: Т.2 о стихах. / М.Л. Гаспаров. – М., 1997. – С. 9 – 20.
4. Гаспаров, М.Л. О русской поэзии [Текст]: Анализы, интерпретации, характеристики. СПб. / М.Л. Гаспаров. – азбука, 2001.
5. Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М., 2016.
6. Корман, Б.О. Практикум по изучению художественного произведения [Текст]: Лирическая система. / Б.О. Корман. – Ижевск, 1978.
7. Лотман Ю.М.
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. –М.: Просвещение, 2016.
8. Примерные программы основного общего образования. Литература.- М.: Просвещение, 20179.
9. Семыкина Е.Н., Соломахина Л.П., Ширина Е.А. Комплексный литературоведческий анализ (от теории к практике) // Международный журнал экспериментального образования. – 2017.
10. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2017.
11. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. 2-е изд. М., 2013.
4