Пятое декабря
Классная работа
Актуализация знаний учащихся по теме «Природа и люди Древней Индии»
1. Что изменилось в хозяйстве древних индийцев с освоением железа?
2. Что выращивали на своих полях жители Индии?
3. Что приносили из джунглей индийцы?
4. Каких животных, обитавших в джунглях, больше всего боялись древние жители Индии?
5. Какие религиозные верования существовали у жителей Древней Индии?
6. Почему корова считалась для них священным животным?
Решите задачи
1) Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.
- Если бы ты только знал, — рассказывал он приятелю, — какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть. Приятель принял эти слова за шутку.
- Ну, какой же ты выдумщик и враль!
- Не хочешь — не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли, а на вкус он слаще пчелиного меда!
— Вранье!.. На свете нет ничего слаще пчелиного меда!
— Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление?
2) Знатные индийцы говорили: «Если не будет царской защиты, богатые люди будут обречены на смерть и гонения».
- Объясните смысл этого высказывания. О какой защите здесь идет речь? Нуждались ли в царской защите знатные люди в других странах Древнего Востока? Объясните свой вывод.
Тема урока
«Индийские касты»
Касты – это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.
Миф о происхождении каст
Брахманы
Воины
Крестьяне
Слуги
Брахманы (жрецы)
Самая почитаемая часть населения Индии.
Брахманы общались с богом.
Жизнь брахмана делилась на три периода - учение, обзаведение семьей,
отшельничество.
Отшельник – человек,
отказавшийся от общения с
другими людьми, живущий
уединенно.
Воины (кшатрии)
Самые знатные люди в Индии. Из них происходили цари, военачальники, царские дружинники.
Физкультминутка
Раз – подняться, подтянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три - в ладошки, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть. На место тихо сесть.
Земледельцы (вайшьи)
Имели имущество: землю, дом, скот.
Платили налоги.
Слуги (шудры)
Были
фактическими
рабами, но хозяин
не мог их убить.
Слуги не имели
имущества и не
могли молиться
богам.
«Неприкасаемые»
Находились вне кастового деления общества.
«Неприкасаемые» жили вне деревень, выполняли самые грязные и тяжелые работы.
Древнеиндийский мудрец Будда
Буддизм –
религия, возникшая в Древней Индии в VI – V вв. до н. э.
Древнеиндийский мудрец Будда
Будда учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.
Закрепление изученного материала
- Чем было закреплено неравенства среди индийцев?
- Объясните происхождение каст в Индии.
- Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты?
- Мог ли человек перейти из одной касты в другую?
- Кого называли неприкасаемыми.
Рефлексия
- Что мы изучали сегодня на уроке?
- - Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
- - Что в новом материале вас заинтересовало?
- - Как вы оцениваете свою работу?
- Продолжите предложения:
- - Мне больше всего удалось…….
- - Своей работой на уроке я………..
- - Я научился….
- - Сегодня на уроке я смог….
Домашнее задание
1. прочитать § 21;
2. подготовить развернутый ответ на вопрос: «На какие группы людей делилось древнеиндийское общество?»;
3. подготовить сообщение о появлении шахмат.