Просмотр содержимого документа
«Импрессионистическая концепция скульптуры А.Голубкиной /1864 – 1927/»
Импрессионистическая концепция скульптуры
А.Голубкиной /1864 – 1927/
Окончив Московское училище, художница продолжает свое образование в Париже в мастерской Родена, которого она считала своим подлинным учителем. Свойственный импрессионизму принцип изображения явлений в становлении, в движении был преобразован ею в обобщенно-символическое выражение самой идеи пробуждения человеческого духа. Эта тема развивается в двух работах, созданных в разное время, но связанных друг с другом, - «Идущий» (1903) и «Сидящий человек» (1912). Последняя отмечена особой зрелостью художественной мысли. Здесь использован традиционный для классической скульптуры мотив обнаженной мужской фигуры. Но в противовес завершенной статуарности и приглаженности формы, культивируемых академической школой, своеобразие этой скульптуры состоит в выразительности шероховатой фактуры, остроте нервного силуэта и позы человека с резко заведенными назад руками и всем телом подавшегося вперед, готового распрямиться, восстать. Автору удалось создать образ, обобщенный до символа силы, временно скованной, но полной бунтарского духа и волевой целеустремленности.
Наряду с активными образами, олицетворяющими действенную силу истории, Голубкина создает образы, наполненные особой сострадательной чуткостью. Внимание к людям, не поднявшимся до сознательного исторического творчества, выносящим на себе гнет жизненных превратностей выражено в женских образах, таких как «Изергиль» (1904), «Марья» (1905), «Старая» (1911). Их объединяет ярко выраженный демократизм типажа. Они несут на себе печать скорби, меланхолии, усталости, но эти чувства в них как бы преодолены, уравновешены спокойной готовностью к принятию новых жизненных испытаний. Жизнь наделила их не мелкой жалостью к себе, а даром сострадания к другим - в этом основа нравственной красоты, составляющей идеальное начало женских образов А.Голубкиной.
Свобода лепки, которую принято считать первым признаком импрессионизма, появляется у А.С.Голубкиной еще в период учебы в Училище живописи, ваяния и зодчества. Поэтому её пластические открытия были результатом собственных автономных поисков, а не следствием обучения в мастерской Родена, но от него она действительно переняла некоторые приемы работы, технику глубоких выемок и др.
Специфика лепки форм А.С. Голубкиной состоит в том, что
ее «импрессионистическая» манера лепки форм служит в качестве одного из приемов создания художественного образа,
передача движения понимается ею как отображение динамики массы и конструкции скульптурной формы,
живая свободная моделировку текучих мягких форм, которая создает сложную игру света на поверхности материала и ощущение незавершенности. В позах точно улавливается момент движения, развития.
Произведения Анны Семеновны Голубкиной вошли в национальную сокровищницу русского искусства.