Индивидуальная программа
психолого-педагогического сопровождения образования
ученика ________ класса
МКОУ «__________________средняя школа ____».
_______________________________
на 2016 /2017 учебный год.
Составитель:
Гоф Валентина Петровна
учитель начальных классов
Волчиха 2016
Пояснительная записка.
Введение. Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ в соответствии с индивидуализацией и дифференциацией образовательного процесса.
Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся. В психолого-педагогическом сопровождении учащихся важным показателем является деятельностный подход:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению;
- обеспечение условий для личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.
В школе реализуются меры, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», в части обеспечения прав детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ на получение бесплатного образования и их социальной защиты, психолого-педагогического сопровождения.
Предусмотрены вариативные формы получения образования.
- ученик __________ класса – __________, _____________ года рождения, ребёнок с ОВЗ получает образовательные услуги в обычном классе общеобразовательной школы по общеобразовательной программе 7 вида ____класса.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- обеспечить государственные гарантии граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в пределах ФГОС общего образования;
- повысить качество и доступность образовательных услуг для детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ и успешность освоения ими образовательной программы.
- создать комфортную коррекционно-развивающую образовательную среду:
обеспечивающую качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
гарантирующую охрану и укрепление физического и психологического, социального здоровья обучающихся, коррекцию недостатков развития обучающихся.
Цели: обеспечение сопровождения учащегося в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающегося. Оказание помощи учителю в выборе наиболее эффективных методов индивидуальной работы с учащимся, изучение личности школьника, составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
Задачи:
- подготовка рекомендаций по оказанию помощи семье и ребенку в условиях образовательного учреждения;
- создание условий, способствующих освоению ребенком-инвалидом программ обучения;
- проведение мероприятий для учителей-предметников, учителя-логопеда, педагога-психолога ОУ по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида в части получения образования и коррекционных услуг;
- осуществление социально-индивидуальной ориентации, психолого-педагогической помощи ребенку-инвалиду,
- обеспечение возможности дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) ребенку с ОВЗ по социальным, правовым и другим вопросам.
Принципы:
- принцип соблюдения интересов ребёнка;
- принцип системности;
- принцип непрерывности;
- принцип вариативности;
- принцип рекомендательного характера оказания помощи семье и детям.
Условия реализации программы.
Психолого-педагогическое обеспечение: дифференциация условий обучения, оптимальная учебная нагрузка, услуги социального педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида,
Психолого-педагогические условия коррекционной направленности созданные в ОУ: учёт индивидуальных особенностей ребенка-инвалида, использование ИКТ (дистанционная форма обучения, сайт ОУ).
Обеспечение специальных условий образовательного процесса: разработка специальной коррекционной программы, планирование образовательного процесса, подбор специальных средств обучения ребенка-инвалида.
Обеспечение здоровьесберегающих условий образовательного процесса.
Обеспечение ребенка-инвалида воспитательными и досуговыми мероприятиями.
Оценка динамики развития ребёнка-инвалида, успешности освоения образовательной программы проводится 4 раза в год в конце каждой четверти, итоговая – в конце учебного года.
В течение учебного года при необходимости вносятся изменения в индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с ОВЗ.
Нормативно-правовое обеспечение.
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020гг. (Распоряжение правительства РФ от 22.11.2012г. № 21/48)
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 № 125-ФЗ, от 04.01.1999 № 5-ФЗ, от 17.07.1999 № 172-ФЗ, от 27.05.2000 № 78-ФЗ).
- Закон РФ «Об образовании», от29.12.2012 г. № 273 ФЗ.
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг (Указ президента РФ 01.06.2012г № 761).
- Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020гг.
-Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, 1997 г.
-Методическое письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4.09.1997 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов.
- Постановление Алтайского края от 13.11.2012г. №617 «Об утверждении стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае»
- Постановление Алтайского края от 30.01.2013г. №37 «Об утверждении положения о психолого-педагогическом сопровождении образования детей-инвалидов в образовательных учреждениях Алтайского края, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Приказ Главного Управления края по образованию и молодёжной политике от 17.02.2013г.№784 «Об организации дополнительных площадей методического сопровождения образования детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ».
- Устав муниципального казённого общеобразовательного учреждения.
- Положение об организации психолого-педагогическом сопровождении образования детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ в общеобразовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
-Приказы директора школы:
об утверждении учебных планов;
об индивидуальных маршрутах обучения детей общеобразовательных классах, по рекомендации ПМПК;
о назначении педагогов для работы с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ;
Документы:
- заявление родителей (законных представителей)
- заключение МСЭ
- карта индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида
- заключение ЦПМПК
Состав педагогических работников, осуществляющих психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида:
- учителя-предметники
- педагог-психолог
-классный руководитель
- председатель психолого-педагогического консилиума (ответственный за реализацию мероприятий индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов)
Этапы реализации программы:
1этап: сбор и анализ информации, диагностическая деятельность. Результатом данного этапа является оценка достижений и развития обучающегося , определения специфики и особых образовательных потребностей, оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической базы школы.
2 этап: планирование, организация, координация деятельности. Результатом работы является организация образовательного процесса с учащимся , согласно режима работы школы; разработка индивидуальных программ сопровождения ребенка-инвалида, составление календарно-тематических планов работы.
3 этап: диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является анализ деятельности по выполнению программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащегося общеобразовательного учреждения в конце каждой четверти.
4 этап: регуляция и корректировка программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащегося общеобразовательной школы. Результатом является внесение необходимых изменений в программу индивидуального психолого-педагогического сопровождения и в процесс коррекционной работы с учащимся; корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Практическая часть программы:
I. Общие сведения
Ф. И.О. ребенка:
Школа:
Ф.И.О. родителей:
Ф.И.О. основного педагога:
Ф.И.О. специалистов сопровождения:
Учитель_логопед:
Педагог_психолог:
Социальный педагог:
Педагогическая характеристика на ученика:
Организация обучения | |
Программа обучения | Обучение по общеобразовательной программе 4 класса |
Перечень учебных предметов, вызывающих интерес | Проявляет интерес к математике, физической культуре, окружающему миру |
Формы обучения | Обучение проходит в обычном классе общеобразовательной школы. 2-3 класс обучался на дому |
Учебная деятельность | |
Сформированность мотивации на учебную деятельность | Уровень сформированности мотивации на учебную деятельность низкий. |
Успешность в учебной деятельности | Уровень усвоения программного материала не соответствует возрастным требованиям. |
Сформированность навыков самостоятельной работы (при работе на уроке; использование дополнительных источников информации) | Навыки самостоятельной работы присутствуют. Работать без оказания помощи со стороны взрослых затрудняется, требуется организующая помощь. Ученик не может использовать дополнительные источники информации. |
Уровень владения компьютером | Играет в игры. |
Индивидуальные особенности ребенка | |
Особенности поведения | Мальчик активный. Свое поведение контролирует не всегда, вспыльчивый, неуравновешенный. |
Отношение с педагогами | Доброжелательные. Занимается не всегда с желанием. Всегда готова помочь учителю, никогда не отказывается что-либо сделать. Порученные задания выполняет очень старательно. |
Отношения со сверстниками | При общении со сверстниками склонен к конфликту, не терпит не согласия с ним. |
Преобладающий тип темперамента | холерик |
Ведущая рука (правая/левая) | Правая |
Увлечения ребенка | Любит смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры, играть в спортивные игры. |
Режим пребывания ребенка в школе соответствует общему режиму занятий ____ класса.
Сведения о дополнительном образовании: посещает внеурочную деятельность в школе и занятия в Центре помощи семье и детям.
Направления внеурочной деятельности | Форма организации внеурочной деятельности | Объём часов | Организатор | День | Время |
Спортивно-оздоровительное | «Шахматы» «Футбол» «легкая атлетика» | 1 1 | МКОУ « » | Среда четверг | 15.00-15.45 |
Научно-познавательное | «Мир геометрии» «Учимся любить книгу» | 1 | МКОУ « » | Понедельник четверг | 12.35-13.20 |
Недельная нагрузка во внеурочной деятельности | 5 часов |
| |
Наибольший интерес вызывают занятия по спортивным направлениям, так как Виталий очень любит спорт, очень подвижный, сильный, выносливый.
Посещает центр социальной помощи семьи и детям.
План
работы с ребенком с ОВЗ.
Формы работы | Метод индивидуальной работы | Ответственный | Результат деятельности | Сроки. |
Диагностика | Анкетирование, тестирование, социометрия. | Социальный педагог, психолог. | Заполнение карт психолого-педагогического развития на ребенка-инвалида. | В течение года |
Реабилитационная работа | - вовлечение в кружки, секции, … - оказание помощи в учебной деятельности (выработка единых педагогических требований) групповая работа в микросоциуме вовлечение ребенка в общественную жизнь школы, класса, села (олимпиады, конкурсы, концерты, семинары, конференции,…) -оказание консультативной помощи педагога-логопеда. - оказание психолого-педагогической помощи педагогом-психологом посредством коррекционно-развивающих занятий | Классный руководитель, социальный педагог, учителя, психолог, | -Желание участвовать в трудовых делах класса, оказывать помощь близким и незнакомым людям. Самообслуживание, Наличие коллективистских начал, стремление к взаимопомощи - Умение слушать и слышать других, умение устанавливать контакты со взрослыми, понимание ценности дружбы со сверстниками; - Знания, умения, навыки, соответствующие психолого физиологической характеристике конкретного ученика | В течение года |
Оказание реальной социальной помощи и поддержки | | Социальный педагог, медицинский работник, классный руководитель. | Приглашение во все мероприятия проводимые в ДУМе, РМДБ, школе, в центре помощи семье и детям. -организация летнего отдыха в пришкольном лагере «Березка» | В течение года |
Правовая поддержка | Соблюдение прав ребёнка, социально-правовое консультирование. | Социальный педагог. | Поддержание контакта с родителями (законными представителями). Выбор наиболее успешных методов и приёмов работы с ребенком, сообщение родителям (законным представителям) о результатах образовательной и коррекционной работы. Тематические презентации, памятки для родителей (законных представителей. Банк тематических бесед Памятки для родителей (законных представителей.).
| В течение года |
План работы с семьёй
этапы | цель | задачи | методы. | ответственные |
Изучение семьи и ребёнка. | Организация работы с семьёй. Организация адекватного отношения к ребёнку, его болезни и статусу в семье, к его образу жизни и к будущему в целом. | Установление доброжела-тельного контакта, планирование конкретных мероприятий. | Обследование жилищно-бытовых условий семьи. Составление акта. | Классный руководитель, социальный педагог, мед.работник |
Сбор сведений о семье определение условий проживания детей, их готовности к учебному году: наличие учебников, школьно-письменных принадлежностей, рабочего места и т.д.). | Беседы, анкетирование, тестирование, тренинги. | Классный руководитель, социальный педагог, психолог, учителя – предметники. |
Анализ информации. | Выбор направлений, способов и средств работы. | Обработка информации и выбор методов и форм работы | Обсуждение в сети взаимодействия. | Классный руководитель, социальный педагог, психолог, учителя – предметники |
Организация работы с семьёй и ребёнком | Организация совместной деятельности и общения со здоровыми сверстниками | Реализация мероприятий по поддержке социумом самостоятельности и инициативности ребёнка – инвалида. | -организация консультаций для детей и членов их семей; -организация досуга детей (секции, кружки), -развитие творческих способностей ребенка. - помощь в учёбе и личностном росте. - организация каникулярного отдыха. -социально-правовое консультирование родителей. | Классный руководитель, социальный педагог, психолог, учителя – предметники, руководители кружков и секций. |
Консультативная работа с родителями на 2016-2017 учебный год
Исходя из отношений в семье ребенка, его поведении в школе, были намечены беседы – консультации с мамой __________ с целью оказания помощи в налаживании отношений между мамой и ребенком.
Тема | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Февраль | Май |
Беседа «Правила личной гигиены» Обсуждение учебных проблем » «Помощь родителям при выполнении д/з. Обсуждение учебных проблем ». | 02.09.2016 09.09.2016 | В течении года | | | |
Консультация «Самообслуживание и его значимость для ребенка» | | 06.10.2016 | | | |
Беседа «Как научить ребенка совместным играм со сверстниками?» | | | 17.11.2016 | | |
Консультация – «Воспитание самостоятельности у детей» | | | | 15.02.2017 | |
Беседа «Роль общения в жизни младшего школьника» | | | | | 07.05.2017 |
Коррекционно - развивающая работа с ______________ на 2016 – 2017 учебный год. (педагог-психолог)
Тема | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Легко ли быть учеником | 1неделя, | | | | | | | |
Идеальный ученик | 3 неделя | | | | | | | |
Дискуссия | | 2неделя | | | | | | |
Упр.Вельветовый кролик | | 4 неделя | | | | | | |
Упр.Незнайка | | | 1неделя, | | | | | |
Упр.кляксы | | | 3 неделя | | | | | |
Игра числа | | | | 2неделя | | | | |
Игра часы | | | | 4 неделя | | | | |
Игра поем вместе | | | | | 1неделя, | | | |
Игра наоборот | | | | | 3 неделя | | | |
Игра поиск предметов | | | | | | 2неделя | | |
Упр. Два дела одновременно | | | | | | 4 неделя | | |
Упр. Передай смысл | | | | | | | 1неделя, | |
Игра лови мяч | | | | | | | 3 неделя | |
Занятие арт терапией | | | | | | | | 2неделя |
Занятия арт терапией | | | | | | | | 4 неделя |
Анкета №1
для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося с ограниченными возможностями здоровья
/заполняется классным руководителем, обрабатывается педагогом-психологом/
Фамилия, Имя, Отчество _______________________________________________________
Возраст_______________________________________________________________________
Дата заполнения _______________________________________________________________
1. Успешность выполнения школьных заданий:
5 баллов - правильное, безошибочное выполнение заданий;
4 балла - небольшие помарки, единичные ошибки;
3 балла - редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой;
2 балла - плохое усвоение материала по одному из основных предметов, частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий;
1 балл - плохое усвоение материала по всем предметам.
Кол-во баллов:_______________________
2. Степень усилий, необходимых учащемуся для выполнения заданий:
5 баллов - учащийся работает легко, свободно, без напряжения;
4 балла - выполнение заданий не вызывает у учащегося особых трудностей;
3 балла - иногда учащийся работает легко, в другое время проявляет упрямство; выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения;
2 балла - выполнение заданий осуществляется с сильным напряжением;
1 балл - учащийся отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.
Кол-во баллов:________________________
3. Самостоятельность при выполнении школьных заданий:
5 баллов - учащийся всегда самостоятельно справляется с заданиями;
4 балла - работает самостоятельно, иногда обращается к помощи взрослого;
3 балла - иногда работает самостоятельно, но чаще обращается за помощью;
2 балла - предпочитает работать с помощью взрослого, даже если может сделать задание самостоятельно;
1 балл - для выполнения школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.
Кол-во баллов:________________________
4. Эмоциональное отношение к школе:
5 баллов - учащийся приходит в школу с хорошим настроением, улыбается, смеется.
4 балла - учащийся спокоен, деловит, нет проявлений пониженного настроения;
3 балла - иногда учащийся приходит в школу с плохим настроением;
2 балла - у учащегося случается проявление негативных эмоций (тревожность, огорчение, иногда страх), обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;
1 балл - преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).
Кол-во баллов:________________________
5. Взаимоотношения со сверстниками:
5 баллов - ребенок общительный, инициативный, имеет много друзей;
4 балла - ребенок не проявляет инициативу общения самостоятельно, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети;
3 балла - сфера общения ребенка ограничена, общается только с некоторыми детьми;
2 балла - предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт;
1 балл - ребенок замкнут, изолирован от детей, предпочитает находиться один, либо инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к другим детям: ссорится, дразнится, дерется.
Кол-во баллов:________________________
6. Отношение к учителю:
5 баллов - ребенок проявляет дружелюбие по отношению к учителю, охотно обща-ется с ним;
4 балла - дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, тревожится, если делает что-то не так; в случае необходимости ребенок может обратиться к учителю за помощью.
3 балла - старается выполнить все требования учителя, но за помощью обращается к одноклассникам.
2 балла - выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным для него;
1 балл - избегает контакта с учителем, при общении с ним испытывает робость или отрицательные эмоции.
Кол-во баллов:________________________
Общее кол-во баллов:_______________
Классный руководитель: /______Ф.И.О.________
Интерпретация результатов:
1 уровень (ВЫСОКИЙ) - 26-30 баллов;
2 уровень (ВЫШЕ СРЕДНЕГО) - 18-25 баллов;
3 уровень (СРЕДНИЙ)- 12-17 баллов;
4 уровень (НИЖЕ СРЕДНЕГО) - 6-11 баллов;
5 уровень (НИЗКИЙ) - 1-5 баллов;
Вывод об уровне социально-психологической адаптации:_______________________________
Дневник динамического наблюдения обучающегося
(заполняется 1 раз в четверть)
Наблюдения | Уровень развития |
| 1четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Психологическое наблюдение |
1.Понятийное логическое мышление | | | | |
2.Понятийное образное мышление | | | | |
3.Скорость переработки информации | | | | |
4.Внимательность | | | | |
5.Кратковременная речевая память | | | | |
6.Кратковременная зрительная память | | | | |
7.Настроение | | | | |
Логопедическое наблюдение |
1.Звукопроизношение | | | | |
2.Фонематическое восприятие | | | | |
3.Лексика | | | | |
4.Грамматика | | | | |
5.Связная речь | | | | |
Педагогическое наблюдение |
1.Сформированность учебных навыков | | | | |
- Математика | | | | |
- Литература | | | | |
- Русский язык | | | | |
2.Сформированность школьно-значимых умений | | | | |
- Умение планировать свою деятельность | | | | |
- Способность понять и принять инструкцию | | | | |
Медицинское наблюдение |
1.Медикаментозное лечение | | | | |
2.Физиолечение | | | | |
3. Массаж | | | | |