СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный план работы с ребенком, имеющим нарушения эмоционально-волевой сферы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа коррекции эмоционально-волевых нарушений на 8 занятий

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план работы с ребенком, имеющим нарушения эмоционально-волевой сферы»

Программа включает в себя цикл занятий по коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы.



Психологическая коррекция

нарушений эмоционально–волевой сферы детей.


Любое отклонение от нормы в развитии предполагает нарушение не только отдельной функции. Полноценность ребенка снижается во всех его жизненных проявлениях, в том числе и в эмоциональной сфере, которая определяет содержание мотивов деятельности и тем самым регулирует его поведение (К.С. Лебединская).

Структура коррекционной программы включает в себя:

  1. первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы детей;

  2. направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний детей;

  3. рекомендации родителям по осуществлению коррекционно–воспитательных воздействий на детей;

  4. заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия.

Для определения результативности коррекционного воздействия психодиагностическое обследование необходимо осуществлять непосредственно до и после проведения программы.

Содержание коррекционного воздействия. Оно включает в себя индивидуальные с целью коррекции эмоциональных нарушений детей с интеллектуальными нарушениями через оптимизацию межличностного взаимодействия. Программа включает в себя 8 занятий. Время одного занятия 25 минут.


Занятие 1. Как видит себя ребенок в окружающем мире.

Цель: дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире.

Стимульный материал: цветные карандаши, фломастеры, большие листы ватмана, маленькие призы.

Порядок проведения. Ребенку предлагается выбрать образ сказочного героя, с которым бы он мог себя сравнить, или представить себя сказочным героем, который больше всего нравится.

Затем ребенку дают возможность объяснить, почему он выбрал именно этого сказочного персонажа и что в нем больше всего привлекает.

После этого ребенку предлагается нарисовать свой образ сказочного персонажа на карточке и потом эту карточку приколоть к одежде. На протяжении занятия ребенку предлагается вести себя как выбранный им персонаж. В заключительной части ребенку предлагается объяснить, что именно привлекло их в манере общения того или иного сказочного персонажа.


Занятие 2. Умею ли я слушать другого человека.

Цель: формирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми.

Стимульный материал: музыкальные фрагменты с записями спокойной и агрессивной музыки.

Порядок проведения: ребенку рассказывается сказка о том, как жили–были в одной стране разные сказочные герои, а потом ребенку дается возможность рассказать, как жили, что делали, как общались между собой сказочные герои. После этого специалист, включая фрагменты с записями агрессивной музыки, обращает внимание ребенка на негативные формы общения. После этого необходимо сделать вывод о том, как важно уметь внимательно слушать другого человека, а также ободрить положительное эмоциональное реагирование детей.


Занятие 3. Хочу сказать приятное другому человеку.

Цель: формирование эмпатических реакций ребенка.

Порядок проведения: задание состоит в том, чтобы сказочные персонажи, по очереди входя в помещение, сначала похвалили других, а потом и себя. По ходу выполнения задания психолог обращает внимание на ту похвалу, которая вызвала положительные реакции окружающих. Затем он просит рассказать о том, что чувствовали дети, когда их хвалили, и что больше им понравилось: слушать похвалу в свой адрес или самому хвалить другого.

В заключение психолог дает задание детям похвалить своих родственников, друзей, знакомых и даже незнакомых людей.


Занятие 4. Роли, которые играют люди.

Цель: формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта.

Стимульный материал: разные атрибуты – шапочка доктора, указка учителя, кисточка художника и т.д.

Порядок проведения. Детям предлагается сначала определить роли сказочных героев. Согласно выбранным ролям строится ситуация общения, после чего дети должны объяснить, как изменилось их эмоциональное состояние и поведение.

Вторая часть занятия включает в себя моделирование ситуаций, в которых сказочные герои действуют как профессионалы, используя соответствующие атрибуты. После этого дети должны объяснить, как изменились их эмоциональное состояние и поведение.


Занятие 5. «Портрет из зазеркалья»

Цель: развитие у подростков навыков рефлексии.

Стимульный материал: листы бумаги, цветные карандаши, зеркало.

Порядок проведения. Ребенку предлагается посмотреть на себя в зеркало и описать того, кто находится в зазеркалье. Кто это? Что он любит? Чем он отличается от других? Какими чертами обладает? К чему стремится? Затем на листе бумаги нарисовать схематически составленный портрет себя из зазеркалья и  рассказать о нем. Вопросы для обсуждения:

- В чем различие между реальным и зазеркальным портретом?

- Чем мир зазеркалья отличается от твоего мира реального?

- Кто из известных героев книг или фильмов мог попадать в мир зазеркалья, и что там происходило с ним?

- Что дает человеку путешествие в свое зазеркалье?

- О чем вы хотели бы спросить зеркало, если оно было бы волшебным?



Занятие 6. Нравится-не нравится.

Цель: создать возможность, чтобы ребенок мог задуматься о природе человеческой привлекательности и симпатии.

Стимульный материал: изображения человеческих лиц.

Порядок проведения. Психолог показывает ребенку изображения разных людей и просит отметить те, которые им более всего понравились. Затем ребенок выбирает те портреты, которые понравились ему, и просит объяснить, почему именно эти портреты привлекли внимание. Ребенок описывают свои эмоциональные реакции, возникающие при просмотре тех или иных изображений.

В следующем упражнении детям предлагается объяснить смысл поговорки: «Не все то золото, что блестит». В результате занятия психолог подводит детей к пониманию того, что не только внешняя привлекательность, но и внутренние достоинства человека позволяют нам признать его красоту.


Занятие 7. «Рассерженные шарики».

Цель: научить ребенка справляться со своими негативными эмоциями.

Стимульный материал: воздушные шары.

Порядок проведения. Ребенку предлагают выбрать для себя шары и надуть их. При надувании можно предложить им вдохнуть в шар вместе с воздухом свою злость, обиду, гнев и пр. После чего ребенку предлагается надуть еще один шарик, но не завязывать его, затем выпустить часть воздуха из шарика , как бы «выпуская» свой гнев. Делается акцент на более безопасное выпускание своего гнева и агрессии, без причинения вреда другим и себе. Вопросы для обсуждения:

-  Какие чувства вы испытывали, когда надували шарики со своей злостью или обидой?

-  Изменилось ли ваше состояние, когда вы просто выпустили часть воздуха, вместе с негативными эмоциями из своих шариков? Почему?

- что у вас получилось лучше всего на занятии?

- какие встречались барьеры и трудности?

 - назовите, одним словом ваше состояние после занятия


Занятие 8. Учимся сочувствию

Цель: познакомить ребенка с тем, как важно испытывать сочувствие к другим людям.

Порядок проведения. В начале занятия конструируется сказочная ситуация, в которой персонажи помогают одному из них справиться со сложным положением, причем его дети выбирают сами. Затем психолог просит объяснить каждого ребенка, что он чувствовал, когда помогал другому, и в итоге подводит всех к выводу о том, что помощь может вызывать радостные чувства и у того человека, который ее оказывает.






3