Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«ВОЛГОДОНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, БИЗНЕСА И ДИЗАЙНА
ИМЕНИ В. В. САМАРСКОГО»
13 студенческая научно-практическая конференция
«Современные проблемы студенческих исследований - 2023»
СЕКЦИЯ
Экономико-социальная
Учебно-исследовательская работа «Импортозамещение в России в условиях санкций»
Выполнена студентом
Бобровой Елизаветой
группа К-21
Руководитель –
И.Н.Борзенкова
преподаватель спец.дисциплин
Волгодонск
2023
АННОТАЦИЯ
На фоне последних политических событий стратегия импортозамещения, направленная на повышение конкурентоспособности отечественных предприятий путем замещения импортируемых товаров товарами отечественного производства, является наиболее актуальной.
Стратегия импортозамещения позволит изменить сложившуюся ситуацию, снизить зависимость экономики страны от импорта и развить собственное производство [1].
Введение
В современных условиях уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что развитие российской экономики возможно лишь на основе развития реального сектора экономики, прежде всего, промышленного производства. Именно на такой курс опираются развитые страны мира, осознавая, что развитие промышленного производства на новой высокотехнологичной основе способно обеспечить рост занятости населения, повышение производительности труда и культуры производства, увеличение внутреннего спроса [4].
Вследствие недооценки значения промышленной политики для экономического развития страны, снижения внимания к собственным научно-исследовательским разработкам, произошло сворачивание промышленного производства и его технологическая деградация, резкое снижение конкурентоспособности российской продукции как на высокотехнологичных зарубежных, так и на внутренних традиционных рынках.
Результатом сложившейся ситуации стала быстро растущая технологическая зависимость России от зарубежных лидеров мирового технологического прогресса. Ухудшение геополитической обстановки и масштабные санкции в связи с украинскими событиями требуют скорейшего решения проблемы импортозамещения, которое позволит в значительной степени минимизировать негативный эффект от возможных ограничений поставок высокотехнологичной продукции и вернуть внутреннему рынку максимум самодостаточности в «ключевых» его точках, таких, например, как производство химической и нефтехимической продукции.
Потому что ситуация, когда в стране, занимающей лидирующее положение в мире по добыче углеводородов, на импортных, в основном, американских, катализаторах производится более 70% автомобильных бензинов, абсолютно ненормальна для национальной экономики. Тем более что только в одной Башкирии насчитывается три крупных отечественных завода по производству катализаторов, продукция которых, как минимум, не уступает по качеству катализаторам из США [5].
Даже первые западные экономические санкции оказали существенное, хотя и не критическое влияние на экономику России. Ограничения, которые начали работать в 2022 году, были еще более жесткими и к тому же охватили практически все отрасли экономики. Одним из наиболее болезненных их проявлений стал запрет экспорта в РФ множества важных для страны и населения товаров. В таких условиях становится актуальным вопрос, что такое импортозамещение и зачем проводится?
Импортозамещение - это одна из стратегий государственной экономической политики, суть которой заключается в замене на внутреннем рынке товаров иностранного производства отечественными аналогами. Причем касается это как потребительского рынка, так и продукции, необходимой в собственном производственном секторе.
После распада СССР Россия, как и многие другие республики, растеряла значительную часть производственного потенциала, а основные позиции на потребительском рынке и во многих отраслях промышленности заняли товары и технологии из других стран. Так, например, импорт занимал:
в станкостроении - порядка 90%;
электронной промышленности - более 93%;
легкой промышленности - почти 90%;
тяжелом машиностроении - почти 80%;
фармакологии и медицинской промышленности - более 80%;
автомобилестроении (производстве легковых автомобилей) - почти 95%.
Программное обеспечение практически на всех производственных предприятиях, транспорте, в сфере контроля и управления также создавалось в большинстве за рубежом. Такая ситуация не могла устраивать власти суверенного государства, поэтому о необходимости замены иностранной продукции собственной в РФ стали задумываться еще до 2014 года. После присоединения Крыма это стало одной из первоочередных задач.
Импортозамещение в России в условиях санкций.
Первым эффективным шагом по импортозамещению в стране стала «Государственная программа развития сельского хозяйства...». Ее основная задача - снижение зависимости России от поставок продовольствия из-за рубежа. Программа включала меры господдержки предприятий аграрного сектора, в частности возмещение доли затрат по кредитам, покупке и лизингу оборудования, внедрению новых технологий.
После начала действия санкций, уже в апреле 2014 года, Правительство РФ утвердило изменения в программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
В результате в 2015–2021 годах государство для проектов импортозамещения выделило порядка 500 миллиардов рублей, а общий объем вложений превысил 3 триллиона рублей. Это дало возможность довести долю российской составляющей в производстве товаров для гражданского потребления и перерабатывающей промышленности почти до 60%. В агросекторе этот процент оказался еще выше.
Однако во многих отраслях проблемы так и не были решены. Основной причиной эксперты называют ориентированность проектов импортозамещения на «экономическую обоснованность», в результате чего нерентабельные просто не имели шанса получить финансирование. Если учесть, что многие базовые производства как раз и попадают в эту категорию, не очень впечатляющие успехи в импортозамещении вообще объяснить нетрудно.
В 2022 году, после начала специальной военной операции (СВО) и введения более жестких санкций, подход в России к решению вопросов импортозамещения изменился кардинально. Теперь рентабельность не считается основным показателем для проектов, во главу угла ставится жизненная целесообразность выпуска полностью российской продукции. Фактически вопрос уже не о замещении импортных комплектующих, оборудования, продуктов, а о технологическом суверенитете. Правительство определило целый ряд критических отраслей, в которых должна решаться первоочередная задача по достижению независимости от поставок из-за рубежа.
Основные цели импортозамещения
Политика импортозамещения имеет следующие цели:
защита экономических интересов государства;
стимулирование развития национального производства;
снижение геополитических и валютных рисков.
Глобальные цели могут быть конкретизированы, например:
создание благоприятных условий для развития национального бизнеса (как крупного, так и среднего/малого);
сокращение зависимости от поставок импортных товаров и технологий;
создание промышленного производства, продукция которого может оказать достойную конкуренцию иностранной как на внутреннем, так и на международном рынке;
создание новых технологий и разработка инновационных решений, не уступающих зарубежным и т. д.
Применительно к текущим российским реалиям эти цели потребуют решения множества задач. Основные усилия, по мнению правительства, на текущем этапе следует сосредоточить в сферах:
транспортного машиностроения, прежде всего разработки отечественного подвижного состава и мощных двигателей для него;
автомобильной промышленности, где требуется создание на российской базе практически всех важных компонентов - от экономичных двигателей до коробок передач и приводов;
фармацевтической промышленности, где необходима локализация производства важнейших лекарственных препаратов;
судостроения, в котором требуется наладить строительство почти всех типов современных морских и речных судов (кроме разве что ледокольной группы);
авиастроения;
химической промышленности;
добывающего оборудования, в том числе для добычи нефти и газа;
электронной промышленности.
Одной из важнейших задач является импортозамещение программного обеспечения. Причем речь идет о промышленных программных комплексах контроля и управления производством. Не менее важны и задачи по созданию собственных операционных систем, офисного софта и прикладных программ для конечного пользователя.
Таким образом, для России на современном этапе, когда поступление импортной продукции искусственно ограничено, задача импортозамещения является основой обеспечения суверенитета, уже не только экономического, но и политического. Нерешаемой она не выглядит. Однако сложностей, с которыми придется столкнуться, действительно много. Прежде всего, это отсутствие полных производственных цепочек для создания производственной базы практически для всех отраслей. Именно эта проблема сегодня требует огромных капиталовложений и затрат времени.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В РОССИИ: ВЧЕРА И ЗАВТРА
ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
УСЛОВИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ:
- динамичный рост российской экономики, смягчение бюджетных ограничений;
- замедление экономического роста, посткризисные ограничения, проблемы в доступе к передовым технологиям;
- ухудшение отношений с рядом развитых стран, первая волна санкций, коронакризис;
- радикальное ухудшение отношений с большинством индустриально и технологически развитых стран, масштабные санкции и риски их эскалации.
МЕРЫ ПО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ:
2000г.-2008г. - Активное привлечение паевых инвестфондов, использование зарубежных технологий, встраивание в глобальные цепочки и международное регулирование;
2009г.-2013г. - Стимулирование инновационной активности, технологической модернизации, усиление требований к локализации производств, создание институтов развития;
2014г.-2021г. - Поддержка ускоренного развития собственных научнотехнологических компетенций, отраслевые планы импортозамещения;
2022 - Восполнение недостающих элементов в цепочках, заполнение ниш на рынках, снижение импортозависимости, технологический суверенитет.
ИМПОРТ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ НИЖЕ, ЧЕМ В ДРУГИХ СТРАНАХ
Импорт не является негативным фактором – экономическое развитие, как правило, тесно связано с интеграцией в мирохозяйственные связи.
Промышленный комплекс России зависит от импорта на 39%
• в 2 раза ниже, чем в экономиках ЦВЕ (Венгрии, Словакии, Словении) и странах Прибалтики
• в 1,5 раза ниже, чем в Канаде и Австралии
• в 1,3 раза ниже, чем в Германии
• сопоставимо с уровнем США и Индии
Импорт не является негативным фактором – экономическое развитие, как правило, тесно связано с интеграцией в мирохозяйственные связи * импортозависимость, как и в целом, участие стран в глобальных цепочках создания стоимости, на отраслевом и макроуровне характеризуется высокой инерционностью. Это позволяет полагать, что полученные на данных 2018 года оценки представляются актуальными для современных аналитических задач.
Таким образом, уже в 2018 году уровень потребления иностранной добавленной стоимости в сфере промышленного производства в России был относительно низок. Есть основания полагать, что в 2019-2022 годах он дополнительно снизился.
Доля иностранной добавленной стоимости в конечном потреблении промышленного сектора по странам в %, 2018* - изображена на диаграмме.
«МИГРАЦИЯ» ОТРАСЛЕЙ К ИМПОРТУ ИЗ ДРУЖЕСТВЕННЫХ СТРАН
В большинстве отраслей наблюдалось сокращение импортозависимости, которое сочеталось со снижением зависимости от импорта из недружественных стран, лидер – производство компьютеров и электроники.
Доля импорта из дружественных стран в валовом импорте для конечного потребления. Легкая промышленность – рост использования импорта, но за счет увеличения импорта из дружественных стран.
Фармацевтика – особая траектория, наращивание сложности производств и рост зависимости от европейских компонентов и оборудования.
ОЦЕНКА КРИТИЧЕСКОЙ ИМПОРТОЗАВИСИМОСТИ КОМПАНИЙ ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ОТРАСЛЕЙ (МИКРОУРОВЕНЬ)
ДИНАМИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ПО КОНЕЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В ОТРАСЛЯХ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 2014-2021 ГГ.
УСПЕШНЫЙ КЕЙС:
Переход к экспорту более сложных товаров и появление сравнительных преимуществ Факторы успешного импортозамещения:
• Долгосрочная, последовательная и комплексная политика;
• Доступность необходимых технологий, наличие альтернатив;
• Взаимодействие с бизнес-сообществом, ориентация на предпринимательскую инициативу;
• Расширение участия в глобальных и национальных цепочках создания стоимости.
УСПЕШНЫЙ КЕЙС: РАЗВИТИЕ ДЕРЕВООБРАБОТКИ
Переход к экспорту более сложных товаров и появление сравнительных преимуществ.
Факторы успешного импортозамещения:
• Ориентированность на экспорт;
• Доступность современных технологий;
• Прямые иностранные инвестиции;
• Заинтересованность собственников компаний в привлечении иностранных инвесторов и технологическом апгрейде.
РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ:
Наиболее успешное (устойчивое) импортозамещение - отрасли, достаточно удаленные от технологической границы (АПК, деревообработка, трубная промышленность, мебельная промышленность). Основа – повышение уровня переработки, доступные технологии, прямые иностранные инвестиции, ориентированность на экспорт.
В отраслях, близких к технологической границе (авиастроение, фармацевтика), возможности заимствования технологий оказались ограничены, сети субподряда недостаточно развиты для локализации. Нужна комплексная политика по развитию человеческого капитала и изменению производственной организации.
Модель импортозамещения с «быстрым» использованием зарубежных технологий без «укоренения» может приводить к росту технологической зависимости. Пример – легковое автомобилестроение.
Для устойчивого импортозамещения требуется преодолеть «пороговый уровень» изменений (собственные исследования, разработки и ключевые компоненты).
Политика импортозамещения имела отраслевую и продуктовую направленность. Для разрешения конфликтов на стыке отраслей нужно переходить к логике развития индустрий, включающих также поставщиков и потребителей.
Экспортная деятельность обеспечивает устойчивость импортозамещения: повышается гибкость реагирования на внешние шоки и разрывы в цепочках. Главное – конкурентоспособность импортозамещающей продукции.
Успешные практики импортозамещения опираются на предпринимательские мотивации, готовность компаний к модернизации. Важно формировать условия для инициирования проектов импортозамещения «снизу вверх».
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ДО И ПОСЛЕ: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Принципиально иные мотивации для проведения политики импортозамещения.
ДО 2014 ГОДА - Мотивации для импортозамещения: занятость, диверсификация экономики, догоняющее развитие. Внутренние ограничения для импорта: тарифные и нетарифные ограничения, требования к локализации, поддержка национальных компаний и отдельных «молодых» секторов - опыт Кореи, Тайваня, Малайзии.
ПОСЛЕ 2021 ГОДА - Мотивации для импортозамещения: устойчивость экономики, восполнение провалов в цепочках создания стоимости, технологический суверенитет. Внешние ограничения для импорта: санкции, экспортные ограничения, уход иностранных инвесторов - страны, имеющие опыт длительного нахождения под санкциями: ЮАР, Иран и др.
НОВЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Зависимость от импорта на уровне отраслей и предприятий - неоднородна и оценивается весьма приблизительно. Компании часто слабо ориентируются на рынках используемых технологий. Политика импортозамещения реализуется в условиях ограниченности человеческого капитала. Это снижает возможность реализации сплошного подхода к импортозамещению и повышает вероятность того, что отдельные производства потребуется развивать в других юрисдикциях. Компании при прочих равных склонны продолжать импортировать необходимые для производства материалы и комплектующие, нежели инвестировать в любое обновление технологий. Маловероятно, что в ближайшее время прямые иностранные инвестиции станут важным фактором развития импортозамещения. Субъекты малого и среднего предпринимательства способны быстро заполнять ниши в производственных цепочках, но для этого необходимы регуляторные изменения. В условиях санкционных ограничений у многих компаний возникают и новые возможности: освоение новых продуктовых и производственных секторов, привлечение квалифицированных кадров, выход на новые рынки.
ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
НАПРАВЛЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ: ГОРИЗОНТ РЕАЛИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Достижение структурных эффектов, а не «фронтальное» импортозамещение по всем направлениям.
Баланс между ближнесрочными задачами обеспечения устойчивости экономики и долгосрочными задачами обеспечения технологического суверенитета.
Своя политика импортозамещения для каждой отрасли.
Обеспечение внешнего научнотехнологического и производственного взаимодействия и выстраивание новых страновых партнерств.
Открытая модель импортозамещения, где экспорт является признаком глобальной конкурентоспособности.
Предсказуемость государственной политики импортозамещения.
Поощрение и поддержка инициатив бизнеса.
Реализация потенциала МСП в сфере импортозамещения: благоприятный предпринимательский климат, регуляторные изменения, развитие конкуренции.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ВЛАСТИ РАЗРАБОТАЛИ ПЯТЬ СЦЕНАРИЕВ
Регион подготовил варианты развития экономики в условиях западных санкций.
Правительство Ростовской области подготовило меры поддержки бизнеса в условиях западных санкций, а также разработало несколько вариантов замещения импортной продукции.
Так, пакет региональных мер поддержки включает более ста мероприятий в дополнение к тем, которые приняты Правительством России. Основной блок региональных мер – это поддержка малого и среднего бизнеса. В этом секторе экономики занято более 700 тысяч жителей Дона. Для них существенно снижена налоговая нагрузка. В частности, налог по «упрощёнке» уменьшился в шесть раз, а по системе «доходы минус расходы» – в два раза. Эта мера коснулась наиболее пострадавших от санкций отраслей.
Второй блок мер – это прямая поддержка базовых для региона отраслей экономики. В частности, на сельское хозяйство из областного бюджета выделено около 3 млрд. рублей в дополнение к тому, что агропроизводители получат по линии федерального правительства. Кроме того, на Дону поддержку получит ж. д. транспорт, авиатранспорт и сектор МСП (малое и средне предпринимательство).
Также на уровне правительства России принято решение освободить бизнес до конца года от всевозможных проверок контрольных органов. Автоматически продлены все лицензии, которые истекали в марте.
В части импортозамещения разработано пять ключевых направлений. Первое: поиск компанией, которая зависит от импортных комплектующих, других способов доставки. Второе: найти аналог европейской продукции в другом макрорегионе планеты. Третье: донские заводы способны реконструировать импортное оборудование, восстановить его и дать ему новую жизнь.
Но самыми перспективными по части импортозамещения Максим Папушенко назвал ещё два направления. Это создание совместных предприятий и проектов с иностранными инженерами. И наконец, воспроизведение аналога в Ростовской области собственными силами. Это самый перспективный способ, но и самый сложный.
Но таких примеров уже масса. За последние восемь лет на Дону стали выпускать различные линейки продукции, которые ранее закупались за рубежом. Это касается, например, сельхозмашиностроения, сложнейших узлов и агрегатов, в том числе трансмиссий для сельхозтехники.
Добавим, что на уровне правительства России сформирован список из порядка 1300 системообразующих предприятий, которые составляют каркас экономики страны. В их число вошли 24 компании из Ростовской области и ещё 34 включены в заявку на рассмотрение (всего их в регионе около 220). Этим компаниям правительство будет помогать льготными кредитами, отельными грантами на производство наукоёмких продукций и технологий.
Волгодонские предприятия «Ванта» и «МТМ» наращивают обороты в условиях санкций В «Ванте» завершается пуско-наладка новой, полностью компьютеризированной линии по выпуску высококачественного формового хлеба. Ее мощность - до 26 тонн готовой продукции в сутки. Модернизировать производство предприятию помогла господдержка – в прошлом году «Ванта» получила свыше 55 млн рублей субсидий.
Как рассказал гендиректор хлебозавода Владимир Попруга, за 30 лет предприятие прошло путь от небольшой пекарни до современного высокотехнологичного производства. Сегодня география поставок продукции вышла за пределы города и ближайших районов. «Ванта» производит около 60 наименований различной хлебобулочной продукции. Налажен выпуск диетического и профилактического хлеба для людей с ослабленным здоровьем. Продукция хлебопеков получила «Сертификат высокого потребительского доверия» и региональный знак качества «Сделано на Дону».
В I квартале 2023 года предприятие «Ванта» увеличило объем производства хлебобулочной продукции на 1,3% - до 3,506 тыс. тонн, в том числе хлеба из муки высшего сорта - на 5,9%, до 2 тыс. тонн, ржаного хлеба - на 4,7%, до 672 тонн, муки пшеничной - на 2,3%, до 1,983 тыс. тонн.
Хлебозавод показывает хорошую работу. Это крупнейшее такое предприятие в восточной части области. Здесь запустили несколько автоматических линий, которые позволяют увеличить объём выпускаемой продукции. Она востребована. Сегодня предприятие поставляет хлеб не только в Волгодонск, но и в Сальский район, на восток области и в Калмыкию.
Машиностроительная компания «Маркетинг-Технологии-Менеджмент». Предприятие имеет хороший опыт по выпуску импортозамещающей продукции - это важно в условиях западных санкций.
- Предприятие в новых условиях нашло возможность, используя отечественные материалы, не только не остановиться, но и заметно увеличить объём выпускаемой продукции. И главное – увеличить в первом квартале этого года объём инвестиций до 12,7 млн рублей, что в 14 раз больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
«МТМ» выпускает комплектующие для металлургии, химпрома, оборудование для атомных электростанций. Продукция востребована в самых разных частях страны и за пределами России. В первом квартале объём производства составил 108,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При проектировании и изготовлении импортозамещающего оборудования и запасных частей «Маркетинг-Технологии-Менеджмент» использует преимущественно материалы и комплектующие российского производства.
Заключение
К настоящему времени Россия почти полностью утратила такие важные отрасли машиностроения, как станкостроение, приборостроение.
Импортозамещение не может быть целью, но может стать следствием продуманной экономической политики. Таким образом, импортозамещение должно стать ключевой задачей экономической стратегии российского государства на современном этапе, решение которой будет содействовать развитию отечественного производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Результатом импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции за счет стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.
Список использованных источников
1. Денисов В. Т., Перегородиева Л. Н. Понятие управления импортом в рамках предприятия и в масштабах страны. Саратов: ИЦ Наука, 2021.
2. Перегородиева Л. Н. Проблемы обеспечения импортозамещения на мясоперерабатывающих предприятиях Саратовской области // Вестник Саратовского № 1.Государственного Аграрного Университета им. Н. И. Вавилова – Саратов, 2023. 0,47 п. л.с. 87-91.
3. Трофимов Г. Механизмы импортозамещения на уровне отраслей // Институт финансовых исследований. М.: 2023.
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/2014/06/11/bomba-zamedlennogodejstviya
5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/presscentre/all/#!gleb_nikitin_na_importozameshhenie_v_stankost roenii_ponadobitsya_57_let