СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа профессионального развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ф.И.О. педагога – Соловьева Татьяна Семеновна

 

Образование – высшее

Стаж педагогической работы – 26 лет

 

Квалификационная категория – 1 кв. кат.

Курсы повышения квалификации – 2015 год

Дата начала работы над темой – 01.10.2010 год

Предполагаемая дата окончания работы – 30.12. 2015 год.

 

Тема самообразования: «Нетрадиционные технологии в изобразительной деятельности, как средство развития одаренности детей дошкольного возраста»

 

Цель:

Изучить особенности и возможности  развития и активизации творческого воображения   детей в процессе занятий изобразительной деятельностью. Использование нетрадиционной техники рисования при организации изобразительной детской деятельности. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

 

Задачи:

 1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.

2. Изучить процесс развития творческого воображения.

3. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

 4. Разработать перспективный план работы с детьми.

5. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

7. Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.

8. Определить особенности изобразительной деятельности детей и ее значение для развития творческого воображения.

9. Разработать комплексную методику  диагностики  и  развития  творческого воображения детей дошкольного возраста.

10. Определить возможные пути  развития  творческого  воображения  детей  в процессе изобразительной деятельности.

11. Провести  экспериментальную  проверку  отработанных  форм,  методов  и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

12. Разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.

14. Принять участие в семинаре, разработала картотеки, папки – передвижки, презентации: «Компетентность воспитателя», «Хлеб - всему голова», «Цветы».

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа профессионального развития»

Индивидуальная программа профессионального развития

в межаттестационный период


Ф.И.О. педагога – Соловьева Татьяна Семеновна


Образование – высшее

Стаж педагогической работы – 26 лет


Квалификационная категория – 1 кв. кат.

Курсы повышения квалификации – 2015 год

Дата начала работы над темой – 01.10.2010 год

Предполагаемая дата окончания работы – 30.12. 2015 год.


Тема самообразования: «Нетрадиционные технологии в изобразительной деятельности, как средство развития одаренности детей дошкольного возраста»


Цель:

Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей в процессе занятий изобразительной деятельностью. Использование нетрадиционной техники рисования при организации изобразительной детской деятельности. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.


Задачи:

 1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.

2. Изучить процесс развития творческого воображения.

3. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

4. Разработать перспективный план работы с детьми.

5. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

7. Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.

8. Определить особенности изобразительной деятельности детей и ее значение для развития творческого воображения.

9. Разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

10. Определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изобразительной деятельности.

11. Провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

12. Разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.

14. Принять участие в семинаре, разработала картотеки, папки – передвижки, презентации: «Компетентность воспитателя», «Хлеб - всему голова», «Цветы».

 

Форма самообразования: индивидуальная.


Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  • изучение литературы по теме; 

  • самоанализ и самооценка ООД в своей группе; 

  • проведение открытого мероприятий для анализа со стороны коллег; 

  • обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ;

  • работа с родителями: консультации, беседы, выставки совместных работ по теме;

Форма отчета по проделанной работе:

  • отчет о проделанной работе;

  • презентация по теме для педагогов ДОУ;

  • Проектная деятельность;


Тематическое планирование деятельности по самообразованию

Цель: 

Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать  работу по реализации системы мероприятий направленных на творческое развитие детей.

Провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения.


Этапы реализации Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выводы

Подготовительный этап.


Аналитико-диагностический.

Октябрь 2010г- Февраль 2013г.

Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

Изучение психолого – педагогической,

методической литературы

по теме самообразования.


Основной этап.

Март 2013 г.– Март 2015 г.

Апробация различных педагогических технологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций. Разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

Определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изобразительной деятельности.

Работа с родителями: консультации, беседы, выставки совместных работ по теме;

Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете.

Разработка программно -методического

обеспечения образовательного процесса.






Заключительный этап.

Апрель 2015 г.

Диагностика. Мониторинг.

Анализ созданных

педагогических условий для развития

видов деятельности.


«Отчет о проделанной работе; презентация по теме для педагогов ДОУ»

Обобщение.

Декабрь 2015г.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Проектная деятельность;

«Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ»



Тема самообразования: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

Дата: 2010-2011г. учебный год

Цель: Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

Повысить свой профессиональный уровень ,развитие любознательности и познавательной активности. Использование нетрадиционной техники рисования при организации изобразительной детской деятельности. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  • Раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков.

  • Рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.

  • Рассмотреть содержание и методик работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)


Работа с детьми

Сентябрь



Октябрь


Ноябрь


Декабрь


Январь


Февраль


Март

Апрель


Май

«Обучение пальчиковому рисованию»

ООД

«Веселые рыбки»


Техника – рисование ладошкой.

«Петушок с семьей».


«Техника печати»


«Отпечатки листьев».


«Кляксография»

«Солнышко и птицы»


«Рисование углем».


Выставка работ:

«Мы украшаем бабочек»



«Удивительные точки, мазки, спирали».

ООД для педагогов ДОУ



Выставка работ:

«Волшебные животные»

(кляксография)




Выставка работ:

«Цветущий май»

(печать)

Работа с родителями

Сентябрь

Октябрь


Ноябрь

Декабрь


Январь

Февраль

Март


Апрель

Май




Индивидуальные беседы.



Консультации по развитию мелкой моторики.


Оформление информационного уголка.


Консультация:

«Как заинтересовать своего ребенка»



Папка – передвижка:

«Приглашение к творчеству»

Консультация:

«Мир предметов и вещей». 

Самореализация

В течении учебного года

Создание условий.


Составить поэтапно- перспективный творческий план.

Подобрать наиболее приемлемые виды для своей работы .

Приобрести наглядные пособия

(книги, плакаты, раскраски)




Игровых упражнений и игр на развитие мелкой моторики;


Изучение методической литературы.


1.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,Москва «Издательство Скрипторий 2003»

2 И.В.Тюфанова»Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.

3.А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль ,изд-во «Академия развития-Академия холдинг».

4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

6.Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 1995г.

7.Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет.- Москва ,2010 г.

8.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.

9. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие.- Ярославль, 1998 г.

10.Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.

11.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва ,2010.

12. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.

13. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г.№11

14. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке. – Обруч 1999 г. №2.

15. Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г.№9.



Отчет о выполнении


«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне… » (Э. Успенский)

Актуальность моей выбранной темы заключается в следующем:

Я считаю, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Я определила цели своей работы:

- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Передо мною были поставлены следующие задачи:

- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы в январе я стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности.


Подведение итогов.

Работая в этом направлении, я убедилась, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способности.






Тема самообразования: «Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности»

(пополнение знаний по уже имеющемуся опыту).

Дата: 2011-2012г. учебный год

Цель: Повысить свой профессиональный уровень; разрабатывать программно- методического обеспечения образовательного процесса .

Задачи:

  • Результатами работы в данном направлении должны стать:

  • активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

  • умение находить новые способы для художественного изображения;

  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.



Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)


Работа с детьми

Сентябрь


Октябрь




Ноябрь

Декабрь



Январь


Февраль



Март


Апрель


Май


«Страна фантазия»,

ООД

Путешествие по стране «Фантазия».ООД
Изобразительный материал: гуашь, мелки,

Рисование по мокрому листу бумаги

«Ежик в тумане»

ООД


«Рисование набразгом.»

ООД

«Мозаика и живопись».

ООД


«Восковыми мелками»

Индивидуальная деятельность

«Весенний калейдоскоп»

ООД

Сбор материала для детской мастерской


Выставка работ:

«Путешествие по стране «Фантазия»


Доклад на педагогическом совете: «Цветовидение - тёплые и холодные цвета»


Консультация для воспитателей: «Главная цель — свободное творчество»

Выставка работ:

«Мир предметов и вещей». 


«Волшебство в наших руках»

ООД для педагогов ДОУ




Выставка работ:

«Я - художник»»


Работа с родителями

Сентябрь

Октябрь


Ноябрь

Декабрь


Январь

Март


Апрель


Индивидуальные беседы.



Консультации по

заданной теме


Подбор методической

литературы



Оформление информационного уголка.



Папка – передвижка:

«Главная цель — обучить детей творить»

Консультация:

«Приглашение к творчеству»


Папка – передвижка:

«Цветовая гармония»

Самореализация

В течении учебного года

Создание условий.


Составить поэтапно- перспективный творческий план.

Подобрать наиболее приемлемые виды для своей работы .


Приобрести наглядные пособия

(книги, плакаты, раскраски)




Игровых упражнений и игр на развитие воображения.


Изучение методической литературы.


1.1. Методические пособия: Парамонова Л. А. «Творческое конструирование с детьми младшего возраста», М, 1999; Казакова Т. Г. «Детское изобразительное творчество», М. 2006; Новоселова С. Л. «Развивающая предметная среда», М. 1995; Пантелеева Л. В. «Детское рукоделие», М. 2004; Лыкова И. "Изодеятельность в детском саду", М. 2004; Светлова И. "Развиваем мелкую моторику", 2001; Рузина М. С. «Страна пальчиковых игр», СПб. 2000.

1.2. Журналы: «Дошкольное воспитание»; Интернет-журнал «Развитие».

1.3. Материалы Интернет сайтов maam.ru; http://festival.1september.ru



Отчет о выполнении


В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает ребенка к творчеству?

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

В этой связи мною был выбран способ проявления своих творческих способностей в создании детьми коллажей.

Создание образа в своем воображении – наиболее трудный путь, требующий от детей большого объема знаний и впечатлений. Богатая эмоциональная гамма душевных переживаний, умение удивляться, наблюдать – все это помогает ребенку создавать чудо-картины, коллажи.

Поэтому важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми и новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделится своим состоянием с окружающими. Тогда наступает тот неповторимый миг вдохновения, когда, как песня из души, выливается поток творчества, создавая шедевры, единственные и неповторимые. Вот почему так важно прежде, чем нарисовать, как можно больше увидеть, услышать, потрогать, посидеть и подумать.

Пожалуй, самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывает пальчиковая живопись, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д. Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Подведение итогов.

Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Результатами моей работы в данном направлении стали:

- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.





Тема самообразования: «Влияние нетрадиционных методов рисования на всесторонние развитие детей»

(пополнение знаний по уже имеющемуся опыту).

Дата: 2012-2013г. учебный год

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей к нравственному воспитанию детей.   

Задачи:

  • Определить особенности изобразительной деятельности детей и ее значение для развития творческого воображения.

  • Разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

  • Определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изобразительной деятельности.


Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Работа с детьми

Сентябрь



Октябрь

Ноябрь



Декабрь


Январь



Февраль



Март


Апрель


Май

Прием – «обрывной».

«Объемная аппликация».


«Восковые мелки + акварель».

«Мазковая живопись».

«Тычок жесткой полусухой кистью».


Сбор материала для детской мастерской

Скручивание жгутиков.

Нанесение эскиза на картон.


Выкладывание жгутиком по контуру.

Подготовить шаблоны, заготовки для работ

Открытка «Мимоза»

на основе полученных знаний.

«Выкладывание звезды»


Диагностика

Подготовка с детьми к открытому развивающему мероприятию.

«Необычный осенний букет»


Выставка работ:

«Первый снег пушистый в воздухе кружится…»



Доклад на педагогическом совете: «В каждом рисунке ребенка - частица его души»






Проведение открытого занятия для педагогов ДОУ по теме:

«Божья коровка на ромашке».

Работа с родителями


Октябрь


Ноябрь

Декабрь


Январь

Март


Апрель


Принять участие в изготовлении эскизов для рисования.


Домашнее задание:

«Игрушки на новогоднюю елку»




Папка – передвижка:

«Приглашение к творчеству»





Выставка совместного творчества детей и родителей.

«Разноцветная весна»

Самореализация

В течении учебного года

Создание условий.

Сбор материала для детской мастерской

Приобрести наглядные пособия

(книги, плакаты, раскраски)

Составить поэтапно- перспективный творческий план.

Подобрать наиболее приемлемые виды для своей работы .

Отчет по теме по самообразованию


Анализ процесса самообразования педагога.



Игровых упражнений и игр на развитие мелкой моторики.


Изучение методической литературы.


1.Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. - М. : Издательство «Книголюб», 2008. - 128с.

2.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.

3. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие.- Ярославль, 1998 г.

4.Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.

5.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва ,2010.

6. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.

7. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г.№11

8. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке. – Обруч 1999 г. №2.

9. Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г.№9.

10.А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»».

11. Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М. : Мозаика- Синтез, 2006 г.




Отчет о выполнении


Работа по самообразованию проводилась мною в течение 2012-2013 гг. согласно поэтапно-перспективному творческому плану и включала в себя следующее:

1. Проведение игр («Пазлы», «Мозайка», «Сортер», графических упражнений (штриховка, раскраски, обведение по трафарету), пальчиковых игр на развитие мелкой моторики. Данные игры и упражнения я использовала в ежедневной работе с детьми. Так же в группе, по возможности, созданы условия по развитию мелкой моторики (предметно-игровая среда) : имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры и материалы для этого вида деятельности (зона рисования и игровая зона).

Пальчиковые игры я выбирала те, которые позволяют задействовать все пальцы рук. В начале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать не только мелкую моторику, но и речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.

2. В течение года, преследуя цель развития мелкой моторики, я большое внимание уделяла художественному творчеству, как в рамках проведения ООД, так и при дополнительной работе с детьми. В художественную деятельность я включила следующие виды работы: рисование, лепка (разные виды лепки, в том числе картины из пластилина, аппликация, оригами.

2.1. рисование: очень хорошо развивают мелкую моторику рук прием ритмичного примакивания («Листопад», «Снег идет», «Верба» и др.) и прием нанесения мазков – линий различной длины в различном направлении («Дорога для машины», «Дождик», «Коврик для кошечки» и др.) . Для рисования я предлагала детям различную тематику, что позволило сохранить интерес к занятием, соответственно, занятия каждый раз получались очень увлекательными и продуктивными.

2.3. аппликация: большое внимание я уделила технике обрывной аппликации и конструированию из бумаги (оригами). Это очень увлекательное и занимательное для детей занятие благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук. На протяжение года мы с детьми делали совместные композиции в технике обрывной аппликации и оригами: «Листопад», «Цветок для мамы», «Снеговик», «Олимпийский мишка», «Одуванчики», «Елочка нарядная» и др.

Подведение итогов.

Особое внимание я уделила работе с родителями, так как только совместными усилиями можно добиться хорошего результата. Для родителей я подготовила консультацию «Игры для детей 3-4 года на развитие мелкой моторики» (подборка игр, развивающих чувствительность пальчиков, творческое воображение и целостное восприятие) и «Для чего нужно развивать мелкую моторику рук» (актуальность проблемы).

Родители с детьми дома играли, делали поделки, разукрашивали, обводили по контуру.

В группе был оформлен информационный уголок, который знакомил родителей с целями и задачами творческой деятельности, содержанием и методикой проведения занятия, а так же был представлен отчет о проведенном занятии с фото.





Тема самообразования: «Техника нетрадиционного рисования в развитии воображения и развития детей дошкольного возраста»

Дата: 2013-2014г. учебный год

Цель: Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

Повысить свой профессиональный уровень ,развитие любознательности и познавательной активности. Использование нетрадиционной техники рисования при организации изобразительной детской деятельности. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  • Раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков.

  • Рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.

  • Рассмотреть содержание и методик работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Работа с детьми

Сентябрь



Октябрь


Ноябрь


Декабрь


Январь


Февраль


Март

Апрель


Май

«Обучение пальчиковому рисованию»

ООД

«Веселые рыбки»


Техника – рисование ладошкой.

«Петушок с семьей».


«Техника печати»


«Отпечатки листьев».


«Кляксография»

«Солнышко и птицы»


«Рисование углем».


Выставка работ:

«Мы украшаем бабочек»



«Удивительные точки, мазки, спирали».

ООД для педагогов ДОУ



Выставка работ:

«Волшебные животные»

(кляксография)




Выставка работ:

«Цветущий май»

(печать)

Работа с родителями

Сентябрь

Октябрь


Ноябрь

Декабрь


Январь

Февраль

Март


Апрель

Май




Индивидуальные беседы.



Консультации по развитию мелкой моторики.


Оформление информационного уголка.


Консультация:

«Как заинтересовать своего ребенка»



Папка – передвижка:

«Приглашение к творчеству»

Консультация:

«Мир предметов и вещей». 

Самореализация

В течении учебного года

Создание условий.


Составить поэтапно- перспективный творческий план.

Подобрать наиболее приемлемые виды для своей работы.

Приобрести наглядные пособия

(книги, плакаты, раскраски)




Игровых упражнений и игр на развитие мелкой моторики;


Изучение методической литературы.


1.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,Москва «Издательство Скрипторий 2003»

2 И.В.Тюфанова»Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.

3.А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль ,изд-во «Академия развития-Академия холдинг».

4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

6.Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 1995г.

7.Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет.- Москва ,2010 г.

8.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.

9. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие.- Ярославль, 1998 г.

10.Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.

11.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва ,2010.

12. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.

13. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г.№11

14. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке. – Обруч 1999 г. №2.

15. Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г.№9.


Отчет о выполнении


«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне… » (Э. Успенский)

Актуальность моей выбранной темы заключается в следующем:

Я считаю, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Я определила цели своей работы:

- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Передо мною были поставлены следующие задачи:

- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы в январе я стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.

Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. В процессе изобразительной деятельности у детей формируются реальные образы предметов окружающей действительности.

Подведение итогов.

Работая в этом направлении, я убедилась, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способности.




Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики рук посредством занятий пластилинографией и тестопластикой»

(пополнение знаний по уже имеющемуся опыту).

Дата: 2014-30.12015 год

Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня,

профессионального мастерства и компетентности; участие в интернет - конкурсах .

систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие мелкой моторики рук через занятия пластилинографией

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»; изучение методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

  • Разработать перспективный план работы.

  • Составление плана проектной деятельности

  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Работа с детьми

Сентябрь




Октябрь





Ноябрь



Декабрь


Диагностика.

Разработка конспектов ООД по лепке из соленого теста.


Изготовление панно, коллективная работа «Листопад, листопад, листья желтые летят». Работа с накладными деталями.


Изготовление картины «Живые яблочки на ветках»- птицы


Оформление картины «Елочка, зеленая иголочка»

Открытие детской мастерской



«Сказка из волшебного теста»

ООД для воспитателей ДОУ


Выставка работ:

«Листопад, листопад, листья желтые летят»

Консультацию для педагогов на педсовете. Тема: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»


Сообщение на педагогическом совете «Формирование у детей навыка рисования пластилином»

Выставка работ:

«Новогодний праздник»


Работа с родителями

Сентябрь



Октябрь




Ноябрь



Знакомство с работами из пластилина.


Наглядно-иллюстративный материал (подготовка большого количества шаблонов для изготовления работ)


Семинар для родителей с элементами игры на тему:

«Ум на кончиках пальцев»

Оформить статью в родительский уголок «Рисуем пластилином»


Познакомить родителей с методикой рисованием пластилином.


Подготовить буклеты «Развитие мелкой моторики рук

у детей»

Самореализация

В течении учебного года



Работа по самообразованию

Подобрать комплекс элементов изобразительной деятельности и графических упражнений.


Создать в группе условия по развитию мелкой моторики (пространственно-предметная среда, которая стимулировала бы творческую деятельность).

Отчет по теме по самообразованию



Размещение материалов проекта в сети Интернет



Анализ процесса самообразования педагога.



Изучение методической литературы.


Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., МихайловаЗ. А. и др, Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - СПб. : «Детство-пресс», 2011. – 528 с.

Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. — СПб. : «СОЮЗ», 2003. — 320с.

Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - СПб. : КАРО, 2008. - 336с.

Зинкевич–Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. 3–е издание – СПб. : «Детство – пресс», 2001г.

Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. - М. : Издательство «Книголюб», 2008. - 128с.

О. Ю. Тихомирова Пластилиновая картинка Москва Мозаика – Синтез 2010

Сенсорное воспитание в детском саду.Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой – М. Просвещение, 1981



Отчет о выполнении


Пластилинография или рисование пластилином - это относительно новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционного рисования, который доступен детям и дома, и в детском саду. Пластилинография - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. В процессе этой деятельности происходит закрепление информации, полученной в других видах деятельности; расширяются возможности изобразительной деятельности. Она доступна даже маленьким детям.

Повышается сенсорная чувствительность, т. е. развивается тонкое восприятие формы, фактуры, цвета; развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика;

Синхронизируется работа обеих рук; формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Поэтому выбор темы по самообразованию продиктован большими возможностями лепки, а именно пластилинографии в развитии мелкой моторики рук.

Лепка: хорошо развивает моторику рук так же лепка. Принцип работы – от простого к сложному. Свою работу я начала с обучения формообразующим движениям. Сначала мы лепили простейшие предметы (палочка - заборчик, круг – яблоко или мячик, диск – блинчик и др., а так же учились отщипывать пластилин от общей массы (зернышки для птичек). После освоения формообразующих движений мы перешли к преобразованию формы и конструктивной лепке (грибок, зайчик, морковка для зайчика, одуванчики и др). постепенно развивая моторику рук, к концу года дети овладели необходимыми для их возраста навыками лепки, так мы подошли к лепке более сложных предметов. Так же мы с детьми создавали картины из пластилина («Цветик-семицветик», «Грибок») и учились использовать пластилин для украшения готовых форм («Елочка нарядная», «Красивая салфеточка»).

В течение года, преследуя цель развития мелкой моторики, я большое внимание уделяла художественному творчеству, как в рамках проведения ООД, так и при дополнительной работе с детьми. В художественную деятельность я включила следующие виды работы: рисование, лепка (разные виды лепки, в том числе картины из пластилина, аппликация, оригами.

Родители с детьми дома играли, делали поделки, разукрашивали, обводили по контуру.

В группе был оформлен информационный уголок, который знакомил родителей с целями и задачами творческой деятельности, содержанием и методикой проведения занятия, а так же был представлен отчет о проведенном занятии с фото.

Произведенный мною анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что художественное творчество развивает у детей основную психологическую функцию – мелкую моторику пальцев рук, которая, в свою очередь, благотворно сказывается на развитии речи и мышлении ребенка. Изучая методическую литературу по художественному творчеству, я для себя поняла, что возможности художественного творчества очень широки и разнообразны, что позволяет сделать занятия очень увлекательными и продуктивными.

Подведение итогов.

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. Благодаря совместным усилиям воспитателей и родителей дети достигли хорошего результата в развитии мелкой моторики рук, кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, что благотворно повлияло на развитие умений и навыков в художественном творчестве, на развитие речи.




Скачать

© 2015 2201 33

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!