СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная образовательная программа как средство развития личностных особенностей школьников при обучении физики в условиях образовательной школы

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлена технология разработки индивидуальной образовательной программы по предмету.

 

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная образовательная программа как средство развития личностных особенностей школьников при обучении физики в условиях образовательной школы»

Индивидуальная образовательная программа

как средство развития личностных особенностей школьников при обучении физики в условиях общеобразовательной школы

Стафеева Лариса Николаевна,

учитель физики высшей квалификационной категории

 МАОУ "СОШ №7", г.Краснокаменск



  Для того чтобы… породить ряд процессов  

внутреннего развития, нужны правильно

построенные процессы школьного обучения.

 Л.С. Выготский.

В современных условиях ускоренного темпа развития общества и процессов информатизации успешность специалиста определяется его мобильностью, умением неординарно подойти к решению проблемы, самостоятельно получить новую информацию, необходимую в данный момент. Традиционное школьное обучение ориентированно на одинаковые для всех абстрактные академические знания и натаскивание школьников на поступление в вуз, что не позволяет восполнить  потребности общества в самостоятельном, творчески и критически мыслящем выпускнике. Следовательно, образование должно быть  более индивидуальным, т.к.  социально-культурный заказ нового типа ориентирован на образование и профессиональную подготовку, в основе которых лежит индивидуальная модель способностей.

Современное образование делает  акцент на необходимость раскрытия потенциала каждого ученика независимо от уровня его развития.

         Я  учитель, и это накладывает свой отпечаток. Среди моих учеников есть  талантливые, одаренные дети. Работая с ними, постоянно ощущаешь потребность в поиске новых способов и путей их развития с учетом  индивидуальных особенностей каждого.

     Не секрет, что физика для многих учеников - очень сложный для понимания предмет, но способные дети хотят иметь возможность  удовлетворить свои образовательные потребности, и моя задача – максимально помочь им в этом. Одним из эффективных способов решения этой задачи, с моей точки зрения, является разработка и реализация индивидуальных образовательных программ (ИОП) в рамках предмета.

Цель создания ИОП заключается в обеспечении  качественного образования ученика, в развитии личностных особенностей обучающихсясредствами создания и реализации ИОП в рамках предмета.

         Данная цель предполагает решение ряда задач:

  • изучить личностные особенности и уровень готовности учащихся к обучению по ИОП;

  • спрогнозировать развитие индивидуальных особенностей в ходе реализации ИОП;

  • обеспечить полноту усвоения материала;

  • выявить соответствие содержания образования и средств, форм, методов, приемов осуществления деятельности.

         При создании ИОП за основу были взяты следующие принципы:

  • ЛОП и «понимающей педагогики» (Б.Д. Эльконин):

ребенок - центр образования, он субъект собственной образовательной деятельности, в которой приоритеты отдаются индивидуальным особенностям и выбору ребенка;

  • идеи педагогики свободы (К.Н. Вентцель, А.У. Зеленко и  др.):

в центре образования оказывается культурный, нравственный рост каждого;

  • при этом учитель и ученик сотрудничают на основе доверия, взаимопонимания, признания уникальности каждого и права выбора (С.Л.Соловейчик, В.Ф.Шаталов и др.);

  • очень важен личностный опыт ребенка (И.С. Якиманская), творческие способности (А.М.Лобок), свободный выбор форм занятий (А.М.Гольдин, О.М.Леонтьева);      

  • работа по ИОП осуществляется на принципах «учения без принуждения» (С.Соловейчик), «воодушевляющего управления» (Е. Матвеев), организации исследовательской деятельности (Л.В. Занков, Т. Шамова и др.);

  • результат - развитие личности и компетенций (Роджерс, Дж. Равен и др.), удовлетворение главных потребностей личности.

         Основа организации деятельности:

  • связь учебной и внеучебной деятельности;

  • учащийся - субъект самообразования, а его учение - это учеба-открытие, учеба-самореализация;

  • развитие образования за счет его проблемности;

  • разнообразие тактик поддержки учебы, т.к. сами обучающиеся помогают формировать новые нормы своей деятельности;

  • замена традиционной школьной оценки: ее заменяет содержательная самооценка (оценка самого себя как обучающегося): «когда мне трудно», «когда мне легко», «когда мне интересно или неинтересно», «что еще хочется сделать», «заметил ли я продвижение».

Предмет физика изучается в школе с 7-го класса. Мотивируя детей на изучение нового предмета, показываю красоту и значимость предмета. Используя метод педагогического наблюдения, выделяю группу ребят, способных и желающих заниматься по ИОП. На основании полученных данных разрабатывается ИОП.

Процесс создания ИОП  состоит из нескольких этапов:

I этап: психолого-педагогическое изучение личностных особенностей, потребностей, интересов, запросов учащихся, анализ результатов. Выделение и  формирование группы обучающихся, имеющих высокий уровень умственного развития и способных работать в режиме индивидуальной программы;

         II этап: наполнение программы конкретным содержанием по направлениям, определенным совместно с ребенком, психологом, педагогом-предметником;   

III этап: мониторинг и коррекция программы.

Остановлюсь более подробно на каждом из этапов.

         ИОП должна учитывать особенности ученика:  наиболее значимые для него способы проработки материала, его интересы, решать образовательные  задачи в соответствии с уровнем его развития, учитывать личностные качества. В связи с этим необходимо следующее:

  • индивидуальная диагностика личностных особенностей ученика;

  • диагностика его интеллектуальных особенностей, уровня сформированности общеучебных навыков;

  •  педагогическое наблюдение.

     Результаты диагностических исследований позволяют:

  • выделить предрасположенность ученика к изучению определенного цикла наук: гуманитарных, естественных, физико-математических;

  • выявить интересы и склонности к различным видам деятельности (исследовательской, творческой);

  • определить личностные особенности, способствующие или препятствующие успешному обучению по ИОП;

  • изучить социальное окружение ребенка как один из важнейших факторов его успешности;

  • планировать и управлять работой по ИОП.

Используя результаты диагностических исследований, составляется определенный «портрет» ученика, который позволяет определить цели и задачи работы.

При создании ИОП нужна совместная работа учителя и ученика, в ходе которой определяются цели и задачи, содержание, формы, методы, средства и приемы работы. Немаловажным фактором являются доверительные отношения. Только в этом случае ребенок будет чувствовать себя свободно, раскованно. Ученик при этом не является сторонним наблюдателем, а принимает активное участие в обсуждении.

В ходе совместной работы необходимо сделать следующее:

  • определить круг вопросов, над которыми ученик будет работать в рамках учебной программы;

  • определить уровень восприятия материала (базовый, профильный, углубленный и т.п.);

  •  выбрать элективный курс или факультатив, способный помочь в достижении поставленной цели;

  • определить основное и дополнительное содержание образования для класса и ученика;

  • порекомендовать дополнительные источники информации, спланировать результаты индивидуальной работы;

  • составить график индивидуальных занятий с учителем, определить дни и время консультаций.

         С учеником составляется индивидуальный образовательный маршрут по разделу, основной функцией которого является фиксация регламента работы ученика – индивидуальное расписание, основные темы творческих работ и проектов, сведения о прохождении индивидуальной программы, определяется основное содержание и формы индивидуального образования ученика,  фиксируются фундаментальные образовательные объекты в теме или образовательной области с целью обозначения предмета дальнейшего познания. Кроме этого, составляется содержательный обзор темы или образовательной области, который опирается на систему основных общих образовательных стандартов и на индивидуальные образовательные стандарты, выдается  технологическая карта на каждый урок (индивидуальный маршрут продвижения при изучении темы урока).

При работе по технологической карте важную роль играет уровень сформированности навыков исследовательской деятельности, а именно:

  • умение видеть проблемы;

  • умение ставить вопросы;

  • умение классифицировать;

  • умение делать выводы и умозаключения;

  • умение работать с источниками информации (литература, справочники, Internet и др.);

  • умение структурировать материал.

Совокупность данных навыков приводит к развитию личности обучающегося и развитию его ключевых компетентностей.

         В рамках ИОП учитель может использовать множество различных форм работы с учеником:

  • сотрудничество;

  • индивидуальная работа и групповая работа;

  • работа в парах сменного состава;

  • выполнение творческих и индивидуальных заданий (проектов) и др.

Данные формы работы не предполагают отделение ученика от класса, на уроке ученик идет собственным маршрутом познания. При этом он может изучать материал или его часть со всеми вместе, а затем корректировать его при решении нестандартной или проблемной задачи. Может, используя способ опережающего изучения материала и его углубления, реализовать себя в несколько иных условиях (лаборант, консультант в группе, помощник учителя), что способствует развитию личности ребенка. Используются и другие виды работы, например:

  • самостоятельная деятельность (предлагаются задания повышенного уровня сложности, опережение в изучении материала и его углубленное изучение, решение творческих заданий и заданий исследовательского характера, программируемые и комбинированные задания);

  • работа с учебной и справочной литературой (подбор материала из различных источников, посещение курса «Моя информационная культура»);

  • диалог (консультант в группах сменного состава, «учитель» на разных предметах, «учитель» в разных классах или «коллега» на педсовете);

  • дискуссия (активный участник обсуждения проблемных ситуаций );

  • выдвижение проблем и поиск путей их решения;

  • принятие точки зрения других людей на одну и ту же проблему или вопрос;

  • анализ своей деятельности, ее оценка, устранение возможных ошибок, корректировка дальнейшей деятельности.

Логическим продолжением урока является внеурочная деятельность по предмету, т.к. именно она открывает  для учителя и учеников массу возможностей для развития индивидуальных способностей и наклонностей учащихся, для формирования исследовательской культуры, для углубления и расширения знаний по предмету, для индивидуальной работы с учителем и совершенствования знаний, полученных на уроке. Во время урока уделить достаточно времени каждому ученику очень сложно, а если у ребенка есть еще и личностные проблемы – особенно проблематично. Именно внеурочная деятельность помогает ученику выйти на более высокий уровень и прийти на следующий урок в несколько ином качестве (помощника, консультанта, «учителя» и т.д.), развивая при этом свои личностные качества.

Процесс работы по ИОП сопровождается мониторингом и корректировкой программы, что позволяет ей быть гибкой. Эта гибкость осуществляется благодаря промежуточной диагностике и самодиагностике. Корректирующая (текущая) диагностика проводится в процессе деятельности ученика с целью выявления ошибок, корректировки программы, оценивания правильности принятых решений.

В маршрутном листе, изучив ту или иную тему, ученик с помощью фломастера закрашивает пройденный этап. Цвет, которым он закрашивает прямоугольник с темой, определяет степень ее усвоения. Делается это учеником самостоятельно с помощью тестов самооценки (тестов достижений).

Исходя из промежуточных результатов, программа корректируется  учителем совместно с учеником. 

Корректировка ИОП проводится:

  • в содержании:

- по сложности предъявляемых заданий (программированные задания, задания творческого характера, исследовательские задания, индивидуальные, групповые и т.д.);

- по глубине изложения материала (разноуровневые задания, задания для поступления в различные вузы страны, задания олимпиадного уровня или повышенного уровня сложности);

- по актуальности тем и заданий конкретного ребенка (задания с учетом наиболее (наименее) усвоенных тем, понравившихся тем, наиболее значимых для будущего);

  • в технологии реализации:

- корректировка цели и задач ИОП;

- выбор форм, методов, средств и приемов работы по ИОП;

- корректировка времени (на реализацию конкретного блока программы).

         После коррекции ИОП работа по ней продолжается. После завершения работы по одному из блоков, проводится обобщающая (итоговая) диагностика, необходимая для отслеживания результата обучения учащегося по ИОП.

         Используются различные формы контроля и самоконтроля процессов и результатов обучения по ИОП. Результативность индивидуальной образовательной программы отслеживается следующим образом:

  • через персональную самооценку (для этого используются разнообразные тесты);

  • через отзыв тьютера о работе ученика в течение четверти;

  • через еженедельные обсуждения-рефлексии с учащимся;

  • через публичную защиту проектов, презентацию докладов и результаты творческих работ. Это дает полное представление о возможностях, способностях и интересах ученика, о степени развитости ключевых компетентностей и навыков исследовательской деятельности;

  • через работу ученика в качестве консультанта для младших школьников (как свидетельство овладения им материалом на высоком уровне сложности);

  • через результаты итоговой аттестации.

После предварительных итогов работы намечается программа на следующий год, ставятся новые цели и задачи обучения, корректируются методы, формы, способы и средства реализации программы – так организуется деятельность по дальнейшему развитию учащегося.

         В настоящее время разработана технология создания и реализации индивидуальных образовательных программ.

  1. Идентификация индивидуально-личностных особенностей ученика и его школьной успешности:

    1. выявление познавательных интересов и склонностей, потребности в дополнительном образовании;

    2. изучение степени сформированности мыслительных умений и самостоятельности, учебных затруднений, устойчивости учебной мотивации, запросов на углубленное (расширенное, обогащенное) образование, перспектив на будущее.

  2. Создание индивидуальной образовательной программы (ИОП).

  3. Разработка технологической карты ученика:

1. учитель и ученик совместно составляют детальный план и график выполнения заданий по самостоятельному изучению предмета;

2. апробация плана и графика работы;

3. анализ и коррекция плана и графика учебной деятельности.

   IV.Психолого-педагогическая помощь и поддержка ученика в реализации ИОП:

1. консультации по содержанию изучаемых тем и разделов, по выбору способов деятельности, самоконтроля и самооценки, форм предоставления продуктов своей деятельности;

2. психологические тренинги, направленные на развитие рефлексивных умений и навыков саморегуляции, личностного роста и творческого саморазвития.

    V.Оценивание итоговых результатов деятельности по ИОП:

1. выявление и оценивание продуктов деятельности;

2.совместная оценка (учитель-ученик) степени достижения запланированных целей и приобретенного опыта;

3.коррекция программы (планирование новых целей и задач)  или завершение работы по ИОП.

Основными особенностями ИОП,  с моей точки зрения,  являются следующие:

  1. учет индивидуальных особенностей;

  2. учет интересов (запрос ученика);

  3. активное участие ученика в определении содержания и форм работы;

  4. возможность расширения и углубления программного материала;

  5. гибкость программы (на основе промежуточной диагностики и самодиагностики);

  6. развитие ключевых компетентностей  (коммуникативной, информационной, умения решать реальные задачи,  способности к самообучению);

  7. самоактуализация и саморазвитие личности ученика;

  8. изменение роли учителя (учитель-сопроводитель, тьютер);

  9. сопровождение личностного развития ребенка;

Опыт работы по ИОП позволяет  сделать следующие выводы о наличии ряда преимуществ перед другими формами обучения:

  1. активизируется роль самой личности в процессе обучения, развития и воспитания;

  2. знания становятся личностно значимыми для учащихся, приобретают практический смысл;

  3. развивается доверие к самому себе, терпимость к другим;

  4. больше внимания уделяется индивидуальным особенностям детей, развитию их интереса, мотивации к учению и самовоспитанию, творчеству и исследовательской деятельности, развитию ключевых компетентностей;

  5. меняется роль учителя по отношению к ученику (тьютер).

На сегодняшний день созданы и успешно реализованы две индивидуальные образовательные программы по физике: Капустин Дмитрий – студент 5-го курса НГУ (специальность «Прикладная физика»), Апрелкова Ольга - студентка 2-го курса ЧитГУ. В 2007-2008 учебном году для Тигунцевой Екатерины, ученицы 8-го класса была создана индивидуальная образовательная программа, по которой она успешно работала в течение одного учебного года. В настоящее время Катя успешно продолжает свое обучение по физико-математическому направлению в  МОУ сош №11 г. Иркутска.

В результате работы по созданию и реализации ИОП возникли проблемы, связанные с отбором содержания образования в рамках программы по предмету, с системой оценок (знания ученика оцениваются в соответствии с базовым уровнем), с классно-урочной системой, при которой очень трудно реализовать ИОП, с загруженностью учителя.

Перспектива работы по индивидуальной образовательной программе (для ученика) - в ориентации на выбор профессии, в востребованности знаний при обучении в вузе, в умении добывать знания в быстро меняющемся мире. Перспективу работы учителя я вижу в создании программ сопровождения во избежание перегрузки учеников.

   Е.В. Бондаревская утверждает: «Образование, обращенное к человеку, должно помочь ему обрести личностные смыслы…». Дж. Дьюи пишет:  «Одни понимают образование как раскрытие врожденных способностей, идущее изнутри, другие - как формирование личности извне». Я же считаю, что эти понятия неразделимы, и наиболее полно врожденные  способности развиваются при правильном воздействии на личность извне.