СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная работа с одаренными детьми

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

при работе с одаренными детьми самым главным является выявление способности и одаренности детей, проявляющих интерес к предмету. Использовать индивидуальный подход в работе с одаренными детьми; развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная работа с одаренными детьми»

Индивидуальная программа  развития.

«Одарённые дети»

по биологии

Цель программы: 

 Предусмотреть степень и метод самораскрытия одаренных обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальные различия обучающихся;

Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность);

Коммуникативная адаптация;

Помощь одаренным детям в самораскрытии (их творческая направленность);

Самопрезентация в отношениях. 

Задачи:

выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету;

использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

Отличительные особенности одаренных детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие воз­можности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потреб­ность.

  3.Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в оп­ределенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но об­ладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Модель системы работы с одаренными детьми

Направления работы:

диагностика – изучение личности учащихся.

работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии;

внеклассная работа.

Требования за рамки общепринятых программ.

Выходить за рамки общепринятых программ

Учитывать специфику интересов обучающихся.

Соответствовать стилю усвоения знаний обучающимися.

Не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы.

Принципы специализации учебных программ применительно к одаренным детям:

Предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей;

Давать возможность приобщаться к новой информации, прививать стремление к приобретению знаний;

Предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения;

Поощрять инициативу  детей, их самостоятельность в учебе и развитии.

Методы работы:

анкетирование, опрос; собеседование; тестирование; анализ литературных источников; творческие работы; проективный метод; метод прогнозирования; метод исследования проблемы

 Формы работы с одаренными детьми:

Гибкий и мобильный учебный план;

Независимое продвижение при изучении отдельных предметов;

Планирование и принятие решений самими учениками;

Конструирование учебного плана на базе интересов обучающихся;

Маневренные блоки; урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности; факультатив; кружковая работа; организация временных групп; свободное самообразование; проведение предметных недель; научно-практические конференции; олимпиады; интеллектуальный марафон.

Содержание программы

Диагностика учащихся – методика оценки общей одаренности

Методика оценки общей одаренности

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов.

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Обработка результатов.

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

№ Качество

ФиИ уч.

Отметка


Отметка


Отметка


Отметка


Итого

1Любознательность







2Сверхчувствитeльность к проблемам







3Способность к прогнозированию







4Словарный запас







5Способность к оценке







6Изобретательность







7Способность рассуждать и мыслить логически







8Настойчивость







9Перфекционизм











Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.

2. Работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний Использование системы заданий повышенной сложности.

задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений;

задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся ;

задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности;

задания на прогнозирование ситуаций.

3. Внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (факультатив, кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, cooтветствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации

Основной принцип работы – принцип “обогащения”.

Ресурсное обеспечение программы:

наличие учебной аудитории;

библиотечный фонд – наличие литературы по проблемам биологии.

Управление, связь с заинтересованными организациями:

Управление осуществляется учителем биологии, заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

Критерии эффективности:

Высокий уровень познавательного интереса к предмету.

Отсутствие неуспевающих по предмету.

Увеличение количества учащихся, выбирающих биологию как экзамен с успешной сдачей его.

Учащиеся становятся призерами олимпиад по биологии и лауреатами районной и областной научно-практических конференций.

План работы с одаренными детьми

на 2016/2017 учебный год

Мероприятия



Сроки


Ответственные


Работа с учащимися


1


сентябрь


учителя, классные руководители, педагог-психолог


Входная диагностика развития ребенка, пополнение банка данных школы 1-11 класс «одаренный ребенок» по направлениям


2


сентябрь


учителя, классные руководители, педагог-психолог


Выбор форм работы с учащимися, в том числе и дополнительного образования, на текущий учебный год с учетом диагностики и возрастных особенностей


3


октябрь


Никифорова А.Я.

Проведение 1-го этапа олимпиады и марафона школьников по предметам


4

март


Никифорова А.Я.

Проведение школьного этапа олимпиад и марафона по биологии


5


февраль


Никифорова А.Я.

Проведение школьного этапа интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»        


6


март


Никифорова А.Я.

Проектные исследовательские работы и участие в районных научно-исследовательских конференциях


7


на протяжении года


Никифорова А.Я.

Участие в заочных олимпиадах по биологии


8


на протяжении года


Никифорова А.Я.

Организация участия в интернет-олимпиадах по биологии


9


на протяжении года


Никифорова А.Я.

Участие в международных и республиканских и областных конкурсах


10


май


администрация


Поощрение одаренных учащихся по итогам учебного года





Работа с учителями


1


в течение года        


учителя предметники


Продолжить внедрение проблемно-исследовательских, проектных методов обучения,

2


в течение года


Никифорова А.Я.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

олимпиады по предметам,

-разработки интеллектуальных мероприятий,

- диагностические материалы по работе с одаренными учащимися





Работа с родителями одаренных детей


1


в течение года    


педагог-психолог

Никифорова А.Я.

Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся:

-собеседования школьного психолога с, родителями;

-определение рекомендаций по оказанию помощи со стороны родителей одаренным детям

-привлечение родителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне учреждения образования

2


май


администрация


Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на ежегодном публичном отчете школы               

Ожидаемый результат:

Развитие творческих и умственных способностей ученика,

Устойчивый интерес к  биологии, желание самостоятельно работать и проявлять творческий подход при решении поставленных задач;

Участие в олимпиадах и достижение результата.





















Список обучающихся


Ф.И. обучающихся


Класс


Мероприятия


Результативность


1

Брызгалов Айал

5

Школьный этап олимпиады по биологии



1 место

2

Иванова Милена

5

Школьный этап олимпиады по биологии




3

Брызгалов Айтал

6

Школьный этап олимпиады по биологии



1 место

4

Васильев Айтал

6

Школьный этап олимпиады по биологии




5

Колесов Герман

7

Муниципальная олимпиада по биологии



3 место


6

Евстафьев Виталий

7

Школьный этап олимпиады по биологии



2 м

7

Канаев Сережа

7

Школьный этап олимпиады по биологии


8

Петрова Аня

8

Школьный этап олимпиады по биологии



9

Тумусов Ваня

8

Школьный этап олимпиады по биологии



10

Назарова Саргы

Школьный этап олимпиады по биологии



11

Петров Антон

Школьный этап олимпиады по биологии



12

Никифорова Василина

Школьный этап олимпиады по биологии



13

Протопопова Алиса

Школьный этап олимпиады по биологии


14

Местникова Сандара

10

Школьный этап олимпиады по биологии


15

Беленков Уйгун

11

Муниципальная олимпиада по биологии



2 место

МБОУ «Хамагаттинская СОШ им. Е.М. Шапошникова»



















Индивидуальная

программа  развития «Одарённые дети»

по биологии на 2016-2017 уч.год

Никифоровой А.Я.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!