СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индийский океан

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Познакомить с особенностями природы Индийского океана и причинами их обуславливающими.

Просмотр содержимого документа
«Индийский океан»

Тема урока: Индийский океан.


Цели урока: сформировать знания и изучить особенности природы Индийского океана, его хозяйственное использование; формировать умения использовать тематические карты как источник информации.


Задачи урока:

  1. Познакомить с особенностями природы Индийского океана и причинами их обуславливающими.

  2. Развивать умения выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний, умение выделять главное, анализировать.

  3. Воспитание положительной мотивации учебной деятельности, формирование коммуникативных навыков при работе в парах; научного мировоззрения.



Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • Фронтальная.

  • Индивидуальная

  • Работа в парах.


Оборудование: учебник, атлас, физическая карта мира, карта Индийского океана, климатическая карта, карта строения земной коры, иллюстрации из дополнительной литературы, компьютер, мультимедийный проектор.


Методы: объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый.


Тип урока : комбинированный урок.





ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

  1. Сообщение темы урока и целей, актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы угадали тему урока. Океан, омывающий на севере берега Евразии, на востоке-Австралии, на юге - Антарктиды, на западе – Африки. По водам этого океана плавали в поисках морского пути в Индию.

- Задачи нашего урока, как мы достигнем цель урока?

- Мы будем исследователями, аналитиками в достижении нашей цели.

-Что вы знаете про Индийский океан?

Учащиеся отвечают на вопрос, формулирует собственные цели на занятие.





Изучить особенности природы Индийского океана.



Запись темы урока в тетрадь.

- Я знаю….




Тема урока: «Индийский океан».

Слайд№1.

  1. Проверка домашнего задания.

1.Фронтальный опрос.

2. Работа с картой: называют географические объекты по Тихому океану.


  1. Изучение нового материала

План урока

  1. История открытия

  2. Географическое положение океана.

  3. Строение океанического дна.

  4. Взаимодействие океана, атмосферы и суши.

  5. Хозяйственное использование.

  6. Рекреационные ресурсы океана.

  7. Интересные факты.

Слайд №2

1.История открытия Индийского океана.

Индийский океан был первым океаном, который открыли первоисследователи. Ранее он назывался Восточным. В его названии отразилось стремление европейцев найти водный путь в сказочно богатую и диковинную, по представлениям тех времен, страну – Индию.

В средние века самым знаменитым первооткрывателем был португальский принц Генрих Мореплаватель: он никуда не ездил, но профинансировал кучу экспедиций и страстно мечтал, что на его деньги кто-нибудь откроет морской путь в Индию.

В 1487 году Бартоломеу Диаш все-таки обогнул мыс Доброй Надежды и мыс Игольный, и морской путь в Индию был открыт.

В 1497 году Васко да Гама успешно доплыл до Индии.

Слайд № 3-4.


2. Географическое положение Индийского океана.

Индийский океан – третий по величине. Имеет небольшое количество море и своеобразное географическое положение. Площадь – 76,2 млн. кв.км. Береговая линия слабо изрезана.

Слайд №5



Географические задачи

- Сравните Индийский океан с Тихим.

- По картам определить главные особенности географического положения Индийского океана.

- Этот океан называют океаном нагретых вод. Является ли это следствием его географического положения?

- Берега каких стран омывает Индийский океан?.

Слайд №6.

3.Строение океанического дна.

В Индийском океане 10 основных котловин, 11 подводных хребтов, 1 глубоководный желоб

Географические задачи.

Работа с картой

- Почти ¼ ложа океана – срединно – океанические хребты. Каковы особенности расположения срединно – океанических хребтов океана?

- Перечислите наиболее крупные острова океана.

- В чем особенности шельфа Индийского океана?

- В Индийском океане мало глубоководных желобов- наиболее крупный –Зондский. Определите его глубину и место нахождение. Объясните почему мало глубоководных желобов.

- На побережье океана находятся районы древних цивилизаций – назовите их.

-Воды океана омывают крупные страны азиатские, африканские и др. Назовите их.

- Береговая линия океана слабо изрезана, но на севере больше всего изрезана. Докажите.

Слайд №7.

    1. Взаимодействие океана, атмосферы и суши.

Индийский океан защищен от холодных воздушных масс с севера. Его воды не встречаются с водами умеренных и арктических широт. В южной части сказывается влияние холодной Арктики, встречаются айсберги. Характерны муссонные ветры и муссонные течения.

Слайд № 8.

Климат океана формируется под влиянием его географического положения. Особенность климата – сезонные ветры (муссоны) в северной части океана, которая расположена в субэкваториальном поясе и подвержена значительному влиянию суши. Муссоны оказывают огромное воздействие на погодные условия в северной части океана.

Муссоны, в переводе с арабского, - «времена года». Они оказывают большое влияние на климат южного побережья Азии. Мореходы издавна пользовались ими во время плавания на парусных судах.

Слайд №9


Работа с картой температуры поверхности Индийского океана.

- Объяснить характерные особенности температуры поверхности Индийского океана.

Слайд №10.

    1. Хозяйственное использование океана.

На берегах Индийского океана проживает более 1 млрд.человек. в прибрежных водах ведется рыболовный промысел (тунец, кальмары, лангусты и др.). На шельфе ведется добыча нефти. Воды Индийского океана стали сырьем для получения пресной воды (Кувейт, Саудовская Аравия и др.). В северной части океана проходят основные транспортные пути, популярные туристические маршруты.

Географические задачи:

1.Органический мир сходен с видовым составом западной части Тихого океана

Чем представлен органический мир?

2. Океан богат природными ресурсами, объясните какими и почему.

3. Основные грузоперевозки по Индийскому океану в северной части, почему. Укажите наиболее крупные порты.

4. Морская вода служит для получения пресной воды и химических веществ. В каких районах Индийского океана, и в каких странах в основном ведется опреснение воды.

5. Назовите виды хоз. деятельности человека.

Слайд №11-13.

    1. Рекреационные ресурсы океана.

К рекреационным ресурсам в Индийском океане можно отнести знаменитые пляжи и курорты на Сейшельских островах, на острове Маврикий («сахарнице» Индийского океана).



Слайд № 14


    1. Интересные факты.

На Мадагаскаре растет 740 видов орхидей, водится 6000 видов жуков, 147 видов птиц, 35 видов лемуров, невиданного разнообразия достигают хамелеоны. На Мадагаскаре нет ни львов, ни слонов, ни обезьян, ни ядовитых змей, ни других типичных представителей фауны Африки.

Слайд №15.


Остров часто называют «страной Лемурией».

Слайд №16.


В водах Индийского океана встречается самый крупный двухстворчатый моллюск – тридакна гигантская. Достигает длины почти 1, 5 м и массы 250 кг; причем масса тела таких гигантов не превышает 30 кг, остальное приходится на раковину. Возраст подобных патриархов, по разным оценкам – 100, 200 и даже 300 лет.

Слайд №17-18.




  1. Закрепление:

Работа с вопросами параграфа.



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Итог урока

Достигли ли вы сегодня той цели, какую поставили в начале урока?




Проводят рефлексию. "Я - знаю, узнал, научился".







  1. Домашнее задание.

  1. Нанести на контурную карту:

- Моря – Красное, Аравийское.

- Заливы – Персидский, Бенгальский, Большой Австралийский.

- Полуострова - Аравийский, Индостан, Сомали.

- Острова – Мадагаскар, Шри-Ланка, Кергелен, Мальдивские, Сейшельские.

- Проливы – Мозамбикский.

- Течения – Муссонное, Сомалийское, Западных Ветров.

2. Подготовить сообщения и презентации по курортным зонам и туристическим маршрутам.

3. Повторить номенклатуру по Тихому океану.

4. Ответить на вопросы параграфа.


Слайд №19.

































8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!