СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Индийские касты"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории древнего мира для 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Индийские касты"»

Тема урока: Индийские касты.

Цели: обеспечить усвоение учащимися понятия касты; подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией; продолжить формирование умений переска­зывать содержание текста учебника, документа, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний.

Оборудование: карта «Древний Восток. Индия и Китай. 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.».

Ход урока

      1. Организационный момент

      2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Природа и люди Древней Индии»

Подготовка устного ответа

  • Что изменилось в хозяйстве древних индийцев с освоением железа?

  • Что выращивали на своих полях жители Индии? *

  • Что приносили из джунглей индийцы?

  • Каких животных, обитавших в джунглях, больше всего боялись древние жители Индии?

  • Какие религиозные верования существовали у жителей Древней Индии?

Почему корова считалась для них священным животным? Сделай вывод.

Примерные ответы: С освоением железа работа по обработке земли, вырубке деревь­ев стала намного легче. Появились топоры, мотыги, лопаты. Древние жители Индии сеяли пшеницу, ячмень, сажали рис, хлопчатник. Из джунглей приносили плоды, охотились на диких зверей, сетями ловили птиц, на лесных опушках они пасли коров и коз. В джунглях водились хищные звери, особенно боялись индийцы ядовитых змей, поэтому считали, что их нужно «задобрить», оставляли на земле вокруг своих жилищ вареный рис. Древние индийцы поклонялись слону, а особен­но - корове, так как она считалась кормилицей. А еще древние индийцы верили в переселение душ. Кем он станет после смерти, зависит от того, как он жил в этой жизни. Таким образом, занятия и верования древних индийцев во многом были похожи на занятия и верования жителей Египта и Междуречья.

Задание. Ответьте на вопросы.

Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

  • Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая уди­вительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть. Приятель принял эти слова за шутку.

  • Ну какой же ты выдумщик и враль!

  • Не хочешь - не верь! Я видел собственными глазами: земледель­цы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее краси­вые и прочные ткани... Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли, а на вкус он слаще пчелиного меда!

  • Вранье!.. На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

  • Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил не­доверие и удивление? (Путешественник не лгал, так как он рассказывал о хлопке (белая шерсть) и сахаре.)

      1. Мотивация учебной деятельности. Переход к изучению новой темы

Мы познакомились с природными условиями Индии, с ее гео­графическим положением, с занятиями ее жителей и их религиозны­ми верованиями. По преданию, главный бог Брахма создал касты из своих частей тела. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст.

  • Выясним, что такое касты.

    1. Изучение новой темы

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. 1 § 21 учебника.

Беседа по прочитаному.

  • Дайте определение понятию «касты» или что называется кастой? (Каста - это группа людей, которая обладает оп­ределенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.)

  • Какие касты существовали у древних индийцев? (Касты жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг.)

  • Откуда появились эти касты? (По легенде - из частей тела бога Брахмы.)

  • Из каких частей тела бога Брахмы были созданы эти касты? (Жрецы-брахманы - из его рта, воины - из его рук, земледель­цы - из его бедер, слуги - из запыленных ступней его ног.)

  • Могут ли человек, принадлежавший к одной касте, со време­нем перейти в другую касту? (Нет, не мог. Предание гласи­ло, что человек, от рождения находящийся в одной касте, в другую перейти не может. Ведь корова не может родить свинью...)

Работа с классом.

    1. Закрепление изученного материала

- Возникновение неравенства среди индийцев было закреплено религией. Объясните происхождение каст в Индии. Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Мог ли человек перейти из одной касты в другую? (Религия Индии закрепила социальное неравенство в обществе. Конечно, это было несправедливо. Перейти из одной касты в другую было невозможно.)

    1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 21, читать, выучить новые понятия.

Рефлексия. Сегодня на уроке я…

Сегодня я узнал (ла)…

Мне было трудно…