СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы со слабоуспевающими детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Девиантное поведение детей имеет свою специфическую природу и вызывают трудности в организации обучения. Среди причин обуславливающих различные девиации, выделяют социально-психологические и психобиологические факторы, которые взаимосвязаны. На основе анализа психолого-педагогической лиллитературы и практического применении научных технологий выяснили, что предупреждению девиантного поведения способствуют: информационно-просветительская работа с родителями, работа с педагогами, направленная на профессиональный рост в области профилактики девиаций поведения детей: развитие у них навыков взаимодействия с другими людьми на основе самсамопринятия, самораскрытия и принятия других путем включения его в профилактические  мероприятия.

« Только  тогда, когда педагоги будут знать, что надо делать, они смогут сделать»

П.П. Блонский

 

   

 

 

 

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Безусловно, проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Причем беспокоит не только взрослых, но и наших детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни    одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться. Когда малыш впервые переступает порог школы, он чаще всего преисполнен мечтами о светлом и удивительном школьном мире, о встрече с умными и добрыми учителями, о пока ещё недоступных для него предметах и явлениях. Другими словами, ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать хорошим учеником.

Это ведущая мотивация детей шести-восьми лет. Когда же мечты об успешном обучении разбиваются, о первые двойки, а потом он просто или  отказывается посещать школу, прогуливая уроки или становится «трудным» учеником: грубит, хамит учителю, не выполняет задания, мешает работать на уроке одноклассникам. Как в случае прогулов, так и в случае открытого протеста против педагога у ребенка могут возникнуть различного рода деформации в развитии личности. Ведь в нашем обществе школьное обучение является обязательным, все дети вокруг учатся, и если у ребенка возникают проблемы, он может чувствовать, что он не такой, как все, а значит хуже. Подобные мысли могут вызвать у любого неуспевающего ученика, и даже если на словах он уверяет нас, что ему абсолютно безразлично, как он учится, что школа ему не нужна, в глубине души он может ощущать себя отверженным, ненужным.

 

159

 

Скорее всего, подобные переживания приведут к новым негативным проявлениям в поведении. В итоге зачастую неуспевающие дети ищут круг людей, для которых они будут значимы. Так они оказываются в дворовых компаниях, в чердачных тусовках, тем самым, пополняя ряды «неблагополучных» детей района, города. И тогда уже целая армия взрослых вынуждена бороться с новоиспеченными хулиганами. Итак, проблема школьной неуспеваемости напрямую связана с такими актуальными для нашего времени «государственными» проблемами, как наркомания и преступность среди молодежи. К сожалению, эта масштабная по своему содержанию и широте проявления трудность порождена нами, взрослыми, которые вовремя не заметили, не помогли ребенку.

Для меня, как для учителя, очень актуально, потому что на протяжении всей своей педагогической деятельности я работала со слабоуспевающими детьми. С первых дней обучения учителю необходимо определить так называемый «контингент риска», тех детей, с кем будет труднее всего, и им уделить особое внимание. С этими учениками важно не запаздывать, не упустить время для педагогического, а при необходимости и медицинской коррекции, не надеяться на чудо, так как трудности не пройдут сами собой. Самое главное, чтобы эти различия не пугали, важно, чтобы он мог выделить существенное и несущественное, то что влияет на успешность обучения и не оказывает никакого влияния. Бессрочно, чем лучше готов организм ребенка ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолевает, тем спокойнее и безболезненнее будет протекать процесс приспособления к школе. Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад (вернее, была сформулирована как проблема, а существовала-то всегда) в связи с изменением сроков начала систематического обучения. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но практически во всех странах Европы и связи с этим встал вопрос определения возраста. Тогда и начали определять, в каком возрасте лучше начинать обучение, когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказывается на здоровье. Одновременно необходимо было решить, проблему как лучше учить. В отечественной психологии проблемой готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению занимались Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова, Н.В. Нижегородцева, Г.А. Цукерман и другие. Предварительно нужно было определить не только возможные трудности, которые возникают в связи с более ранним обучением, но и найти более оптимальные сроки (возраст), когда ребёнку можно идти в школу, более рациональные и оптимальные формы и методы обучения. Предлагалось и предлагается сейчас немало способов определения готовности ребенка к обучению (ими говорили раньше, определение «школьной зрелости»). Одни  ученые и специалисты считали достаточным критерием достижение определенной степени морфологического развития (например, смена молочных зубов), другие связывали готовность         непременно с умственным развитием, третьи считали необходимым условием определенной уровень психического, и прежде всего, личностного развития.

 

 

160

 

Как показалось, теперь уже многолетнее, изучение этой проблемы и в эксперименте, и при массовом обучении в школе детей с шести лет, готовность ребёнка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием,   есть имеет значение весь комплекс факторов. Поэтому и принято считать, что готовность ребенка к систематическому обучению к школе, так называемая «школьная занятость» это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка. Необходимо определить готовность ребенка в самом начале обучения, а еще лучше до поступления в школу. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояние здоровья, в частности психоневрологической сферы. Известно, что более половины «не готовых» к обучению в школе детей имеют низкую успеваемость, а значит, определение степени готовности является одной из мер предупреждения неуспеваемости; «неготовность» для учителя - сигнал, показывающий необходимость пристального внимания к ученику, поиска более эффективных средств и методов обучения, индивидуального обучения, индивидуального подхода, учитывающего особенности и возможности ребенка. Однако тревогу вызывают не только неуспевающие, «неготовые» дети, но и хорошо успевающие (именно эти дети выпадают из поля зрения учителя, ведь, собственно говоря, тревожиться не о чем-ребенок учится хорошо). Дело в том, что хорошая успеваемость при недостаточной функциональной готовности организма достигается, как правило, очень дорогой, физиологической ценой; вызывая чрезмерное напряжение различных систем организма, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате- к расстройствам со стороны нервно-психической сферы. Предупредить подобные осложнения учитель сможет только в том случае, если будет знать и учитывать эту особенность развития ребенка, сможет осуществлять дифференцированный подход к таким детям в условиях классического коллектива. Фактически «неготовые» дети-это «контингент риска»: риска испытать небольшие трудности, риска неуспеваемости, риска усугубить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья или заболеть от чрезмерных нагрузок и переутомления. Именно поэтому такие дети требуют особого подхода, и особого внимания учителя, и так важно определить уровень готовности к школе еще до начала обучения или в самом начале, чтобы учитывать эти особенность с самых первых дней в школе.

 

161

 

обучения или в самом начале, чтобы учитывать эти особенности с самых первых дней в школе.

Много ли таких детей в школе? Специальные исследования, проведенные в России, показали, что их количество уменьшается от пяти до семи лет, т.е. чем старше ребенок, тем меньше вероятность оказаться среди «неготовых». В зависимости от возраста начала обучения число, «неготовых» колеблется от 10% до 50% в городских школах и может достигать 75% в сельских школах. Больше всего «неготовых» выявлено в возрасте пяти-пяти с половиной лет (около 80%), в шесть лет таких детей уже намного меньше (51%), а в шесть с половиной лет-32%. В семилетнем возрасте число, «неготовых» к школе снижается до 13%. Именно эти факторы вызывают необходимость тщательного медико-педагогического отбора детей в школу. В этом возрасте достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей первой деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. В основе этих индивидуальных особенностей свойства нервных процессов возбуждения, торможения и их различных сочетаний. В процессе время получены данные, свидетельствующие о наследственности отдельных свойств нервной системы, особенностей высшей нервной деятельности; правда считается, что они не являются абсолютно неизмененными. Когда учителя говорят о разных характерах своих учеников, речь скорее всего, идет не о характере, а о темпераменте ребенка, так как характер будет еще складываться. А вот темперамент-это совокупность индивидуальных особенностей личности, характере рисующих динамическую и эмоциональную стороны ее деятельности и поведения. Именно эти свойства личности не только наиболее устойчивы, но и достаточно четко проявляются уже в младшем школьном возрасте в виде таких основных характеристик, как общая психологическая активность, моторика, эмоциональность. Эти свойства определяют общую активность ребенка, темп его деятельности, интенсивность, способность переключаться на новый вид работы, его реакцию и т.д. На основе этих. характеристик должен строиться и индивидуальный подход к ученику. Существуют соотношения между типами системы, особенностями первых процессов и темпераментами

 

162

Типы нервной системы

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы нервной системы

Сильные

Слабые

Безудер

жный

Жив

ой

Инертный

Особен

ности

нервных

процес

сов

Сила,

уравно

вешен

ность,

подвиж

ность

Силь

ный,

неурав

нове

шенный,

подвиж

ный

Сильн

ый,

уравно

вешен

ный,

подви

жный

Сильный

уравнове

шейный,

инертный

Слабый,

неуравно

вешенный,

подвиж

ный,

инертный

Темпера

менты

 

Холе

рик

Санг

виник

Флегмат

ик

Мелан

холик

В свою очередь есть соотношения между темпераментами и показатели психических реакций ребенка (быстротой и силой).

Соотношение между темпераментами, и показатели психических реакций

Темпераменты

Реакции

Быстрота

Сила

Холерик

Быстрый

Чрезмерный

Сангвиник

Быстрый

Умеренный

Флегматик

Медленный

Сильный

Меланхолик

Медленный

Слабый

 

Свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) достаточно четко проявляются во внешнем поведении ребенка. Фактически поведение и является для учителя тем индикатором, который позволяет определить преобладание того или иного типа темперамента. Дети с сильным типом нервной системы могут достаточно долго и напряженно работать или играть; у них, как правило, высокий эмоциональный тонус, устойчивое внимание, хорошая способность ориентироваться в непривычной ситуации. Дети со слабым типом нервной системы, напротив, вялы, замедленны во всех действиях, медленно включаются в работу, долго переключаются к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                            

 

163

восстановлению; у них, как правило, медленный темп письма и чтения, они быстро отвлекаются, не могут долго и интенсивно работать. Слабость и инертность нервной системы могут быть не только наследственным, но могут явиться результатом или проявление плохого функционального состояния, связанного со здоровьем, утомлением и другими причинами. Знание основных закономерностей функционального и психологического развития особенно значимо для учителя. Без такого знания невозможно дифференцировать обучения, осуществить индивидуальный подход, найти наиболее адекватные средства и методы обучения.

Не подлежит сомнению, что успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состояния здоровья, с которыми малыш пришел в первый класс. К сожалению, в настоящее время здоровыми начинают обучение всего лишь % часть детей (20-25%). Учитывая, что наибольшая утомленность детей (и зрение тоже) связана с их длительным непрерывным сидением за партой, не следует требовать от малышей соблюдение неподвижной позы в течение всего урока.

Пристальное внимание уделяется детям, которые составляют «группу риска» по развития близорукости. Необходимо знать, кто из учеников входит в эту группу, так как это дает возможность правильно осуществлять комплекс определенных гигиенических и педагогический мероприятий. Специальные обследования показывают, что в течении последних лет около 15-20% детей, поступающих в школу, имеют различные нарушения нервно- психического здоровья.

Уже с первых дней учебного года мальчик С. отличается от других детей. Он больше всех доставляет хлопот учителю. Мальчик чрезмерно возбудимым, на любое замечание мог смахнуть с парты все учебники на пол, он ни минуты не мог спокойно сидеть за партой, вертелся, мешая другим, беспричинно смеялся, не мог сосредоточится. Письмо и чтение «не давалось», и постепенно стало явленым его отставание. Ребенок рос очень болезненным,' был чрезвычайно беспокойным. Повышенная возбудимость, непоследовательность, неустойчивость внимания вызывали неудовольствие не только у школьного учителя, но и у воспитателей детского сада. С. ни на минутку нельзя оставить без присмотра, так как он сразу начинает драться, ломать игрушки. К врачу родители обращались, считая все это баловство. Проучившись первую четверть первого класса стало понятно, что это вовсе не баловство, а нарушения поведения, которые связаны с расстройством нервной системы. Медико-психолого- педагогическая комиссия определила маршрут обучения ребенка, и он направлен школу-интернат.

Обследование семилетнего А., не посещавшего детский сад выявило нарушения            коммуникативной способности. Речь бедна, состоявшая из односложных фраз.      

Составление рассказа по картинке вызывает у ребенка сложности. Мальчик с трудом  подбирает слова, не понимает смысла рассказа, говорит невнятно, неправильно произносит многие звуки. Как выяснилось из беседы с мамой, говорить

 

 

 

164

А. начал поздно (отдельные слова к трем годам). Но родители не обращались за помощью к специалисту. Обучение для ребенка в общеобразовательной школе вызывает большие трудности. На уроках ученик вялый, безразличный. Работоспособность очень низка, ребенок не в состоянии справиться с самыми простыми заданиями. Чтение и письмо вовсе ему не дается. В школу ходит с огромным нежеланием. У А. задержка речевого развития и поэтому обучаться он может только по специальной программе в школе для детей с речевыми нарушениями. Повторная целенаправленная консультация у специалистов подтвердила это заключение. А. направлен в школу для детей с речевыми нарушениями.

Наиболее тяжелыми для растущего организма являются неблагоприятные м икросоциальные условия воспитания, конфликтные ситуации в семье, безнадзорность или, наоборот, излишняя опека и, безусловно, алкоголизм. Многие из отечественных и зарубежных исследований с тревогой отмечают, что алкоголизм родителей или отягощенная по алкоголизму наследственность являются одной из основных причин нервно- психических нарушений у детей, так как в подобных случаях они постоянно находятся в конфликтной атмосфере, безнадзорны, являются свидетелями аморального, асоциального поведения родителей. Самым частым последствием воздействия всех этих неблагоприятных факторов на детский организм является ранее органическое поражение центральной нервной системы, которое и лежит в основе большинства пограничных нервно-психических расстройств. Фактически ребенку приходится расплачиваться за то, что его мать болела в период беременности, или за то, что во время зачатия плода родители были пьяны, роды были тяжелыми и т.д. Также дети очень выделяются в классе. Их обычно называю! «трудными» и неуправляемыми. Любое поведенческое проявление ребенка из подобных семей основывается на эмоциях. Чрезмерно беспокойные, суетливые, драчливые, они постоянно кричат, сильно возбуждаются, долго не могут успокоиться, при малейшей неудаче обижаются, плачут, пускают вход кулаки. Таким «трудным ребенком» является К.. С первых же дней пребывания в классе он не дает никому покоя, ни учителю, ни детям, постоянно носится по коридорам, кричит, дерется, все ломает. Особенно трудно во время уроков. Мальчик, безусловно, неглупый, развитый, умеет читать, хорошо считает, однако учебный материал практически не усваивает, так как он не в состоянии сосредоточиться даже на пять минут Чтобы иметь возможность вести урок, учитель вынужден сажать его рядом. Учитель принимает в работе с К. самые различные методы работы с девиантными детьми. Ребенок искренне обещает вести себя хорошо, но тут же забывает свои обещания и начинает вести себя плохо. Чем больше наказывать ребенка, тем поведение его становится невыносимее. К тому же постоянно он становится все более нервным, плаксивым, раздражительным, стал жаловаться на головные боли, плохо спать ночью. Бабушка ребенка обратилась к врачу. Оказалось, что мальчик нуждается в срочном лечении, а все его «трудности поведения» были связаны с нервно-психическим нарушением, которое требовало специального лечения. Причиной этого нарушения, как выяснилось, было тяжелое

 

 

 

165

 

   течение беременности матери и осложнения в родах. А затем и смерть мамы.      Постоянно пьяный отец, драки, ссоры. При воспитании в семьях, где обычными являются постоянные ссоры, конфликты, пьянство, у детей также не вырабатывается умение сдерживать свои эмоции. Как правило, возбудимые, конфликтные, они, наблюдая за взрослыми, переносят модели поведения на собственное общение со сверстниками. Ученик Ф. остался на повторное обучение в первом классе. С первого дня обучения он отличался от всех детей.

Выглядел неряшливо, всегда раздражителен. В играх Ф. всегда стремился быть «командиром», но при малейшем конфликте проявлял агрессивность, набрасывался на детей с кулаками, обзывал нецензурными словами, все недоразумения разрешал дракой. В классе были случаи воровства. Ф. был поставлен на учет в детскую комнату полиции. В семье у мальчика очень неблагоприятная обстановка: отца нет, мать почти каждый вечер приводит «друзей», которые засиживаются допоздна, постоянные конфликты, частенько и драки. По словам соседей, мальчик часто бывает голодным, гуляет до поздней ночи. Мама не занимается воспитанием сына. Ф. часто видят на мусорных свалках. Он собирает металлолом, чтобы прокормить себя. Все психолого-педагогические беседы с мамой безрезультатны. Ребенок отправлен в специализированную школу-интернат.

Не вызывает сомнения, что непременным условием успешности обучения детей в школе является полная осведомленность учителя об                     их физиологических и

психологических особенностях развития, об условиях их жизни и воспитания и особенно о состоянии здоровья в начале обучения. Итак, состояние здоровья ребенка в начале обучения, это тот резерв, тот запас сил, та стартовая позиция, которые и определяют во многом успешность не только первого года обучения, но и всего школьного марафона. Сочетание физического, функционального и психического состояния ребенка дает тот комплекс факторов, которые определяют его готовность к обучению в школе.

Необходимым условием в обучении детей является с первых дней пребывания в школе создание учителем благоприятной психологической атмосферы, ибо только в этом случае возможен прогресс в его развитии. Обучение важно строить так, чтобы дети не боялись ошибаться. Если ребенок по своему уровню развития не может принять задание в рамках учебной деятельности, то он может сделать это в игровой деятельности. Некоторые учебные мотивы, а именно получение хорошей отметки за определенное качество выполнения задания, рассматриваются наравне с игровыми мотивами в игре-соревновании, где выигрыш-это тоже хорошая отметка, поэтому использование в обучении принципа

соревнования и игр по правилам с результативным выигрышем может быть мостиком к развитию учебного мотива в виде желания получить хорошую отметку, если такой мотив удастся актуализировать, то следующим шагом, может быть работа по сдвигу на цель. Например, если ученик учится читать, чтобы получить хорошую оценку, то затем само чтение начинает доставлять ему удовольствие. Постепенно такой путь развития мотивационной сферы может привести к развитию познавательной деятельности. Работа со слабоуспевающими обучающимися строится но принципу восполнения пробелов в воспитании и развитии. Особенно

 

166

важно научить детей слушать и слышать, видеть и воспринимать, пересказывать текст и отвечать на вопросы, выделять в прочитанном главное, составлять рассказы по картинкам и т.д. Особое внимание уделяется развитию речи, так как умственное развитие ребенка определяется его речевым развитием, которое зависит от того, много ли ребенку читают, учат ли его пересказу, ответам на вопросы, осмыслению прочитанного. В начальной школе закладываются основы дальнейшего благополучия школьника, а именно: его умение учиться, отношение к учебе вообще и к школе в частности, общение со сверстниками.

Отношение учителя к неуспевающим детям должно быть доброжелательным, дружелюбным, недопустима менторская позиция и порицания за неуспех. Необходимо, чтобы успех переживался учениками как радость, этому сопутствует положительная эмоциональная оценка со стороны учителя. Большое внимание уделяется развитию у детей способности к самооценке своей работы. Самооценка позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослого.

В работе со слабыми упор делается на следующие правила, разработанные психологами:

  • не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;
  • желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме; не давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, разбить его на отдельные информационные «куски» и давать их постепенно, по мере усвоения;
  • не заставлять таких учеников отвечать на вопросы по  новому, только что усвоенному материалу, откладывать опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома;
  • путем правильной тактики опросов и поощрений (не только отметкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т.д.) формируются у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных и т.д.;
  • осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится;
  • во время подготовки учеником ответа, дать ему время для проверки и исправления написанного;
  • в минимальной степени отвлекать ученика, не переключать его внимание, создавать спокойную обстановку.

Так же в каждом классе есть дети с нейродинамическими особенностями (инертные дети). Они чаще относятся к категории неуспевающих и слабоуспевающих.

В работе с данной категорией детей необходимо придерживаться следующих правил:

  • не требовать от них немедленного включения в работу, их активность в

 

 

167

  • выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;
  • всегда помнить, что инертные дети не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации;
  • не требовать от данной категории учеников быстрого изменения неудачных формулировок, им необходимо время на обдумывания нового ответа, они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации;
  • не проводить их опрос в начале урока, гак как они с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации;
  • избегать ситуации, когда от инертного ученика требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос, инертным ученикам необходимо предоставлять время на обдумывания вопроса и подготовку к ответу на него. Во время выполнения задания не отвлекать, не переключать внимание ребёнка на что-нибудь другое. Педагогу в частности учителю начальной школы необходимо знать все психолого-физиологические особенности слабых и трудных учеников и стремиться организовать учебную деятельность так, чтобы эти дети не выпадали из образовательного процесса. Скажем прямо добиться этого сложно. На уроках и во внеурочной деятельности необходимо использование дифференцированного и индивидуального подходов. Применение гибкой методики ведение урока любого типа. Широкое использование дидактического материала даёт возможность детям проявить самостоятельность. Например, при решении классом задачи самостоятельно, слабые обучающиеся с указанием логического рассуждения решения задачи получают помощь учителя. Нельзя ограничивать во времени выполнения задания по тому или иному предмету. Организовывать дополнительные занятия. Информацию, идущую от учителя слабые ученики принимают и перерабатывают медленно, для более полного восприятия они нуждаются в наглядно-практической опоре. Поэтому к урокам готовится наглядный материал, составляются памятки, алгоритмы. Ещё одним необходимым условием работы с слабоуспевающими детьми –это организация, индивидуальные и групповые консультации родителям по вопросам обучения и воспитания. Как рассуждать при решении задачи, как диктовать, как организовать труд и отдых. В работе с данной категорией детей и их родителей из-за постоянно существующей опасности образования конфликту, педагогу необходимо быть предельно тактичным, справедливым, терпеливым, и время от времени организовывать разговоры по душам.

Знание причин трудностей своевременная медико-педагогическая коррекция помогут ребёнку и оградят его от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье, а это главная задача учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Девиантное поведение детей имеет свою специфическую природу и вызывают трудности в организации обучения. Среди причин обуславливающих различные девиации, выделяют социально-психологические и психобиологические факторы, которые взаимосвязаны. На основе анализа психолого-педагогической лиллитературы и практического применении научных технологий выяснили, что предупреждению девиантного поведения способствуют: информационно-просветительская работа с родителями, работа с педагогами, направленная на профессиональный рост в области профилактики девиаций поведения детей: развитие у них навыков взаимодействия с другими людьми на основе самсамопринятия, самораскрытия и принятия других путем включения его в профилактические  мероприятия.

« Только  тогда, когда педагоги будут знать, что надо делать, они смогут сделать»

П.П. Блонский

 

   

 

 

 

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Безусловно, проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Причем беспокоит не только взрослых, но и наших детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни    одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться. Когда малыш впервые переступает порог школы, он чаще всего преисполнен мечтами о светлом и удивительном школьном мире, о встрече с умными и добрыми учителями, о пока ещё недоступных для него предметах и явлениях. Другими словами, ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать хорошим учеником.

Это ведущая мотивация детей шести-восьми лет. Когда же мечты об успешном обучении разбиваются, о первые двойки, а потом он просто или  отказывается посещать школу, прогуливая уроки или становится «трудным» учеником: грубит, хамит учителю, не выполняет задания, мешает работать на уроке одноклассникам. Как в случае прогулов, так и в случае открытого протеста против педагога у ребенка могут возникнуть различного рода деформации в развитии личности. Ведь в нашем обществе школьное обучение является обязательным, все дети вокруг учатся, и если у ребенка возникают проблемы, он может чувствовать, что он не такой, как все, а значит хуже. Подобные мысли могут вызвать у любого неуспевающего ученика, и даже если на словах он уверяет нас, что ему абсолютно безразлично, как он учится, что школа ему не нужн

Просмотр содержимого документа
«Организация работы со слабоуспевающими детьми»


158


ГЛАВА X

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ
© Бсловицкая С.И., 2014 (г. Ростов-на-Дону, России);

© Семендяева М.В., 2014 (с. Песчаноконское,
Пссчанокопский район, Ростовская область, России)

Девиантное поведение детей имеет свою специфическую природу и вызывают трудности в организации обучения. Среди причин обуславливающих различные девиации, выделяют социально-психологические и психобиологические факторы, которые взаимосвязаны. На основе анализа психолого-педагогической лиллитературы и практического применении научных технологий выяснили, что предупреждению девиантного поведения способствуют: информационно-просветительская работа с родителями, работа с педагогами, направленная на профессиональный рост в области профилактики девиаций поведения детей: развитие у них навыков взаимодействия с другими людьми на основе самсамопринятия, самораскрытия и принятия других путем включения его в профилактические мероприятия.

« Только тогда, когда педагоги будут знать, что надо делать, они смогут сделать»

П.П. Блонский




Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Безусловно, проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Причем беспокоит не только взрослых, но и наших детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который бы хотел плохо учиться. Когда малыш впервые переступает порог школы, он чаще всего преисполнен мечтами о светлом и удивительном школьном мире, о встрече с умными и добрыми учителями, о пока ещё недоступных для него предметах и явлениях. Другими словами, ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать хорошим учеником.

Это ведущая мотивация детей шести-восьми лет. Когда же мечты об успешном обучении разбиваются, о первые двойки, а потом он просто или отказывается посещать школу, прогуливая уроки или становится «трудным» учеником: грубит, хамит учителю, не выполняет задания, мешает работать на уроке одноклассникам. Как в случае прогулов, так и в случае открытого протеста против педагога у ребенка могут возникнуть различного рода деформации в развитии личности. Ведь в нашем обществе школьное обучение является обязательным, все дети вокруг учатся, и если у ребенка возникают проблемы, он может чувствовать, что он не такой, как все, а значит хуже. Подобные мысли могут вызвать у любого неуспевающего ученика, и даже если на словах он уверяет нас, что ему абсолютно безразлично, как он учится, что школа ему не нужна, в глубине души он может ощущать себя отверженным, ненужным.


159


Скорее всего, подобные переживания приведут к новым негативным проявлениям в поведении. В итоге зачастую неуспевающие дети ищут круг людей, для которых они будут значимы. Так они оказываются в дворовых компаниях, в чердачных тусовках, тем самым, пополняя ряды «неблагополучных» детей района, города. И тогда уже целая армия взрослых вынуждена бороться с новоиспеченными хулиганами. Итак, проблема школьной неуспеваемости напрямую связана с такими актуальными для нашего времени «государственными» проблемами, как наркомания и преступность среди молодежи. К сожалению, эта масштабная по своему содержанию и широте проявления трудность порождена нами, взрослыми, которые вовремя не заметили, не помогли ребенку.

Для меня, как для учителя, очень актуально, потому что на протяжении всей своей педагогической деятельности я работала со слабоуспевающими детьми. С первых дней обучения учителю необходимо определить так называемый «контингент риска», тех детей, с кем будет труднее всего, и им уделить особое внимание. С этими учениками важно не запаздывать, не упустить время для педагогического, а при необходимости и медицинской коррекции, не надеяться на чудо, так как трудности не пройдут сами собой. Самое главное, чтобы эти различия не пугали, важно, чтобы он мог выделить существенное и несущественное, то что влияет на успешность обучения и не оказывает никакого влияния. Бессрочно, чем лучше готов организм ребенка ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолевает, тем спокойнее и безболезненнее будет протекать процесс приспособления к школе. Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад (вернее, была сформулирована как проблема, а существовала-то всегда) в связи с изменением сроков начала систематического обучения. Возникла эта проблема не только в нашей стране, но практически во всех странах Европы и связи с этим встал вопрос определения возраста. Тогда и начали определять, в каком возрасте лучше начинать обучение, когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказывается на здоровье. Одновременно необходимо было решить, проблему как лучше учить. В отечественной психологии проблемой готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению занимались Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова, Н.В. Нижегородцева, Г.А. Цукерман и другие. Предварительно нужно было определить не только возможные трудности, которые возникают в связи с более ранним обучением, но и найти более оптимальные сроки (возраст), когда ребёнку можно идти в школу, более рациональные и оптимальные формы и методы обучения. Предлагалось и предлагается сейчас немало способов определения готовности ребенка к обучению (ими говорили раньше, определение «школьной зрелости»). Одни ученые и специалисты считали достаточным критерием достижение определенной степени морфологического развития (например, смена молочных зубов), другие связывали готовность непременно с умственным развитием, третьи считали необходимым условием определенной уровень психического, и прежде всего, личностного развития.




160


Как показалось, теперь уже многолетнее, изучение этой проблемы и в эксперименте, и при массовом обучении в школе детей с шести лет, готовность ребёнка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием, есть имеет значение весь комплекс факторов. Поэтому и принято считать, что готовность ребенка к систематическому обучению к школе, так называемая «школьная занятость» это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка. Необходимо определить готовность ребенка в самом начале обучения, а еще лучше до поступления в школу. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояние здоровья, в частности психоневрологической сферы. Известно, что более половины «не готовых» к обучению в школе детей имеют низкую успеваемость, а значит, определение степени готовности является одной из мер предупреждения неуспеваемости; «неготовность» для учителя - сигнал, показывающий необходимость пристального внимания к ученику, поиска более эффективных средств и методов обучения, индивидуального обучения, индивидуального подхода, учитывающего особенности и возможности ребенка. Однако тревогу вызывают не только неуспевающие, «неготовые» дети, но и хорошо успевающие (именно эти дети выпадают из поля зрения учителя, ведь, собственно говоря, тревожиться не о чем-ребенок учится хорошо). Дело в том, что хорошая успеваемость при недостаточной функциональной готовности организма достигается, как правило, очень дорогой, физиологической ценой; вызывая чрезмерное напряжение различных систем организма, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате- к расстройствам со стороны нервно-психической сферы. Предупредить подобные осложнения учитель сможет только в том случае, если будет знать и учитывать эту особенность развития ребенка, сможет осуществлять дифференцированный подход к таким детям в условиях классического коллектива. Фактически «неготовые» дети-это «контингент риска»: риска испытать небольшие трудности, риска неуспеваемости, риска усугубить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья или заболеть от чрезмерных нагрузок и переутомления. Именно поэтому такие дети требуют особого подхода, и особого внимания учителя, и так важно определить уровень готовности к школе еще до начала обучения или в самом начале, чтобы учитывать эти особенность с самых первых дней в школе.



161


обучения или в самом начале, чтобы учитывать эти особенности с самых первых дней в школе.

Много ли таких детей в школе? Специальные исследования, проведенные в России, показали, что их количество уменьшается от пяти до семи лет, т.е. чем старше ребенок, тем меньше вероятность оказаться среди «неготовых». В зависимости от возраста начала обучения число, «неготовых» колеблется от 10% до 50% в городских школах и может достигать 75% в сельских школах. Больше всего «неготовых» выявлено в возрасте пяти-пяти с половиной лет (около 80%), в шесть лет таких детей уже намного меньше (51%), а в шесть с половиной лет-32%. В семилетнем возрасте число, «неготовых» к школе снижается до 13%. Именно эти факторы вызывают необходимость тщательного медико-педагогического отбора детей в школу. В этом возрасте достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей первой деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. В основе этих индивидуальных особенностей свойства нервных процессов возбуждения, торможения и их различных сочетаний. В процессе время получены данные, свидетельствующие о наследственности отдельных свойств нервной системы, особенностей высшей нервной деятельности; правда считается, что они не являются абсолютно неизмененными. Когда учителя говорят о разных характерах своих учеников, речь скорее всего, идет не о характере, а о темпераменте ребенка, так как характер будет еще складываться. А вот темперамент-это совокупность индивидуальных особенностей личности, характере рисующих динамическую и эмоциональную стороны ее деятельности и поведения. Именно эти свойства личности не только наиболее устойчивы, но и достаточно четко проявляются уже в младшем школьном возрасте в виде таких основных характеристик, как общая психологическая активность, моторика, эмоциональность. Эти свойства определяют общую активность ребенка, темп его деятельности, интенсивность, способность переключаться на новый вид работы, его реакцию и т.д. На основе этих. характеристик должен строиться и индивидуальный подход к ученику. Существуют соотношения между типами системы, особенностями первых процессов и темпераментами




162

Типы нервной системы









Типы нервной системы

Сильные

Слабые

Безудер

жный

Жив

ой

Инертный

Особен

ности

нервных

процес

сов

Сила,

уравно

вешен

ность,

подвиж

ность

Силь

ный,

неурав

нове

шенный,

подвиж

ный

Сильн

ый,

уравно

вешен

ный,

подви

жный

Сильный

уравнове

шейный,

инертный

Слабый,

неуравно

вешенный,

подвиж

ный,

инертный

Темпера

менты


Холе

рик

Санг

виник

Флегмат

ик

Мелан

холик

В свою очередь есть соотношения между темпераментами и показатели психических реакций ребенка (быстротой и силой).

Соотношение между темпераментами,
и показатели психических реакций

Темпераменты

Реакции

Быстрота

Сила

Холерик

Быстрый

Чрезмерный

Сангвиник

Быстрый

Умеренный

Флегматик

Медленный

Сильный

Меланхолик

Медленный

Слабый

Свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) достаточно четко проявляются во внешнем поведении ребенка. Фактически поведение и является для учителя тем индикатором, который позволяет определить преобладание того или иного типа темперамента. Дети с сильным типом нервной системы могут достаточно долго и напряженно работать или играть; у них, как правило, высокий эмоциональный тонус, устойчивое внимание, хорошая способность ориентироваться в непривычной ситуации. Дети со слабым типом нервной системы, напротив, вялы, замедленны во всех действиях, медленно включаются в работу, долго переключаются к











163

восстановлению; у них, как правило, медленный темп письма и чтения, они быстро отвлекаются, не могут долго и интенсивно работать. Слабость и инертность нервной системы могут быть не только наследственным, но могут явиться результатом или проявление плохого функционального состояния, связанного со здоровьем, утомлением и другими причинами. Знание основных закономерностей функционального и психологического развития особенно значимо для учителя. Без такого знания невозможно дифференцировать обучения, осуществить индивидуальный подход, найти наиболее адекватные средства и методы обучения.

Не подлежит сомнению, что успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состояния здоровья, с которыми малыш пришел в первый класс. К сожалению, в настоящее время здоровыми начинают обучение всего лишь % часть детей (20-25%). Учитывая, что наибольшая утомленность детей (и зрение тоже) связана с их длительным непрерывным сидением за партой, не следует требовать от малышей соблюдение неподвижной позы в течение всего урока.

Пристальное внимание уделяется детям, которые составляют «группу риска» по развития близорукости. Необходимо знать, кто из учеников входит в эту группу, так как это дает возможность правильно осуществлять комплекс определенных гигиенических и педагогический мероприятий. Специальные обследования показывают, что в течении последних лет около 15-20% детей, поступающих в школу, имеют различные нарушения нервно- психического здоровья.

Уже с первых дней учебного года мальчик С. отличается от других детей. Он больше всех доставляет хлопот учителю. Мальчик чрезмерно возбудимым, на любое замечание мог смахнуть с парты все учебники на пол, он ни минуты не мог спокойно сидеть за партой, вертелся, мешая другим, беспричинно смеялся, не мог сосредоточится. Письмо и чтение «не давалось», и постепенно стало явленым его отставание. Ребенок рос очень болезненным,' был чрезвычайно беспокойным. Повышенная возбудимость, непоследовательность, неустойчивость внимания вызывали неудовольствие не только у школьного учителя, но и у воспитателей детского сада. С. ни на минутку нельзя оставить без присмотра, так как он сразу начинает драться, ломать игрушки. К врачу родители обращались, считая все это баловство. Проучившись первую четверть первого класса стало понятно, что это вовсе не баловство, а нарушения поведения, которые связаны с расстройством нервной системы. Медико-психолого- педагогическая комиссия определила маршрут обучения ребенка, и он направлен школу-интернат.

Обследование семилетнего А., не посещавшего детский сад выявило нарушения коммуникативной способности. Речь бедна, состоявшая из односложных фраз.

Составление рассказа по картинке вызывает у ребенка сложности. Мальчик с трудом подбирает слова, не понимает смысла рассказа, говорит невнятно, неправильно произносит многие звуки. Как выяснилось из беседы с мамой, говорить



164

А. начал поздно (отдельные слова к трем годам). Но родители не обращались за помощью к специалисту. Обучение для ребенка в общеобразовательной школе вызывает большие трудности. На уроках ученик вялый, безразличный. Работоспособность очень низка, ребенок не в состоянии справиться с самыми простыми заданиями. Чтение и письмо вовсе ему не дается. В школу ходит с огромным нежеланием. У А. задержка речевого развития и поэтому обучаться он может только по специальной программе в школе для детей с речевыми нарушениями. Повторная целенаправленная консультация у специалистов подтвердила это заключение. А. направлен в школу для детей с речевыми нарушениями.

Наиболее тяжелыми для растущего организма являются неблагоприятные м икросоциальные условия воспитания, конфликтные ситуации в семье, безнадзорность или, наоборот, излишняя опека и, безусловно, алкоголизм. Многие из отечественных и зарубежных исследований с тревогой отмечают, что алкоголизм родителей или отягощенная по алкоголизму наследственность являются одной из основных причин нервно- психических нарушений у детей, так как в подобных случаях они постоянно находятся в конфликтной атмосфере, безнадзорны, являются свидетелями аморального, асоциального поведения родителей. Самым частым последствием воздействия всех этих неблагоприятных факторов на детский организм является ранее органическое поражение центральной нервной системы, которое и лежит в основе большинства пограничных нервно-психических расстройств. Фактически ребенку приходится расплачиваться за то, что его мать болела в период беременности, или за то, что во время зачатия плода родители были пьяны, роды были тяжелыми и т.д. Также дети очень выделяются в классе. Их обычно называю! «трудными» и неуправляемыми. Любое поведенческое проявление ребенка из подобных семей основывается на эмоциях. Чрезмерно беспокойные, суетливые, драчливые, они постоянно кричат, сильно возбуждаются, долго не могут успокоиться, при малейшей неудаче обижаются, плачут, пускают вход кулаки. Таким «трудным ребенком» является К.. С первых же дней пребывания в классе он не дает никому покоя, ни учителю, ни детям, постоянно носится по коридорам, кричит, дерется, все ломает. Особенно трудно во время уроков. Мальчик, безусловно, неглупый, развитый, умеет читать, хорошо считает, однако учебный материал практически не усваивает, так как он не в состоянии сосредоточиться даже на пять минут Чтобы иметь возможность вести урок, учитель вынужден сажать его рядом. Учитель принимает в работе с К. самые различные методы работы с девиантными детьми. Ребенок искренне обещает вести себя хорошо, но тут же забывает свои обещания и начинает вести себя плохо. Чем больше наказывать ребенка, тем поведение его становится невыносимее. К тому же постоянно он становится все более нервным, плаксивым, раздражительным, стал жаловаться на головные боли, плохо спать ночью. Бабушка ребенка обратилась к врачу. Оказалось, что мальчик нуждается в срочном лечении, а все его «трудности поведения» были связаны с нервно-психическим нарушением, которое требовало специального лечения. Причиной этого нарушения, как выяснилось, было тяжелое




165


течение беременности матери и осложнения в родах. А затем и смерть мамы. Постоянно пьяный отец, драки, ссоры. При воспитании в семьях, где обычными являются постоянные ссоры, конфликты, пьянство, у детей также не вырабатывается умение сдерживать свои эмоции. Как правило, возбудимые, конфликтные, они, наблюдая за взрослыми, переносят модели поведения на собственное общение со сверстниками. Ученик Ф. остался на повторное обучение в первом классе. С первого дня обучения он отличался от всех детей.

Выглядел неряшливо, всегда раздражителен. В играх Ф. всегда стремился быть «командиром», но при малейшем конфликте проявлял агрессивность, набрасывался на детей с кулаками, обзывал нецензурными словами, все недоразумения разрешал дракой. В классе были случаи воровства. Ф. был поставлен на учет в детскую комнату полиции. В семье у мальчика очень неблагоприятная обстановка: отца нет, мать почти каждый вечер приводит «друзей», которые засиживаются допоздна, постоянные конфликты, частенько и драки. По словам соседей, мальчик часто бывает голодным, гуляет до поздней ночи. Мама не занимается воспитанием сына. Ф. часто видят на мусорных свалках. Он собирает металлолом, чтобы прокормить себя. Все психолого-педагогические беседы с мамой безрезультатны. Ребенок отправлен в специализированную школу-интернат.

Не вызывает сомнения, что непременным условием успешности обучения детей в школе является полная осведомленность учителя об их физиологических и

психологических особенностях развития, об условиях их жизни и воспитания и особенно о состоянии здоровья в начале обучения. Итак, состояние здоровья ребенка в начале обучения, это тот резерв, тот запас сил, та стартовая позиция, которые и определяют во многом успешность не только первого года обучения, но и всего школьного марафона. Сочетание физического, функционального и психического состояния ребенка дает тот комплекс факторов, которые определяют его готовность к обучению в школе.

Необходимым условием в обучении детей является с первых дней пребывания в школе создание учителем благоприятной психологической атмосферы, ибо только в этом случае возможен прогресс в его развитии. Обучение важно строить так, чтобы дети не боялись ошибаться. Если ребенок по своему уровню развития не может принять задание в рамках учебной деятельности, то он может сделать это в игровой деятельности. Некоторые учебные мотивы, а именно получение хорошей отметки за определенное качество выполнения задания, рассматриваются наравне с игровыми мотивами в игре-соревновании, где выигрыш-это тоже хорошая отметка, поэтому использование в обучении принципа

соревнования и игр по правилам с результативным выигрышем может быть мостиком к развитию учебного мотива в виде желания получить хорошую отметку, если такой мотив удастся актуализировать, то следующим шагом, может быть работа по сдвигу на цель. Например, если ученик учится читать, чтобы получить хорошую оценку, то затем само чтение начинает доставлять ему удовольствие. Постепенно такой путь развития мотивационной сферы может привести к развитию познавательной деятельности. Работа со слабоуспевающими обучающимися строится но принципу восполнения пробелов в воспитании и развитии. Особенно


166

важно научить детей слушать и слышать, видеть и воспринимать, пересказывать текст и отвечать на вопросы, выделять в прочитанном главное, составлять рассказы по картинкам и т.д. Особое внимание уделяется развитию речи, так как умственное развитие ребенка определяется его речевым развитием, которое зависит от того, много ли ребенку читают, учат ли его пересказу, ответам на вопросы, осмыслению прочитанного. В начальной школе закладываются основы дальнейшего благополучия школьника, а именно: его умение учиться, отношение к учебе вообще и к школе в частности, общение со сверстниками.

Отношение учителя к неуспевающим детям должно быть доброжелательным, дружелюбным, недопустима менторская позиция и порицания за неуспех. Необходимо, чтобы успех переживался учениками как радость, этому сопутствует положительная эмоциональная оценка со стороны учителя. Большое внимание уделяется развитию у детей способности к самооценке своей работы. Самооценка позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослого.

В работе со слабыми упор делается на следующие правила, разработанные психологами:

  • не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;

  • желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме; не давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, разбить его на отдельные информационные «куски» и давать их постепенно, по мере усвоения;

  • не заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, откладывать опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома;

  • путем правильной тактики опросов и поощрений (не только отметкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т.д.) формируются у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных и т.д.;

  • осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится;

  • во время подготовки учеником ответа, дать ему время для проверки и исправления написанного;

  • в минимальной степени отвлекать ученика, не переключать его внимание, создавать спокойную обстановку.

Так же в каждом классе есть дети с нейродинамическими особенностями (инертные дети). Они чаще относятся к категории неуспевающих и слабоуспевающих.

В работе с данной категорией детей необходимо придерживаться следующих правил:

  • не требовать от них немедленного включения в работу, их активность в



167

  • выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;

  • всегда помнить, что инертные дети не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации;

  • не требовать от данной категории учеников быстрого изменения неудачных формулировок, им необходимо время на обдумывания нового ответа, они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации;

  • не проводить их опрос в начале урока, гак как они с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации;

  • избегать ситуации, когда от инертного ученика требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос, инертным ученикам необходимо предоставлять время на обдумывания вопроса и подготовку к ответу на него. Во время выполнения задания не отвлекать, не переключать внимание ребёнка на что-нибудь другое. Педагогу в частности учителю начальной школы необходимо знать все психолого-физиологические особенности слабых и трудных учеников и стремиться организовать учебную деятельность так, чтобы эти дети не выпадали из образовательного процесса. Скажем прямо добиться этого сложно. На уроках и во внеурочной деятельности необходимо использование дифференцированного и индивидуального подходов. Применение гибкой методики ведение урока любого типа. Широкое использование дидактического материала даёт возможность детям проявить самостоятельность. Например, при решении классом задачи самостоятельно, слабые обучающиеся с указанием логического рассуждения решения задачи получают помощь учителя. Нельзя ограничивать во времени выполнения задания по тому или иному предмету. Организовывать дополнительные занятия. Информацию, идущую от учителя слабые ученики принимают и перерабатывают медленно, для более полного восприятия они нуждаются в наглядно-практической опоре. Поэтому к урокам готовится наглядный материал, составляются памятки, алгоритмы. Ещё одним необходимым условием работы с слабоуспевающими детьми –это организация, индивидуальные и групповые консультации родителям по вопросам обучения и воспитания. Как рассуждать при решении задачи, как диктовать, как организовать труд и отдых. В работе с данной категорией детей и их родителей из-за постоянно существующей опасности образования конфликту, педагогу необходимо быть предельно тактичным, справедливым, терпеливым, и время от времени организовывать разговоры по душам.

Знание причин трудностей своевременная медико-педагогическая коррекция помогут ребёнку и оградят его от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье, а это главная задача учителя.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей