Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития
Ф.И. Кашкаров Родион
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи (4 уровень речевого развития). Дизартрия лёгкой степени (межзубный сигматизм, ротацизм, ламбдацизм).
Направление коррекционной работы | Содержание |
Развитие общей моторики | Создать условия для совершенствования динамической координации движений (совместно с инструктором по физкультуре). Создать условия для совершенствования пространственной организации движений, развития чувства ритма (совместно с музработником). Формировать пространственные представления с опорой на правую руку. |
Развитие мелкой моторики | Совершенствовать статическую и динамическую координацию движений через пальчиковую гимнастику, шнуровку, обводку и штриховку фигур. Формировать графомоторные навыки, различного вида захваты. |
Развитие артикуляционной моторики | Нормализовать мышечный тонус через зондовый и ручной массаж губ и языка. Вырабатывать правильное зазубное положение языка, укреплять круговую мышцу рта с помощью миофункционального трейнера. Укреплять мышцы кончика, передней части спинки языка и корня языка. Вырабатывать правильные полноценные движения языка. Развивать точность, переключаемость, объём движения языка. Формировать правильные артикуляционные уклады звуков (по плану). Учить удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков (за нижними резцами). Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука [Р]. |
Развитие просодики | Выработать правильное диафрагмальное речевое дыхание. Выработать направленную, длительную воздушную струю, идущую посередине языка. Формировать темповую организацию высказывания: развивать восприятие различного темпа речи и умения воспроизводить различный темп речи. |
Развитие мимики | Развивать мимическую выразительность через комплекс психогимнастики. |
Развитие фонематических процессов | Формировать умение подбирать слова на заданный звук. Формировать навык выделения первого звука в слове. Формировать навык определения последнего звука в слове. Формировать навык определения последовательности и количества звуков в слове. Формировать навык звукового анализа и синтеза обратных слогов. Формировать навык анализа и синтеза односложных и двусложных слов. Дифференцировать звуки, близкие по акустическим признакам. |
Совершенствование слоговой структуры слова | Обучать осознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Формировать слоговую структуру трёхсложных слов со стечением согласных. Формировать слоговую структуру трёхсложных слов со стечением согласных и закрытым слогом. Формировать слоговую структуру сложных слов. Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний. |
Формирование нормированного звукопроизношения | Преодолеть межзубное произношение свистящих звуков [С, С’, З, З’]; аффриката [Ц]; шипящих [Ш, Ж, Щ], путём постановки и введения в речь. Дифференцировать поставленные свистящие и шипящие звуки, дифференцировать свистящие и аффрикаты. Сформировать правильную артикуляцию звука [Л] и начать автоматизацию изолированно, в слогах, словах и предложениях. Сформировать правильную артикуляцию звуков [Р], [Р’] и начать их автоматизацию изолированно, в слогах, словах и предложениях. Дифференцировать сонорные звуки [Л-Р], [Р-Р’]. Работать над произношением всех поставленных ранее звуков через речевые игры на автоматизацию и дифференциацию звуков. Использовать программу ИКТ «Приключение Смешариков» для автоматизации поставленных звуков. |
Совершенствование словарного запаса | Уточнить имеющийся словарь существительных, глаголов и обогатить его. Расширять словарь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов. Обогащать активный словарь наречиями, числительными и местоимениями. Обогащать экспрессивную речь неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами. |
Совершенствование грамматического строя речи | Учить пониманию и практическому использованию предлогов. Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах, как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами. Развивать умение согласовывать существительные с числительными в ед.числе и мн.числе. Формировать умение изменять существительные среднего рода по числам. Совершенствовать образование относительных и притяжательных прилагательных. Совершенствовать навык образования слов с помощью приставок и суффиксов. Совершенствовать навык образования профессий с помощью суффиксов. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными. |
Совершенствование связной речи | Развивать умение отвечать на вопросы полными фразами. Формировать умение распространять предложения с помощью дополнений и определений. Формировать умение составлять различные типы сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Формировать умение составлять рассказ по картинкам. Формировать умение составлять рассказ по серии картинок. Формировать умение составлять рассказ из личного опыта и творческих рассказов. |
Развитие коммуникативных качеств речи | Обучать умению вступать в контакт, общаться со сверстниками и взрослыми. Формировать умение строить вопросительные и повествовательные модели предложений. Развивать умение вести диалог и использовать его в реальных жизненных ситуациях. |
Охрана здоровья и коррекция психосоматических и психоневрологических неблагополучий в развитии | Воспитывать положительное отношение к своему здоровью. |
Формирование мыслительной деятельности и интеллектуально-перцептивных умений | Развивать наглядно-образное мышление и способность обобщать на наглядном уровне. Развивать умение понимать и устанавливать смысловые аналогии, причинно-следственные связи. |
Формирование общедеятельностных умений | |
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности | |
Развитие социально-нравственных качеств, необходимых для успешной социализации | Формировать адекватное восприятие окружающих предметов и явлений. Воспитывать положительное отношение к себе и окружающим людям. Формировать адекватную самооценку и чувство уверенности в себе. Развивать умение действовать совместно с другими детьми и взрослыми. |
Обогащение социального опыта, кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в коррекционный процесс | Формировать образные представления о окружающей действительности, позволяющих создать у детей целостное восприятие мира. Дать представление о человеке, о видах деятельности человека и его взаимоотношениях в социуме. Расширять представления о традициях и обычаях народов России, о государственных праздниках. |
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы | Активизировать эмоциональное реагирование и эмоциональные проявления и использовать их для развития практической деятельности. Формировать адекватное поведение. Снять состояние эмоционального дискомфорта. Развивать социальные эмоции. |
Развитие высших психических функций | |