Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели
Индикаторы функциональной грамотности | Умения (эмпирические показатели): |
Общая грамотность | Написать сочинение, реферат. |
| Считать без калькулятора. |
| Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов. |
| Написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки. |
Компьютерная | Искать информацию в сети Интернет. |
| Пользоваться электронной почтой. |
| Создавать и распечатывать тексты. |
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях | Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. |
| Обратиться за экстренной помощью к специализированным службам. |
| Заботиться о своем здоровье. |
| Вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности. |
Информационная | Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов. |
| Читать чертежи, схемы, графики. |
| Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение). |
| Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки. |
| Анализировать числовую информацию. |
Коммуникативная | Работать в группе, команде. |
| Расположить к себе других людей. |
| Не поддаваться колебаниям своего настроения. |
| Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям. |
| Организовать работу группы. |
Владение иностранными языками | Перевести со словарем несложный текст. |
| Рассказать о себе, своих друзьях, своем городе. |
| Понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники. |
Грамотность при решении бытовых проблем | Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах, в том числе интерактивных). |
| Планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи. |
| Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями. |
| Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, GPS-навигатором |
Правовая и общественно-политическая грамотность | Отстаивать свои права и интересы. Объяснять различия в функциях и полномочиях Правительства, Президента, Парламента |
Глоссарий
Функциональная грамотность - это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Составляющие функциональной грамотности
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление - это способность создавать или иным образом
воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.
Глобальные компетенции – это специфический обособленный ценностноинтегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков (soft skills).
Наличие опыта глобальных компетенций предполагает, что ученик сможет эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях:
заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития;
управление поведением;
открытость новому;
эмоциональное восприятие нового.
МБОУ «ЯСШ № 12»
Горелова Наталья Владимировна, +79787504760
http://twelveschool.ru/
e-mail: [email protected]
https://vk.com/club196885620 , https://www.facebook.com/groups/597660944052268
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ялтинская средняя школа № 12 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым
Научно-практический семинар по иностранному языку в рамках зимней педагогической школы
«Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности»
Ялта, 2022