СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

С введением новых стандартов ФГОС НОО для детей с ОВЗ требуется индивидуально-дифференцированный подход в обучении, воспитании и социальной адаптации.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ»








Индивидуальная программа

психолого-педагогического сопровождения образования

ученика ________ класса

МКОУ «__________________средняя школа ____».

_______________________________

на 2016 /2017 учебный год.
















Составитель:


Гоф Валентина Петровна

учитель начальных классов


Волчиха 2016


Пояснительная записка.

Введение. Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ в соответствии с индивидуализацией и дифференциацией образовательного процесса.

Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся. В психолого-педагогическом сопровождении учащихся важным показателем является деятельностный подход:

- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;

- существенное повышение мотивации и интереса к учению;

- обеспечение условий для личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.


В школе реализуются меры, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», в части обеспечения прав детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ на получение бесплатного образования и их социальной защиты, психолого-педагогического сопровождения.

Предусмотрены вариативные формы получения образования.


- ученик __________ класса – __________, _____________ года рождения, ребёнок с ОВЗ получает образовательные услуги в обычном классе общеобразовательной школы по общеобразовательной программе 7 вида ____класса.


Реализация мероприятий Программы позволит:

- обеспечить государственные гарантии граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в пределах ФГОС общего образования;

- повысить качество и доступность образовательных услуг для детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ и успешность освоения ими образовательной программы.

- создать комфортную коррекционно-развивающую образовательную среду:

обеспечивающую качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

гарантирующую охрану и укрепление физического и психологического, социального здоровья обучающихся, коррекцию недостатков развития обучающихся.


Цели: обеспечение сопровождения учащегося в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающегося. Оказание помощи учителю в выборе наиболее эффективных методов индивидуальной работы с учащимся, изучение личности школьника, составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

Задачи:

- подготовка рекомендаций по оказанию помощи семье и ребенку в условиях образовательного учреждения;

- создание условий, способствующих освоению ребенком-инвалидом программ обучения;

- проведение мероприятий для учителей-предметников, учителя-логопеда, педагога-психолога ОУ по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида в части получения образования и коррекционных услуг;

- осуществление социально-индивидуальной ориентации, психолого-педагогической помощи ребенку-инвалиду,

- обеспечение возможности дополнительных образовательных коррекционных услуг;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) ребенку с ОВЗ по социальным, правовым и другим вопросам.

Принципы:

- принцип соблюдения интересов ребёнка;

- принцип системности;

- принцип непрерывности;

- принцип вариативности;

- принцип рекомендательного характера оказания помощи семье и детям.

Условия реализации программы.

Психолого-педагогическое обеспечение: дифференциация условий обучения, оптимальная учебная нагрузка, услуги социального педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида,

Психолого-педагогические условия коррекционной направленности созданные в ОУ: учёт индивидуальных особенностей ребенка-инвалида, использование ИКТ (дистанционная форма обучения, сайт ОУ).

Обеспечение специальных условий образовательного процесса: разработка специальной коррекционной программы, планирование образовательного процесса, подбор специальных средств обучения ребенка-инвалида.

Обеспечение здоровьесберегающих условий образовательного процесса.

Обеспечение ребенка-инвалида воспитательными и досуговыми мероприятиями.

Оценка динамики развития ребёнка-инвалида, успешности освоения образовательной программы проводится 4 раза в год в конце каждой четверти, итоговая – в конце учебного года.

В течение учебного года при необходимости вносятся изменения в индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ.

Нормативно-правовое обеспечение.

- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020гг. (Распоряжение правительства РФ от 22.11.2012г. № 21/48)

- Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 № 125-ФЗ, от 04.01.1999 № 5-ФЗ, от 17.07.1999 № 172-ФЗ, от 27.05.2000 № 78-ФЗ).

- Закон РФ «Об образовании», от29.12.2012 г. № 273 ФЗ.

- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг (Указ президента РФ 01.06.2012г № 761).

- Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020гг.

-Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, 1997 г.

-Методическое письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4.09.1997 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов.

- Постановление Алтайского края от 13.11.2012г. №617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае»

- Постановление Алтайского края от 30.01.2013г. №37 «Об утверждении положения о психолого-педагогическом сопровождении образования детей-инвалидов в образовательных учреждениях Алтайского края, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования».

- Приказ Главного Управления края по образованию и молодёжной политике от 17.02.2013г.№784 «Об организации дополнительных площадей методического сопровождения образования детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ».

- Устав муниципального казённого общеобразовательного учреждения.

- Положение об организации психолого-педагогическом сопровождении образования детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ в общеобразовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

-Приказы директора школы:

об утверждении учебных планов;

об индивидуальных маршрутах обучения детей общеобразовательных классах, по рекомендации ПМПК;

о назначении педагогов для работы с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ;

Документы:

- заявление родителей (законных представителей)

- заключение МСЭ

- карта индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида

- заключение ЦПМПК

Состав педагогических работников, осуществляющих психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида:


- учителя-предметники

- педагог-психолог

-классный руководитель

- председатель психолого-педагогического консилиума (ответственный за реализацию мероприятий индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов)


Этапы реализации программы:

1этап: сбор и анализ информации, диагностическая деятельность. Результатом данного этапа является оценка достижений и развития обучающегося , определения специфики и особых образовательных потребностей, оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической базы школы.

2 этап: планирование, организация, координация деятельности. Результатом работы является организация образовательного процесса с учащимся , согласно режима работы школы; разработка индивидуальных программ сопровождения ребенка-инвалида, составление календарно-тематических планов работы.

3 этап: диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является анализ деятельности по выполнению программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащегося общеобразовательного учреждения в конце каждой четверти.

4 этап: регуляция и корректировка программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащегося общеобразовательной школы. Результатом является внесение необходимых изменений в программу индивидуального психолого-педагогического сопровождения и в процесс коррекционной работы с учащимся; корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.







Практическая часть программы:

I. Общие сведения

Ф. И.О. ребенка:

Школа:

Ф.И.О. родителей:

Ф.И.О. основного педагога:

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель_логопед:

Педагог_психолог:

Социальный педагог:


Педагогическая характеристика на ученика:


  1. Организация обучения


Программа обучения

Обучение по общеобразовательной программе 4 класса

Перечень учебных предметов, вызывающих интерес

Проявляет интерес к математике, физической культуре, окружающему миру

Формы обучения

Обучение проходит в обычном классе общеобразовательной школы. 2-3 класс обучался на дому

  1. Учебная деятельность


Сформированность мотивации на учебную деятельность

Уровень сформированности мотивации на учебную деятельность низкий.

Успешность в учебной деятельности

Уровень усвоения программного материала не соответствует возрастным требованиям.

Сформированность навыков самостоятельной работы (при работе на уроке; использование дополнительных источников информации)

Навыки самостоятельной работы присутствуют. Работать без оказания помощи со стороны взрослых затрудняется, требуется организующая помощь. Ученик не может использовать дополнительные источники информации.

Уровень владения компьютером

Играет в игры.

  1. Индивидуальные особенности ребенка


Особенности поведения

Мальчик активный. Свое поведение контролирует не всегда, вспыльчивый, неуравновешенный.

Отношение с педагогами

Доброжелательные. Занимается не всегда с желанием. Всегда готова помочь учителю, никогда не отказывается что-либо сделать. Порученные задания выполняет очень старательно.

Отношения со сверстниками

При общении со сверстниками склонен к конфликту, не терпит не согласия с ним.

Преобладающий тип темперамента

холерик

Ведущая рука (правая/левая)

Правая

Увлечения ребенка

Любит смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры, играть в спортивные игры.



Режим пребывания ребенка в школе соответствует общему режиму занятий ____ класса.


Сведения о дополнительном образовании: посещает внеурочную деятельность в школе и занятия в Центре помощи семье и детям.


Направления внеурочной деятельности

Форма организации внеурочной

деятельности

Объём часов

Организатор

День

Время

Спортивно-оздоровительное

«Шахматы»

«Футбол»

«легкая атлетика»

1

1

МКОУ « »

Среда

четверг

15.00-15.45

Научно-познавательное

«Мир геометрии»

«Учимся любить книгу»

1

МКОУ « »

Понедельник


четверг

12.35-13.20

Недельная нагрузка во внеурочной деятельности

5 часов



Наибольший интерес вызывают занятия по спортивным направлениям, так как Виталий очень любит спорт, очень подвижный, сильный, выносливый.

Посещает центр социальной помощи семьи и детям.


































План

работы с ребенком с ОВЗ.

Формы работы

Метод индивидуальной работы

Ответственный

Результат деятельности

Сроки.

Диагностика

Анкетирование, тестирование, социометрия.

Социальный педагог, психолог.

Заполнение карт психолого-педагогического развития на ребенка-инвалида.


В течение года

Реабилитационная работа

- вовлечение в кружки, секции, …

- оказание помощи в учебной деятельности (выработка единых педагогических требований)

  • групповая работа в микросоциуме

  • вовлечение ребенка в общественную жизнь школы, класса, села

(олимпиады, конкурсы, концерты, семинары, конференции,…)

-оказание консультативной помощи педагога-логопеда.

- оказание психолого-педагогической помощи педагогом-психологом посредством коррекционно-развивающих занятий

Классный руководитель, социальный педагог, учителя, психолог,

-Желание участвовать в трудовых делах класса, оказывать помощь близким и незнакомым людям. Самообслуживание,

Наличие коллективистских начал, стремление к взаимопомощи

- Умение слушать и слышать других, умение устанавливать контакты со взрослыми, понимание ценности дружбы со сверстниками;

- Знания, умения, навыки, соответствующие психолого физиологической характеристике конкретного ученика


В течение года

Оказание реальной социальной помощи и поддержки


  • организация каникулярного отдыха,

  • медицинского обследования

Социальный педагог, медицинский работник, классный руководитель.



Приглашение во все мероприятия проводимые в ДУМе, РМДБ, школе, в центре помощи семье и детям.

-организация летнего отдыха в пришкольном лагере «Березка»


В течение года

Правовая поддержка

Соблюдение прав ребёнка, социально-правовое консультирование.


Социальный педагог.

Поддержание контакта с родителями (законными представителями). Выбор наиболее успешных методов и приёмов работы с ребенком, сообщение родителям (законным представителям) о результатах образовательной и коррекционной работы.

Тематические презентации, памятки для родителей (законных представителей.

Банк тематических бесед

Памятки для родителей (законных представителей.).




В течение года

План работы с семьёй




этапы

цель

задачи

методы.

ответственные

Изучение семьи и ребёнка.

Организация работы с семьёй.

Организация адекватного отношения к ребёнку, его болезни и статусу в семье, к его образу жизни и к будущему в целом.

Установление доброжела-тельного контакта, планирование конкретных мероприятий.

Обследование жилищно-бытовых условий семьи.

Составление акта.

Классный руководитель, социальный педагог, мед.работник

Сбор сведений о семье определение условий проживания детей, их готовности к учебному году: наличие учебников, школьно-письменных принадлежностей, рабочего места и т.д.).

Беседы, анкетирование, тестирование, тренинги.

Классный руководитель, социальный педагог, психолог, учителя – предметники.

Анализ информации.

Выбор направлений, способов и средств работы.

Обработка информации и выбор методов и форм работы

Обсуждение в сети взаимодействия.

Классный руководитель, социальный педагог, психолог, учителя – предметники

Организация работы с семьёй и ребёнком

Организация совместной деятельности и общения со здоровыми сверстниками

Реализация мероприятий по поддержке социумом самостоятельности и инициативности ребёнка – инвалида.

-организация консультаций для детей и членов их семей; -организация досуга детей (секции, кружки), -развитие творческих способностей ребенка.

- помощь в учёбе и личностном росте.

- организация каникулярного отдыха.

-социально-правовое консультирование родителей.

Классный руководитель, социальный педагог, психолог, учителя – предметники, руководители кружков и секций.






Консультативная работа с родителями на 2016-2017 учебный год

Исходя из отношений в семье ребенка, его поведении в школе, были намечены беседы – консультации с мамой __________ с целью оказания помощи в налаживании отношений между мамой и ребенком.

Тема

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Февраль

Май

Беседа «Правила личной гигиены»

Обсуждение учебных

проблем »


«Помощь родителям при выполнении д/з.

Обсуждение учебных

проблем ».


02.09.2016






09.09.2016







В течении года




Консультация «Самообслуживание и его значимость для ребенка»


06.10.2016




Беседа «Как научить ребенка совместным играм со сверстниками?»




17.11.2016

Консультация – «Воспитание самостоятельности у детей»




15.02.2017


Беседа «Роль общения в жизни младшего школьника»





07.05.2017


















Коррекционно - развивающая работа с ______________ на 2016 – 2017 учебный год. (педагог-психолог)


Тема

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Легко ли быть учеником


1неделя,









Идеальный ученик

3 неделя








Дискуссия



2неделя







Упр.Вельветовый кролик


4 неделя







Упр.Незнайка



1неделя,







Упр.кляксы




3 неделя






Игра числа





2неделя





Игра часы





4 неделя





Игра поем вместе






1неделя,





Игра наоборот






3 неделя




Игра поиск предметов







2неделя



Упр. Два дела одновременно







4 неделя



Упр. Передай смысл







1неделя,



Игра лови мяч








3 неделя


Занятие арт терапией








2неделя

Занятия арт терапией








4 неделя



















Анкета №1
для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося с ограниченными возможностями здоровья

/заполняется классным руководителем, обрабатывается педагогом-психологом/


Фамилия, Имя, Отчество _______________________________________________________
Возраст_______________________________________________________________________
Дата заполнения _______________________________________________________________

1. Успешность выполнения школьных заданий:

5 баллов - правильное, безошибочное выполнение заданий;
4 балла - небольшие помарки, единичные ошибки;
3 балла - редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой;
2 балла - плохое усвоение материала по одному из основных предметов, частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий;
1 балл - плохое усвоение материала по всем предметам.

Кол-во баллов:_______________________

2. Степень усилий, необходимых учащемуся для выполнения заданий:

5 баллов - учащийся работает легко, свободно, без напряжения;
4 балла - выполнение заданий не вызывает у учащегося особых трудностей;
3 балла - иногда учащийся работает легко, в другое время проявляет упрямство; выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения;
2 балла - выполнение заданий осуществляется с сильным напряжением;
1 балл - учащийся отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.

Кол-во баллов:________________________

3. Самостоятельность при выполнении школьных заданий:

5 баллов - учащийся всегда самостоятельно справляется с заданиями;
4 балла - работает самостоятельно, иногда обращается к помощи взрослого;
3 балла - иногда работает самостоятельно, но чаще обращается за помощью;
2 балла - предпочитает работать с помощью взрослого, даже если может сделать задание самостоятельно;
1 балл - для выполнения школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.

Кол-во баллов:________________________

4. Эмоциональное отношение к школе:

5 баллов - учащийся приходит в школу с хорошим настроением, улыбается, смеется.
4 балла - учащийся спокоен, деловит, нет проявлений пониженного настроения;
3 балла - иногда учащийся приходит в школу с плохим настроением;
2 балла - у учащегося случается проявление негативных эмоций (тревожность, огорчение, иногда страх), обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;
1 балл - преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).

Кол-во баллов:________________________

5. Взаимоотношения со сверстниками:

5 баллов - ребенок общительный, инициативный, имеет много друзей;
4 балла - ребенок не проявляет инициативу общения самостоятельно, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети;
3 балла - сфера общения ребенка ограничена, общается только с некоторыми детьми;
2 балла - предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт;
1 балл - ребенок замкнут, изолирован от детей, предпочитает находиться один, либо инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к другим детям: ссорится, дразнится, дерется.

Кол-во баллов:________________________

6. Отношение к учителю:

5 баллов - ребенок проявляет дружелюбие по отношению к учителю, охотно обща-ется с ним;
4 балла - дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, тревожится, если делает что-то не так; в случае необходимости ребенок может обратиться к учителю за помощью.
3 балла - старается выполнить все требования учителя, но за помощью обращается к одноклассникам.
2 балла - выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным для него;
1 балл - избегает контакта с учителем, при общении с ним испытывает робость или отрицательные эмоции.

Кол-во баллов:________________________


Общее кол-во баллов:_______________


Классный руководитель:                            /______Ф.И.О.________


Интерпретация результатов:

1 уровень (ВЫСОКИЙ) - 26-30 баллов;
2 уровень (ВЫШЕ СРЕДНЕГО) - 18-25 баллов;
3 уровень (СРЕДНИЙ)- 12-17 баллов;
4 уровень (НИЖЕ СРЕДНЕГО) - 6-11 баллов;
5 уровень (НИЗКИЙ) - 1-5 баллов;

Вывод об уровне социально-психологической адаптации:_______________________________
































Дневник динамического наблюдения обучающегося

(заполняется 1 раз в четверть)

Наблюдения

Уровень развития


1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Психологическое наблюдение

1.Понятийное логическое мышление





2.Понятийное образное мышление





3.Скорость переработки информации





4.Внимательность






5.Кратковременная речевая память





6.Кратковременная зрительная память





7.Настроение





Логопедическое наблюдение

1.Звукопроизношение






2.Фонематическое восприятие





3.Лексика






4.Грамматика






5.Связная речь






Педагогическое наблюдение

1.Сформированность учебных навыков





- Математика





- Литература






- Русский язык






2.Сформированность школьно-значимых умений





- Умение планировать свою деятельность






- Способность понять и принять инструкцию






Медицинское наблюдение

1.Медикаментозное лечение






2.Физиолечение






3. Массаж