СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Индийские касты"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ФГОС по истории по теме "Индийские касты".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Индийские касты"»

Тема «Индийские касты»

5 класс

Тип урока: изучение нового материала.


Цели урока:

  1. организовать понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.

  2. дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах

  3. формирование интереса к изучению исторического материала, воспитания толерантного отношения к представителям других народов гражданской позиции;

  4. формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.


Формирование УУД:

Регулятивные:

  1. Определить цель – проблему урока.

  2. Выдвигать версии решения проблемы.

  3. Планировать деятельность.

  4. Работать по плану.

  5. Оценивать степень и способы достижения цели.


Познавательные:

  1. Выделять причинно-следственные связи.

  2. Анализировать, строить логические рассуждения.

  3. Выделять главное.

  4. Находить в разных источниках достоверную информацию.

  5. Определять понятия.

  6. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию.

  7. Делать выводы.


Коммуникативные:

  1. Организовывать работу в группах.

  2. Излагать свое мнение, аргументируя его.

  3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.


Личностные:

  1. Оценивать свои и чужие поступки.

  2. Осознавать целостность мира и многообразие взглядов.


Планируемые результаты:

  • предметные: умение формулировать тему и определять проблему; формирование умения работать с исторической информацией (осуществлять поиск, систематизировать и представлять результат), усвоение новых понятий;

  • метапредметные: развитие речи учащихся, умение работать с различной информацией, формирование навыков сотрудничества в ходе групповой работы;

  • личностные: формирование интереса к истории, способствовать развитию любознательности, умение выражать свою позицию.


Методы организации и самоорганизации образовательного процесса:

1. проблемный

2. наглядный

3. частично-поисковый

4. исследовательский

5. словесно-индивидуальный при эвристической беседе, ведущей к выводу

6. методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.



Основные понятия: касты, буддизм.


Оборудование:

  • учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. М. –Просвещение;

  • компьютер, проектор,

  • раздаточный материал.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

  1. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.


В джунглях таинственной этой страны

С давней поры обитают слоны.

Хлопок растёт в этой чудной стране,

Райские птицы поют в тишине.

Сказок, легенд тех нет в мире милей –

Мы путешествуем с вами по ней!


  • По какой стране мы с вами продолжаем наше путешествие?


Верно, по Древней Индии, удивительной и загадочной стране. Но мы с вами еще не все загадки разгадали.


Об очередной загадке об истории древней Индии мы узнаем из диалога Антошки с ученными. Давайте прочитаем его.


- Я заметил, - сказал Антошка, - что все древние религии обещают людям счастье и удовольствия.

- Ну, на счет всех ты погорячился, - возразил Источниковед. – В учении Будды (основателя религии в Древней Индии) главная цель – достижение нирваны, что в переводе означает «угасание» всех желаний, отказ от удовольствий.

- Вряд ли много людей пошли за таким учением, - засомневался Антошка.

- Судя по археологическим находкам изображения Будды, его учеников, священных предметов, - вмешался Археолог, - к началу новой эры половина жителей Индии, Индокитая, Афганистана и Средней Азии была буддистами.


  • Какое противоречие возникает между мнением Антошки и фактами, которые приводят ученные?

  • Какой возникает вопрос?

Проблема урока: Почему учение Будды нашло своих последователей?


  1. Версии.


  • Какие у вас будут предположения решения проблемы урока?


Варианты версий:

  1. Учение Будды объясняло то, что было непонятно.

  2. Оно вселяло надежду иметь то, чего не хватало в жизни.


  1. Планирование деятельности.


  • Какие вопросы нам необходимо рассмотреть для решения проблемы?



  1. Что такое каста?

  2. Какие были касты, в чем их особенности?

  3. Кто такой Будда?

  4. Чему он учил людей?

  5. Когда возникла религия буддизм?

  6. Что привлекало людей в буддизме?



  1. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.


В Индии до Будды был особый порядок в обществе, где положение человека зависело не от его способностей, а от его принадлежности к той или иной касте. Что такое каста?

Работа с понятием «касты».

Каста – это группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.

Касты в Индии:

1. Брахманы – жрецы

2. Кшатри – правители, воины

3. Вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы

4. Шудры – слуги


Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-то части тела бога Брахмы (слайд 10).


Судьба человека, согласно учениям о касте, была определена его рождением, т.к. при жизни переход из одной касты в другую был не возможен. Как вы думаете, почему? Найдите ответ на вопрос в п. 1 параграфа 21. (Люди разных каст отличались друг от друга по рождению, как животные разных пород. Индийцы объясняли это тем, что, например, у коровы не может родиться жеребенок или поросенок, а рождался теленок. Дети брахманов становились браханами, дети вайшьи – вайшьями, т. е. земледельцами и т.д.).

  • В чем же отличия между индийскими кастами?


Это мы выясним в результаты работы по группам. Каждая группа получает карточку с заданием. В течение 5 минут вы работаете с текстом учебника и заполняете предложенную вам таблицу. Выберите старшего в группе, который будет знакомить нас с вашими выводами и в конце урока оценит работу каждого участника группы.


Физкультминутка


Мы познакомились с кастовым делением индийского общества, вы узнали какое положение занимали люди, относящиеся к той или иной касте.

Вопросы:

  1. Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей? (Нет)

  2. Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное?  (потому что их создал бог, и значит так должно быть вечно).



И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.


В V век до н.э. жил Будда – основатель религии буддизма.


Работа с понятием «буддизм».

Буддизм – одна из мировых религий, возникла в Индии в V в. до н.э., ее основатель - Будда, последователи – буддисты.

Настоящее имя Будды - Сиддхартха Гаутама. Легенда гласит, в V в. до н.э. жил в Индии юный царевич Гаутама. Он обитал в прекрасном дворце, думая, что жизнь повсюду также прекрасна. Но однажды царевич покинул стены дворца. Что побудило его это сделать? Что он увидел выйдя за стены дворца?


Просмотр видеофрагмента.

Вопросы:

  1. Что побудило его это сделать?

  2. Что он увидел, выйдя за стены дворца?


Работа с источником: Легенда о Будде.

Вопрос:

  • Какие выводы сделал Будда во время своих странствий?

  • На основе полученных знаний мы можем решить проблему урока? Как?


  1. Решение проблемы: Будда учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.



  1. Применение полученных знаний.

Решение познавательных задач:

  1. В семье земледельца растут крепкие и сильные сыновья. Они хотят стать воинами. Но отец их говорит, что это невозможно. Почему?

  2. Что будет, если дочь брахмана и сын шудры полюбят друг друга и захотят создать семью?

  3. Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей?

  4. Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? (их создал Бог, значит так должно быть вечно)

  5. Сохраняется ли в современной Индии подобное деление людей? (просмотр видеофрагмента).


  1. Релаксация.

Ответить «да» или «нет»

1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. (Да)
2. Из ступней бога вышла каста воинов.  (Нет)
3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. (Да)
4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. (Нет)
5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. (Да)



Самооценка и оценка деятельности учащихся на уроке:

  • Как оцените свою работу?  Перед вами лежат оценочные листы, в которых каждый из вас должен поставить сам себе оценку за работу в группе и на уроке и оценку должен поставить капитан команды. В журнал будет выставлена средняя оценка.

  • Поставьте оценку за проведенный урок учителю.



Приложения

Карточка-задание для группы №1.

Брахманы

Прочитайте учебник п.2 с 101-103 и «Законы Ману»:

  • Обучение, изучение (веды), жертвоприношение для себя и жертво-

приношение для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма)

установил для брахманов.



  • Всё, что существует в мире, - это собственность брахманов; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на всё это.

  • Брахман – учёный или неучёный – великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприношении) и неиспользованный.

Брахманам приписывался белый цвет – цвет чистоты, незапятнанности.

Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.



Карточка-задание для группы №2

Кшатрии

Прочитайте п.4 с. 103-104 и «Законы Ману»:

  • Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и не приверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия.

  • Для кшатрия предписано (ношение) меча и стрелы, для вайшья (рядовые общинники, земледельцы) – торговля.

  • Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвёртую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.

Кшатриям приписывался красный цвет - цвет огня, войны, решительности и энергии.

Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы



Карточка-задание для группы №3

Вайшьи

Прочитайте учебник п. 4 с. 103-104 и «Законы Ману»:

  • Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.

  • Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.

  • Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного ( качества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.

Вайшьи приписывался желтый цвет - цвет земли.

Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы



Карточка-задание для группы №4

Шудры

Прочитайте учебник п. 4 и 5 с. 103-104 и «Законы Ману»:

  • Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим Варнам со смирением.

  • Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобождается от обязанности услужение; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?

  • Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.

  • Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, (полагающееся) за убийство шудры.

  • Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) - (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их ( должны быть) собаки и ослы.

  • Одеждами - одеяние мёртвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.

  • Днём они, отмеченные по приказу царя знаками, могут входить (туда) для исполнения работ и пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок.

Им приписывался черный цвет.

Выберите информацию для таблицы.



Рабочий лист урока «Индийские касты»


Задание: заполните таблицу.


Касты

Основные

занятия

Особенности жизни


Неприкасаемые


п. 5 параграфа 21




  1. Кого называли «неприкасаемыми»?

  2. Почему этих людей так называли?

  3. Какие надежды у неприкасаемых порождала вера в переселение душ?



Лист оценки и самооценки работы на уроке

Ф.И. уч-ся

самооценка

оценка капитана команды

оценка за урок

учителю