СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Импульс тела. Закон сохранения импульса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Конспект урока в 9 классе по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса" составлен в соответствии с требованиями ФГОС. При объяснении и закреплении первичных знаний используются ресурсы ЕКЦОР. При актуализации знаний проводится проверочная работа по теме "Движение тела по окружности"

Просмотр содержимого документа
«Импульс тела. Закон сохранения импульса»

9 класс Урок ____ Дата ________


ИМПУЛЬС ТЕЛА. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА


Цель: познакомить обучающихся с физической величиной – импульсом тела, ввести понятие импульса силы; формировать понятие замкнутых систем; вывести закон сохранения импульса

Планируемые результаты

Предметные:

  • сформировать понятия импульса тела, импульса силы, замкнутых систем;

  • формирование знаний о законе сохранения импульса;

  • получат возможность применять полученные знания в новой ситуации

Метапредметные:

  • умение планировать свою деятельность, определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока, работать по плану, выдвигать версии, оценивать степень успешности достижения цели;

  • умение объяснять природные и технические явления, используя физические знания;

  • расширение представлений о физической картине мира, формирование научного мировоззрения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

  • развитие абстрактного мышления, памяти, внимания, речи, способности воспринимать, обрабатывать и обобщать информацию;

  • развитие умения видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: металлические шарики на нитях, тележки легкоподвижные, грузы, маятник Ньютона; ПК, интерактивная доска


ХОД УРОКА:

  1. Организационный этап

  2. Актуализация знаний Проверочная работа

Вариант 1

Вариант 2

1. Какое движение называется прямолинейным?

1. Какое движение называется криволинейным?

2. Как направлена скорость при движении тела по окружности?

2. Как направлено ускорение при движении тела по окружности?

3. Как вычислить ускорение при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью?

3. Как вычислить мгновенную скорость тела при движении по окружности?

4. Как вычислить угловую скорость тела при движении по окружности?

4. Как вычислить частоту обращения при движении тела по окружности?

5. Почему при быстрой езде по кругу мотоциклист сильно наклоняется к центру круга?

5. При вращении шарика на резинке резинка растягивается, причем тем сильнее, чем быстрее вращается шарик. Почему резинка растягивается?


Работа в парах (взаимопроверка)


  1. Мотивация. Этап постановки целей и задач урока

Зная основные законы механики, три закона Ньютона, можно решить большой круг задач о движении тел.

Рассмотрим, можно ли в представленных случаях использовать только законы Ньютона для решения задач?

Опыт № 1. Скатывание легкоподвижной тележки с наклонной плоскости. Она сдвигает тело, находящееся на ее пути.

Взаимодействие тележки (кратковременное столкновение тележки и тела, удар) очень мало, и поэтому силу их взаимодействия, определить трудно.

Опыт № 2. Скатывание нагруженной тележки. Сдвигает тело дальше

Опыт № 3. Изменения угла наклона плоскости для увеличения скорости нагруженной тележки

Тело сдвигается на большее расстояние.

Вывод: Законы Ньютона позволяют решать задачи, связанные с нахождением ускорения движущегося тела, если известны все действующие на тело силы, но часто бывает очень сложно определить действующие на тело силы. (Как это было в наших опытах).

– С помощью, каких физических величин можно охарактеризовать движение тела? Для характеристики движения надо знать массу тела и его скорость.

Поэтому для решения задач используют еще одну важнейшую физическую величину – импульс тела.

– Какова тема урока? Цель? УзнатьНаучиться …


  1. Усвоение новых знаний

– Каков план изучения закона?

  1. Какие явления или величины связывает закон

  2. Формулировка закона

  3. Формула, выражающая закон

  4. Опыты, подтверждающие справедливость закона

  5. Применение закона на практике


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669bc798-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?interface=catalog

Пусть на тело массой m, которое покоится, начинает действовать сила F. Тело начинает двигаться, значит, приобретает ускорение а. По второму закону Ньютона ускорение связано с силой: F = ma

С другой стороны: а = (vv0 ) / t.

Значит, подставив в первое выражение значение ускорения, получаем:

F = m (vv0 ) / t

Или раскрыв скобки и выразив то, что было в скобках, получаем:

Ft = mv – mv0

Рассмотрим правую часть. Здесь есть произведения массы на скорость.

Импульсом тела называется физическая величина, равная произведению массы тела на скорость его движения. Импульс тела – векторная величина: (кг·м/с)

– импульс силы (Н с)

Оказывается, что

Слово “импульс” в переводе с латинского означает “толчок”. Понятие импульса было введено в физику французским ученым Рене Декартом (1596-1650 г.), который назвал эту величину “количеством движения”.


Рассмотрим взаимодействие тел на примере шариков, подвешенных на нитях.

Импульс левого и правого шариков изменяется, а импульс системы шариков не меняется (на сколько уменьшится импульс левого шара, настолько увеличится импульс правого, а импульс системы шариков не меняется.

Импульс обладает интересным свойством, которое есть лишь у немногих физических величин. Это свойство сохранения. Но закон сохранения импульса выполняется только в замкнутой системе.

Замкнутая система тел – это совокупность тел, взаимодействующих между собой, но не взаимодействующих с другими телами.

Импульс каждого из тел, составляющих замкнутую систему, может меняться в результате их взаимодействия друг с другом.


II закон Ньютона:


III закон Ньютона:

Векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не меняется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел.

В этом заключается закон сохранения импульса.

– Приведите примеры проявления закона сохранения импульса.


Применение закона сохранения импульса:

  • отскакивание мяча при ударе о стенку, землю,

  • при разлете тел при ударе друг о друга,

  • при поливе с использованием шланга можно наблюдать, как шланг извивается, когда вода выливается из него,

  • при выстреле из ружья ощущается отдача оружия при вылете пули,

  • реактивное движение,

  • принцип движения морских обитателей: кальмаров, каракатиц, осьминогов.


ФИЗМИНУТКА


  1. Закрепление первичных знаний

  1. Из двух тел различной массы, движущихся с одинаковыми скоростями, импульс которого больше?

  2. Из двух тел равной массы, движущихся с различными скоростями, импульс какого больше?

  3. Упр. 22 (2)

  4. Скорость легкового автомобиля в 2 раза больше скорости грузового, а масса – в 4 раза меньше массы грузового автомобиля. Сравните модули импульсов автомобилей. Импульс легкового автомобиля меньше в два раза

  5. Два шарика, стальной и алюминиевый, одинакового объема, падают с одной и той же высоты. Сравните их импульсы в момент падения на землю. Импульс стального больше, так как больше его масса.

  6. Иллюстрированная подборка вопросов и задач по теме "Понятие импульса тела. Закон сохранения импульса"

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/faf6cc70-a6c2-4c40-89d8-dcf37694080b/?interface=catalog


  1. Домашнее задание

  • Изучить § 22

  • Выполнить Упр. 22 (3, 4)


  1. Подведение итогов Рефлексия

  • Как звучала тема урока?

  • Какие цели стояли перед вами в начале урока?

  • Что нового вы узнали? Чему научились?

  • В чем возникли трудности?

  • Что было полезным?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!