Индивидуальная программа развития.
«Одарённые дети»
по биологии
Цель программы:
Предусмотреть степень и метод самораскрытия одаренных обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальные различия обучающихся;
Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность);
Коммуникативная адаптация;
Помощь одаренным детям в самораскрытии (их творческая направленность);
Самопрезентация в отношениях.
Задачи:
выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету;
использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.
Отличительные особенности одаренных детей
1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
3.Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Модель системы работы с одаренными детьми
Направления работы:
диагностика – изучение личности учащихся.
работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии;
внеклассная работа.
Требования за рамки общепринятых программ.
Выходить за рамки общепринятых программ
Учитывать специфику интересов обучающихся.
Соответствовать стилю усвоения знаний обучающимися.
Не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы.
Принципы специализации учебных программ применительно к одаренным детям:
Предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей;
Давать возможность приобщаться к новой информации, прививать стремление к приобретению знаний;
Предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения;
Поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учебе и развитии.
Методы работы:
анкетирование, опрос; собеседование; тестирование; анализ литературных источников; творческие работы; проективный метод; метод прогнозирования; метод исследования проблемы
Формы работы с одаренными детьми:
Гибкий и мобильный учебный план;
Независимое продвижение при изучении отдельных предметов;
Планирование и принятие решений самими учениками;
Конструирование учебного плана на базе интересов обучающихся;
Маневренные блоки; урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности; факультатив; кружковая работа; организация временных групп; свободное самообразование; проведение предметных недель; научно-практические конференции; олимпиады; интеллектуальный марафон.
Содержание программы
Диагностика учащихся – методика оценки общей одаренности
Методика оценки общей одаренности
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов.
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Обработка результатов.
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
№ Качество ФиИ уч. | Отметка | Отметка | Отметка | Отметка | Итого |
1Любознательность | | | | | |
2Сверхчувствитeльность к проблемам | | | | | |
3Способность к прогнозированию | | | | | |
4Словарный запас | | | | | |
5Способность к оценке | | | | | |
6Изобретательность | | | | | |
7Способность рассуждать и мыслить логически | | | | | |
8Настойчивость | | | | | |
9Перфекционизм | | | | | |
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.
2. Работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний Использование системы заданий повышенной сложности.
задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений;
задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся ;
задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности;
задания на прогнозирование ситуаций.
3. Внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (факультатив, кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, cooтветствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации
Основной принцип работы – принцип “обогащения”.
Ресурсное обеспечение программы:
наличие учебной аудитории;
библиотечный фонд – наличие литературы по проблемам биологии.
Управление, связь с заинтересованными организациями:
Управление осуществляется учителем биологии, заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Критерии эффективности:
Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
Отсутствие неуспевающих по предмету.
Увеличение количества учащихся, выбирающих биологию как экзамен с успешной сдачей его.
Учащиеся становятся призерами олимпиад по биологии и лауреатами районной и областной научно-практических конференций.
План работы с одаренными детьми
на 2016/2017 учебный год
№ Мероприятия | Сроки | Ответственные | Работа с учащимися |
1 | сентябрь | учителя, классные руководители, педагог-психолог | Входная диагностика развития ребенка, пополнение банка данных школы 1-11 класс «одаренный ребенок» по направлениям |
2 | сентябрь | учителя, классные руководители, педагог-психолог | Выбор форм работы с учащимися, в том числе и дополнительного образования, на текущий учебный год с учетом диагностики и возрастных особенностей |
3 | октябрь | Никифорова А.Я. | Проведение 1-го этапа олимпиады и марафона школьников по предметам |
4 | март | Никифорова А.Я. | Проведение школьного этапа олимпиад и марафона по биологии |
5 | февраль | Никифорова А.Я. | Проведение школьного этапа интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» |
6 | март | Никифорова А.Я. | Проектные исследовательские работы и участие в районных научно-исследовательских конференциях |
7 | на протяжении года | Никифорова А.Я. | Участие в заочных олимпиадах по биологии |
8 | на протяжении года | Никифорова А.Я. | Организация участия в интернет-олимпиадах по биологии |
9 | на протяжении года | Никифорова А.Я. | Участие в международных и республиканских и областных конкурсах |
10 | май | администрация | Поощрение одаренных учащихся по итогам учебного года |
| | | Работа с учителями |
1 | в течение года | учителя предметники | Продолжить внедрение проблемно-исследовательских, проектных методов обучения, |
2 | в течение года | Никифорова А.Я. | Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми олимпиады по предметам, -разработки интеллектуальных мероприятий, - диагностические материалы по работе с одаренными учащимися |
| | | Работа с родителями одаренных детей |
1 | в течение года | педагог-психолог Никифорова А.Я. | Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся: -собеседования школьного психолога с, родителями; -определение рекомендаций по оказанию помощи со стороны родителей одаренным детям -привлечение родителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне учреждения образования |
2 | май | администрация | Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на ежегодном публичном отчете школы |
Ожидаемый результат:
Развитие творческих и умственных способностей ученика,
Устойчивый интерес к биологии, желание самостоятельно работать и проявлять творческий подход при решении поставленных задач;
Участие в олимпиадах и достижение результата.
Список обучающихся
№ | Ф.И. обучающихся | Класс | Мероприятия | Результативность |
1 | Брызгалов Айал | 5 | Школьный этап олимпиады по биологии | 1 место |
2 | Иванова Милена | 5 | Школьный этап олимпиады по биологии | |
3 | Брызгалов Айтал | 6 | Школьный этап олимпиады по биологии | 1 место |
4 | Васильев Айтал | 6 | Школьный этап олимпиады по биологии | |
5 | Колесов Герман | 7 | Муниципальная олимпиада по биологии | 3 место |
6 | Евстафьев Виталий | 7 | Школьный этап олимпиады по биологии | 2 м |
7 | Канаев Сережа | 7 | Школьный этап олимпиады по биологии | 3м |
8 | Петрова Аня | 8 | Школьный этап олимпиады по биологии | 1м |
9 | Тумусов Ваня | 8 | Школьный этап олимпиады по биологии | 2м |
10 | Назарова Саргы | 9а | Школьный этап олимпиады по биологии | 1м |
11 | Петров Антон | 9а | Школьный этап олимпиады по биологии | 2м |
12 | Никифорова Василина | 9а | Школьный этап олимпиады по биологии | 3м |
13 | Протопопова Алиса | 9б | Школьный этап олимпиады по биологии | 1м |
14 | Местникова Сандара | 10 | Школьный этап олимпиады по биологии | 1м |
15 | Беленков Уйгун | 11 | Муниципальная олимпиада по биологии | 2 место |
МБОУ «Хамагаттинская СОШ им. Е.М. Шапошникова»
Индивидуальная
программа развития «Одарённые дети»
по биологии на 2016-2017 уч.год
Никифоровой А.Я.