СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная индивидуальная программа разработана для ребенка с нарушением слуха для коррекции нарушений ручи.
Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции недоразвития устной нарушений, вызванного нарушением слуха
Учителя-логопеда I категории
Пантелеевой Н.В.
Исходя из заключения сурдолога «Двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени. Нарушение речи», учитывая результаты логопедического обследования, составлен индивидуальный план коррекционно-логопедической работы.
При составлении индивидуального плана были использованы следующие методические разработки:
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
- Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети.
- Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.
- Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Методические рекомендации / Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.П.Назаровой
- Красильникова О. А., Киреева Г.А. Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников.
- Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Система формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха.
- Мазанова Е. В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.
- Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. (Методическое пособие). Что важно знать родителям, воспитателям и учителям при обучении и воспитании детей с нарушением слуха.
- Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Устное слово: Методическое пособие по развитию устной речи и обучению грамоте детей с нарушеным слухом.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.
- Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ.
Программа индивидуального плана рассчитана на 90 ч. в год (3 ч. в неделю продолжительностью 35-40 минут).
Обследование речи проводится в начале (до 15 сентября) и в конце учебного года (после 15 мая). Результативность, динамика обучения детей отслеживается по результатам проведения итоговых диагностических обследований. Логопедические занятия проводятся с третьей недели сентября по третью неделю мая.
Устранение у слабослышащих нарушений речи ведется обычными, принятыми в логопедии методами, специфика сводится к учету имеющейся слуховой недостаточности и к обеспечению индивидуального подхода.
Цель логопедической работы - коррекция недостатков устной речи профилактика нарушений письма. Коррекционная работа проводится по нескольким направлениям:
1. Обучение произношению
Цель - формирование внятной, членораздельной речи, понятной для окружающих.
Задачи:
- формирование уклада речевых органов, соответствующих правильному, четкому произношению звуков речи и их сочетанию;
- произношение слов и фраз с соблюдением правил орфоэпии;
- воспроизведение в речи выразительности (логического ударения, интонации, пауз и темпа речи).
2. Развитие слухового, фонематического восприятия речи
Цель – развитие умения различать звуки, слова в речевом потоке.
- различение на слух слов, звуков в слове, слогов в слове, мягких и твердых согласных.
- различение фонетически близких звуков;
- различение речи, связанной с разными видами учебной деятельности;
- различение разговорно-обиходной речи;
- различение ритмико-интонационной структуры речи.
3. Формирование грамматического строя речи
Цель - формирование и развитие грамматически правильной речи.
Задачи:
- формирование представлений о звукобуквенном составе слова (знакомство с фонетическим составом слова: гласные, согласные; твердые, мягкие согласные звуки и буквы; различение их на слух);
- формирование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова;
- формирование связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме;
- обучение делению слов на слоги, определению последовательности слогов в словах; различение их на слух;
- формирование представлений о предложении;
- формирование умений отличать предложение от слова.
4. Развитие речи
Цель - обогащение речевого запаса и совершенствование связной устной и письменной речи.
Задачи:
- выяснение понимания прочитанного;
- уточнение смысла и значения слов, предложений;
- совершенствование речевых умений;
- составление предложений и текста;
- работа над изложением речевого материала в устной форме.
Содержание индивидуального плана направлено так же на развитие внимания, памяти, мышления, операций сравнения, сопоставления, анализа и обобщения.
1. Развитие внимания
- формировать умения переключать внимание с одного вида деятельности на другой;
- формировать умение концентрировать внимание на конкретные задания;
- увеличивать объем внимания и кратковременной памяти;
- тренировать в распределении внимания в таких упражнениях как выполнение двух разнонаправленных заданий (сосчитать по таблице, рисунку большие или маленькие фигуры, буквы, предметы и др.).
2. Развитие памяти
- формировать умение зрительно запоминать разложенные перед ребенком картинки за определенный промежуток времени;
- формировать умение воспринимать на слух 5-6 слов в сопровождении картинок за определенный временной отрезок;
- развивать зрительную память в упражнениях по зарисовке предметов по памяти;
- развивать вербальную память с помощью упражнений по подбору слов на заданную букву, тему (учебные вещи, одежда, обувь и др.);
- воспроизводить рассказ, состоящий из 4-5 предложений по памяти.
3. Развитие мышления
- развивать наглядно-образное мышление в упражнениях на развитие познавательных способностей, связанных с выделением в любой информации наглядных отношений сходства и различия; познавательных способностей, связанных с поиском закономерных отношений;
- развивать наглядно-образное мышление в упражнениях по обнаружению сходства в предметах, картинках, узорах, формированию умения сопоставлять предметы;
- формировать мыслительные операции классификации на наглядном материале.
- уметь устанавливать причинно-следственные связи в упражнениях по расположению серии картинок, раскрывающих последовательность.
В процессе коррекционной работы в целях профилактики нарушений письма, необходимо включение упражнений на развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического, на развитие пространственно-временных представлений.
Индивидуальный план составлен с учетом развития и совершенствования психологических предпосылок к обучению в ходе коррекционного процесса:
1) устойчивости внимания;
2) наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
3) способности к запоминанию;
4) способности к переключению;
5) навыков и приемов самоконтроля;
6) познавательной активности;
7) произвольности общения и поведения.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:
Речь. Предложение. Слово (9 ч)
Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова с использованием графических схем. Слова-предметы. Слова-действия. Слова-признаки.
Звуки и буквы (79 ч)
Гласные 1-го ряда (16 ч)
Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука), звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структуру. Конструирование букв. Нахождение общего и различий между буквами.
Гласные 2-го ряда. Твердые и мягкие согласные (21 ч)
Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю). Дифференциация гласных (ы—и, а—я, э—е, у—ю, о—ё, е – ю). Обозначение мягкости согласных на письме при помощи буквы «ь» (в середине и в конце слова). Конструирование букв. Нахождение общего и различий между буквами.
Звонкие и глухие согласные (24 ч)
Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков ([б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [з]—[с], [ж]— [ш]). Конструирование букв. Нахождение общего и различий между буквами.
Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты (9 ч)
Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков ([с]—[ш], [з]—[ж], [с]-[ц], [ч]-[щ], [ч]-[т`]). Конструирование букв. Нахождение общего и различий между буквами.
Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам (9 ч)
Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам. Дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам (и—у, и— ш, и – ц, б—д, п—т, л—м, к—н, ш – щ, ц – щ). Конструирование букв.
Итоговая контрольная работа (2 ч)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| ||||||||||
№ п/п | Тема занятия | Содержание коррекционной работы | Развитие психических процессов и навыков учебной деятельности | Дата проведения занятия | Предполага-емые сроки проведения | |||||
9 | Речь. Предложение. Слово | Сентябрь-октябрь | ||||||||
1 | Речь | Звуки речи, способы их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки. Дифференциация речевых и неречевых звуков. | Развитие слухового внимания, фонематического восприятия. Развитее устойчивости внимания, способности к запоминанию и переключению. |
| Сентябрь 3 неделя | |||||
2 | Пространственные представления | Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда. |
| |||||||
3 | Временные представления | Основные единицы времени. Временная последовательность действий, событий |
| |||||||
4 | Предложение | Предложение как единица речи. Составление предложений по картинке. Запись предложения с помощью условных значков | Формирование монологической речи, внимания, зрительного и слухового восприятия. Развитие коммуникативных навыков. Развитие зрительного, слухового внимания, памяти |
| Сентябрь 4 неделя | |||||
5 | Анализ предложения | Составление предложений по картинкам, опорным словам. Определение количества слов в предложении |
| |||||||
6 | Слова-предметы | Слово как часть предложения. Лексическое значение слова. Слова, обозначающие живые и неживые предметы. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы |
| |||||||
7 | Слова-действия | Обогащение глагольного словаря. Графическое изображение слов-действий. Подбор действий к предметам. | Развитие контроля за ходом своей деятельности и способности к переключению. Формирование умения отвечать на вопросы по ходу учебной деятельности |
| Октябрь 1 неделя | |||||
8 | Дифференциация слов-предметов и слов-действий | Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов к графическим схемам. |
| |||||||
9 | Слова-признаки | Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предметам. Постановка вопросов к словам-признакам. Роль имен прилагательных в речи. |
| |||||||
| Звуки и буквы | Октябрь-май | ||||||||
16 | Гласные I-го ряда | Октябрь-ноябрь | ||||||||
10 (1) | Звуки речи. Способы их образования | Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда, согласных. | Активизирование и развитие мыслительных операций (анализа и синтеза). Развитие слухового внимания и восприятия. Развитие умения переключаться с одного вида деятельности на другой. Развитие и совершенствование умения внимательно слушать учителя-логопеда. |
| Октябрь 2 неделя | |||||
11 (2) | Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы
| Уточнение знаний о гласных и согласных звуках и буквах. Соотнесение букв со звуком, его обозначающим. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Развитие фонематического восприятия. |
| |||||||
12 (3) | Звукобуквенный состав слов | Развитие фонематического восприятия. Составление слов из звуков, дифференциация слов, отличающихся одной буквой (звуком). |
| |||||||
13 (4) | Звукобуквенный анализ слов | Звукобуквенный анализ слова (выделение первого, последнего звука, места звука в слове, количество звуков в слове), соотношение между звуками и буквами. Соотнесение звуков с символами. |
| Октябрь 3 неделя | ||||||
14 (5) | Слоговой состав слова
| Уточнение знаний о гласных и согласных звуках и буквах. Выделение гласных звуков из слогов. Понятие о слогообразующей роли гласных. Определение количества и последовательности слогов в слове. Соотнесение количества слогов с количеством гласных. |
| |||||||
15 (6) | Слоговой анализ односложных слов | Определение количества и последовательности звуков в слове, слогов с опорой на гласный звук. Соотнесение количества слогов с количеством гласных. Подбор слов, состоящих из одного слога. |
Активизирование и развитие мыслительных операций (анализа и синтеза). Развитие слухового внимания и восприятия. Развитие умения переключаться с одного вида деятельности на другой. Развитие и совершенствование умения внимательно слушать учителя-логопеда. |
| ||||||
16 (7) | Слоговой анализ и синтез двусложных слов | Определение количества и последовательности слогов в слове. Деление слов на слоги с опорой на гласный звук. Соотнесение количества слогов с количеством гласных. Составление и самостоятельный подбор слов из двух слогов. Анализ слов с открытыми и закрытыми слогами. |
| Октябрь 4 неделя | ||||||
17 (8) | Слоговой анализ и синтез трехсложных слов | Определение количества и последовательности слогов в слове. Деление слов на слоги с опорой на гласный звук. Соотнесение количества слогов с количеством гласных. Составление и самостоятельный подбор слов из трех слогов. Анализ слов с открытыми и закрытыми слогами. |
| |||||||
18 (9) | Ударение в слове | Выделение ударного слога. Смыслоразличительная роль ударения. |
| |||||||
19 (10) | Звук [а], буква А, а | Знакомство с буквой. Характеристика звука. Соотнесение звука с буквой. Конструирование буквы. Выделение звука [а] в ряду гласных, слогах, словах. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов с данным звуком. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса. Отработка написания буквы. | Развитие аналитических способностей. Развитие зрительного и слухового восприятия и оптического представления. Развитие способностей к запоминанию, переключению. |
| Октябрь 5 неделя | |||||
20 (11) | Звук [о], буква О, о | Знакомство с буквой. Характеристика звука. Соотнесение звука с буквой. Конструирование буквы. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Выделение звука из ряда гласных, слогов, слов. Анализ слогов, слов с данным звуком. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса. Отработка написания буквы |
| |||||||
21 (12) | Дифференциация а— о | Уточнение и сравнение артикуляции гласных. Соотнесение звуков с буквами. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам, нахождение сходства и различия в написании букв. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Конструирование букв. Закрепление оптического образа букв. Выделение звуков из ряда гласных, слогов, слов. Анализ слогов, слов с данными звуками. | Развитие аналитических способностей. Развитие зрительного и слухового восприятия и оптического представления. Развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза. Формирование оптического образа буквы. Развитие способностей к запоминанию, переключению. Формирование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда. |
| Ноябрь 2 неделя | |||||
22 (13) | Звук [у] и буква У, у | Знакомство с буквой. Характеристика звука. Соотнесение звука с буквой. Конструирование буквы. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Выделение звука из ряда гласных, слогов, слов. Анализ слогов, слов с данным звуком. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений.. Отработка написания буквы. |
| Ноябрь 3 неделя | ||||||
23 (14) | Дифференциация о—у | Уточнение и сравнение артикуляции гласных. Соотнесение звуков с буквами. Конструирование букв. Выделение звуков из ряда гласных, слогов, слов. Анализ слогов, слов с данными звуками. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений.. Закрепление оптического образа букв. |
| |||||||
24 (15) | Звук [э], буква Э, э | Знакомство с буквой. Характеристика звука. Соотнесение звука с буквой. Конструирование буквы. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Выделение звука из ряда гласных, слогов, слов. Анализ слогов, слов с данным звуком. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. .Отработка написания буквы. |
| |||||||
25 (16) | Звук [ы] и буква ы | Знакомство с буквой. Характеристика звука. Соотнесение звука с буквой. Конструирование буквы. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Выделение звука из ряда гласных, слогов, слов. Анализ слогов, слов с данным звуком. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений.. Отработка написания буквы. |
| Ноябрь 4 неделя | ||||||
21 | Гласные II-го ряда. Твердые и мягкие согласные | Ноябрь-февраль | ||||||||
26 (1) | Согласные твердые и мягкие. Понятие о гласных I и II ряда. | Понятие о гласных I и II ряда. Различение гласных I и II ряда на слух; звуковой анализ слов. |
Развитие умения слушать, запоминать. Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, слуховой памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза). Развитие зрительно-моторной координации. Развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза. Формирование оптического образа буквы. Развитие контроля за ходом своей деятельности и способности к переключению. Развитие и совершенствование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда. |
| Ноябрь 4 неделя | |||||
27 (2) | Обозначение мягкости согласных гласными II ряда | Выбор гласных для обозначения мягкости. Анализ слов-паронимов: сравнение слов по смыслу, звучанию, написанию. |
| |||||||
28 (3) | Звук [и] и буква И, и | Знакомство с буквой. Характеристика звука. Соотнесение звука с буквой. Конструирование буквы. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Выделение звука из ряда гласных, слогов, слов. Анализ слогов, слов с данным звуком. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса. Отработка написания буквы. |
| Декабрь 1 неделя | ||||||
29 (4) | Дифференциация и- ы в слогах, словах | Уточнение и сравнение артикуляции гласных [ы]—[и]. Соотнесение звуков с буквами. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам, нахождение сходства и различия в написании букв. Конструирование букв. Различение гласных [ы]—[и] в слогах, словах. Выделение звуков из ряда гласных, слогов, слов. Звуковой анализ слогов, слов с данными звуками. Анализ слов-паронимов: сравнение слов по смыслу, звучанию, написанию. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв. |
| |||||||
30 (5) | Дифференциация и- ы в словах, словосочетаниях | Различение гласных [ы]—[и] в словах, словосочетаниях. Выделение звуков из слов, словосочетаний. Звуковой и слоговой анализ слов. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса Конструирование букв. Развитие зрительно-пространственной ориентировки. Закрепление оптического образа букв. |
| Декабрь 1 неделя | ||||||
31 (6) | Буква Я, я. | Соотнесение звука с буквой. Конструирование букв. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной я. Определение количества звуков и букв в слове. Подбор слов с заданным количеством звуков и слогов. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений.. Отработка написания буквы. |
| Декабрь 2 неделя | ||||||
32 (7) | Дифференциация а — я в слогах, словах | Уточнение и сравнение артикуляции гласных [а] — [jа]. Соотнесение звуков с буквами. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам, нахождение сходства и различия в написании букв. Конструирование букв. Различение гласных [а] — [jа] в слогах, словах. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной я. Определение количества звуков и букв, слогов в слове. Анализ слов-паронимов: сравнение слов по смыслу, звучанию, написанию. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв |
Развитие умения слушать, запоминать. Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза). Развитие зрительно-моторной координации. Развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза. Формирование оптического образа буквы. Развитие контроля за ходом своей деятельности и способности к переключению. Развитие и совершенствование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда. |
| Декабрь 2 неделя | |||||
33 (8) | Дифференциация а — я в словах, словосочетаниях | Соотнесение звуков с буквами. Конструирование букв. Различение гласных [а]—[jа] в словах, словосочетаниях. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной я. Определение количества звуков и букв, слогов в слове. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв |
| Декабрь 2 неделя | ||||||
34 (9) | Буквы Е, е | Соотнесение звука с буквой. Конструирование букв. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной е. Определение количества звуков и букв в слове. Подбор слов с заданным количеством звуков и слогов. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Отработка написания буквы. |
| Декабрь 3 неделя | ||||||
35 (10) | Дифференциация э — е в слогах, словах | Уточнение и сравнение артикуляции гласных [э]— [jэ]. Соотнесение звуков с буквами. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам, нахождение сходства и различия в написании букв. Конструирование букв. Различение гласных [э]— [jэ]в слогах, словах. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной е. Определение количества звуков и букв, слогов в слове. Анализ слов-паронимов: сравнение слов по смыслу, звучанию, написанию. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв |
| Декабрь 3 неделя | ||||||
36 (11) | Дифференциация э — е в словах, словосочетаниях | Соотнесение звуков с буквами. Конструирование букв. Различение гласных [э]—[jэ] в словах, словосочетаниях. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной е. Определение количества звуков и букв, слогов в слове. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв |
|
Декабрь 3 неделя
| ||||||
37 (12) | Буква Ю, ю | Соотнесение звука с буквой. Конструирование букв. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной ю. Определение количества звуков и букв в слове. Подбор слов с заданным количеством звуков и слогов. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Отработка написания буквы. | Развитие умения слушать, запоминать. Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения). Развитие зрительно-моторной координации. Развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза. Формирование оптического образа буквы. Развитие контроля за ходом своей деятельности и способности к переключению. Развитие и совершенствование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда. |
| Декабрь 4 неделя | |||||
38 (13) | Дифференциация у — ю в слогах, словах | Уточнение и сравнение артикуляции гласных [у]— [jу]. Соотнесение звуков с буквами. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам, нахождение сходства и различия в написании букв. Конструирование букв. Различение гласных [у]— [jу]в слогах, словах. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной ю. Определение количества звуков и букв, слогов в слове. Анализ слов-паронимов: сравнение слов по смыслу, звучанию, написанию. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв |
| Декабрь 4 неделя
| ||||||
39 (14) | Дифференциация у — ю в словах, словосочетаниях | Соотнесение звуков с буквами. Конструирование букв. Различение гласных [у]— [jу] в словах, словосочетаниях. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной ю. Определение количества звуков и букв, слогов в слове. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв |
| |||||||
40 (15) | Буква Ё, ё | Соотнесение звука с буквой. Конструирование букв. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной ё. Определение количества звуков и букв в слове. Подбор слов с заданным количеством звуков и слогов. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Отработка написания буквы. | Развитие умения слушать, запоминать. Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения). Развитие зрительно-моторной координации. Развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза. Формирование оптического образа буквы. Развитие контроля за ходом своей деятельности и способности к переключению. Формирование умения работать в определенном темпе. Развитие умения отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией. Совершенствование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда. |
| Январь 3 неделя | |||||
41 (16) | Дифференциация о — ё в слогах, словах | Уточнение и сравнение артикуляции гласных [о]— [jо]. Соотнесение звуков с буквами. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам, нахождение сходства и различия в написании букв. Конструирование букв. Различение гласных [о]— [jо] в слогах, словах. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной ё. Определение количества звуков и букв, слогов в слове. Анализ слов-паронимов. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв. |
| |||||||
42 (17) | Дифференциация о — ё в словах, словосочетаниях | Соотнесение звуков с буквами. Конструирование букв. Различение гласных [о]— [jо] в словах, словосочетаниях. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной ё. Определение количества звуков и букв, слогов в слове. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв. |
| Январь 3 неделя | ||||||
43 (18) | Дифференциация ё – ю в слогах, словах.
| Уточнение и сравнение артикуляции гласных [jо] - [jу]. Соотнесение звуков с буквами. Конструирование букв. Различение гласных [jо] - [jу]в слогах, словах. Обозначение мягкости на письме с помощью гласных ё, ю. Определение количества звуков и букв, слогов в слове. Анализ слов-паронимов: сравнение слов по смыслу, звучанию, написанию. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв. | Развитие умения слушать, запоминать. Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения). Развитие зрительно-моторной координации. Развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза. Формирование оптического образа буквы. Развитие контроля за ходом своей деятельности и способности к переключению. Развитие умения работать в определенном темпе. Развитие умения отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией. Развитие умения применять полученные знания в новых ситуациях. Развитие и совершенствование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда. |
| Январь 4 неделя | |||||
44 (19) | Дифференциация ё – ю в словах, словосочетаниях | Соотнесение звуков с буквами. Конструирование букв. Различение гласных [jо] - [jу] в словах, словосочетаниях. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной ё, ю. Определение количества звуков и букв, слогов в слове. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв. |
| Январь 4 неделя | ||||||
45 (20) | Обозначение мягкости согласных в конце слова посредством мягкого знака.
| Определение места мягкого и твердого звука в слове. Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь. Анализ слов-паронимов: сравнение слов по смыслу, звучанию, написанию. Развитие оптических представлений. |
| |||||||
46 (21) | Обозначение мягкости согласных в середине слова посредством мягкого знака. | Определение места мягкого и твердого звука в слове. Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь. Анализ слов-паронимов: сравнение слов по смыслу, звучанию, написанию. Развитие оптических представлений. |
| Февраль 1 неделя | ||||||
24 | Звонкие и глухие согласные | Февраль-апрель | ||||||||
47 (1) | Звуки [б]-[б`]. Буква Б, б
| Уточнение артикуляции и характеристики звуков. Соотнесение звуков с буквой. Конструирование букв. Определение позиции звуков в слове (начало, середина, конец), выделение звуков из слогов, слов. Различие звуков в словах, слогах, выделение слов с данными звуками из предложений на слух. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптическо-пространственных представлений. Отработка написания буквы. | Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения). Развитие зрительно-моторной координации. Развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза. Формирование оптического образа буквы. Развитие контроля за ходом своей деятельности и способности к переключению. Развитие умения слушать, запоминать. Развитие наблюдательности в процессе учебной деятельности. Развитие устойчивости внимания. Развитие памяти через установку на запоминание. Развитие умения работать в определенном темпе. Развитие умения отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией. Развитие и совершенствование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда. |
| Февраль 1 неделя | |||||
48 (2) | Звуки [п], [п`]; буква П, п
|
| ||||||||
49 (3) | Дифференциация [б], [б`] - [п], [п`] в слогах, в словах | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [б], [б`] - [п], [п`]. Соотнесение звуков с буквами. Конструирование букв. Различение звуков в слогах, словах, словосочетаниях. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв. |
| Февраль 2 неделя | ||||||
50 (4) | Дифференциация [б], [б`] - [п], [п`] в словах, словосочетаниях |
| ||||||||
51 (5) | Звуки [в]-[в`]. Буква В, в | Уточнение артикуляции и характеристики звуков. Соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Конструирование букв. Различие звуков в словах, слогах, выделение слов с данными звуками из предложений на слух. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптическо-пространственных представлений. Отработка написания буквы. |
| Февраль 2 неделя | ||||||
52 (6) | Звуки [ф]-[ф`] Буква Ф, ф | Февраль 3 неделя | ||||||||
53 (7) | Дифференциация [в], [в`] — [ф], [ф`] в слогах, словах | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами. Конструирование букв. Различение звуков [в], [в`] — [ф], [ф`] в слогах, словах, словосочетаниях. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений Представлений. Закрепление оптического образа букв. |
| |||||||
54 (8) | Дифференциация [в], [в`] — [ф], [ф`] в словах, словосочетаниях |
| ||||||||
55 (9) | Звуки [г]-[г`]. Буква Г, г | Уточнение артикуляции и характеристики звуков. Соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Конструирование букв. Различие звуков в словах, слогах, выделение слов с данными звуками из предложений на слух. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Отработка написания буквы. |
| Февраль 4 неделя | ||||||
56 (10) | Звуки [к]-[к`]. Буква К, к |
| ||||||||
57 (11) | Дифференциация [г], [г`] — [к], [к`] в слогах, словах | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами. Конструирование букв. Различение звуков [г], [г`] — [к], [к`] в слогах, словах, словосочетаниях. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв. |
| Февраль 4 неделя | ||||||
58 (12) | Дифференциация [г], [г`] — [к], [к`] в словах, словосочетаниях |
| Март 1 неделя
| |||||||
59 (13) | Звуки [д] -[д`]. Буква Д, д | Уточнение артикуляции и характеристики звуков. Конструирование букв. Соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Различие звуков в словах, слогах, выделение слов с данными звуками из предложений на слух. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптико-пространственных представлений. Отработка написания буквы. | Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения). Развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза. Формирование оптического образа буквы. Развитие умения слушать, запоминать. Развитие наблюдательности в процессе учебной деятельности. Совершенствование умения работать в определенном темпе. Развитие умения отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией. Развитие умения применять полученные знания в новых ситуациях. Совершенствование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда. |
| ||||||
60 (14) | Звуки [т] -[т`]. Буква Т, т |
| ||||||||
61 (15) | Дифференциация [д], [д`] — [т], [т`] в слогах, словах | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков. Конструирование букв. Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков [д], [д`] — [т], [т`] в слогах, словах, словосочетаниях. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв. |
| Март 2 неделя
| ||||||
62 (16) | Дифференциация [д], [д`] — [т], [т`] в словах, словосочетаниях |
| Март 2 неделя
| |||||||
63 (17) | Звуки [з]-[з`]. Буква З, з | Уточнение артикуляции и характеристики звуков. Конструирование букв. Соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Различие звуков в словах, слогах. Выделение слов с данными звуками из предложений на слух. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптико-пространственных представлений. Закрепление оптического образа букв. |
| |||||||
64 (18) | Звуки [с] -[с`]. Буква С, с |
| Март 3 неделя
| |||||||
65 (19) | Дифференциация [з], [з`] – [с], [с`] в слогах, словах | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков. Конструирование букв. Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков [з], [з`] – [с], [с`] в слогах, словах, словосочетаниях. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв. |
| |||||||
66 (20) | Дифференциация [з], [з`] – [с], [с`] в словах, словосочетаниях |
| ||||||||
67 (21) | Звук [ж], буква Ж, ж | Уточнение артикуляции и характеристики звука. Конструирование букв. Соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Выделение звука из слогов, слов. Выделение слов с данными звуками из предложений на слух. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Отработка написания буквы. |
| Апрель 1 неделя | ||||||
68 (22) | Звук [ш] и буква Ш, ш |
| ||||||||
69 (23) | Дифференциация [ж]— [ш] в слогах, словах | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков. Конструирование букв. Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков [ж] - [ш] в слогах, словах, словосочетаниях. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв. |
| |||||||
70 (24) | Дифференциация [ж]— [ш] в словах, словосочетаниях |
| Апрель 2 неделя | |||||||
9 | Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты | Апрель | ||||||||
71 (1) | Дифференциация [с]— [ш] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков. Конструирование букв. Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков [с]—[ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Выделение слов и данными звуками из предложений. Анализ слов-паронимов. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв. |
Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, слуховой памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок. Развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза. Формирование оптического образа буквы. Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения). Развитие контроля за ходом своей деятельности и способности к переключению. Развитие умения слушать, запоминать. Развитие наблюдательности в процессе учебной деятельности. Развитие памяти через установку на запоминание. Совершенствование умения работать в определенном темпе. Развитие умения отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией. Развитие умения применять полученные знания в новых ситуациях. Развитие способности к планированию предстоящей деятельности. Развитие познавательной активности. Совершенствование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда. |
| Апрель 2 неделя | |||||
72 (2) | Дифференциация [з]— [ж] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков. Конструирование букв. Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков [з]—[ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Выделение слов и данными звуками из предложений. Анализ слов-паронимов. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв. |
| Апрель 2 неделя | ||||||
73 (3) | Звук [ц], буква Ц, ц. | Уточнение артикуляции и характеристики звука. Конструирование букв. Соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Выделение звука из слогов, слов. Выделение слов с данным звуком из предложений на слух. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптико-пространственных представлений. Отработка написания буквы. |
| Апрель 3 неделя | ||||||
74 (4) | Дифференциация [с] - [ц] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков [с]—[ц] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Выделение слов и данными звуками из предложений. Анализ слов-паронимов. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв. |
| Апрель 3 неделя
| ||||||
75 (5) | Звук [ч], буква Ч, ч. | Уточнение артикуляции и характеристики звука. Конструирование букв. Соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Выделение звука из слогов, слов. Выделение слов с данным звуком из предложений на слух. Правописание ча-чу, чк-чн. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптико-пространственных представлений. Отработка написания буквы. |
| |||||||
76 (6) | Звук [щ] и буква Щ, щ | Уточнение артикуляции и характеристики звука. Конструирование букв. Соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Выделение звука из слогов, слов. Выделение слов с данным звуком из предложений на слух. Договаривание слов. Правописание ща - щу. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, опти-ко-пространственных представлений. Отработка написания буквы. |
| Апрель | ||||||
77 (7) | Дифференциация [ч]- [щ] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков [ч]—[щ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Выделение слов с данными звуками из предложений. Анализ слов-паронимов. Правописание ча-ща, чу - щу. Составление слов, словосочетаний, предложений. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв. |
| |||||||
78 (8) | Дифференциация [ч] - [ц] | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Выделение слов и данными звуками из предложений. Составление слов, словосочетаний, предложений. Анализ слов-паронимов. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв. |
| Апрель 4 неделя | ||||||
79 (9) | Дифференциация [ч] - [т`] |
| ||||||||
9 | Буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам | Апрель-май | ||||||||
80 (1) | Дифференциация и—у |
Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам, нахождение сходства и различия в написании букв. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Развитие оптико-пространственных представлений. Конструирование букв. | Развитие зрительного восприятия, внимания, слуховой памяти. Развитие зрительно-моторных координаций. Развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза. Формирование оптического образа буквы. Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения). Развитие контроля за ходом своей деятельности и способности к переключению. Развитие умения слушать, запоминать. Развитие наблюдательности в процессе учебной деятельности. Развитие умения применять полученные знания в новых ситуациях.
|
| Апрель 5 неделя
| |||||
81 (2) | Дифференциация И-Ш, и— ш |
| ||||||||
82 (3) | Дифференциация И-Ц, и— ц |
| ||||||||
83 (4) | Дифференциация б—д |
| Май 1 неделя
| |||||||
84 (65 | Дифференциация П-Т, п—т |
| ||||||||
85 (6) | Дифференциация Л-М, л—м |
| ||||||||
86 (7) | Дифференциация К-Н, к— н |
| Май 2 неделя | |||||||
87 (8) | Дифференциация Ш-Щ, ш-щ |
| ||||||||
88 (9) | Дифференциация Ц-Щ, ц-щ |
| ||||||||
2 | Проверка знаний, умений и навыков | Май | ||||||||
89 (1) | Итоговая проверочная работа (списывание) | Проверка усвоения навыков списывания | Выявить сформированность действий самоконтроля |
| 3 неделя | |||||
90 (2) | Итоговая проверочная работа (диктант) |
Проверка усвоения навыков письма под диктовку |
|
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ОБУЧАЩИХСЯ К КОНЦУ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
По итогам логопедической работы обучающаяся должна знать:
— термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);
— все буквы и звуки родного языка;
— артикуляцию всех звуков;
— отличительные признаки гласных и согласных звуков;
— гласные и согласные звуки;
— твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
— пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости;
— сходство и различие всех сходных по начертанию букв;
К концу обучения обучающаяся должна уметь:
— узнавать и различать гласные и согласные звуки;
— обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
— использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
— различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
— производить фонетический разбор слова;
— производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
— записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
— подбирать слова на заданный звук;
— сравнивать слова со сходными звуками;
— строить звуковые схемы слогов и слов;
— определять место ударения в слове;
— вычленять слова из предложений;
— составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
— четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
— сравнивать элементы букв двух шрифтов;
— уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;
— сравнивать сходные по начертанию буквы;
— соотносить букву со звуком и наоборот;
— правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
— самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, используя оппозиционные звуки.
Результатами освоения данной рабочей программы является сформированность перечисленных ниже умений (УУД):
Личностные результаты:
- соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
- устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные УУД:
- сформулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- составлять план и определить последовательность действий;
- выделить главное, существенное в учебном материале, наметить пути и средства достижения учебной цели;
– внести необходимые изменения в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
– выделить и осознать учащимся то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценить качество и уровень усвоения;
- осуществлять контроль за ходом своей деятельности;
- работать в определенном темпе (быстро и качественно писать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)
Коммуникативные УУД:
- внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);
- понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания;
- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- употреблять усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращаться к учителю- логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- подводить итоги занятия;
- соблюдать речевой этикет при общении (обращение, просьба, диалог).
- строить монологическое высказывание;
- слушать собеседника.
Познавательные УУД (общеучебные):
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- найти и выделить необходимую информацию;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- осуществлять смысловое чтение.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
В ходе реализации данной программы могут быть использованы следующие методические пособия:
Для учителя-логопеда:
Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. - М.: Книголюб, 2003. - 144 с. - (Дидактический материал по коррекционной письменной речи)
Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 1. Дифференциация гласных. - М.: Книголюб, 2006. - 112 с.
Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. - М.: Книголюб, 2005. - 128 с.
Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 3. Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Р-Л. – М.: Книголюб, 2008. - 144 с.
Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. - М.: Изд-во Гном и Д, 2007.
Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. - 88 с.
Поваляева М. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие / М. А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 158с.
Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил.
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997. - 256 с.
Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с.
Для обучающихся:
Бурина Е. Д. Такие похожие разные буквы: Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. – СПб.: КАРО, 2006. – 96 с.
Дмитриев В. С., Дмитриев С. Д. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М.: Книголюб, 2005. – 127 с.
Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква. Логопедическая тетрадь. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
Козырева Л.М. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов: Тетрадь для логопедических занятий. - Ярославль: Академия Развития, Академия И К°, 2006. - 47 с.
Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие: Тетрадь для логопедических занятий. - Ярославль: Академия Развития, Академия И К°, 2006. – 80 с.
Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные: Тетрадь для логопедических занятий. - Ярославль: Академия развития, 2006. – 64 с.
Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий №2 / Л.М. Козырева. – Ярославль, Академия развития, 2006. – 48 с.
Кочеткова Н. А. Я различаю буквы о — а, сходные по написанию: альбом ученика / Н.А. Кочеткова. — М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2005. — 40 с.
Мазанова Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 1. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 56 с.
Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №5. — М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004. — 72 с, илл.
Мазанова Е. В. Учусь не путать буквы. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. Альбом. М.: ГНОМ и Д, 2006. – 32с.
Мазанова Е. В. Учусь не путать звуки. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. Альбом. М.: ГНОМ и Д, 2011. – 32с.
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М.: ГНОМ и Д, 2008. - 48с.
12