Культура Древней Индии
«В обществе, озабоченном прежде религиозно-духовными проблемами, практически нет места для социально-исторической памяти в любой другой форме, кроме религиозно-эпической, мифологически-культурной …. « (с)
Карта Древней Индии
Географический ареал Древней Индии - это весь Индостан, то есть территория современных государств - Республики Индия, Пакистан, Непал, Бангладеш и Шри-Ланки. На севере Древнюю Индию обрамляли Гималаи, величественную к красоту которых передали на своих полотнах художники Николай и Святослав Рерихи; на востоке, западе и юге её обмывали воды Бенгальского залива, Индийского океана и Аравийского моря
В древности Индию называли Арья Варте «страной ариев». Впоследствии появился также топоним Бхарат, происходивший от имени легендарного героя Бхарата (он был, по одной версии, сыном царя Душьянты и небесной красавицы-апсары, по другой - прародителем рода человеческого) .
Современное название "Индия" появилось лишь в XIX веке.
В средние века существовала еще одно название Индии - Хиндостан (Хиндустан), европейским вариантом которой и стал топоним Индия. Топоним Хиндостан означает «страна Хинд» и происходит от персидского названия реки Хинд (индейцы называли эту реку Синдх).
В прошлом она была известна как "страна ариев", "страна брахманов", "страна мудрецов".
Сейчас в Республике Индия оба названия - Бхарат и Хиндустан - равноправные, хотя первое употребляется чаще
Особенности менталитета и культуры Древней Индии
- Неразвитость исторического сознания (отсутствовало летописание, а летоисчисление было достаточно произвольным)
- Богатство и многообразие религиозно-философских учений
- Обращенность к Вселенной (в тайны мироздания) и внутрь человеческого мира ( философия и йоги)
- Удивительная музыкальность и танцевальность
- Особое почитание любви — чувственной и физической
Периодизация
1
Древнейшее искусство Хараппы (III-II тыс. до н.э.)
1
Эпоха Вед
(1 тыс. до н.э.)
Буддийское искусство
(VI в. до н.э. - VI в.н.э.)
Искусство индуизма
(VII - XIII вв.)
Мусульманское искусство
(XIII - середина XIX в.)
Периодизация истории Древней Индии
- Индская (Хараппская) цивилизация в долине реки Инд (III тыс. -XVII в. до н. э)
- Арийско-ведийская цивилизация (приход и расселение арийских племен в долинах рек Инд и Ганг XIII—VI вв. до н. э.)
- Династия Маурьв (V—III вв. до н. э.) и Гуптов (II в. до н. э.-IV в.)
Хараппская цивилизация
В глубокой древности на территории Индии существовала высокоразвитая цивилизация, названная Хараппской по основному месту раскопок.
(центры в городах Хараппа -современный Пакистан и Мохенджо-Даро ("Холм мертвых"), в которых проживало от 35 до 100 тыс. человек. Там были найдены едва ли не первые общественные туалеты, водосточная система и канализация. В Европе такие города появились только в Средние века. В основе хозяйства - ирригационное земледелие. Письменность до сих пор не расшифрована.
Дом в Мохенджо-Даро. Реконструкция III тыс. до н.э.
Хараппская цивилизация
Образец Хараппской письменности
Хараппская цивилизация
В долине Инда сохранились руины городов бронзового века (2500–1500 гг. до н. э.) со строгой планировкой улиц, системой водоснабжения, дворцами и общественными зданиями.
Большая купальня III тыс. до н.э. Из Мохенджо-Даро
Хараппская цивилизация
Мохенджо-Даро, главный город Хараппской цивилизации. Основан примерно в 2600 году до нашей эры
Руины Мохенджо-Даро сегодня
В центре цитадели Мохенджо-Даро археологи раскопали большой бассейн, вода в котором, судя по сложной системе труб, была проточной. Вообще водоснабжению и канализации хараппцы уделяли повышенное внимание. Нечистоты по специальным трубам стекали в особые отстойники, откуда золотари потом вывозили их на поля. Из всех городов Древнего Рима такую сложную и совершенную канализацию имел только сам императорский Рим
Хараппская цивилизация
Реконструкция облика женщины
Мохенджо-Даро
Хараппская цивилизация
На квадратной печати изображен бог в виде обнаженного мужчины с тремя лицами, сидящего на троне в позе йога. На руках у него браслеты, на голове — замысловатый головной убор. По сторонам рогов, украшающих головной убор божества, изображены пять символов. Из середины головного убора поднимается ветвь священного фигового дерева с тремя листьями. Руки, увешанные браслетами (семь на левой и шесть на правой) покоятся на коленях. Пятки божества плотно прижаты друг к другу, ступни выступают за края трона.
Богиня-мать
III тыс. до н.э
Мохенджо-Даро
Терракота
Хараппская цивилизация
Статуэтка жреца из Мохенджо-Даро. Мыльный камень, III—II тыс. до н. э.
Высота 18 см
Знаменитая «танцовщица» из Мохенджо-Даро
Хараппская культура и цивилизация постепенно пришли в упадок, вызванный климатическими изменениями, разливами рек и особенно эпидемиями.
Развитие религиозных культов
Развитие религиозных культов
Ведизм
Буддизм
Джайнизм
Брахманизм
Индуизм
Сикхизм
Буддизм обещает спасение верующим любой варны или касты. Джайнизм – религия, проповедующая непричинение зла всему живому.
Сикхизм - самостоятельная религия с XVI века, выступает против иерархии варн и каст, за равенство всех верующих перед Богом.
Индоарийский период. Ведизм
Веды- главный источник сведений о жизни индийцев в данный период, они были написаны на Санскри́те (древний литературный язык Индии), уступающий по древности только хеттскому из Месопотамии
Для него характерно многобожие и наделение человеческими качествами животных, предметов (антропоморфность)
Боги Индии
Кришна
Лакшми
Деви
Будда
Ганеша
Муруган
Рама
Нанак
Сарасвати
Индоарийский период. Ведизм
Веды- главный источник сведений о жизни индийцев в данный период…
Брахманизм
Это более стройное учение о мире, множество богов сведено к троице. Постепенно брахманизм переходит в индуизм, которая является самой распространенной в Индии религией, охватывая более 80% верующих.
Трёхликий Брахма
Брахманизм
Бог Брахма – (один из богов ариев) создатель и правитель мира. Он дал людям законы
Отвечает за вечный калейдоскоп природных форм.
Брахманизм
Спаситель
ВИШНУ
Создатель
БРАХМА
БОГ
Разрушитель
ШИВА
Бог Вишну - хранитель спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Вишну неоднократно принимал земные воплощения, аватары, всякий раз ради того, чтобы спасти Вселенную от катастрофы.
Вишну
VII в. Пакистан
Бронза
Индоарийский период
Бог Шива - грозный носитель космической энергии, которая и созидает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти.
Шива .VIII-IX вв.
Штат Химачал-Прадеш, Индия
Латунь.
«Танцующий бог Шива».
Бронза. 11–12 вв.
Брахманизм
Касты
- (от лат. casтus - чистый): замкнутые, обособленные гpyппы людей, объединенные по социальному и профессиональному признаку.
- Были упразднены официально в 1947 году.
- Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус.
Кшатрии
Вайшья
из рук
из уст
Брахман
ученые, подвижники, жрецы
воины, управляющие, цари
из бёдер
из стоп
Шудра
ремесленники, торговцы, земледельцы
слуги, рабы
Индуизм
Индуизм существует в виде направлений: вишнуизма, шиваизма, кришнаизма. В индуизм включены многие культы через концепцию аватары (воплощений) Вишны. То есть Вишна нисходит в мир, перевоплощаясь в различные образы (принимает облики Рамы, Кришны и Будды).
"Бхагаватгита" - священное писание индуизма. Основу индуизма составляет учение о вечном переселении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за все содеянное в жизни.
Ка́рма
санскр. कर्म — «причина-следствие, воздаяние», от санскр. कर्मन् ка́рман — «дело, действие, труд») — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.
Карма определяет характер, судьбу, социальное положение.
Дхарма
морально-этические нормы кастового поведения и образа жизни вне зависимости от личных интересов и чувств.
Каждый должен выполнять свои функции в обществе во славу бога, стремясь не к результату, а к действию.
Создателем дхармы считается Брахма - один из богов ариев, отвечающий за вечный калейдоскоп природных форм
Реинкарнация
(греч. ρε-, «снова» + греч. ενσάρκωση, «воплощение») – группа верований, согласно которым бессмертная сущность живого существа перевоплощается снова и снова из одного тела в другое .
Храмовая архитектура Индии
Храмовая архитектура Индии
Из этой жертвы, полостью принесённой,
Гимны и напевы родились…
Быки родились из неё,
Из неё родились козы и овцы…
из головы развилось небо,
из ног – земля,
стороны света – из уха,
Так она устроили миры.
Храм - модель Вселенной.
Мистическим аналогом тела – жертвы и горы служит индуистский храм.
Высокая башня, символизирующая великую гору Меру, стала обязательной частью любого индуистского храма.
Часто такая башня,
словно реальная гора,
складывается
из множества
уступов.
Начиналась постройка храма с организации сакрального пространства. Тщательно выбирали место, очищали его от посторонних предметов и освящали. Часто ритуалом освящения места служила посадка зерновых культур на расчищенной площадке для проверки силы плодородия данного места.
Затем создавалась специальная диаграмма – мандала, где тщательно просчитывались пропорции башни будущего храма, его связи не только с окружающей местностью, но и со всем миром в целом.
Сакральный план индуистского храма
Все части этого сакрального пространства были насыщены космической символикой. Квадрат был символом мира, опоры, порядка. Круг был связан с представлением о земле, движении, развитии. Полукруг символизировал воздушное пространство, искаженная трапеция - женское начало. Юпа играла роль космической оси. Важно отметить наличие в системе алтарей антропометрического компонента - единицы измерения вьямы (рост человека от пяток до корней волос).
В каждом храме в основании высокой, украшенной орнаментом башни было устроено пещерообразное святилище, в недрах которого хранилось изображение божества. Здание сложены из золотистого песчаника и густо покрыты резными узорами – сплошные полосы рельефов поднимаются от зала мандапа к высокой главной башне шикхаре .
Кхаджурахо в Центральной Индии – место, где расположен огромный храмовый комплекс. Он был построен в 950-1050 гг. и включает свыше 80 сооружений.
Храмы (их сохранилось лишь 24) воздвигнуты по воле могущественных правителей династии Чанделла. Они пожелали украсить свою столицу сооружениями, в которых соединялись бы лучшие черты индуистской архитектуры.
После падения династии (XII век) храмы, окруженные искусственными водоемами, пришли в запустение и в течение семи веков зарастали джунглями. Систематические раскопки были начаты в 1906 году .
Храмы были обнаружены в 1838 году инженером Британской армии при картографировании этой местности. Храмы не использовались для богослужений, т. к. были осквернены в свое время мусульманскими захватчиками.
Несмотря на то, что найденные
храмы поразили инженера
своей красотой, широко
известными в то время они так
и не стали.
Это произошло по религиозным соображениям...
Всемирная известность пришла к храмам только в 20-м веке.
Храм Лакшмана (Lakshman Temple )
- самый старый храм западной группы. Построен он был приблизительно в 950 году н.э .
Основание храма лежит на массивной плите украшенной интересными барельефами, повествующими о военных походах армии великой Чандельской династии.
Барельефы храма
В центре барельефа изображен Вараха — одно из воплощений Бога Вишну.
Барельеф посвященный Ганешу
- Ганеша, сын Шивы и Парвати, в индуизме, считается богом мудрости и благополучия.
- Обычно он изображается в виде полного человека с головой слона и одним бивнем.
- Очень искусно выполненные, водостоки храма
«Человек –лев» –
ренкарнация Вишну
Внутри храма атмосфера волшебная. Из небольших окон храма струится рассеянный свет. Он выхватывает из мрака прекрасно сохранившиеся фигуры небесных танцовщиц и богов. Эти барельефы притягивают взгляды и завораживают посетителей этого священного места.
Храм Шивы Кадарья Махадева в Кхаджурахо
Храм Шивы Кадарья Махадева
До наших дней из всего ансамбля сохранилось 22 здания. Самый любопытный из них Кандарья-Махадева, посвященный богу Шиве. Стоили его 100 лет и воздвигли в XI веке. Спустя пару веков храм был заброшен и более 700 лет скрывали непроходимые джунгли этот шедевр индийской средневековой архитектуры
Храм Шивы Кадарья Махадева
Когда колонизаторы обнаружили храм, то привлекать внимание к находке не торопились.
Дело в том, что внешние и внутренние стены оформлены скульптурами, изображающими сцены эротического характера весьма разнообразного содержания
Храм Шивы Кадарья Махадева
То, что когда-то отпугнуло европейцев, теперь привлекает сюда туристов. Нынче Кхаджурахо именуют не иначе как «Храм любви», а сам комплекс так же является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО
Архитектура храма
Святилище венчает самая высокая башня,
олицетворяющая гору Меру.
Огромная золотая гора считается центром земли и Вселенной;
на ней живут высшие боги (Индра, Брахма, Вишну, Шива и другие).Это космическая вертикаль, соединяющая небо и землю.
В Кхаджурахо есть шиваистские, вишнуитские и джайнские храмы.
Храм Шивы Кадарья Махадева
Главная шикхара – возвышается над землей на 35,6 метров. Небольшие храмы-святилища пониже, но они тоже производят впечатление величественных сооружений. Высота цоколя, на котором стоят шикхара и святилища, составляет 4 метра.
Малые башни. Главную башню окружают 85 маленьких, повторяющих ее силуэт. Они словно вырастают друг над другом, составляя целостную композицию, воспроизводящую горную цепь Гималаев.
Храм Шивы Кадарья Махадева
Скульптурный декор нарастает вверх по объёму(«набухающая форма) и очень правдиво передаёт форму, фигуры кажутся живыми, эффект усиливает резьба. Украшения располагаются в определённой последовательности: многоступенчатый цоколь украшают резные полосы из цветов и растений, животные, птицы, духи природы.
Храм Шивы Кадарья Махадева
Слоны – наиболее востребованный образ, поскольку их массивные туши визуально созвучны мощной пластике здания и, кажется, служат ему надежной опорой.
Рельеф нижней зоны органично перерастает в барельеф, изображающий Шиву, Вишну и прочих божеств индуистского пантеона, помещенных в ажурные ниши.
Но нaстоящим пиршеством для глаз является гoрельеф на колоннах.
Высота большинства статуй – 75-90 см; они представляют многообразные картины земной и небесной жизни, изваянные с великолепным чувством пластики тела и тончайшей проработкой деталей. Одну группу составляют статуи небесных танцовщиц в ленивых позах, другую – любовные пары.
Любовные сцены связаны с тантрийскими верованиями, в основе которых лежат представления о животворящей силе единения женского и мужского начал. На стенах храмовых построек они символизировали благополучие и плодородие.
Откровенные эротические изображения, живые и утонченные, шокировали английских археологов, приступивших в начале XX века к раскопками.
Внутренний декор
При возведении блоки из песчаника вытачивали и собирали на земле, а затем поднимали и осторожно устанавливали. Камень украшали резьбой как на земле, так и после установки.
На камень наносился ярко paскpaшенный слой гипса. Под прямыми лучами солнца рельеф отбрасывает резкие тени, усиливая и без тoгo выразительную и динамичную пластику храма. Храм, несмотря на массивные пропорции и тяжесть каменной кладки, органично вписывается в окружающую природу, составляя как бы ее часть.
От вершины к цоколю он прочитывается как нисхождение божества на землю, к людям. В обратном направлении – как восхождение человеческого духа в божественные сферы. Но в любом случае внешний декор отражает связь с тварным миром. Декор же внутри храма с преобладанием в нем гeoмeтрических форм указывает на связь с миром божественным.
Храм Шивы Кадарья Махадева
Танцовщица и музыканты
Храм Шивы Кадарья Махадева
Над входом в храм изгибается «гирлянда», которая вырезана из единого куска камня
Храм Шивы Кадарья Махадева
Эротические сцены на барельефах храма не выглядят непристойными. Лица у статуй смотрятся торжественными и серьёзными.
Плотская любовь, согласно древним верованиям, является не только символом плодородия, но и защищает от сил зла и разрушения.
Домашнее задание
- Буддистская храмовая архитектура
- Творческое задание