Министерство образования и просвещения Республика Дагестан
МКОУ «Кородинская СОШ»
Открытый урок по
физике:
«Импульс.Закон сохранение импульса»
(9 класс)
Омарилова Сувайбат Магомедалиевна - учитель физики
Директор МКОУ «Кородинская СОШ» : /Ашаханов М.М./
с. Корода.20 11.2017г.
Открытый урок по физике 9 класс
по теме: «Импульс. Закон сохранения импульса»
Цели урока:
Образовательная цель – познакомить учащихся с понятием импульс, с законом сохранения импульса, помочь учащимся осмыслить практическую значимость и полезность приобретаемых знаний и умений.
Развивающая цель – создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, навыков общения и совместной деятельности.
Воспитательная цель – способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Ход урока:
Организационный момент.
Физический диктант (ввести отработку заданий по ЕГЭ)
Изучение нового материала
Импульс тела.
Закон сохранения импульса.
Закрепление нового материала.
Решение задач.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
II. Физический диктант.
Вариант I | Вариант II |
1. Период (определение) | 1. Частота (определение) |
2. Формула ν | 2. Формула Τ |
3. Единица измерения Τ | 3. Единица измерения ν |
4. Запишите формулу υ движения по окружности | 4. Запишите формулу aц |
5. По какой траектории движется ИСЗ имея I-ю космическую υ | 5. По какой траектории движется ИСЗ имея II-ю космическую υ |
6. Запишите закон всемирного тяготения для тела, которое находится на поверхности Земли. | 6. Запишите закон всемирного тяготения для тела, которое находится на большом расстоянии от Земли. |
7. Исключить лишнее: масса заряд объем длина время скорость | 7. Исключить лишнее: сила скорость весы время вес давление |
8. Установить соответствие | 8. Установить соответствие |
электрометр динамометр психрометр | Деформация тела под действием силы Взаимодействие электрических зарядов Влажность воздуха Тепловое действие электрического тока | | Период Частота Центростремительное ускорение Гравитационная сила Потенциальная энергия |
Проверка физического диктанта (фронтальная).
III. Изучение нового материала.
Изучение нового материала
Ребята тема нашего урока “Импульс тела. Закон сохранения импульса”
Сегодня на уроке мы с вами не только будем ставить опыты, но и доказывать их математически.
Зная основные законы механики, в первую очередь три закона Ньютона, казалось бы, можно решить любую задачу о движении тел. Ребята, я вам продемонстрирую опыты, а вы подумайте, можно ли в этих случаях используя только законы Ньютона решить задачи?
Проблемный эксперимент.
Опыт №1.Скатывание легкоподвижной тележки с наклонной плоскости. Она сдвигает тело, находящееся на ее пути.
Можно ли найти силу взаимодействия тележки и тела? (нет, так как столкновение тележки и тела кратковременное и силу их взаимодействия определить трудно).
Опыт №2. Скатывание нагруженной тележки. Сдвигает тело дальше.
Можно ли в данном случае найти силу взаимодействия тележки и тела?
Сделайте вывод: с помощью каких физических величин можно охарактеризовать движение тела?
Вывод: Законы Ньютона позволяют решать задачи связанные с нахождением ускорения движущегося тела, если известны все действующие на тело силы, т.е. равнодействующая всех сил. Но часто бывает очень сложно определить равнодействующую силу, как это было в наших случаях.
Если на вас катится игрушечная тележка, вы можете остановить ее носком ноги, а если на вас катится грузовик?
Вывод: для характеристики движения надо знать массу тела и его скорость.
Поэтому для решения задач используют еще одну важнейшую физическую величину - импульс тела.
Историческая справка
Понятие импульса было введено в физику французским ученым Рене Декартом (1596 – 1650 гг), который назвал эту величину «количеством движения»: « Я принимаю, что во вселенной…. Есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает».
Рене Декарт родился в дворянской семье, в школьные годы проявил интерес к математике. Получив образование, Декарт служил в армии, много путешествовал, затем поселился в Нидерландах, посвятив себя науке. Развивая идеи Галилея, сформулировал закон сохранения количества движения.
Найдем взаимосвязь между действующей на тело силой, временем ее действия, и изменением скорости тела.
Пусть на тело массой m, которое покоится, начинает действовать сила F. Тогда из второго закона Ньютона ускорение этого тела будет а. Причем:
F = ma
а = (V - V0 ) / t
одставив в первое выражение значение ускорения, получаем:
F = m (V0 - V) / t
или:
Ft = mV – mV0
Рассмотрим правую часть, мы видим, что произведение массы на скорость есть импульс тела.В тетради записываем определение, что называем импульсом тела.
p = mV
Произведение массы тела на его скорость называется импульсом тела.
Импульс р – векторная величина. Он всегда совпадает по направлению с вектором скорости тела. Любое тело, которое движется, обладает импульсом.
Выясним, в каких единицах измеряется импульс тела.
Т.к. масса измеряется в кг, а скорость – в м/с, то импульс тела измеряется в кг·м/с.
Но в правой части есть еще произведение массы на начальную скорость. Получаем, что все то, что стоит в правой части мы называем изменением импульса тела и обозначаем ∆p
∆p = mV – mV0 - изменение импульса тела
Задача (устно): Найдите импульс тела массой 5 кг, движущегося со скоростью 2 м/с.
Слева у нас произведение силы на время есть импульс силы
Ft – импульс силы
В каких единицах будет выражаться импульс силы? (Н с)
Оказывается, что
Ft = ∆p
В векторном виде мы задачи не решаем.
Далеко не все задачи в механике можно решить, используя законы Ньютона. К таким задачам можно отнести расчет скорости тел после соударения и расчет текущей скорости тела, у которого меняется масса.
Рассмотрим опыт с мячами.
Импульс обладает интересным свойством, которое есть лишь у немногих физических величин. Это свойство сохранения. Но закон сохранения импульса выполняется только в замкнутой системе.
Запишем определение в тетрадь.
Замкнутая система тел – это совокупность тел, взаимодействующих между собой, но не взаимодействующих с другими телами.
Импульс каждого из тел, составляющих замкнутую систему, может меняться в результате их взаимодействия друг с другом.
Векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не меняется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел.
В этом заключается закон сохранения импульса.
Примеры: ружье и пуля в его стволе, пушка и снаряд, оболочка ракеты и топливо в ней.
Отзыв
об уроке физики проведенного учителем МКОУ«Кородинская СОШ» Омарилова Сувайбат Магомедалиевна.
Урок был проведен в 9 классе по теме:
«Импульс.Закон сохранения импульса».
Дата проведения урока: 20.11.2017г
Тип урока:комбинированный урок повторения и изучения нового материала с использованием ИКТ.
Цель:
. : раскрыть понятия работы и мощности электрического тока, выяснить от каких факторов зависит работа электрического тока и мощность электрического тока.
Урок дан в соответствии с тематическим планированием. Основная технология, выбранная учителем для подготовки и проведения урока – технология групповой деятельности – проектно-исследовательской применялась на этапе повторения пройденного материала и при изучении нового. Все учащиеся хорошо подготовлены. Ученики отвечали уверенно. Компьютер позволил сделать урок динамичным, что способствует здоровье - сбережению. В то же время работа с использованием компьютера заняла примерно 15 минут урока, то есть нагрузка на зрение дозированная.
С целью мотивации учащихся, повышения их познавательного интереса к изучаемому предмету
.Речь учителя была грамотной, точной и эмоциональной. Учащиеся были активны и организованны на разных этапах урока, были доброжелательны к учителю, показали хорошие знания, умения и навыков.
Цели и задачи урока выполнены полностью. Урок проведен на высоком методическом уровне.
Зам.дир. по УВР МКОУ«Кородинская СОШ»: / МАгомедалиева П.Г./
Директор МКОУ «Кородинская СОШ» : /Ашаханов М.М/