МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАВЮЩЕГО ВИДА «БАТЫР» Г.БУИНСКА БУИНСКОГО РАЙОНА РТ»
Индивидуальный план работы на повышения профессионального уровня воспитателя на межаттестационный период 2013-2018 год на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» воспитателя Хайбулловой Алсу Завдатовны.
г.Буинск
Республика Татарстан
Ф.И.О. (ПЕДАГОГА) Хайбуллова Алсу Завдатовна
МЕСТО РАБОТЫ МБДОУ «БАТЫР»
СТАЖ РАБОТЫ 18 ЛЕТ , В ДАННОЙ ДОЛЖНОСТИ 4 ГОДА
Проблема МБДОУ «Батыр»:
«Всестороннее формирование личности ребёнка с учётом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей»
Основные задачи:
1. Развитие коммуникативных способностей детей, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи) в различных формах и видах детской деятельности.
2.Совершенствовать формы и методы работы по УМК обучению татарскому языку и по приобщению детей к истокам народной культуры, посредством татарского фольклора и декоративно-прикладного творчества.
3.Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития; внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих компонентов, направленных на снижение заболеваемости детей; формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.
При реализации Программы учитываются региональные особенности климата, вносятся коррективы в образовательный процесс Учреждения.
В основе программы лежат следующие принципы:
Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики). Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).
Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса.
Принцип активности, инициативности и субъективности развитии ребенка.
Принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому.
Принцип уникальности и самооценности развития ребенка в дошкольном детстве.
ТЕМА: «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников».
Цель: создание комплексной системы физкультурно- оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи:
1. Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма.
2.Формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью.
3. Привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми.
Ожидаемые результаты:
Создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни.
Снижение показателя заболеваемости.
Положительная динамика показателей физического развития детей.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.
Физическое развитие по ФГОС включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
1) двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
2) формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
3) становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и прави-лами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей, я считаю, должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста
2.Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе, так как здоровье - основное условие, определяющее своевременное физическое и нервно-психическое развитие ребёнка, фундамент его дальнейшего благополучия. Ведь именно в ранний период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определённые черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки.
У детей все чаще отмечаются значительные распространенность и выраженность нервно - психических нарушений, утомляемость, более низкая сопротивляемость организма. С каждым годом чаще фиксируется количество детей со сниженным функциональным резервом, дефицитом массы тела, хроническими патологиями, выше уровень агрессивности и конфликтности.
Здоровье - является важнейшим компонентом человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития[6, 5 – 6].
Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохраняться или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в рамках валеологии детства наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становится проблема формирования валеологической и физкультурной образованности дошкольников.
Навыки здорового образа жизни формируются и закрепляются в организованной образовательной деятельности, совместной деятельности детей, а также в самостоятельной деятельности детей младшего возраста с привлечением всех специалистов образовательного учреждения и родителей.
Существует интеграция с различными образовательными областями, которую мы используем в своей непосредственно – образовательной деятельности:
- «Физическая культура» (развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта);
- «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и жизни человека);
- «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья);
- «Коммуникация» (развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу здоровья человека);
- «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления знаний)
В системе общечеловеческих культурных ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности человека во многом определяет возможность освоения им всех остальных ценностей и в этом смысле является основой, без которой сам процесс гармоничного развития человека малоэффективен. Проблема укрепления здоровья населения в условиях современного российского общества с присущими ему особенностями социально – экономического, научно – технического развития и с учетом существенной модификации ценностных установок – проблема первостепенного значения.
на 2013 – 2018 учебные года
Формы и технологии оздоровления сводятся в основном к решению задач, гарантирующих здоровье ребёнка на основе воспитания свойственных каждому человеку двигательных качеств и производных от них двигательных способностей, особенно тех, развитие которых ведёт к подъёму общего уровня функциональных и адаптированных возможностей организма.
Технология воспитания, которая направлена на формирование у воспитанников побуждений в проявлении духовных начал ко всему, что их окружает.
Технология образования предполагает использование обучения как творческого процесса. С самого начала необходимо строить обучение с учётом исследовательской деятельности самих детей « посмотрите, снежок. Какой он? Можно ли что-нибудь сделать из него? Как быть на улице зимой? Как дышать? Как ходить? Как бегать?
Виды оздоровительных мероприятий | Система работы в группе | Время проведения | Ответственные |
Физкультурно-оздоровительная работа | на улице - для глаз, - дыхательная - пальчиковая - физкультурный досуг - спортивные праздники - пешие походы - Дни здоровья | Ежедневно утром Понедельник, среда, пятница ежедневно на прогулках, на физкультурных занятиях, в режимных моментах на прогулках, на физкультурных занятиях согласно планированию на прогулках, в режимных моментах, на физкультурных занятиях согласно планированию на занятиях на занятиях на прогулках, в режимных моментах, на физкультурных занятиях на занятиях, в режимных моментах согласно планированию: 1 раз в квартал, 2 раза в год, 1 раз в квартал 1 раз квартал на прогулках ежедневно утром 10-15 мин. после завтрака 7-10 мин. на первой прогулке 40-50 мин. после сна 10-15 мин. на второй прогулке 30-40 мин. бытовая деятельность 25-30 мин. | воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель музыкальный руководитель, воспитатель |
Закаливание | (чистка зубов) | ежедневно согласно режиму перед едой и после каждого загрязнения рук после каждого приёма пищи согласно планированию ежедневно до и после сна, на физкультурных занятиях во время сна соответственно режиму ежедневно до и после сна, на физкультурных занятиях после обеда после каждого приёма пищи | воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель, пом. воспитателя |
Лечебно-профилактическая работа | (поливитамины) | сентябрь осень-весна 10 дней 1р. в день во время завтрака в обед перед сном на занятиях, в течения дня во время обеда на физкультурных занятия | воспитатель, мед. работник, воспитатель, медсестра воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель |
Пропаганда ЗОЖ | - дидактические игры, - развивающие игры, - сюжетно-ролевые, - физкультурный досуг - пешие походы - Дни здоровья деятельность | на прогулках, в режимных моментах, на занятиях согласно планированию на прогулках, в режимных моментах, на занятиях согласно планированию согласно планированию: 1 раз в квартал, 1 раз в квартал 1 раз квартал в режимных моментах, на занятиях согласно планированию согласно планированию согласно планированию на прогулках, в режимных моментах, на занятиях согласно планированию в режимных моментах; занятия согласно планированию | воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель |
| | | |
Перспективное планирование работы по теме :
«Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»
на 2013-2018 уч. год
Дата | Задача | Формы, методы и приёмы | Совместная деятельность педагога с детьми | Работа с родителями |
2013-2018г. | Дать детям общее пред-ставление о здоровье, как о ценности. Расширить пред-ставление детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм. Научить беречь свое здоровье и заботиться о нем. | 1.Подбор методи-ческого оснащения 2. Составление перспективного плана. 3. Ежедневная профилактическая работа | - Профилактическая гимнастика физкультурные занятия физкультурные занятия на улице - Коррекционная гимнастика: - Активный отдых | Направлять сов-местную работу всего педагоги-ческого коллектива и родителей на раз-витие и закаливание организма ребенка |
2013-2014г. | Формировать устойчивое желание в соблюдении культурно-гигиенических навыков. | Беседы
Занятие
Игры | «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!» Познавательное мероприятие «В стране здоровья». - сюжетно-ролевые: «Больница», «Аптека»; - подвижные: «У медведя во бору», «Мышеловка» и т.д.; - дидактические: «Лото» и т.д. | Консультация «Физическое оборудование своими руками». |
2014-2015г. | Продолжить знакомство со строением тела человека. Формировать желание заботиться о своём здоровье. | Беседы
Занятие
Игры | Работа с плакатом «Как я устроен», «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!»
- чтение худ. Литературы К. Чуковский «Федорино горе»;
-дидактические: «Мяч в ворота», «Найди два одинаковых флажка» и т.д.;
- подвижные: «Мышеловка» и т.д. | Индивидуальные беседы о физических, гигиенических умениях и навыках, о полезной и вредной пищи, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми. |
2015-2016г. | Закреплять навыки безопас-ного поведения на природе. ( знакомить с опасными ситуациями в любое время года(не играть вблизи на-висшего с крыши снега, не кататься с горки у дороги; о правилах поведения при встрече с разными насекомыми и т. д.) | Беседы
Занятие
Игры | Работа с плакатам «Безопасность»., «Как медвежонок с горки катался». Чтение с обсуждением «Как Стобед обидел бабочку и чем это кончилось» Спортивное развлечение «Неболейка».
Подвижные: «Воробушки и автомобиль», «У медведя во бору». | Наглядность в виде информационных файлов «Пословицы и поговорки о здоровье», «Загадки о здоровье». |
2016-2017г. | Вызвать у детей желание быть осторожным с огнём, закрепить правила пожарной безопасности | Беседы
Занятие Игры | Опасные места в квартире(балкон), Чтение худ. Литературы: С. Михалков «Трезор»; -подвижные: «Воробушки и автомобиль», «Мышеловка» и т.д.; - сюжетно-ролевые: «Больница», «Аптека». | Картотека «Физминутка», «Пальчиковые игры», «Подвижные игры». |
2017-2018г. | Закрепить правила осто-рожного пользования различными инструментами. Что можно брать самому, а что только под присмотром взрослого. Каких ситуаций надо избегать, чтобы не получить травму | Беседы
Занятие
Игры | Беседа- игра «Чему нас научила книга сказок»(«Колобок», «Красная Шапочка», «Сестрица Алёнушка») Заучивание пословиц, поговорок о здоровье; -дидактические: «Мяч в ворота», «Что лишнее?» и т.д. -подвижные: «У медведя во бору», «По желанию детей». |
Выставка массажных дорожек (их важность и значимость в развитии ребенка). |
| | |
3.ВЫВОДЫ
Здоровье - одна из главных ценностей в жизни. Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на окружающих ребенка людей особую ответственность. В условиях детского сада происходит приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека -осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Есть поговорка: "В здоровом теле - здоровый дух". Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело. В настоящее время в педагогике возникло особое направление: "педагогика оздоровления", в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически. Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте применяются разнообразные средства.
На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребёнка, составлять памятки здоровья. Родителям предлагаются картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, советы по литературу, брошюры, консультации.
Соответственно, для родителей:
предлагаем папки - передвижки;
приглашаем на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок и т.д.;
проводим анкетирования.
Все эти приёмы позволяют постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.
4 .СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Башлакова, А. Сотрудничество детского сада и семей в условиях открытой образовательной системы: методические рекомендации / Л.А.Башлакова, Л.Н.Ласлинская, С.А.Брыскина. – Мн., 2011.
Бузунова А., Волков П. Медико-педагогическая оздоровительная работа//Дошкольное воспитание.-№4.-2003.-с.44
Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-№1.-2004.-с.115
Доскин В.А. Растём здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры/В.А. Доскин, Л.Г. Голубева.-М.: Просвещение, 2002
Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М. :Гардарики, 2008. – 164 с.
Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников ДОУ.- М.:АРКТИ, 1999
Ильюшенков, В.В. Здоровье и образование/ В.В.Ильюшенков, Т.А.Берсенева. - СПб.:2008.
Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях/ В.В.Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2006. - с.139-147.
Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. 2-е изд. испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2000. - 108
Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 208 с.
Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду / А.И.Фомина. – М. :Гардарики, 2007. – 183 с.
Хакимова Г.А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью старшего дошкольного возраста: авто-реф.дис... .канд.пед.наук/ Г.А.Хакимова. - Екатеринбург, 2004. - 23с.