СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции недоразвития устной нарушений, вызванного нарушением слуха

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная индивидуальная  программа разработана для ребенка с нарушением слуха для коррекции нарушений ручи.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции недоразвития устной нарушений, вызванного нарушением слуха»





Индивидуальная программа логопедической работы по коррекции недоразвития устной нарушений, вызванного нарушением слуха




Учителя-логопеда I категории

Пантелеевой Н.В.





Исходя из заключения сурдолога «Двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени. Нарушение речи», учитывая результаты логопедического обследования, составлен индивидуальный план коррекционно-логопедической работы.

При составлении индивидуального плана были использованы следующие методические разработки:

- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

- Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети.

- Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.

- Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Методические рекомендации / Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.П.Назаровой

- Красильникова О. А., Киреева Г.А. Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников.

- Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Система формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха.

- Мазанова Е. В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.

- Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. (Методическое пособие). Что важно знать родителям, воспитателям и учителям при обучении и воспитании детей с нарушением слуха.

- Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Устное слово:  Методическое пособие по развитию устной речи и обучению грамоте детей с нарушеным слухом.

- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

- Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ.

Программа индивидуального плана рассчитана на 90 ч. в год (3 ч. в неделю продолжительностью 35-40 минут).

Обследование речи проводится в начале (до 15 сентября) и в конце учебного года (после 15 мая). Результативность, динамика обучения детей отслеживается по результатам проведения итоговых диагностических обследований. Логопедические занятия проводятся с третьей недели сентября по третью неделю мая.

Устранение у слабослышащих нарушений речи ведется обычными, принятыми в логопедии методами, специфика сводится к учету имеющейся слуховой недостаточности и к обеспечению индивидуального подхода.

Цель логопедической работы - коррекция недостатков устной речи профилактика нарушений письма. Коррекционная работа проводится по нескольким направлениям:

1. Обучение произношению

Цель - формирование внятной, членораздельной речи, понятной для окружающих.

 Задачи:

- формирование уклада речевых органов, соответствующих правильному, четкому произношению звуков речи и их сочетанию;

- произношение слов и фраз с соблюдением правил орфоэпии;

- воспроизведение в речи выразительности (логического ударения,  интонации, пауз и темпа речи).

2. Развитие слухового, фонематического восприятия речи

Цель – развитие умения различать звуки, слова в речевом потоке.

- различение на слух слов, звуков в слове, слогов в слове, мягких и твердых согласных.

- различение фонетически близких звуков;

- различение речи, связанной с разными видами учебной деятельности;

- различение разговорно-обиходной речи;

- различение ритмико-интонационной структуры речи.

3. Формирование грамматического строя речи

Цель - формирование и развитие грамматически правильной речи.

Задачи:

- формирование представлений о звукобуквенном составе слова (знакомство с фонетическим составом слова: гласные, согласные; твердые, мягкие согласные звуки и буквы; различение их на слух);

- формирование навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова;

- формирование связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме;

- обучение делению слов на слоги, определению последовательности слогов в словах; различение их на слух;

- формирование представлений о предложении;

- формирование умений отличать предложение от слова.

  4. Развитие речи

Цель - обогащение речевого запаса и совершенствование связной устной и письменной речи. 

Задачи:

- выяснение понимания прочитанного;

- уточнение смысла и значения слов, предложений;

- совершенствование речевых умений;

- составление предложений и текста;

- работа над изложением речевого материала в устной форме.

Содержание индивидуального плана направлено так же на развитие внимания, памяти, мышления, операций сравнения, сопоставления, анализа и обобщения.


1. Развитие внимания

- формировать умения переключать внимание с одного вида деятельности на другой;

- формировать умение концентрировать внимание на конкретные задания;

- увеличивать объем внимания и кратковременной памяти;

- тренировать в распределении внимания в таких упражнениях как выполнение двух разнонаправленных заданий (сосчитать по таблице, рисунку большие или маленькие фигуры, буквы, предметы и др.).


2. Развитие памяти

- формировать умение зрительно запоминать разложенные перед ребенком картинки за определенный промежуток времени;

- формировать умение воспринимать на слух 5-6 слов в сопровождении картинок за определенный временной отрезок;

- развивать зрительную память в упражнениях по зарисовке предметов по памяти;

- развивать вербальную память с помощью упражнений по подбору слов на заданную букву, тему (учебные вещи, одежда, обувь и др.);

- воспроизводить рассказ, состоящий из 4-5 предложений по памяти.


3. Развитие мышления

- развивать наглядно-образное мышление в упражнениях на развитие познавательных способностей, связанных с выделением в любой информации наглядных отношений сходства и различия; познавательных способностей, связанных с поиском закономерных отношений;

- развивать наглядно-образное мышление в упражнениях по обнаружению сходства в предметах, картинках, узорах, формированию умения сопоставлять предметы;

- формировать мыслительные операции классификации на наглядном материале.

- уметь устанавливать причинно-следственные связи в упражнениях по расположению серии картинок, раскрывающих последовательность.

В процессе коррекционной работы в целях профилактики нарушений письма, необходимо включение упражнений на развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического, на развитие пространственно-временных представлений.

Индивидуальный план составлен с учетом развития и совершенствования психологических предпосылок к обучению в ходе коррекционного процесса:

1) устойчивости внимания;

2) наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

3) способности к запоминанию;

4) способности к переключению;

5) навыков и приемов самоконтроля;

6) познавательной активности;

7) произвольности общения и поведения.


СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Поставленные программой задачи отражаются в ее содер­жании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Речь. Предложение. Слово (9 ч)

Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова с использованием графических схем. Слова-предметы. Слова-действия. Слова-признаки.

Звуки и буквы (79 ч)

Гласные 1-го ряда (16 ч)

Представление о звуке (уточнение артикуляции), различе­ние на слух и при произношении гласных и согласных (от­сутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука), звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структу­ру. Конструирование букв. Нахождение общего и различий между буквами.

Гласные 2-го ряда. Твердые и мягкие согласные (21 ч)

Обозначение на письме мягкости согласных звуков глас­ными буквами (е, ё, и, я, ю). Дифференциация гласных (ы—и, а—я, э—е, у—ю, о—ё, е – ю). Обозначение мягкости соглас­ных на письме при помощи буквы «ь» (в середине и в конце слова). Конструирование букв. Нахождение общего и различий между буквами.

Звонкие и глухие согласные (24 ч)

Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих со­гласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на пись­ме. Дифференциация парных согласных звуков ([б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [з]—[с], [ж]— [ш]). Конструирование букв. Нахождение общего и различий между буквами.

Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты (9 ч)

Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипя­щих, аффрикат. Дифференциация звуков ([с]—[ш], [з]—[ж], [с]-[ц], [ч]-[щ], [ч]-[т`]). Конструирование букв. Нахождение общего и различий между буквами.

Буквы, сходные по оптическим и кинетическим при­знакам (9 ч)

Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначе­ния на письме. Различение букв по оптическим и кинетичес­ким признакам. Дифференциация букв, сходных по оптичес­ким и кинетическим признакам (и—у, и— ш, и – ц, б—д, п—т, л—м, к—н, ш – щ, ц – щ). Конструирование букв.

Итоговая контрольная работа (2 ч)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема занятия

Содержание коррекционной

работы

Развитие психических процессов и навыков учебной деятельности

Дата

проведения

занятия

Предполага-емые сроки проведения

9

Речь. Предложение. Слово

Сентябрь-октябрь

1

Речь

Звуки речи, способы их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки. Дифференциация речевых и неречевых звуков.

Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Развитее устойчивости внимания, способности к запоминанию и переключению.


Сентябрь

3 неделя

2

Пространственные представления

Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда.


3

Временные представления

Основные единицы времени. Временная последовательность действий, событий


4

Предложение

Предложение как единица речи. Составление предложений по картинке. Запись предложения с помощью условных значков

Формирование монологической речи, внимания, зрительного и слухового восприятия.

Развитие коммуникативных навыков. Развитие зрительного, слухового внимания, памяти


Сентябрь

4 неделя

5

Анализ предложения

Составление предложений по картинкам, опорным словам. Определение количества слов в предложении


6

Слова-предметы

Слово как часть предложения. Лексическое значение слова. Слова, обозначающие живые и неживые предметы. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы


7

Слова-действия

Обогащение глагольного словаря. Графическое изображение слов-действий. Подбор действий к предметам.

Развитие контроля за ходом своей деятельности и способности к переключению. Формирование умения отвечать на вопросы по ходу учебной деятельности


Октябрь

1 неделя

8

Дифференциация слов-предметов и слов-действий

Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов к графическим схемам.


9

Слова-признаки

Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предметам. Постановка вопросов к словам-признакам. Роль имен прилагательных в речи.



Звуки и буквы

Октябрь-май

16

Гласные I-го ряда

Октябрь-ноябрь

10 (1)

Звуки речи. Способы их образования

Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда, согласных.

Активизирование и развитие мыслительных операций (анализа и синтеза).

Развитие слухового внимания и восприятия.

Развитие умения переключаться с одного вида деятельности на другой.

Развитие и совершенствование умения внимательно слушать учителя-логопеда.


Октябрь

2 неделя

11 (2)

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы


Уточнение знаний о гласных и согласных звуках и буквах. Соотнесение букв со звуком, его обозначающим. Сопоставление слов, различающихся одним звуком.

Развитие фонематического восприятия.


12 (3)

Звукобуквенный состав слов

Развитие фонематического восприятия. Составление слов из звуков, дифференциация слов, отличающихся одной буквой (звуком).


13 (4)

Звукобуквенный анализ слов

Звукобуквенный анализ слова (выделение первого, последнего звука, места звука в слове, количество звуков в слове), соотношение между звуками и буквами. Соотнесение звуков с символами.


Октябрь

3 неделя

14 (5)

Слоговой состав слова


Уточнение знаний о гласных и согласных звуках и буквах. Выделение гласных звуков из слогов. Понятие о слогообразующей роли гласных. Определение количества и последовательности слогов в слове. Соотнесение количества слогов с количеством гласных.


15 (6)

Слоговой анализ односложных слов

Определение количества и последовательности звуков в слове, слогов с опорой на гласный звук. Соотнесение количества слогов с количеством гласных. Подбор слов, состоящих из одного слога.









Активизирование и развитие мыслительных операций (анализа и синтеза).

Развитие слухового внимания и восприятия.

Развитие умения переключаться с одного вида деятельности на другой.

Развитие и совершенствование умения внимательно слушать учителя-логопеда.


16 (7)

Слоговой анализ и синтез двусложных слов

Определение количества и последовательности слогов в слове. Деление слов на слоги с опорой на гласный звук. Соотнесение количества слогов с количеством гласных. Составление и самостоятельный подбор слов из двух слогов. Анализ слов с открытыми и закрытыми слогами.


Октябрь

4 неделя

17 (8)

Слоговой анализ и синтез трехсложных слов

Определение количества и последовательности слогов в слове. Деление слов на слоги с опорой на гласный звук. Соотнесение количества слогов с количеством гласных. Составление и самостоятельный подбор слов из трех слогов. Анализ слов с открытыми и закрытыми слогами.


18 (9)

Ударение в слове

Выделение ударного слога. Смыслоразличительная роль ударения.


19 (10)

Звук [а], буква А, а

Знакомство с буквой. Характеристика звука. Соотнесение звука с буквой. Конструирование буквы. Выделение звука [а] в ряду гласных, слогах, словах. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Анализ слогов, слов с данным звуком. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса. Отработка написания буквы.

Развитие аналитических способностей.

Развитие зри­тельного и слухового воспри­ятия и оптического представле­ния.

Развитие способностей к запоминанию, переключению.


Октябрь

5 неделя

20 (11)

Звук [о], буква О, о

Знакомство с буквой. Характеристика звука. Соотнесение звука с буквой. Конструирование буквы. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Выделение звука из ряда гласных, слогов, слов. Анализ слогов, слов с данным звуком. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса. Отработка написания буквы


21 (12)

Диффе­ренциа­ция а— о

Уточнение и сравнение артикуля­ции гласных. Соотнесение звуков с буквами. Различение букв по оптическим и кинетиче­ским признакам, нахождение сходства и различия в написании букв. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Конструирование букв. Закрепление оптического образа букв. Выделение звуков из ряда гласных, слогов, слов. Анализ слогов, слов с данными звуками.

Развитие аналитических способностей.

Развитие зри­тельного и слухового воспри­ятия и оптического представле­ния.

Развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза.

Формирование оптического образа буквы.

Развитие способностей к запоминанию, переключению.

Формирование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.


Ноябрь

2 неделя

22 (13)

Звук [у] и буква У, у

Знакомство с буквой. Характеристика звука. Соотнесение звука с буквой. Конструирование буквы. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Выделение звука из ряда гласных, слогов, слов. Анализ слогов, слов с данным звуком. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений.. Отработка написания буквы.


Ноябрь

3 неделя

23 (14)

Дифференциация о—у

Уточнение и сравнение артикуля­ции гласных. Соотнесение звуков с буквами. Конструирование букв. Выделение звуков из ряда гласных, слогов, слов. Анализ слогов, слов с данными звуками. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений.. Закрепление оптического образа букв.


24 (15)

Звук [э], буква Э, э

Знакомство с буквой. Характеристика звука. Соотнесение звука с буквой. Конструирование буквы. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Выделение звука из ряда гласных, слогов, слов. Анализ слогов, слов с данным звуком. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. .Отработка написания буквы.


25 (16)

Звук [ы] и буква ы

Знакомство с буквой. Характеристика звука. Соотнесение звука с буквой. Конструирование буквы. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Выделение звука из ряда гласных, слогов, слов. Анализ слогов, слов с данным звуком. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений.. Отработка написания буквы.


Ноябрь

4 неделя

21

Гласные II-го ряда. Твердые и мягкие согласные

Ноябрь-февраль

26 (1)

Согласные твердые и мягкие. Понятие о гласных I и II ряда.

Понятие о гласных I и II ряда. Различение гласных I и II ряда на слух; звуковой анализ слов.






Развитие умения слушать, запоминать.

Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, слуховой памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок.

Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза).

Развитие зрительно-моторной координации.

Развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза.

Формирование оптического образа буквы.

Развитие кон­троля за ходом своей деятельно­сти и способно­сти к переключе­нию.

Развитие и совершенствование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.


Ноябрь

4 неделя

27 (2)

Обозначение мягкости согласных гласными II ряда

Выбор гласных для обозначения мягкости. Анализ слов-паронимов: сравнение слов по смыслу, звучанию, написанию.


28 (3)

Звук [и] и буква И, и

Знакомство с буквой. Характеристика звука. Соотнесение звука с буквой. Конструирование буквы. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Выделение звука из ряда гласных, слогов, слов. Анализ слогов, слов с данным звуком. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса. Отработка написания буквы.


Декабрь

1 неделя

29

(4)

Дифференциация

и- ы в слогах, словах

Уточнение и сравнение артикуля­ции гласных [ы]—[и]. Соотнесение звуков с буквами. Различение букв по оптическим и кинетиче­ским признакам, нахождение сходства и различия в написании букв. Конструирование букв. Различение гласных [ы]—[и] в слогах, словах. Выделение звуков из ряда гласных, слогов, слов. Звуковой анализ слогов, слов с данными звуками. Анализ слов-паронимов: сравнение слов по смыслу, звучанию, написанию. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв.


30

(5)

Дифференциация

и- ы в словах, словосочетаниях

Различение гласных [ы]—[и] в словах, словосочетаниях. Выделение звуков из слов, словосочетаний. Звуковой и слоговой анализ слов. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса Конструирование букв. Развитие зрительно-пространственной ориентировки. Закрепление оптического образа букв.


Декабрь

1 неделя

31

(6)

Буква Я, я.

Соотнесение звука с буквой. Конструирование букв. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягко­сти согласных на письме при помощи гласной я. Определение количества звуков и букв в слове. Подбор слов с заданным количеством звуков и слогов. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений.. Отработка написания буквы.


Декабрь

2 неделя

32

(7)

Диффе­ренциа­ция а — я в слогах, словах

Уточнение и сравнение артикуля­ции гласных [а] — [jа]. Соотне­сение звуков с буквами. Различение букв по оптическим и кинетиче­ским признакам, нахождение сходства и различия в написании букв. Конструирование букв. Различение гласных [а] — [jа] в слогах, словах. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной я. Определение количества звуков и букв, слогов в слове. Анализ слов-паронимов: сравнение слов по смыслу, звучанию, написанию. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв







Развитие умения слушать, запоминать.

Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок.

Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза).

Развитие зрительно-моторной координации.

Развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза.

Формирование оптического образа буквы.

Развитие кон­троля за ходом своей деятельно­сти и способно­сти к переключе­нию.

Развитие и совершенствование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.


Декабрь

2 неделя

33

(8)

Диффе­ренциа­ция а — я в словах, словосочетаниях

Соотне­сение звуков с буквами. Конструирование букв. Различение гласных [а]—[jа] в словах, словосочетаниях. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной я. Определение количества звуков и букв, слогов в слове. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв


Декабрь

2 неделя

34

(9)

Буквы Е, е

Соотнесение звука с буквой. Конструирование букв. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягко­сти согласных на письме при помощи гласной е. Определение количества звуков и букв в слове. Подбор слов с заданным количеством звуков и слогов. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Отработка написания буквы.


Декабрь

3 неделя

35

(10)

Диффе­ренциа­ция э — е в слогах, словах

Уточнение и сравнение артикуля­ции гласных [э]— [jэ]. Соотне­сение звуков с буквами. Различение букв по оптическим и кинетиче­ским признакам, нахождение сходства и различия в написании букв. Конструирование букв.

Различение гласных [э]— [jэ]в слогах, словах. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной е. Определение количества звуков и букв, слогов в слове. Анализ слов-паронимов: сравнение слов по смыслу, звучанию, написанию. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв


Декабрь

3 неделя

36

(11)

Диффе­ренциа­ция э — е в словах, словосочетаниях

Соотне­сение звуков с буквами. Конструирование букв. Различение гласных [э]—[jэ] в словах, словосочетаниях. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной е. Определение количества звуков и букв, слогов в слове. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв



Декабрь

3 неделя









37

(12)

Буква Ю, ю

Соотнесение звука с буквой. Конструирование букв. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягко­сти согласных на письме при помощи гласной ю. Определение количества звуков и букв в слове. Подбор слов с заданным количеством звуков и слогов. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Отработка написания буквы.

Развитие умения слушать, запоминать.

Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок.

Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения).

Развитие зрительно-моторной координации.

Развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза.

Формирование оптического образа буквы.

Развитие кон­троля за ходом своей деятельно­сти и способно­сти к переключе­нию.

Развитие и совершенствование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.


Декабрь

4 неделя

38

(13)

Диффе­ренциа­ция у — ю в слогах, словах

Уточнение и сравнение артикуля­ции гласных [у]— [jу]. Соотне­сение звуков с буквами. Различение букв по оптическим и кинетиче­ским признакам, нахождение сходства и различия в написании букв. Конструирование букв.

Различение гласных [у]— [jу]в слогах, словах. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной ю. Определение количества звуков и букв, слогов в слове. Анализ слов-паронимов: сравнение слов по смыслу, звучанию, написанию. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв


Декабрь

4 неделя



39

(14)

Диффе­ренциа­ция у — ю в словах, словосочетаниях

Соотне­сение звуков с буквами. Конструирование букв. Различение гласных [у]— [jу] в словах, словосочетаниях. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной ю. Определение количества звуков и букв, слогов в слове. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв


40

(15)

Буква Ё, ё

Соотнесение звука с буквой. Конструирование букв. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягко­сти согласных на письме при помощи гласной ё. Определение количества звуков и букв в слове. Подбор слов с заданным количеством звуков и слогов. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Отработка написания буквы.

Развитие умения слушать, запоминать.

Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок.

Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения).

Развитие зрительно-моторной координации.

Развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза.

Формирование оптического образа буквы.

Развитие кон­троля за ходом своей деятельно­сти и способно­сти к переключе­нию.

Формирование умения работать в определенном темпе.

Развитие умения отвечать на во­просы в точном соответствии с инструкцией.

Совершенствование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.


Январь

3 неделя

41

(16)

Дифференциация о — ё в слогах, словах

Уточнение и сравнение артикуля­ции гласных [о]— [jо]. Соотне­сение звуков с буквами. Различение букв по оптическим и кинетиче­ским признакам, нахождение сходства и различия в написании букв. Конструирование букв. Различение гласных [о]— [jо] в слогах, словах. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной ё. Определение количества звуков и букв, слогов в слове. Анализ слов-паронимов. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв.


42

(17)

Дифференциация о — ё в словах, словосочетаниях

Соотне­сение звуков с буквами. Конструирование букв. Различение гласных [о]— [jо] в словах, словосочетаниях. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной ё. Определение количества звуков и букв, слогов в слове. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв.


Январь

3 неделя

43

(18)

Дифференциация ё – ю в слогах, словах.



Уточнение и сравнение артикуля­ции гласных [jо] - [jу]. Соотне­сение звуков с буквами. Конструирование букв. Различение гласных [jо] - [jу]в слогах, словах. Обозначение мягкости на письме с помощью гласных ё, ю. Определение количества звуков и букв, слогов в слове. Анализ слов-паронимов: сравнение слов по смыслу, звучанию, написанию. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв.

Развитие умения слушать, запоминать.

Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок.

Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения).

Развитие зрительно-моторной координации.

Развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза.

Формирование оптического образа буквы.

Развитие кон­троля за ходом своей деятельно­сти и способно­сти к переключе­нию.

Развитие умения работать в определенном темпе. Развитие умения отвечать на во­просы в точном соответствии с инструкцией.

Развитие умения применять полу­ченные знания в новых ситуациях.

Развитие и совершенствование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.


Январь

4 неделя

44

(19)

Дифференциация ё – ю в словах, словосочетаниях

Соотне­сение звуков с буквами. Конструирование букв. Различение гласных [jо] - [jу] в словах, словосочетаниях. Обозначение мягкости на письме с помощью гласной ё, ю. Определение количества звуков и букв, слогов в слове. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв.


Январь

4 неделя

45

(20)

Обозначение мягкости согласных в конце слова посредством мягкого знака.


Определение места мягкого и твердого звука в слове. Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь. Анализ слов-паронимов: сравнение слов по смыслу, звучанию, написанию. Развитие оптических представлений.


46

(21)

Обозначение мягкости согласных в середине слова посредством мягкого знака.

Определение места мягкого и твердого звука в слове. Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь. Анализ слов-паронимов: сравнение слов по смыслу, звучанию, написанию. Развитие оптических представлений.


Февраль

1 неделя

24

Звонкие и глухие согласные

Февраль-апрель

47

(1)

Звуки [б]-[б`]. Буква Б, б


Уточнение артикуля­ции и характеристики звуков. Соотнесение звуков с буквой. Конструирование букв.

Определение позиции звуков в слове (начало, середина, конец), выделение звуков из слогов, слов. Различие звуков в словах, слогах, выделение слов с данными звуками из предложений на слух. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптическо-пространственных представлений. Отработка написания буквы.

Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок.

Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения).

Развитие зрительно-моторной координации.

Развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза.

Формирование оптического образа буквы.

Развитие кон­троля за ходом своей деятельно­сти и способно­сти к переключе­нию.

Развитие умения слушать, запоминать.

Развитие наблюдательности в процессе учебной деятельности.

Развитие устой­чивости внима­ния.

Развитие памяти через установку на запоминание. Развитие умения работать в определенном темпе.

Развитие умения отвечать на во­просы в точном соответствии с инструкцией.

Развитие и совершенствование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.


Февраль

1 неделя

48

(2)

Звуки [п], [п`]; буква П, п



49

(3)

Диффе­ренциа­ция [б], [б`] - [п], [п`] в слогах, в словах

Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристик звуков [б], [б`] - [п], [п`]. Соотнесение звуков с буквами. Конструирование букв.

Различение звуков в сло­гах, словах, словосочетаниях. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв.


Февраль

2 неделя

50

(4)

Диффе­ренциа­ция [б], [б`] - [п], [п`] в словах, словосочетаниях


51

(5)

Звуки [в]-[в`]. Буква В, в

Уточнение артикуля­ции и характеристики звуков. Соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Конструирование букв. Различие звуков в словах, слогах, выделение слов с данными звуками из предложений на слух. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптическо-пространственных представлений. Отработка написания буквы.


Февраль

2 неделя

52

(6)

Звуки [ф]-[ф`]

Буква Ф, ф

Февраль

3 неделя

53

(7)

Диффе­ренциа­ция [в], [в`] — [ф], [ф`] в слогах, словах

Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буква­ми. Конструирование букв. Различение звуков [в], [в`] — [ф], [ф`] в сло­гах, словах, словосочетаниях. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений

Представлений. Закрепление оптического образа букв.


54

(8)

Диффе­ренциа­ция [в], [в`] — [ф], [ф`] в словах, словосочетаниях


55

(9)

Звуки [г]-[г`]. Буква Г, г

Уточнение артикуля­ции и характеристики звуков. Соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Конструирование букв. Различие звуков в словах, слогах, выделение слов с данными звуками из предложений на слух. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Отработка написания буквы.


Февраль

4 неделя

56

(10)

Звуки [к]-[к`]. Буква К, к


57

(11)

Диффе­ренциа­ция [г], [г`] — [к], [к`] в слогах, словах

Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буква­ми. Конструирование букв. Различение звуков [г], [г`] — [к], [к`] в слогах, словах, словосочетаниях. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв.


Февраль

4 неделя

58

(12)

Диффе­ренциа­ция [г], [г`] — [к], [к`] в словах, словосочетаниях


Март

1 неделя


59

(13)

Звуки [д] -[д`]. Буква Д, д

Уточнение артикуля­ции и характеристики звуков. Конструирование букв. Соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Различие звуков в словах, слогах, выделение слов с данными звуками из предложений на слух. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптико-пространственных представлений. Отработка написания буквы.

Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок.

Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения).

Развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза.

Формирование оптического образа буквы.

Развитие умения слушать, запоминать.

Развитие наблюдательности в процессе учебной деятельности.

Совершенствование умения работать в определенном темпе.

Развитие умения отвечать на во­просы в точном соответствии с инструкцией.

Развитие умения применять полу­ченные знания в новых ситуациях.

Совершенствование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.


60

(14)

Звуки [т] -[т`]. Буква Т, т


61

(15)

Диффе­ренциа­ция [д], [д`] — [т], [т`] в слогах, словах

Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристик звуков. Конструирование букв. Соотнесение звуков с буква­ми. Различение звуков [д], [д`] — [т], [т`] в слогах, словах, словосочетаниях. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв.


Март

2 неделя


62

(16)

Диффе­ренциа­ция [д], [д`] — [т], [т`] в словах, словосочетаниях


Март

2 неделя


63

(17)

Звуки [з]-[з`]. Буква З, з

Уточнение артикуля­ции и характеристики звуков. Конструирование букв. Соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Различие звуков в словах, слогах. Выделение слов с данными звуками из предложений на слух. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптико-пространственных представлений. Закрепление оптического образа букв.


64

(18)

Звуки [с] -[с`]. Буква С, с


Март

3 неделя


65

(19)

Диффе­ренциа­ция [з], [з`] – [с], [с`] в слогах, словах

Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристик звуков. Конструирование букв. Соотнесение звуков с буква­ми. Различение звуков [з], [з`] – [с], [с`] в слогах, словах, словосочетаниях. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв.


66

(20)

Диффе­ренциа­ция [з], [з`] – [с], [с`] в словах, словосочетаниях


67

(21)

Звук [ж], буква Ж, ж

Уточнение артикуля­ции и характеристики звука. Конструирование букв. Соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Выделение звука из слогов, слов. Выделение слов с данными звуками из предложений на слух. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Отработка написания буквы.


Апрель

1 неделя

68

(22)

Звук [ш] и буква Ш, ш


69

(23)

Диффе­ренциа­ция [ж]— [ш] в слогах, словах

Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристик звуков. Конструирование букв. Соотнесение звуков с буква­ми. Различение звуков [ж] - [ш] в слогах, словах, словосочетаниях. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв.


70

(24)

Диффе­ренциа­ция [ж]— [ш] в словах, словосочетаниях


Апрель

2 неделя

9

Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты

Апрель

71

(1)

Диффе­ренциа­ция [с]— [ш]

Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристик звуков. Конструирование букв. Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков [с]—[ш] в сло­гах, словах, словосочетаниях, предложениях. Выделение слов и данными звуками из предложений. Анализ слов-паронимов. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв.








Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, слуховой памяти. Развитие слухо-произносительных дифференцировок.

Развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза.

Формирование оптического образа буквы.

Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения).

Развитие кон­троля за ходом своей деятельно­сти и способно­сти к переключе­нию.

Развитие умения слушать, запоминать.

Развитие наблюдательности в процессе учебной деятельности.

Развитие памяти через установку на запоминание. Совершенствование умения работать в определенном темпе.

Развитие умения отвечать на во­просы в точном соответствии с инструкцией.

Развитие умения применять полу­ченные знания в новых ситуациях.

Развитие спо­собности к пла­нированию предстоящей деятельности.

Развитие позна­вательной актив­ности.

Совершенствование умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.


Апрель

2 неделя

72

(2)

Диффе­ренциа­ция [з]— [ж]

Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристик звуков. Конструирование букв. Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков [з]—[ж] в сло­гах, словах, словосочетаниях, предложениях. Выделение слов и данными звуками из предложений. Анализ слов-паронимов. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв.


Апрель

2 неделя

73

(3)

Звук [ц], буква Ц, ц.

Уточнение артикуля­ции и характеристики звука. Конструирование букв. Соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Выделение звука из слогов, слов. Выделение слов с данным звуком из предложений на слух. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптико-пространственных представлений. Отработка написания буквы.


Апрель

3 неделя

74

(4)

Диффе­ренциа­ция [с] - [ц]

Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков [с]—[ц] в сло­гах, словах, словосочетаниях, предложениях. Выделение слов и данными звуками из предложений. Анализ слов-паронимов. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв.


Апрель

3 неделя


75

(5)

Звук [ч], буква Ч, ч.

Уточнение артикуля­ции и характеристики звука. Конструирование букв. Соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Выделение звука из слогов, слов. Выделение слов с данным звуком из предложений на слух. Правописание ча-чу, чк-чн. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптико-пространственных представлений. Отработка написания буквы.


76

(6)

Звук [щ] и буква Щ, щ

Уточнение артикуля­ции и характеристики звука. Конструирование букв. Соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Выделение звука из слогов, слов. Выделение слов с данным звуком из предложений на слух. Договаривание слов. Правописание ща - щу. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, опти-ко-пространственных представлений. Отработка написания буквы.


Апрель

77

(7)

Дифференциация [ч]- [щ]

Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков [ч]—[щ] в сло­гах, словах, словосочетаниях, предложениях. Выделение слов с данными звуками из предложений. Анализ слов-паронимов. Правописание ча-ща, чу - щу. Составление слов, словосочетаний, предложений. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв.


78

(8)

Диффе­ренциа­ция [ч] - [ц]

Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков в сло­гах, словах, словосочетаниях, предложениях. Выделение слов и данными звуками из предложений. Составление слов, словосочетаний, предложений. Анализ слов-паронимов. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Закрепление оптического образа букв.


Апрель

4 неделя

79 (9)

Диффе­ренциа­ция [ч] - [т`]


9

Буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам

Апрель-май

80

(1)

Диффе­ренциация и—у











Уточнение и сравнение артикуля­ции и характеристик звуков. Со­отнесение звуков с буквами. Различение букв по оптическим и кинетиче­ским признакам, нахождение сходства и различия в написании букв. Развитие навыка кинетического образа буквы, буквенного гнозиса, оптических представлений. Развитие оптико-пространственных представлений. Конструирование букв.

Развитие зрительного восприятия, внимания, слуховой памяти. Развитие зрительно-моторных координаций.

Развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза.

Формирование оптического образа буквы.

Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения).

Развитие кон­троля за ходом своей деятельно­сти и способно­сти к переключе­нию.

Развитие умения слушать, запоминать.

Развитие наблюдательности в процессе учебной деятельности.

Развитие умения применять полу­ченные знания в новых ситуациях.



Апрель

5 неделя


81

(2)

Диффе­ренциация И-Ш, и— ш


82 (3)

Диффе­ренциация И-Ц, и— ц


83

(4)

Диффе­ренциация б—д


Май

1 неделя


84

(65

Диффе­ренциация П-Т, п—т


85

(6)

Диффе­ренциация Л-М, л—м


86

(7)

Диффе­ренциация К-Н, к— н


Май

2 неделя

87

(8)

Диффе­ренциация Ш-Щ, ш-щ


88

(9)

Диффе­ренциация Ц-Щ, ц-щ


2

Проверка знаний, умений и навыков

Май

89 (1)

Итоговая провероч­ная работа (списывание)

Проверка усвоения навыков списывания

Выявить сформированность действий само­контроля


3 неделя

90 (2)


Итоговая провероч­ная работа (диктант)


Проверка усвоения навыков письма под диктовку




ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ОБУЧАЩИХСЯ К КОНЦУ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ


По итогам логопедической работы обучающаяся должна знать:

— термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);

— все буквы и звуки родного языка;

— артикуляцию всех звуков;

— отличительные признаки гласных и согласных звуков;

— гласные и согласные звуки;

— твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

— пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости;

— сходство и различие всех сходных по начертанию букв;


К концу обучения обучающаяся должна уметь:

— узнавать и различать гласные и согласные звуки;

— обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

— использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

— различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

— производить фонетический разбор слова;

— производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

— записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

— подбирать слова на заданный звук;

— сравнивать слова со сходными звуками;

— строить звуковые схемы слогов и слов;

— определять место ударения в слове;

— вычленять слова из предложений;

— составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

— четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

— сравнивать элементы букв двух шрифтов;

— уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;

— сравнивать сходные по начертанию буквы;

— соотносить букву со звуком и наоборот;

— правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

— самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, используя оппозиционные звуки.

Результатами освоения данной рабочей программы является сформированность перечисленных ниже умений (УУД):

Личностные результаты:

- соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;

- устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные УУД:

- сформулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- составлять план и определить последовательность действий;

- выделить главное, существенное в учебном материале, наметить пути и средства достижения учебной цели;

– внести необходимые изменения в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

– выделить и осознать учащимся то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценить качество и уровень усвоения;

- осуществлять контроль за ходом своей деятельности;

- работать в определенном темпе (быстро и качественно писать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)

Коммуникативные УУД:

- внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);

- понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

- целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания;

- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

- употреблять усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

- обращаться к учителю- логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

- подводить итоги занятия;

- соблюдать речевой этикет при общении (обращение, просьба, диалог).

- строить монологическое высказывание;

- слушать собеседника.

Познавательные УУД (общеучебные):

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- найти и выделить необходимую информацию;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- осуществлять смысловое чтение.

Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

В ходе реализации данной программы могут быть использованы следующие методические пособия:

Для учителя-логопеда:

  1. Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. - М.: Книголюб, 2003. - 144 с. - (Дидактический материал по коррекционной письменной речи)

  2. Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 1. Дифференциация гласных. - М.: Книголюб, 2006. - 112 с.

  3. Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. - М.: Книголюб, 2005. - 128 с.

  4. Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 3. Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Р-Л. – М.: Книголюб, 2008. - 144 с.

  5. Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. - М.: Изд-во Гном и Д, 2007.

  6. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. - 88 с.

  7. Поваляева М. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие / М. А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 158с.

  8. Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил.

  9. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997. - 256 с.

  10. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с.



Для обучающихся:


  1. Бурина Е. Д. Такие похожие разные буквы: Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. – СПб.: КАРО, 2006. – 96 с.

  2. Дмитриев В. С., Дмитриев С. Д. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М.: Книголюб, 2005. – 127 с.

  3. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква. Логопедическая тетрадь. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.

  4. Козырева Л.М. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов: Тетрадь для логопедических занятий. - Ярославль: Академия Развития, Академия И К°, 2006. - 47 с.

  5. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие: Тетрадь для логопедических занятий. - Ярославль: Академия Развития, Академия И К°, 2006. – 80 с.

  6. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные: Тетрадь для логопедических занятий. - Ярославль: Академия развития, 2006. – 64 с.

  7. Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий №2 / Л.М. Козырева. – Ярославль, Академия развития, 2006. – 48 с.

  8. Кочеткова Н. А. Я различаю буквы о — а, сходные по написанию: альбом ученика / Н.А. Кочеткова. — М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2005. — 40 с.

  9. Мазанова Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 1. – М.: ООО «Аквариум-Принт», 2006. – 56 с.

  10. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №5. — М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004. — 72 с, илл.

  11. Мазанова Е. В. Учусь не путать буквы. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. Альбом. М.: ГНОМ и Д, 2006. – 32с.

  12. Мазанова Е. В. Учусь не путать звуки. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. Альбом. М.: ГНОМ и Д, 2011. – 32с.

  13. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М.: ГНОМ и Д, 2008. - 48с.




12