СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа «Коррекция нарушений чтения и письма у учащегося с задержкой психического развития, обучающегося на дому» (4 класс)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная программа составлена для коррекции нарушений чтения и письма у учащегося 4 класса, имеющего задержку психического развития с учетом рекомендаций ПМПК.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа «Коррекция нарушений чтения и письма у учащегося с задержкой психического развития, обучающегося на дому» (4 класс)»


Индивидуальная программа


«Коррекция нарушений чтения и письма у учащегося с задержкой психического развития, обучающегося на дому» (4 класс)







Составитель: Пантелеева Н.В.,

учитель-логопед МОУ ОШ № 3











Переславль-Залесский

2017 г.

Содержание:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………………………………………………….………...……………………….…..2

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА………………………………………………………………………………….............................3

3. МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПАЛНЕ………………………………………………………………………………………………..….4

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…………………………………………………………………………………..…4

5. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА…………………………………………………………………………………………………………...…...........6

6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ………………………………….…….……………....................…7

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………………………………………………………………..13

8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА………………………………..…………………………………..……15

9. ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………...…………………………………………………………………………………………..…….16

10. ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………………………………………………………..……………………………….19


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходя из логопедического заключения: «ОНР (III уровень). Дисграфия. Дислексия», по результатам обследования (Азова О.И. Диагностический комплект. Логопедическое обследование младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 98 с., Смиронова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. Наглядно-методическое пособие. - СПб.: ТЦ Сфера, 2008. – 65 с.), составлена индивидуальная программа коррекционно-логопедической работы.

Программа коррекционно-развивающего обучения составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательно стандарта, программно-методических рекомендаций:

- Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопед. - М.: Просвещение, 1991. — 239 с.

- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

- Коржаева Е. Е. Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР. - М.: Сфера, 2011. — 64 с. — (Библиотека логопеда).

- Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. образования, воспитателей и родителей / О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 2012. – 176.: ил. – (Работам по новым стандартам).

- Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: Пособие для учителей и логопедов. - СПб.: КАРО, 2004.

- Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического разви­тия. : Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой . — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с.

- Мазанова Е. В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы. Методическое пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 2005. – 82 с.

- Программа по логопедии для работы с обучающимися начальных классов общеобразовательных школ/ авт.-сост. А.Л.Антонышева, А.В. Севрюгина. – Ярославль: ГОАУ ДОД ЯО ЦДЮ, ИЦ «Пионер», 2015. – 100 с.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель программы: предупредить неуспеваемость, обусловленную различными нарушениями устной и письменной речи.

В программе решаются следующие задачи:


  1. Расширение и уточнение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования.

  2. Совершенствование навыков усвоения морфологического состава слова.

  3. Уточнение значения используемых синтаксических конструкций: развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

  4. Развитие умения устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания, подбирать языковые средства, адекватные его смысловой концепции.

Программа носит коррекционно-развивающий характер, предусматривает развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), формирование навыков самоконтроля деятельности.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА


Программа составлена для реализации коррекционного курса устной и письменной речи обучающихся. Ключевая идея курса заключается в повышении качества образования.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В структуру занятия может входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.


  1. МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с данной рабочей программой коррекционные занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа подгрупповых занятий рассчитана на 34 занятия в течение года. Продолжительность коррекционных занятий составляет 40 минут (1 урок).

Результативность, динамика обучения детей отслеживается по итогам проведения итоговых диагностических обследований (диктант, списывание, устное изложение).


  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения программы обучающимися.

Предметные результаты:

  • сформированность фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов речевой системы;

  • сформированность навыков правильного и грамотного чтения и письма;

  • актуализация уже имеющихся речеязыковых знаний, умения их использовать в устном общении, при восприятии и создании письменного текста.

Личностные действия обеспечивают целостно-смысловую ориентацию обучающихся.

  • Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю, осознание своей идентичности и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • Оценить поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:

- общечеловеческих ценностей и российских ценностей, уважения к труду, культуре;

- важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учебы и познания нового;

- важности бережного отношения к здоровью и природе;

- важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;

- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

  • Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.

Метапредметными результатами обучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- составлять план и определить последовательность действий;

- выделить главное, существенное в учебном материале, наметить пути и средства достижения учебной цели;

– внести необходимые изменения в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

– выделить и осознать учащимся то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценить качество и уровень усвоения;

- осуществлять контроль за ходом своей деятельности;

- работать в определенном темпе (быстро и качественно писать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)

Коммуникативные УУД:

- внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);

- понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

- целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания;

- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

- употреблять усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

- обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

- подводить итоги занятия;

- соблюдать речевой этикет при общении (обращение, просьба, диалог).

- строить монологическое высказывание;

- слушать собеседника.

Познавательные УУД (общеучебные):

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- найти и выделить необходимую информацию;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- осуществлять смысловое чтение.

Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.


  1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

4 класс

Состав слова (7 ч)

Корень как главная часть слова. Образование родственных слов. Суффикс. Суффиксальное образование имен прилагательных. Суффиксы наречий. Суффиксы глаголов. Приставки. Приставки пространственного и временного значения. Многозначные приставки. Окончание.

Безударные гласные (2 ч)

Безударные гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне.

Согласные звуки и буквы (2 ч)

Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце слова. Оглушение звонких согласных в середине слова.

Согласование и словоизменение (4 ч)

Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных именами существительными по падежам. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Согласование глаголов с именами существительными в роде.

Предлоги и приставки (2 ч)

Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Дифференциация предлогов и приставок.

Управление (8 ч)

Практическое употребление именительного падежа имени существительного. Практическое употребление родительного падежа имени существительного. Практическое употребление винительного падежа имени существительного. Практическое употребление дательного падежа имени существительного. Практическое употребление творительного падежа имени существительного. Практическое употребление предложного падежа имени существительного. Множественное число имен существительных. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

Части речи (2 ч)

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.

Связная речь (6 ч)

Составление связного текста из данных предложений. Редактирование текста. Составление связного текста из деформированных предложений. Составление связного текста из неполных предложений. Составление рассказа по данному началу. Составление рассказа по его концу. Рассказ с элементами описания. Составление краткого рассказа. Составление рассказа по материалам наблюдений. Деление сплошного текста на абзацы. Составление связного текста из данных абзацев.

Проверка знаний, умений и навыков (1 ч)

Итоговая провероч­ная работа.



  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


N

п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности обучающихся

Предполага-емые сроки проведения.

Дата проведения

7

Состав слова

Сентябрь-октябрь

1

Корень как главная часть слова. Образование родственных слов

Находить общую часть в группах слов.

Уточнить понятия «корень», «однокоренные слова».

Наблюдать за словами с омонимичными корнями.

Выделять единый корень в се­рии слов.

Образовывать одноко­ренные слова, относящиеся к различным частям речи. Составлять словосочетания и предложения с однокоренными словами.

Различать родственные слова и формы одного и того же слова.

Устанавливать различие родственных слов и слов с омонимичными корнями.

Упражняться в подборе родственных слов.

Находить однокоренные слова в тексте.

Графически обозначать корень слова.


2

Суффикс. Суффиксальное образование имен прилагательных

Наблюдать за образованием новых слов и выделять суффиксы, с помощь которых они образованы (уменьши­тельно-ласкательные суффиксы, прилага­тельных и глаголов, наречий).

Находить суффиксы в словах и графически их выделять.

Объяснять значение слов, образованных с помощью разных суффиксов.

Находить и исправлять ошибки в разборе слова.

Образовывать прилагательные от существительных (относительных, притяжательных, качественных).



3

Суффиксы наречий


4

Суффиксы глаголов


5

Приставки. Приставки пространственного и временного значения

Выделять и отмечать приставки в предложенных рядах слов.

Различать слова с приставками и слова, корень которых начинаются со сходных звукосочетаний.

Графически обозначать приставки.

Объяснять смыслоразличительную роль приставки.

Применять правила правописания приставок.

Объяснять значение приставок.

Подбирать родственные слова с различными приставками.

Анализировать значение слов.

Образовывать слова с помощью приставок.

Подбирать слова, противоположные по значению.

Составлять словосочетания и предложения с новыми словами.


6

Многозначные приставки


7

Окончание

Знакомиться с изменяемой частью слова – окончанием.

Графически обозначать окончания.

Изменять слова по числам, родам, падежам.


2

Безударные гласные

Октябрь-ноябрь

8(1)

Безударные гласные в корне слова

Упражняться в подборе родственных слов.

Использовать правило обозначения безударных гласных в корне слова.

Подбирать проверочные слова.

Составлять словосочетания и предложения с однокоренными словами.

Графически обозначать корень слова.


9(2)

Правописание безударной гласной в корне слова


2

Согласные звуки и буквы

Октябрь

18(1)

Парные согласные Оглушение звонких согласных в конце слова

Уточнять знания о согласных звуках и буквах, имеющих пары по звонкости-глухости.

Дифференцировать слова со звонкими и глухими, твердыми и мягкими согласными в устной речи и на письме.

Наблюдать за изменением значения слов в парах слов (плод-плот, луг-лук)


20(3)

Оглушение звонких согласных в середине слова

Применять правила написания слов со звонким согласным в конце и в середине слова.

Упражняться в подборе проверочных слов.

Наблюдать за изменением значения слов в парах слов.


4

Согласование и словоизменение

Ноябрь

26(1)

Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде

Упражняться в согласовании прила­гательных с существительными в роде в устной речи и на письме.

Определять род имен существительных и прилагательных.

Согласовывать имена существительные и прилагательные в роде.

Графически выделять окончание имен существительных и прилагательных. Составлять словосочетания, предложения.


27(2)

Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам

Обобщать и систематизировать знания о связи имен прилагательных с именами существительными.

Образовывать начальную форму существительного и прилагательного.

Соотносить предмет и признак в различных предложно-падежных конструкциях в устной речи и на письме.

Графически выделять окончание имен существительных и прилагательных.


30(3)

Согласование глаголов с именами существительными в числе

Согласовывать глаголы с сущест­вительным в числе.

Соотносить глагольное окончание с числом существительного.


31(4)

Согласование глаголов с именами существительными в роде

Согласовывать глагол с сущест­вительным в роде.

Определять род имен существительных.

Соотносить глагольные окончания с родом и числом существительных.


2

Предлоги и приставки

Декабрь

32(1)

Соотнесение предлогов и глагольных приставок

Различать предлоги по значению.

Находить и фиксировать предлоги в предложении.

Использовать правила написания предлогов со словами.

Правильно употреблять предлоги на письме.

Составлять словосочетания и предложения с использованием предлогов.

Применять правила написания предлогов со словами, приставок.

Различать предлоги и приставки.

Наблюдать за сходными по произношению предлогами и приставками.

Различать слова с приставками и слова с предлогами, которые начинаются со сходных звукосочетаний (доплыть до берега).

Графически обозначать предлоги и приставки.


33(2)

Дифференциация предлогов и приставок


8

Управление

Январь-февраль

34(1)

Практическое употребление именительного падежа имени существительного

Наблюдать за группами слов, объединенных общим признаком.

Группировать слова по заданному основанию.

Знакомиться с падежом как грамматическим признаком имен существительных.

Знакомиться с алгоритмом определения падежа имени существительного.

Заканчивать предложения, употребляя слово в заданном падеже.

Графически обозначать падежные окончания.

Задавать вопросы к именам существительным в именительном падеже (кто? что?)


35(2)

Практическое употребление родительного падежа имени существительного

Наблюдать за группами слов, объединенных общим признаком.

Группировать слова по заданному основанию.

Применять алгоритм определения падежа имени существительного.

Заканчивать предложения, употребляя слово в заданном падеже.

Графически обозначать падежные окончания.

Задавать вопросы к именам существительным в родительном падеже (кого? чего?) Наблюдать взаимодействие предлогов с падежными формами существительных.

Находить слова по заданному основанию.

Правильно употреблять предлоги без, для, у, от, до, около, возле с именами существительными в родительном падеже.


36(3)

Практическое употребление винительного падежа имени существительного

Наблюдать за группами слов, объединенных общим признаком.

Группировать слова по заданному основанию.

Применять алгоритм определения падежа имени существительного.

Заканчивать предложения, употребляя слово в заданном падеже.

Графически обозначать падежные окончания.

Задавать вопросы к именам существительным в винительном падеже (кого? что?) Наблюдать взаимодействие предлогов с падежными формами существительных.

Находить слова по заданному основанию.

Правильно употреблять предлоги в, на, за, под, через, про с имена­ми существительными в вини­тельном падеже.


38(5)

Практическое употребление дательного падежа имени существительного

Наблюдать за группами слов, объединенных общим признаком.

Группировать слова по заданному основанию.

Применять алгоритм определения падежа имени существительного.

Заканчивать предложения, употребляя слово в заданном падеже.

Графически обозначать падежные окончания.

Задавать вопросы к именам существительным в дательном падеже (кого? чего?).

Наблюдать взаимодействие предлогов с падежными формами существительных.

Находить слова по заданному основанию.

Правильно употреблять предлоги по, к с именами существитель­ными в дательном падеже.


39(6)

Практическое употребление творительного падежа имени существительного

Группировать слова по заданному основанию.

Применять алгоритм определения падежа имени существительного.

Заканчивать предложения, употребляя слово в заданном падеже.

Графически обозначать падежные окончания.

Задавать вопросы к именам существительным в творительном падеже (кем? чем?).

Наблюдать взаимодействие предлогов с падежными формами существительных.

Находить слова по заданному основанию.

Правильно употреблять предлоги над, за, под, перед, с, между с именами существи­тельными в творительном паде­же.


40(7)

Практическое употребление предложного падежа имени существительного

Наблюдать за группами слов, объединенных общим признаком.

Группировать слова по заданному основанию.

Применять алгоритм определения падежа имени существительного.

Заканчивать предложения, употребляя слово в заданном падеже.

Графически обозначать падежные окончания.

Задавать вопросы к именам существительным в предложном падеже (о ком? о чем?).

Наблюдать взаимодействие предлогов с падежными формами существительных.

Находить слова по заданному основанию.

Правильно употреблять предлоги по, к с именами существитель­ными в дательном падеже в, о, об, на, при с име­нами существительными в пред­ложном падеже.


41(8)

Множественное число имен существительных

Наблюдать за изменением формы числа имен существительных.

Изменять имена существительных по числам.

Изменять окончания имен существительных.

Составлять словосочетания и предложения по заданной модели


42(9)

Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях

Подбирать вопросы к существительным в косвенных падежах, изменяя окончания существительных в соответствии с падежными вопросами.

Выбирать нужную форму имени существительного в словосочетаниях.

Изменять модели предложно-падежных конструкций.

Сопоставлять падежные формы существительных, сравнивать использованные предлоги и окончания.

Составлять словосочетания из слов, данных в начальной форме, выбирать нужную падежную форму имени существительного.

Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок.


2

Части речи

Февраль

43(1)

Главные члены предложения

Уточнять понятие «грамматическая основа предложения».

Обобщать и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения.

Находить и графически обозначать грамматическую основу в предложении. Устанавливать пропуск одного из главных членов предложения, восстанавливать предложение.

Использовать алгоритм нахождения главных членов предложения.

Знакомиться с однородными членами предложения.

Сравнивать предложения с однородными членами и без них.

Составлять предложения по вопросам и опорным словосочетаниям.

Находить словосочетания в предложении в соответствии с алгоритмом.


44(2)

Второстепенные члены предложения


6

Связная речь

март-май

51(3)

52(4)

Составление связного текста из данных предложений. Редактирование текста

Располагать предложения в правильной последовательности для получения связного рассказа.

Определять темы текста, основную мысль, озаглавливать текст.

Оформлять предложения, используя правила.

Находить лишние предложения, слова, не соответствующие теме.

Находить логические ошибки в предложениях.

Редактировать простые предложения с повторяющимися словами.

Конструировать сложноподчиненные предложений.


53(5)

Составление связного текста из деформированных предложений. Составление связного текста из неполных предложений

Устанавливать связь слов в предложении.

Составлять предложения, располагая слова в правильной логической последовательности.

Составлять связный текст из деформированных предложений.

Дополнять предложения подходящими по смыслу словами, предлогами для получения связного рассказа.

Грамматически правильно оформлять предложения.

Устанавливать связность и последовательность предложений в тексте.

Определять тему, основную мысль текста.

Озаглавливать текст.


56(8)

57(9)

Составление рассказа по данному началу. Составление рассказа по его концу

Дополнять рассказ предложениями.

Устанавливать последо­вательность передачи событий.

Определять тему, основную мысль текста.

Озаглавливать текст.


58(10)

59(11)

Рассказ с элементами описания. Составление краткого рассказа

Определять последовательность частей.

Составлять план текста.

Определять тему и главную мысль текста и его частей.

Составлять описательный текст.

Находить и выписывать из текста часть описательного содержания.

Разбирать текст по частям.

Определять тему и главную мысль текста и его частей.

Составлять краткий рассказ.


60(12)

Составление рассказа по материалам наблюдений

Грамматически правильно оформлять предложения.

Редактировать, анализировать составленные тексты.

Обсуждать тему, основную мысль сочинения.


64(16)

65(17)

Деление сплошного текста на абзацы. Составление связного текста из данных абзацев

Делить текст на части, опреде­лять главную мысль каждой части текста, озаглавливать ее.

Составлять план.

Определять правильную последовательность частей в тексте для составления связного рассказа.

Определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текста.


3

Проверка знаний, умений и навыков

Май

66(1)

Итоговая провероч­ная работа

Записывать под диктовку слова, предложения, текст.

Осуществлять безошибочное списывание с образца.

Контролировать правильность и аккуратность собственных записей


67(2)

Изложение

Письменно излагать содержание прочитанного .

Применять ранее изученные правила.

Грамматически правильно оформлять предложения, правильно согласовывая слова.

Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.6


68(3)

Тест

Правильно выполнять задания по изученным темам.

Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.


N

п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности обучающихся

Предполага-емые сроки проведения.

Дата проведения

2

Предложение

Сентябрь

1

Предложение. Главные члены предложения

Составлять предложения из набора слов.

Определять последовательно­сть слов в предложении.

Применять правила написания предложений.

Использовать алгоритм нахождения главных членов.

Находить и графически обозначать грамматическую основу в предложении.

Знакомиться с однородными главными членами предложения.


2

Интонационная законченность предложения

Составлять предложения из набора слов, выбирать необходимые знаки препинания в конце предложений.

Различать различные виды интонации.

Применять правила обозначения границ предложения на письме.


11

Морфологический состав слова

Сентябрь-декабрь

3(1)

Корень как главная часть слова. Образование однокоренных слов


Находить общую часть в группах слов.

Уточнить понятия «корень», «однокоренные слова».

Наблюдать за словами с омонимичными корнями.

Выделять единый корень в се­рии слов.

Образовывать одноко­ренные слова, относящиеся к различным частям речи. Составлять словосочетания и предложения с однокоренными словами.

Находить однокоренные слова в тексте.

Графически обозначать корень слова.







4(2)


Родствен­ные слова. Дифферен­циация однокоренных и родственных слов

Подбирать однокоренные и родст­венные слова.

Различать родственные слова и формы одного и того же слова.

Устанавливать различие родственных слов и слов с омонимичными корнями.

Упражняться в подборе родственных слов.

Составлять словосочетания и предложения с однокоренными словами.

Группировать слова по значениям.

Определять значения слов.

Графически обозначать корень слова.


5(3)

Безударные гласные в корне слова

Упражняться в подборе родственных слов.

Использовать правило обозначения безударных гласных в корне слова.

Подбирать проверочные слова.

Составлять словосочетания и предложения с однокоренными словами.

Графически обозначать корень слова.


6(4)

Правописание безударной гласной в корне слова


7(5)

Сложные слова

Наблюдать за способами словообразования сложных слов.

Выделять соединительную гласную о (е) в середине слова.

Определять лексическое значение сложных слов.

Составлять словосочетания и предложения со сложными словами .

Графически обозначать корень слова.


8(6)

Составление словосочетаний и предложений со сложными словами

Упражняться в составлении словосочетаний и предложений с использованием сложных слов.

Применять способы образования сложных слов и объяснять их лексическое значение.

Графически обозначать корень слова.


9(7)

Префиксальный способ образования слов

Объяснять значение приставок.

Подбирать родственные слова с различными приставками.

Анализировать значение слов.

Графически обозначать приставки и корни.

Образовывать слова с помощью приставок.

Подбирать слова, противоположные по значению.

Применять правила правописания приставок.

Составлять словосочетания и предложения с новыми словами.


10(8)

Суффиксальный способ образования слов

Знакомиться с суффиксом как частью слова.

Наблюдать за образованием новых слов и выделять суффиксы, с помощь которых они образованы (суф­фиксы профессий, уменьши­тельно-ласкательные суффиксы, суффиксы увеличения, прилага­тельных и глаголов).

Находить суффиксы в словах и графически их выделять.

Объяснять значение слов, образованных с помощью разных суффиксов.

Находить и исправлять ошибки в разборе слова.


11(9)

Окончание

Знакомиться с изменяемой частью слова – окончанием.

Графически обозначать окончания.

Изменять слова по числам, родам, падежам.


12(10)

Состав слова

Находить слова в соответствии с данной морфемной схемой.

Наблюдать за словами, образованными приставочно-суффиксальным способом, определять способ образования слов.

Конструировать слова в соответствии с заданной моделью.

Уточнять значение слов.

Восстанавливать деформированные слова.


13(11)

Проверочная работа по теме «Состав слова»

Правильно выполнять задания по изученным темам.

Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.


2

Предлоги и приставки

Декабрь

14(1)

Предлоги

Различать предлоги по значению.

Находить и фиксировать предлоги в предложении.

Использовать правила написания предлогов со словами.

Правильно употреблять предлоги на письме.

Составлять словосочетания и предложения с использованием предлогов.

Применять правила написания предлогов со словами, приставок.

Различать предлоги и приставки.

Наблюдать за сходными по произношению предлогами и приставками.

Различать слова с приставками и слова с предлогами, которые начинаются со сходных звукосочетаний (доплыть до берега).

Графически обозначать предлоги и приставки.


15(2)

Правописание и дифференциация предлогов и приставок


4

Словообразование

Декабрь-февраль

16(1)

Антонимы. Использование антонимов в речи

Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение.

Находить антонимы в текстах.

Подбирать антонимы к предложенным словам.

Выбирать из ряда слов антонимы.

Подбирать антонимы к разным значениям многозначного слова.

Использовать антонимы в речи







17(2)

Синонимы. Использование синонимов в речи


Наблюдать за сходством в значении синонимов.

Выбирать из ряда слов синонимы.

Самостоятельно подбирать синонимы к словам.

Находить в тексте повторы слов и заменять их синонимами.

Выбирать из пары синонимов слово, подходящее к заданному предложению.

Находить синонимы в тексте и формулировать их общее значение.



18(3)

Много­значные слова. Использование многозначных слов в речи

Знакомиться с многозначными словами.

Составлять предложения с использованием многозначных слов.

Опознавать слова в переносном значении.

Обобщать и систематизировать знания о многозначных словах.

Подбирать антонимы и синонимы к многозначным словам.

Объяснять значение выражений с многозначными словами с переносным значением.


19(4)

Прямое и переносное значение многозначных слов


14

Связная речь

Февраль-май

20(1)

Текст. Выделение признаков связного текста. Тема текста. Основная мысль текста

Выделять признаки текста, определять тему текста.

Устанавливать связь предложений в тексте.

Называть признаки текста.

Понимать содержание текстов.

Определять основную мысль.

Подбирать заголовки к текстам.


21(2)

Деление сплошного текста на отдельные предложе­ния

Выделять предложения из тек­ста.

Обозначать границы пред­ложения.

Оформлять предло­жения, используя правила.

Понимать содержание текстов.

Определять темы текста, основную мысль.

Подбирать заголовки к текстам.


22(3)

Составление связного текста из данных предложений

Располагать предложения в правильной последовательности для получения связного рассказа.

Определять темы текста, основную мысль, озаглавливать текст.

Оформлять предложения, используя правила.


23(4)

Редактирование текста

Находить лишние предложения, слова, не соответствующие теме.

Находить логические ошибки в предложениях.

Редактировать простые предложения с повторяющимися словами.

Конструировать сложноподчиненные предложений.


24(5)

Составление связного текста из деформированных предложений

Устанавливать связь слов в предложении.

Составлять предложения, располагая слова в правильной логической последовательности.

Составлять связный текст из деформированных предложений.

Дополнять предложения подходящими по смыслу словами, предлогами для получения связного рассказа.

Грамматически правильно оформлять предложения.

Устанавливать связность и последовательность предложений в тексте.

Определять тему, основную мысль текста.

Озаглавливать текст.


25(6)

Составление связного текста из предложений с пропущенными предлогами


26(7)

Составление связного текста по вопросам

Составлять связный текст путем ответа на вопросы.

Записывать связный рассказ.

Анализировать составленные тексты.

Определять тему, основную мысль текста.


27(8)

Составление рассказа по данному началу

Дополнять рассказ предложениями.

Устанавливать последо­вательность передачи событий.

Определять тему, основную мысль текста.

Озаглавливать текст.


28(9)

Составление рассказа по его концу


29(10)

Выборочное выписывание из текста по заданию

Выписывать из текста слова, предложения, отрывки по заданию логопеда.


30(11)

Текст-по­вествование. Характерные признаки текста-повествования

Знакомиться с характеристиками текста-повествования.

Определять последовательность частей.

Делить текст на части.

Определять тему и главную мысль текста и его частей.

Составлять план связного высказывания.

Составлять повествовательный текст с опорой на план.


31(12)

Текст-опи­сание. Характерные признаки текста-описания

Знакомиться с характеристиками текста-описания.

Определять последовательность частей.

Составлять план текста.

Определять тему и главную мысль текста и его частей.

Составлять описательный текст.


32(13)

Текст-рас­суждение. Характерные признаки текста-рассуждения

Знакомиться с характеристиками текста-рас­суждения.

Определять последовательность частей.

Составлять план текста.

Конструировать сложноподчиненные предложения.

Осуществлять смысловой анализ составляющих частей предложения.

Анализировать текст.


33(14)


Деление сплошного текста на абзацы. Составление связного текста из данных абзацев

Делить текст на части, опреде­лять главную мысль каждой части текста, озаглавливать ее.

Составлять план.

Располагать абзацы в правильной последовательности для получения связного рассказа.

Определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст.


1

Проверка знаний, умений и навыков

Май

34(1)

Итоговая провероч­ная работа.

Записывать под диктовку слова, предложения, текст.

Осуществлять безошибочное списывание с образца.

Письменно излагать содержание прочитанного .

Правильно выполнять задания по изученным темам.

Контролировать правильность и аккуратность собственных записей



  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Учебно-методический комплекс


Диагностика состояния устной и письменной речи

Исследование устной речи:

  1. Азова О.И. Диагностический комплект. Логопедическое обследование младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 98 с.

  2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 279 с.

  3. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: ГНОМ и Д, 2005. – 80 с.

  4. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи. – СПб.: 2007. – 192 с.

  5. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования звукопроизношения. Наглядно-методическое пособие . - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 67 с.

  6. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. Наглядно-методическое пособие . - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 56 с.

  7. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. Наглядно-методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. - 52 с

  8. Смиронова И.А. Логопедическиий альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. Наглядно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 51 с.

  9. Фотекова Т.А. Тестовая методика экспресс-диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.


Исследование письменной речи:

  1. Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. – М., 2011.

  2. Азова О.И. Обследование младших школьников с дизорфографией. – М.: РУДН, 2007. – 53 с.

  3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. – М.: Издательский дом «Академия», 2003. – 32 с.

  4. Смиронова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. Наглядно-методическое пособие. - СПб.: ТЦ Сфера, 2008. – 65 с.




Для учителя-логопеда:


  1. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: пособие для логопеда. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика. / Н. Г. Андреева; под ред. Р. И. Лалаевой. – Москва: ВЛАДОС, 2006. – 182 с.

  2. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: пособие для логопеда. Ч. 2: Предложение. Текст / Н. Г. Андреева; под ред. Р. И. Лалаевой. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 302 с.

  3. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: пособие для логопеда.

  4. Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Дидактический материал по развитию речи в начальной школе / Серия «Учение с увлечением». – Ростов-н/Д, 2003.

  5. Городилова В.И. Чтение и письмо: обучение, развитие и исправление недостатков. Издательство: Дельта. Год: 1999.

  6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Кн. Для логопедов. — М.: Просвещение, 1991.— 224 с.

  7. Зегебарт Г.М. учение без мучения. Коррекция дисграфии. Рабочие материалы. – М.: Генезис, 2010. – 120 с.

  8. Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках. 3-4 классы: задания и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009. – 143 с.

  9. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО, 2004. - 172 с.

  10. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. образования, воспитателей и родителей / О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 2012. – 176.: ил. – (Работам по новым стандартам).

  11. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 136 с.

  12. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.

  13. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с: ил.


Для обучающегося:


  1. Дмитриев С. Д., Дмитриев В. С. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М.: Книголюб, 2005 – 127 с.

  2. Козырева Л.М. Как образуются слова: Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия-Холдинг, 2001. – 80 с.

  3. Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей: Тетрадь для логопедических занятий. — Ярославль: Академия развития, 2001. — 80 с.

  4. Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов: Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия-Холдинг, 2006. – 64 с.

  5. Козырева Л.М. Слова - друзья, слова – неприятели: Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006. - 64 с.

  6. Мазанова Е. В. Логопедия. Преодоление нарушений письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. – М.: АКВАРИУМ, 2006. – 78 с.

  7. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. - М.: Гном Пресс, 2007. – 48 с.

  8. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М.: ГНОМ и Д, 2008. - 48с.

  9. Чистякова О.В. 30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 3-4 классы. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010. – 80 с.


Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создается и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по различным направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, а так же:

  1. Материалы для диагностики речевых нарушений;

  2. Дидактические пособия для развития мелкой моторики;

  3. Дидактические пособия для развития и формирования фонематических процессов;

  4. Дидактические пособия для коррекции звукопроизношения;

  5. Дидактические пособия для развития слоговой структуры слова;

  6. Дидактические пособия для развития для развития и формирования лексико-грамматического строя речи;

  7. Дидактические пособия для развития и формирования связной речи;

  8. Дидактические пособия по коррекции нарушений письменной речи;

  9. Методическая и справочная литература.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Обучающиеся должны знать:

- изученные части речи и их признаки;

- признаки главных и второстепенных членов предложения;

- морфологический состав слова.


Обучающиеся должны уметь:

- активно пользоваться различными способами словообразования;

- владеть навыками усвоения морфологического состава слова;

- использовать в речи различные конструкции предложений;

- устанавливать логику (связность, последовательность) текста, точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;

- составлять план текста.


Динамика речевого развития отслеживается с помощью таблиц, приведенных в Приложениях 1,2.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Динамика развития письменной речи

Особенности овладения письмом учащимися

Типы ошибок

Виды ошибок


Учебный год

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

I

п/год.

II

п/год.

I

п/год.

II

п/год.

I

п/год.

II

п/год.

I

п/год.

II

п/год.

Без ошибок /с 1 ошибкой









Ошибки звукового состава слова


замены согласных









замены гласных









пропуски гласных









пропуски согласных









пропуски слогов и частей слова









Перестановки, персеверации, антиципации









добавления









раздельное написание частей слова









контаминации









замена фонем по звуковому сходству









Лексико-грамматические ошибки

нарушение согласования









ошибки в окончании









замена слов по звуковому сходству









замена по семантическому сходству









пропуски слов









лишнее слово, повторы слов









слитное написание слов









Графические

ошибки

замена букв по количеству элементов









замена букв по пространственному расположению









зеркальное письмо букв









общее искажение букв, слов









Ошибки на правила правописания

правописание жи/ши, ча/ща, чу/щу









большая буква в начале предложения, в именах и кличках животных









знаки препинания









правописание мягких согласных









правописание безударной гласной в корне слова









правописание парной согласной









правописание чк/чн









другие ошибки на правила правописания









Затрудняются писать на слух









Списывание










Особенности овладения чтением учащимися

Параметры

Учебный год

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

I

п/год.

II

п/год.

I

п/год.

II

п/год.

I

п/год.

II

п/год.

I

п/год.

II

п/год.


Способ чтения

побуквенное









отрывистое слоговое









плавное слоговое









плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов









чтение целыми словами и группами слов









Правильность чтения:

I. Правильное (безошибочное)









II. Виды ошибок

ошибки в окончаниях









замены слов на основе смыслового сходства









замены слов на основе оптического сходства









ошибки в постановке ударения









пропуски букв









антиципации букв









персеверации букв









смешение оптически сходных букв









добавление звуков









реверсии букв и слогов









пропуски слогов









пропуски слов









перестановки слов









повторы частей или целых слов









пропуски и повторы строк









аграмматизмы









ошибки интонационного обозначения границ предложения









III. Понимание прочитанного

понимает полностью









понимает частично









не понимает












ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Карта динамики речевого развития


Параметры

Учебный год

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

I

п/год.

II

п/год.

I

п/год.

II

п/год.

I

п/год.

II

п/год.

I

п/год.

II

п/год.


Связная речь

Уровень самостоятельности повествования









Типы используемых предложений









Аграмматизмы









Устная речь

Общее звучание речи:









- темп









- плавность









- четкость









- логические ударения









Звуковая сторона речи

Артикуляционный аппарат:









- строение









- двигательная функция









Отсутствие, смешение, замена звуков









Искажение произношения









Слоговая структура









Звуковой анализ и синтез









Словарный запас

Пассивный словарь









Активный словарь









Грамматический строй речи

Словоизменение









Словообразование









Синтаксис (построение предложений)









Письмо

Общая и мелкая моторика









Графика









Наличие специфических ошибок









Наличие неспецифических ошибок









Чтение

Способ чтения









Понимание прочитанного













1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!