Индивидуальный маршрут речевого развития
на 2017-2018 учебный год
воспитанника Николая К.
Дата рождения (возраст) ребёнка: 24.06.2013 г. (4 г. 2 м.).
Клинический диагноз (выписка из мед. карты): Детский церебральный паралич, гемиплегическая форма, гиперкинетический синдром, нарушение моторных функций GMFCS IV уровень. Выраженные когнитивные, речевые, эмоционально-волевые нарушения. Сходящееся косоглазие. Атрофия зрительного нерва.
Анамнез Ребенок от 4-ой беременности. Угроза прерывания на сроке 25 недель. Роды I, на сроке 33-34 неделе. Безводный период 12 дней. Первый из монохориальной моноамниотической двойни. Вес—1970 г., рост – 45 см.
Голову держит с 1,5 лет; переворачивается самостоятельно с 8 мес.; сидит с поддержкой; на ноги не опирается (приводящая спастика).
Зрительная фиксация появилась в 3 месяца, улыбаться начал в 4 месяца, единичные звуки гуления появились после 9 месяцев, лепет – к 1,5 годам, затем наблюдался распад лепета; слуховое сосредоточение на звуках и голосе стало возможным на 11-м месяце.
Обследование
Общие психические реакции.
Эмоции ребенка слабо дифференцированы. Зрительное внимание неустойчивое из-за выраженного косоглазия. Слуховое внимание удовлетворительное. Зрительно-моторная координация затруднена вследствие тяжёлой степени нарушения зрения. Тянется к игрушке, может ее взять, нобольшой палец не участвует в акте хватания.
Общая моторика.
Ребенок может изменять свое положение в кровати — перевернуться на бок. В специальном стуле сидит неустойчиво, голова откидывается назад. Мышечный тонус выше пояса снижен, ниже пояса – повышен; выражены патологические тонические рефлексы. Пытается тянуться к игрушкам, захватывает их только левой рукой. Произвольно по требованию может отпустить их из руки, но чаще всего бросает. Правая рука плотно прижата к туловищу.
Артикуляционный аппарат.
Рот приоткрыт, губы вялые. Язык толстый, синюшного цвета, часто выдвинут из полости рта. Наблюдается дистония языка. Твердое нёбо узкое, высокое. Ярко выражены оральные синкинезии, которые возникают при попытке осуществить произвольное действие и при эмоциональных реакциях. Обильная саливация.
Голос
Голос слабо модулированный, громкий, хриплый.
Дыхание
Во время приема пищи дыхание некоординированное. Целенаправленный произвольный выдох отсутствует.
Кормление
Попёрхивается, захлебывается пищей, жевание отсутствует; из чашки пить не может.
Импрессивная речь
Ребенок сосредоточивается на звуках речи. Различает простые инструкции в конкретной ситуации. Выполняет инструкции после многократного их повторения. Знает названия нескольких игрушек, находит взором некоторые окружающие предметы (часы, лампа, кровать).
Экспрессивная речь
Издает гласный звук а, как спонтанно, так и отраженно. Наибольшая голосовая активность в положении полусидя.
Заключение: Развитие познавательной деятельности идет с отставанием от возрастной нормы. Задержка доречевого развития. Голосовая активность по типу начала гуления. Ребенок по развитию соответствует I доречевому уровню.
Перспективное планирование
непосредственно образовательной деятельности
на 2017-2018 учебный год
Целью коррекционно-педагогической работы в доречевой период при ДЦП является последовательное развитие функций доречевого периода, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка.
Основные направления коррекционно-педагогической работы:
нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;
развитие зрительного и слухового восприятия;
развитие эмоциональных реакций;
развитие движений руки и действий с предметами;
формирование подготовительных этапов развития понимания речи.
Выделяют 4 уровня доречевого развития при ДЦП: отсутствие голосовой активности, наличие недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета.
Основные цели коррекционно-педагогической работы с детьми на каждом доречевом уровне развития:
I уровень доречевого развития - стимуляция голосовых реакций;
II уровень доречевого развития - стимуляция гуления;
IIIуровень доречевого развития - стимуляция интонированного голосового общения и лепета;
IV уровень доречевого развития - развитие общения со взрослым посредством интонированного лепета и лепетных слов.
I учебная четверть
Сентябрь |
Уровень речевого развития | Направление | Задача | Методы и приёмы логопедического воздействия |
I уровень доречевого развития | Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата | Подавлять оральные синкинезии; Укреплять губную мускулатуру, вырабатывать кинестетическое ощущение позы закрытого рта; Развивать подвижность губ, языка. | Логопедический массаж органов артикуляционного аппарата (области шеи, лицевой мускулатуры, губ, языка) |
Вокализация выдоха | Работать над увеличением объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха; Вызывать вокализацию выдоха. | Дыхательные упражнения по 1-1,5 минуты 2-3 раза ежедневно |
Развитие «комплекса оживления» с включением в него голосового компонента | Развивать «комплекс оживления» с включением в него голосового компонента | Эмоциональное общение взрослого с ребёнком (расположение над ребёнком, певучая речь, поглаживание, показ ярких игрушек). |
Стимуляция голосовых реакций | Вызывать голосовые реакции | Вокализация выдоха ребенка; Вибрация грудной клетки и гортани ребёнка на фоне эмоционально-положительного общения ребенка со взрослым; Проведение легкой дыхательной гимнастики, увеличивающей объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, в сочетании с вибрацией грудной клетки и гортани; многократное повторение этого упражнения в течение дня. |
Развитие зрительной фиксации и прослеживания | Развивать зрительную фиксацию и прослеживание | Предъявление ребёнку оптических объектов, адекватных его перцептивным возможностям. |
Выработка слухового сосредоточения | Развивать слуховое сосредоточение | Ласковое общение с ребёнком на фоне его эмоционально отрицательного состояния; успокоение и привлечение внимания ребёнка. |
Формирование зрительно-моторной координации | Формировать зрительно-моторную координацию | Нормализация положения кисти и пальцев рук. |
Октябрь |
Уровень речевого развития | Направление | Задача | Методы и приёмы логопедического воздействия |
I уровень доречевого развития | Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата | Подавлять оральные синкинезии; Укреплять губную мускулатуру, вырабатывать кинестетическое ощущение позы закрытого рта; Развивать подвижность губ, языка. | Логопедический массаж органов артикуляционного аппарата (области шеи, лицевой мускулатуры, губ, языка) |
Вокализация выдоха | Работать над увеличением объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха; Вызывать вокализацию выдоха. | Дыхательные упражнения по 1-1,5 минуты 2-3 раза ежедневно |
Развитие «комплекса оживления» с включением в него голосового компонента | Развивать «комплекс оживления» с включением в него голосового компонента | Эмоциональное общение взрослого с ребёнком (расположение над ребёнком, певучая речь, поглаживание, показ ярких игрушек). |
Стимуляция голосовых реакций | Вызывать голосовые реакции | Вокализация выдоха ребенка; Вибрация грудной клетки и гортани ребёнка на фоне эмоционально-положительного общения ребенка со взрослым; Проведение легкой дыхательной гимнастики, увеличивающей объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, в сочетании с вибрацией грудной клетки и гортани; многократное повторение этого упражнения в течение дня. |
Развитие зрительной фиксации и прослеживания | Развивать зрительную фиксацию и прослеживание | Предъявление ребёнку оптических объектов, адекватных его перцептивным возможностям. |
Выработка слухового сосредоточения | Развивать слуховое сосредоточение | Ласковое общение с ребёнком на фоне его эмоционально отрицательного состояния; успокоение и привлечение внимания ребёнка. |
Формирование зрительно-моторной координации | Формировать зрительно-моторную координацию | Нормализация положения кисти и пальцев рук. |
Развитие понимания речи | Формировать пассивный словарный запас (номинативный, атрибутивный) по темам «Овощи», «Фрукты»; Учить различать красный и жёлтый цвета; Упражнять в выполнении инструкций: «На банан. Дай банан.» | Обследование натуральных овощей и фруктов (рассматривание, ощупывание, поглаживание, проба на вкус); соотнесение натуральных предметов с картинкой; соотнесение предметов красного и жёлтого цветов; вопрос-ответ. Речевой материал: яблоко, лимон, банан, помидор; красный, жёлтый, кислый, сладкий; дай, на; это яблоко, это банан, и т.д. |
II учебная четверть
Ноябрь |
Уровень речевого развития | Направление | Задача | Методы и приёмы логопедического воздействия |
I - II уровень доречевого развития | Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; подготовка артикуляции губ для произношения гласных звуков: А, У. | Подавлять оральные синкинезии. Укреплять губную мускулатуру, вырабатывать кинестетическое ощущение позы закрытого рта. Развивать подвижность губ, языка. Формировать артикуляционную моторику губ для произношения гласных звуков: А, У. | Логопедический массаж органов артикуляционного аппарата (области шеи, лицевой мускулатуры, губ, языка); пассивная артикуляционная гимнастика по формированию уклада губ для произношения гласных звуков: А, У; зрительный контроль с помощью зеркала. |
Вокализация выдоха | Работать над увеличением объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха; Вызывать вокализацию выдоха. | |
Развитие «комплекса оживления» с включением в него голосового компонента | Развивать «комплекс оживления» с включением в него голосового компонента | Эмоциональное общение взрослого с ребёнком (расположение над ребёнком, певучая речь, поглаживание, показ ярких игрушек). |
Стимуляция голосовых реакций | Вызывать голосовые реакции | Вокализация выдоха ребенка; Вибрация грудной клетки и гортани ребёнка на фоне эмоционально-положительного общения ребенка со взрослым; Проведение легкой дыхательной гимнастики, увеличивающей объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, в сочетании с вибрацией грудной клетки и гортани; многократное повторение этого упражнения в течение дня. |
Развитие зрительной фиксации и прослеживания | Развивать зрительную фиксацию и прослеживание | Предъявление ребёнку оптических объектов, адекватных его перцептивным возможностям. |
Выработка слухового сосредоточения. Стимуляция гуления. | Развивать слуховое сосредоточение | Ласковое общение с ребёнком на фоне его эмоционально отрицательного состояния; успокоение и привлечение внимания ребёнка. |
Формирование зрительно-моторной координации | Формировать правильное положение кисти рук при захвате игрушки, учить произвольному отпусканию игрушки. Развивать предметную деятельность методом пассивных движений. | Метод пассивных движений; использование звучащих предметов; стимулированный движения (касание локтя).
|
Развитие понимания речи | Формировать пассивный словарный запас (номинативный, предикативный, атрибутивный) по теме «Игрушки»; Учить различать предметы по цвету (красный - жёлтый), размеру (большой-маленький); Упражнять в выполнении инструкций: «На банан. Дай банан.». Учить понимать значение вопроса «Где?» | Обследование игрушек (рассматривание, ощупывание, поглаживание); соотнесение натуральных предметов с картинками; соотнесение предметов красного и жёлтого цветов; вопрос-ответ. Речевой материал: мяч, кукла, машина, кубик; лови; кати, качай, строй; красный, жёлтый, большой, маленький; дай, на; тут, там; это мяч, это машина, где мяч? где кукла? и т.д. |
Декабрь |
Уровень речевого развития | Направление | Задача | Методы и приёмы логопедического воздействия |
I - II уровень доречевого развития | Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; подготовка артикуляции губ для произношения гласных звуков: А, У, И. | Подавлять оральные синкинезии. Укреплять губную мускулатуру, вырабатывать кинестетическое ощущение позы закрытого рта. Развивать подвижность губ, языка. Формировать артикуляционную моторику губ для произношения гласных звуков: А, У, И. | Логопедический массаж органов артикуляционного аппарата (области шеи, лицевой мускулатуры, губ, языка); пассивная артикуляционная гимнастика по формированию уклада губ для произношения гласных звуков: А, У, И; зрительный контроль с помощью зеркала. |
Вокализация выдоха | Работать над увеличением объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха; Вызывать вокализацию выдоха. | |
Развитие «комплекса оживления» с включением в него голосового компонента | Развивать «комплекс оживления» с включением в него голосового компонента | Эмоциональное общение взрослого с ребёнком (расположение над ребёнком, певучая речь, поглаживание, показ ярких игрушек). |
Стимуляция голосовых реакций | Вызывать голосовые реакции | Вокализация выдоха ребенка; Вибрация грудной клетки и гортани ребёнка на фоне эмоционально-положительного общения ребенка со взрослым; Проведение легкой дыхательной гимнастики, увеличивающей объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, в сочетании с вибрацией грудной клетки и гортани; многократное повторение этого упражнения в течение дня. |
Развитие зрительной фиксации и прослеживания | Развивать зрительную фиксацию и прослеживание | Предъявление ребёнку оптических объектов, адекватных его перцептивным возможностям. |
Выработка слухового сосредоточения. Стимуляция гуления. | Развивать слуховое сосредоточение | Ласковое общение с ребёнком на фоне его эмоционально отрицательного состояния; успокоение и привлечение внимания ребёнка. |
Формирование зрительно-моторной координации | Формировать противопоставление большого пальца руки остальным пальцам этой же руки при захвате игрушки, упражнять в произвольном отпускании игрушки. Развивать предметную деятельность методом пассивных движений. | Приём нажимания; приём «Копилка» метод пассивных движений; использование звучащих предметов; стимулированные движения (касание локтя).
|
Развитие понимания речи | Формировать пассивный словарный запас (номинативный, предикативный, атрибутивный) по темам «Одежда», «Обувь»; Учить различать предметы по цвету (красный - жёлтый), размеру (большой-маленький); Упражнять в выполнении инструкций: «На шапку. Дай шапку.». Закреплять умение понимать значение вопроса «Где?» | Обследование натуральных предметов одежды, обуви (рассматривание, ощупывание, поглаживание); соотнесение натуральных предметов с картинками; соотнесение предметов красного и жёлтого цветов; вопрос-ответ. Речевой материал: штаны, носки, майка, футболка, рубашка, карман, пуговица, нос. платок, сандалии, сапоги; надевай; обувай, снимай, застегни, расстегни, складывай; красный, жёлтый, большой, маленький; дай, на; тут, там; это штаны, это носки, где штаны? где носки? и т.д. |
Ш учебная четверть
Январь |
Уровень речевого развития | Направление | Задача | Методы и приёмы логопедического воздействия |
I - II уровень доречевого развития | Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; подготовка артикуляции губ для произношения гласных звуков: А, У, И. | Подавлять оральные синкинезии. Укреплять губную мускулатуру, вырабатывать кинестетическое ощущение позы закрытого рта. Развивать подвижность губ, языка. Формировать артикуляционную моторику губ для произношения гласных звуков: А, У, И. | Логопедический массаж органов артикуляционного аппарата (области шеи, лицевой мускулатуры, губ, языка); пассивная артикуляционная гимнастика по формированию уклада губ для произношения гласных звуков: А, У, И; зрительный контроль с помощью зеркала. |
Вокализация выдоха | Работать над вызыванием произвольного объема выдоха; Вызывать вокализацию выдоха. | |
Стимуляция голосовых реакций | Вызывать голосовые реакции | Вокализация выдоха ребенка; Вибрация грудной клетки и гортани ребёнка на фоне эмоционально-положительного общения ребенка со взрослым; Пассивная физическая гимнастики, увеличивающая объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, в сочетании с вибрацией грудной клетки и гортани; многократное повторение этого упражнения в течение дня. |
Развитие зрительной фиксации и прослеживания | Развивать зрительную фиксацию и прослеживание с поворотом головы (пассивное) | Предъявление ребёнку оптических объектов, адекватных его перцептивным возможностям. |
Выработка слухового сосредоточения. Стимуляция гуления. | Развивать слуховое сосредоточение; Учить находить источник звука с поворотом головы | Предъявление неречевых звуков, получение ответной реакции в виде поворота головы в сторону источника звука (физическая помощь взрослого) |
Формирование зрительно-моторной координации | Формировать противопоставление большого пальца руки остальным пальцам этой же руки при захвате игрушки, упражнять в произвольном отпускании игрушки. Развивать предметную деятельность методом пассивных движений. | Приём нажимания; приём «Копилка» метод пассивных движений; использование звучащих предметов; стимулированные движения (касание локтя).
|
Развитие понимания речи | Формировать пассивный словарный запас (номинативный, предикативный, атрибутивный) по темам «Дикие животные»; Учить различать предметы по цвету (красный, жёлтый, синий), длине (длинный, короткий); Упражнять в понимании инструкций на положительный и отрицательный ответ: «Это заяц? У зайца длинные уши?». Закреплять умение понимать значение вопроса «Где? Куда?» | Обследование игрушек диких животных (рассматривание, ощупывание, поглаживание); соотнесение игрушки с картинками-символами; соотнесение предметов красного, жёлтого, синего цветов; вопрос-ответ. Речевой материал: заяц, медведь, волк, лиса, уши, хвост, голова, усы, зубы, нос; прыгает, идёт, стучит, машет, бежит; красный, жёлтый, синий, длинный, короткий; дай, на; тут, там; это лиса, это волк, где заяц? где медведь? и т.д. |
Февраль |
Уровень речевого развития | Направление | Задача | Методы и приёмы логопедического воздействия |
I - II уровень доречевого развития | Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; подготовка артикуляции губ для произношения гласных звуков: А, У, И; стимулирование лепетной активности. | Подавлять оральные синкинезии. Укреплять губную мускулатуру, вырабатывать кинестетическое ощущение позы закрытого рта. Развивать подвижность губ, языка. Формировать артикуляционную моторику губ для произношения гласных звуков: А, У, И; согласных звуков: М, П. Формировать отражённый лепет (МА, ПА) | Логопедический массаж органов артикуляционного аппарата (области шеи, лицевой мускулатуры, губ, языка); пассивная артикуляционная гимнастика по формированию уклада губ для произношения гласных звуков: А, У, И, М, П; зрительный контроль с помощью зеркала; фонетическая ритмика. |
Вокализация выдоха | Продолжать работать над вызыванием произвольного объема выдоха; Вызывать вокализацию выдоха. | |
Стимуляция голосовых реакций | Вызывать голосовые реакции | Вокализация выдоха ребенка; Вибрация грудной клетки и гортани ребёнка на фоне эмоционально-положительного общения ребенка со взрослым; Проведение пассивной физической гимнастики, увеличивающей объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, в сочетании с вибрацией грудной клетки и гортани; многократное повторение этого упражнения в течение дня. |
Развитие зрительной фиксации и прослеживания | Развивать зрительную фиксацию и прослеживание с поворотом головы (пассивное) | Предъявление ребёнку оптических объектов, адекватных его перцептивным возможностям. |
Выработка слухового сосредоточения. Стимуляция гуления. | Развивать слуховое сосредоточение; Учить находить источник звука с поворотом головы | Предъявление неречевых звуков, получение ответной реакции в виде поворота головы в сторону источника звука (физическая помощь взрослого) |
Формирование зрительно-моторной координации | Формировать противопоставление большого пальца руки остальным пальцам этой же руки при захвате игрушки, упражнять в произвольном отпускании игрушки. Формировать хватательное движение при помощи большого и указательного пальцев. | Приём нажимания; приём «Копилка»; метод пассивных движений; использование звучащих предметов; стимулированные движения (касание локтя); упр-е «Колечки»; упр-е «Пианино».
|
Развитие понимания речи | Формировать пассивный словарный запас (номинативный, предикативный, атрибутивный) по темам «Дикие птицы»; Учить различать предметы по цвету (красный, жёлтый, синий, зелёный), длине (длинный, короткий); Закреплять умение понимать значение вопроса «Куда? Чей? Сколько?» | Обследование игрушек птиц (рассматривание, ощупывание, поглаживание); соотнесение игрушки с картинками-символами; соотнесение предметов красного, жёлтого, синего, зелёного цветов; вопрос-ответ. Речевой материал: птица, сорока, воробей, клюв, хвост, лапки; прыгает, летает, клюёт; красный, жёлтый, синий, зелёный, длинный, короткий; дай, на; тут, там, много, один; мой; нет-да; это птица, это сорока, где воробей? где хвост? и т.д. |
Март |
Уровень речевого развития | Направление | Задача | Методы и приёмы логопедического воздействия |
I - II уровень доречевого развития | Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; подготовка артикуляции губ для произношения гласных звуков: А, У, И; стимулирование лепетной активности. | Подавлять оральные синкинезии. Укреплять губную мускулатуру, вырабатывать кинестетическое ощущение позы закрытого рта. Развивать подвижность губ, языка. Формировать артикуляционную моторику губ для произношения гласных звуков: А, У, И; согласных звуков: М, П. Формировать отражённый лепет (МА, ПА) | Логопедический массаж органов артикуляционного аппарата (области шеи, лицевой мускулатуры, губ, языка); пассивная артикуляционная гимнастика по формированию уклада губ для произношения гласных звуков: А, У, И, М, П; зрительный контроль с помощью зеркала; фонетическая ритмика. |
Вокализация выдоха | Продолжать работать над вызыванием произвольного объема выдоха. Вызывать вокализацию выдоха. | |
Стимуляция голосовых реакций | Вызывать голосовые реакции | Вокализация выдоха ребенка; Вибрация грудной клетки и гортани ребёнка на фоне эмоционально-положительного общения ребенка со взрослым; Проведение пассивной физической гимнастики, увеличивающей объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, в сочетании с вибрацией грудной клетки и гортани; многократное повторение этого упражнения в течение дня. |
Развитие зрительной фиксации и прослеживания | Развивать зрительную фиксацию и зрительное прослеживание траекторию объекта | Предъявление ребёнку оптических объектов, адекватных его перцептивным возможностям. Фиксация головы. |
Выработка слухового сосредоточения. Стимуляция гуления. | Развивать слуховое сосредоточение. Учить находить источник звука с помощью зрительного анализатора. | Предъявление неречевых звуков, получение ответной реакции в виде направленного взгляда в сторону источника звука. Фиксация головы. |
Формирование зрительно-моторной координации | Продолжать формировать противопоставление большого пальца руки остальным пальцам этой же руки при захвате игрушки, упражнять в произвольном отпускании игрушки. Формировать хватательное движение при помощи большого и указательного пальцев. | Приём нажимания; приём «Копилка»; метод пассивных движений; использование звучащих предметов; стимулированные движения (касание локтя); упр-е «Колечки»; упр-е «Пианино».
|
Развитие понимания речи | Формировать пассивный словарный запас (номинативный, предикативный, атрибутивный) по темам «Домашние птицы». Учить соотносить число с количеством предметов в пределах 3 (один, два, три); длине (длинный, короткий). Учить определять пространственное положение рук ребёнка (вверх-вниз, вперёд-назад). Закреплять умение понимать значение вопроса «Куда? Чей? Сколько?». | Обследование игрушек птиц (рассматривание, ощупывание, поглаживание); соотнесение игрушки с картинками-символами; соотнесение предметов красного, жёлтого, синего, зелёного цветов; вопрос-ответ. Речевой материал: птица, сорока, воробей, клюв, хвост, лапки; прыгает, летает, клюёт; красный, жёлтый, синий, зелёный, длинный, короткий; много, один, два, три; вверх-вниз, вперёд-назад; мой; это птица, это сорока, где воробей? где хвост? и т.д. |