ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ И НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ
«Увидеть и понять проблему –
наполовину решить её,
если же не видишь проблему,
это значит, что она в тебе самом»
Цель: разработать эффективный алгоритм работы педагогического коллектива школы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Задачи:
- Выявить возможные причины низкой неуспеваемости учащихся;
- Выработать комплекс мер, направленных на повышение успеваемости и подготовку выпускников к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.
Основная идея Педагогического Совета:
« Человек только тогда прилагает усилия, когда его побуждают к этому его желания. Когда они дремлют и ничто их не возбуждает, его превосходные качества и способности никогда не будут раскрыты.»
Б. Мандевиль
- Особенности слабоуспевающих и неуспевающих школьников.
- Причины проявления отставания и неуспеваемости.
- Профилактика неуспеваемости.
- Педагогические технологии , помогающие учителю в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учениками, а также для профилактики неуспеваемости.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.
Особенности:
- низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;
- отсутствие познавательного интереса;
- не сформированы элементарные организационные навыки;
- учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;
- нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника;
- дети, в основном, из асоциальных семей;
- отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;
- частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.
1. Низкий уровень умственного развития
Причины:
- педагогическая запущенность;
- частые заболевания;
- пропуски занятий;
- органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
Проявляется в неумении:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- учитывать все признаки предмета или явления;
- видеть общее и. д.
2. Несформированность учебных навыков
Ребенок не умеет учиться:
- работать с текстом;
- выделять главное, существенное;
- не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.
3. Дефицит внимания с гиперактивностью
Характеризуется:
- отвлекаемостью;
- подвижностью;
- неусидчивостью и т. д.
4. Отсутствие познавательного интереса
Обусловлено:
- с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
- ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.
5. Несформированность произвольной сферы: проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
6. Конфликтные отношения
- со сверстниками;
- учителями;
- отказ от усилий в учебной деятельности.
7. Низкий познавательный интерес
- не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)
Нуждается:
- в поддержке;
- в демонстрации того, что он состоятелен в других видах деятельности;
- полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
Необходимо:
- наглядность в решении и изложении учебного материала;
- реализация принципа доступности учебного материала.
9. Низкая работоспособность
Проявляется:
- в утомляемости;
- в истощаемости;
- в медленном темпе работы.
ВНУТРЕННИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧЕНИКУ
Недостатки биологического развития
Недостатки психического развития личности
дефекты органов чувств
Недостатки воспитанности личности
слабое развитие эмоциональной сферы личности
ВНЕШНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧЕНИКУ
соматическая ослабленность
Недостатки образования личности
недостатки в развитии моральных качеств личности
слабое развитие воли
особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение
недостатки в отношении личности к учителям, коллективу, семье…
Недостатки опыта влияний школы
пробелы в знаниях и специальных
умениях
отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей
психологические отклонения
пробелы в навыках учебного труда
Недостатки влияний внешкольной среды
недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.
недостатки в трудовой воспитанности
недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива учащихся и др.)
недостатки влияний семьи
недостатки влияний сверстников
недостатки влияний культурно-производственного окружения
- Необходимо выяснить причину отставания.
- Определить действительный уровень знаний.
- “ Возвратить” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо:
- своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в ЗУН учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов ;
- установить правильность и разумность способов учебной работы , применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы;
- систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам;
- организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе так, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
- Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
- Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
- Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
- Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
- Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
- Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
- Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
- Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
ЭТАПЫ УРОКА
АКЦЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения.
Тщательно анализировать и систематизировать ошибки , допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.
Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.
По окончании изучения темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.
ЭТАПЫ УРОКА
АКЦЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ
2.При изложении нового материала
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.
Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала.
Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний.
Обеспечит разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
ЭТАПЫ УРОКА
АКЦЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ
3.В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определённой системе , достичь большего эффекта.
Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок , допущенных при ответах в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность.
Учить умениям планировать работу, выполнять её в должном темпе и осуществлять контроль.
ЭТАПЫ УРОКА
АКЦЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ
4.При организации самостоятельной работы вне класса
Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.
Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками .
Чётко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися.
Согласовывать объём домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку , особенно слабоуспевающих учеников
- Дифференцированный подход в обучении
Дидактические материалы:
- специальные обучающие таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля;
- карточки – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
- карточки с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
- карточки, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
- карточки-инструкции, в которых даются указания к выполнению заданий.
- Дифференцированный подход в обучении
- Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
- Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
- Индивидуальные дифференцированные задания.
- Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
- Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
- Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
- Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
- Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
- Создать на уроке ситуацию успеха:
- помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
- слабому – выполнить посильный объем работы.
- Технология, основанная на личностно – ориентированной педагогике (разные школы - Якиманская, Сериков). Обучение в сотрудничестве . Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. В классе создаются несколько команд разного уровня.
- Технология, основанная на личностно – ориентированной педагогике (разные школы - Якиманская, Сериков).
- Обучение в сотрудничестве . Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. В классе создаются несколько команд разного уровня.
- Разнообразные формы и жанры урока:
- урок-игра
- урок-спектакль
- урок-путешествие
- урок-детектив
- урок-сказка
- урок-силовое многоборье
- урок-концерт
- урок-картина
- Проектное обучение
- Проектное обучение
- Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание . Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.
- Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся.
- При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание .
- Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.
- Технология “полного усвоения” : индивидуализировать занятия так, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала
Цель : создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения.
Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.
Первая группа – « Руководители» (администрация школы);
Вторая группа – « Учителя» (МО учителей естественно-математического цикла);
Третья группа – « Родители» (МО учителей гуманитарного цикла)
Четвертая группа – « Учащиеся» (МО учителей художественно-эстетического цикла, физической культуры и начальных классов)
План работы в группе:
1. В течение 10 минут каждой группе предстоит выработать рекомендации для внесения корректив в работу образовательного учреждения: какие действия следует предпринимать учащимся, их родителям, учителям и администрации школы, чтобы повысить эффективность работы со слабоуспевающими учащимися?
2. Все предложения фиксируются: «Работа с учащимися», «Работа с родителями», «Работа с педагогами», «Организационно-административная работа».
3. Полученные записи комментируются, к ним делают необходимые добавления, осуществляется перестановка некоторых пунктов.
Учителям-предметникам:
- На основании результатов контрольно-диагностических работ выявить в каждом классе неуспевающих и слабоуспевающих.
- Установить причину неуспеваемости (анкетирование).
- Составить списки слабоуспевающих и неуспевающих по классам.
- Для каждого ученика составить мониторинговую карту.
- Подготовить для учащихся и их родителей рекомендации по устранению пробелов и задания для самостоятельной работы на летний период.
- При планировании урока осуществлять дифференцированный подход в обучении.
- Подготовить для вышеназванной категории детей средства обучения, направленные на лучшее восприятие знаний (карточки-сигналы, алгоритмы, опорные конспекты и т.д.)
Классным руководителям:
- До 20.05 под роспись ознакомить учащихся и их родителей с рекомендациями по устранению пробелов в знаниях.
- Осуществлять контроль за посещением учащимися индивидуально-групповых занятий.
Руководителям МО:
- На заседаниях МО рассмотреть вопросы:
«Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими»; «Применение ИКТ в работе со слабоуспевающими и неуспевающими»;
«Дифференцированный подход в обучении предмета» и т.д.
2. Разработать единую форму мониторинговой карты с учётом особенностей предмета.
- Разработать единые рекомендации учителю-предметнику по работе со слабоуспевающими по каждому предмету.
- Организовать обобщение положительного опыта учителей в работе со слабоуспевающими.
Заместителям директора:
- До 25.05 проконтролировать исполнение членами педагогического коллектива вышеназванных мер.
- Результаты контроля оформить в виде аналитической справки и (или) приказа по школе, а также представить на заседании Педагогического Совета в мае.
- Организовать (в рамках учебного плана) проведение ИГЗ со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися в 2014-15 учебном году.
- При планировании методической и учебно-воспитательной работы на 2014-15 учебный год акцентировать внимание на вопросах качества преподавания учебных предметов, работе со слабоуспевающими и их родителями, качестве работы учителя по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации .