СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индикаторы признаков насилия и жестокого обращения с детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для использования на родительском собрании (классном или общешкольном). Целью является познакомить родительскую общественность с признаками насилия и жестокого обращения с детьми.

Даны понятия что такое "насилие", "жестокое обращение".

Ознакомление с различными видами насилия и дестокого обращения.

Развенчаны мифы о разных видах насилия.

Просмотр содержимого документа
«Индикаторы признаков насилия и жестокого обращения с детьми»

Индикаторы признаков насилия и жестокого обращения с детьми

Индикаторы признаков насилия и жестокого обращения с детьми

«…ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста»    (Конвенция о правах ребенка, ст.1)

«…ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста»

(Конвенция о правах ребенка, ст.1)

Понятие жестокого обращения с детьми Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Понятие жестокого обращения с детьми

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Из истории Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э. детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость;  их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали.

Из истории

Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э.

  • детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость;
  • их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее;
  • детей продавали и покупали.
Физические наказания могут пойти ребенку на пользу Миф  (17 % положительных ответов)    Факт  - Физические наказания оставляют в детях чувства страха и унижения и желание отомстить. Они усиливают состояние ярости и фрустрации, при этом прививаемые таким путем нравственные нормы и ценности не усваиваются и не становятся внутренними ценностями. Наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его. Родители, физически наказывающие детей, служат для них примером агрессивности.  ( Бэрон, Р., Ри­чардсон, Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2000. - С. 103)

Физические наказания могут пойти ребенку на пользу

Миф (17 % положительных ответов)

Факт - Физические наказания оставляют в детях чувства страха и унижения и желание отомстить. Они усиливают состояние ярости и фрустрации, при этом прививаемые таким путем нравственные нормы и ценности не усваиваются и не становятся внутренними ценностями. Наказание заставляет ребенка скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его.

Родители, физически наказывающие детей, служат для них примером агрессивности.

( Бэрон, Р., Ри­чардсон, Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 2000. - С. 103)

Физическое насилие – действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребёнка нарушается или находится под угрозой повреждения Влияние физического насилия на ребёнка: I. Поведенческие и психологические индикаторы: - задержка, малоподвижность; - дети могут становиться агрессивными, тревожными; - могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; - страх физического контакта, боязнь идти домой; - тревога, когда плачут другие дети, нервные тики, сосание пальцев, раскачивание.

Физическое насилие – действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребёнка нарушается или находится под угрозой повреждения

Влияние физического насилия на ребёнка:

I. Поведенческие и психологические индикаторы:

- задержка, малоподвижность;

- дети могут становиться агрессивными, тревожными;

- могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками;

- страх физического контакта, боязнь идти домой;

- тревога, когда плачут другие дети, нервные тики, сосание пальцев, раскачивание.

Поведенческие индикаторы жестокого обращения Гиперактивность Нет желания возвращаться домой Изменения в привычках по опорожнению кишечника или мочевого пузыря Жалобы соматического плана Скрытые травмы

Поведенческие индикаторы жестокого обращения

  • Гиперактивность
  • Нет желания возвращаться домой
  • Изменения в привычках по опорожнению кишечника или мочевого пузыря
  • Жалобы соматического плана
  • Скрытые травмы
Физическое наказание Страх перед взрослыми Проблемы в школе Антисоциальное поведение

Физическое наказание

Страх перед взрослыми

Проблемы в школе

  • Антисоциальное поведение
Сексуальное насилие над детьми чаще всего совершается незнакомцами Миф  (62 % положительных ответов) Факт  - В 75-80 % случаев насильники знакомы детям, из них 45 % - это родственники: родители и лица, их заменяющие. В среднем считается, что 9 из 10 пострадавших детей знакомы с насильниками или связаны с ними родственными отношениями.  (Руководство по предупреждению насилия над детьми / под ред. //. К. Асановой. - М.: Владос, 1997.-С. 318)

Сексуальное насилие над детьми чаще всего совершается незнакомцами

Миф (62 % положительных ответов)

Факт - В 75-80 % случаев насильники знакомы детям,

из них 45 % - это родственники: родители и лица, их заменяющие.

В среднем считается, что 9 из 10 пострадавших детей знакомы с насильниками или связаны с ними родственными отношениями.

(Руководство по предупреждению насилия над детьми / под ред. //. К. Асановой. - М.: Владос, 1997.-С. 318)

Случаи сексуального насилия в отношении детей – редкость Миф   (30 % положительных ответов) Факт  – По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, органы внутренних дел России ежегодно регистрируют 7-8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела. Эти цифры не отражают реального положения дел, так как они регистрируют только те случаи насилия, когда преступники были арестованы и понесли заслуженное наказание. Случаев сексуального злоупотребления детьми в среднем в 3 раза больше, чем случаев избиения. Около 25 % женщин в нашей стране подвергались сексуальному насилию в детстве.  ( Малкина-Пых И. Г. Экстре­мальные ситуации. Справочник практического психолога. -М.: Эксмо, 2006. - С. 594)

Случаи сексуального насилия в отношении детей – редкость

Миф (30 % положительных ответов)

Факт – По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии

им. Сербского, органы внутренних дел России ежегодно регистрируют 7-8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела.

Эти цифры не отражают реального положения дел, так как они регистрируют только те случаи насилия, когда преступники были арестованы и понесли заслуженное наказание. Случаев сексуального злоупотребления детьми в среднем в 3 раза больше, чем случаев избиения.

Около 25 % женщин в нашей стране подвергались сексуальному насилию в детстве.

( Малкина-Пых И. Г. Экстре­мальные ситуации. Справочник практического психолога. -М.: Эксмо, 2006. - С. 594)

Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции Влияние на ребёнка: - ребёнок обнаруживает странные, слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия; - может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым; - может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий; - девочка может забеременеть; ребёнок может заболеть болезнями, передающимися половым путём;  скрывает свой секрет(сексуальные отношения со взрослым или сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.

Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции

Влияние на ребёнка:

- ребёнок обнаруживает странные, слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

- может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;

- может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

- девочка может забеременеть;

  • ребёнок может заболеть болезнями, передающимися половым путём;
  • скрывает свой секрет(сексуальные отношения со взрослым или сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.
Поведенческие индикаторы чрезмерная или слишком изощренная сексуальная игра; изменения в «нормальном» поведении; уход в себя; сексуальное поведение в присутствии взрослых; нарушения сна; неумеренная мастурбация; сексуальное поведение не соответствует возрасту ребенка; чрезмерная возбудимость, страхи; крайности в поведении; слишком глубокие сексуальные знания для данного возраста; депрессия или суицидальные мысли; проблемы в школе.

Поведенческие индикаторы

чрезмерная или слишком изощренная сексуальная игра;

изменения в «нормальном» поведении;

уход в себя;

сексуальное поведение в присутствии взрослых;

нарушения сна;

неумеренная мастурбация;

сексуальное поведение не соответствует возрасту ребенка;

чрезмерная возбудимость, страхи;

крайности в поведении;

слишком глубокие сексуальные знания для данного возраста;

депрессия или суицидальные мысли;

проблемы в школе.

Сексуальное насилие Ночные кошмары и энурез Резкое изменение аппетита Чрезмерная подчиняемость или выраженная агрессивность

Сексуальное насилие

  • Ночные кошмары и энурез
  • Резкое изменение аппетита
  • Чрезмерная подчиняемость или выраженная агрессивность
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, медицинской помощи в силу ряда объективных причин (бедность, психические заболевания, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям являются оставление их без присмотра, что часто приводит к несчастным случаям.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, медицинской помощи в силу ряда объективных причин (бедность, психические заболевания, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям являются оставление их без присмотра, что часто приводит к несчастным случаям.

Поведенческие индикаторы невыполнения обязанностей в отношении к ребенку Невосприимчивый, апатичный, вялый Прячет еду или что-либо еще Всегда голодный, уставший Плохая посещаемость или успеваемость в школе Не поддающееся контролю поведение Депрессия “ Всегда ” отсутствует из-за болезни Замедленный рост или плохой набор веса Тусклый цвет кожи, глаз Незалеченные кожные повреждения Невылеченные заболевания Выпадение волос Одежда не по сезону Плохая гигиена

Поведенческие индикаторы невыполнения обязанностей в отношении к ребенку

  • Невосприимчивый, апатичный, вялый
  • Прячет еду или что-либо еще
  • Всегда голодный, уставший
  • Плохая посещаемость или успеваемость в школе
  • Не поддающееся контролю поведение
  • Депрессия
  • Всегда отсутствует из-за болезни
  • Замедленный рост или плохой набор веса
  • Тусклый цвет кожи, глаз
  • Незалеченные кожные повреждения
  • Невылеченные заболевания
  • Выпадение волос
  • Одежда не по сезону
  • Плохая гигиена
Психологическое насилие  Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

Психологическое насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

Психологическое (эмоциональное) - обвинения в адрес ребёнка (брань, крики, угрозы); - принижение его успехов, унижение его достоинства; - отвержение ребёнка; - длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы, и безопасности со стороны родителей;  принуждение к одиночеству, преднамеренная изоляция;  совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям;  причинение боли домашним животным с целью запугать ребёнка;  систематическая необоснованная критика ребёнка, выводящая его из душевного равновесия;  постоянная негативная характеристика ребёнка;  демонстративное негативное отношение к ребёнку.

Психологическое (эмоциональное)

- обвинения в адрес ребёнка (брань, крики, угрозы);

- принижение его успехов, унижение его достоинства;

- отвержение ребёнка;

- длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы, и безопасности со стороны родителей;

  • принуждение к одиночеству, преднамеренная изоляция;
  • совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям;
  • причинение боли домашним животным с целью запугать ребёнка;
  • систематическая необоснованная критика ребёнка, выводящая его из душевного равновесия;
  • постоянная негативная характеристика ребёнка;
  • демонстративное негативное отношение к ребёнку.
 Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию: задержка психического развития; невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость; низкая самооценка; эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние; избыточная потребность во внимании; неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность).

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

  • задержка психического развития;
  • невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
  • избыточная потребность во внимании;
  • неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность).

Эмоциональное насилие Депрессия (суицид) Ложь, воровство, девиантное Нервно-психические и психосамотические заболевания

Эмоциональное насилие

Депрессия

(суицид)

Ложь, воровство, девиантное

  • Нервно-психические и психосамотические заболевания
Последствия жестокого обращения с детьми в семье уход в религиозные секты; объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью; агрессивное, преступное поведение детей; сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.

Последствия жестокого обращения с детьми в семье

  • уход в религиозные секты;
  • объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
  • агрессивное, преступное поведение детей;
  • сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.
Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение Миф  (51 % положительных ответов)    Факт  – Дети, как и другие люди, могут заставлять взрослых испытывать недовольство, раздражение и даже сильный гнев. Но только взрослые ответственны за то, какие способы - насильственные или ненасильственные - они выбирают для выражения своего гнева. Приверженность взрослых к насильственным способам закрепляет, согласно теории социального научения, незрелые формы саморегуляции и деструктивные формы поведения у детей  ( Хьелл, Я., Зиглер, Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2000. - С. 422)

Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение

Миф (51 % положительных ответов)

Факт – Дети, как и другие люди, могут заставлять взрослых испытывать недовольство, раздражение и даже сильный гнев.

Но только взрослые ответственны за то, какие способы - насильственные или ненасильственные - они выбирают для выражения своего гнева.

Приверженность взрослых к насильственным способам закрепляет, согласно теории социального научения, незрелые формы саморегуляции и деструктивные формы поведения у детей

( Хьелл, Я., Зиглер, Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2000. - С. 422)

Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях Миф  (78 % положительных ответов)   Факт  - Насилие в семье не ограничивается определенными социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать и в семьях с высоким уровнем образования и доходов. Социально неблагополучные семьи более прозрачны, проблемы ребенка из такой семьи заметны окружающим и представителям органов власти. Семьи с высоким доходом более закрыты, и рядом с ребенком, страдающим от насилия в «социально - благополучной» семье, нет никого, кто бы мог за него заступиться. Внешнее благополучие семьи не является гарантией безопасности ребенка.  (Беличева, С. А. Проблемы выявления и предупреждения семейного насилия //Вестник психо - социальной и коррекционно- реабилитационной работы. - 2006. -№ 2. - С. 60).

Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях

Миф (78 % положительных ответов)

Факт - Насилие в семье не ограничивается определенными социальными группами или слоями населения. Оно может присутствовать и в семьях с высоким уровнем образования и доходов. Социально неблагополучные семьи более прозрачны, проблемы ребенка из такой семьи заметны окружающим и представителям органов власти. Семьи с высоким доходом более закрыты, и рядом с ребенком, страдающим от насилия в «социально - благополучной» семье, нет никого, кто бы мог за него заступиться. Внешнее благополучие семьи не является гарантией безопасности ребенка.

(Беличева, С. А. Проблемы выявления и предупреждения семейного насилия //Вестник психо - социальной и коррекционно-

реабилитационной работы. - 2006. -№ 2. - С. 60).

«Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации» « Статья 37: Государства – участники обеспечивают, чтобы ни один ребёнок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания» Конвенция о правах ребёнка предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения:

«Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации»

« Статья 37: Государства – участники обеспечивают, чтобы ни один ребёнок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания»

Конвенция о правах ребёнка предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения:

ПРАВА РЕБЕНКА  (Глава 11 Семейного кодекса Р.Ф.) СТАТЬЯ 63 Родители обязаны воспитывать своих детей. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей.

ПРАВА РЕБЕНКА (Глава 11 Семейного кодекса Р.Ф.)

СТАТЬЯ 63

Родители обязаны воспитывать своих детей. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей.

             Все формы насилия в отношении детей можно предупредить,  и ни одна из них не может быть оправдана!    

Все формы насилия в отношении детей можно предупредить, и ни одна из них не может быть оправдана!  

Экологическая модель жестокого обращения с детьми   Община  Микроокружение Личность Общество

Экологическая модель жестокого обращения с детьми

Община

Микроокружение

Личность

Общество

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ   1. Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести себя неправильно.   2.Не предъявляйте к ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям. 3. Если ребёнок обманывает, разберитесь в причинах лжи. 4.Учитесь владеть своими чувствами — Выйти из комнаты и позвонить приятелю. — Включить какую-нибудь успокаивающую музыку. — Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10 вздохов. — Пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения. — Принять душ. — Сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте. — Если ни одна из предложенных стратегий не помогает, обращайтесь за психологической помощью.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

1. Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести себя неправильно.

2.Не предъявляйте к ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.

3. Если ребёнок обманывает, разберитесь в причинах лжи.

4.Учитесь владеть своими чувствами

— Выйти из комнаты и позвонить приятелю.

— Включить какую-нибудь успокаивающую музыку.

— Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10 вздохов.

— Пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения.

— Принять душ.

— Сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте.

— Если ни одна из предложенных стратегий не помогает, обращайтесь за психологической помощью.

 5. Если ребенка часто наказывать, то он может привыкнуть реагировать только на физическое наказание.    Кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще возможно не использовали:   - не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется?   - Подумайте, не требуете ли вы от него слишком многого?   - Возможно, поступок ребенка, за который вы его наказываете, - это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию?    - Вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.  

5. Если ребенка часто наказывать, то он может привыкнуть реагировать только на физическое наказание.

 

Кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия, которые вы еще возможно не использовали:

 

- не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется?

 

- Подумайте, не требуете ли вы от него слишком многого?

 

- Возможно, поступок ребенка, за который вы его наказываете, - это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию?

 

- Вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.

 

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. 2 . Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. 3. Перестаньте шантажировать. 4. Избегайте свидетелей.

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

2 . Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

3. Перестаньте шантажировать.

4. Избегайте свидетелей.

1 . Слово 2. Прикосновение 3 . Взгляд.

1 . Слово

2. Прикосновение

3 . Взгляд.

Источники Psychodynamic Factors in Child Abuse, Brandt Steele Childhood and Society , Erik Erikson’s Model of Psychosocial Development Understanding Child Abuse and Neglect, Cynthia Crosson-Tower  В.Д.Бадмаева Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского  www.ya-roditel.ru Notes: https:// my.1 september.ru

Источники

  • Psychodynamic Factors in Child Abuse, Brandt Steele
  • Childhood and Society , Erik Erikson’s Model of Psychosocial Development
  • Understanding Child Abuse and Neglect, Cynthia Crosson-Tower
  • В.Д.Бадмаева Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского
  • www.ya-roditel.ru

Notes:

  • https:// my.1 september.ru

Презентацию подготовила педагог-психолог Медведева Л.В. ГОУ ТО «Областной центр реабилитации и коррекции несовершеннолетних»

Презентацию подготовила

педагог-психолог

Медведева Л.В.

ГОУ ТО «Областной центр реабилитации и коррекции

несовершеннолетних»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!