СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальные различия в использовании личностью возможностей психологической защиты

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическая защита - значение говорит само за себя. Защита предполагает наличие, как минимум двух факторов. Во-первых, если ты защищаешься, значит, есть опасность нападения; во-вторых, защита, – значит приняты меры для отражения нападения. С одной стороны хорошо, когда человек готов всякого рода неожиданностям, и имеет в своём арсенале средства, которые помогут сохранить свою целостность, как внешнюю, так и внутреннюю, как физическую, так и душевную. Чувство безопасности – одна из базисных потребностей человека. 

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальные различия в использовании личностью возможностей психологической защиты»

Введение

Психологическая защита - значение говорит само за себя. Защита предполагает наличие, как минимум двух факторов. Во-первых, если ты защищаешься, значит, есть опасность нападения; во-вторых, защита, – значит приняты меры для отражения нападения. С одной стороны хорошо, когда человек готов всякого рода неожиданностям, и имеет в своём арсенале средства, которые помогут сохранить свою целостность, как внешнюю, так и внутреннюю, как физическую, так и душевную. Чувство безопасности – одна из базисных потребностей человека.

Всё это верно лишь отчасти. При определённых обстоятельствах защитные механизмы, призванные в иных условиях способствовать скрытию переживаний, зачастую выполняют и положительные функции.

В связи с вышеизложенным, приходит понимание острой актуальной темы использовании личностью возможностей психологической защиты. Преодоление и защита являются взаимодополняющими процессами: если потенциал механизмов преодоления оказывается недостаточным для психологической переработки аффекта, то аффект достигает неприемлемого уровня, и вместо механизмов преодоления начинают действовать защитные механизмы. Если исчерпан и потенциал защиты, то происходит фрагментация переживаний путём расщепления. Выбор защитных механизмов осуществляется также с учётом степени и вида перегрузок. (С.Менуос «Ключевые понятия психоанализа»,2001).

Цель исследования: рассмотрение индивидуальных различий психологических защит личности

Задачи:

1. Определить современное понимание безопасности личности.

  1. Рассмотреть сущность психологических манипуляций как механизма скрытого психологического принуждения личности.

  2. Определить содержание психологической защиты личности, показав ее системный характер, выделить структуру и описать основные элементы — объекты, субъекты, способы и основные направления психологической защиты личности.

  3. Показать, что психологическая защита личности является основным способом обеспечения ее безопасности.



Объект исследования: Объектом психологической защиты может быть любой социальный субъект, по отношению к которому применяются психологические средства воздействия или иные, но влияющие на психологические образования, — составные элементы его структуры, которые, соответственно, выступают как предметы психологической защиты ;

Методы исследования: анализ литературных источников и синтез полученной информации, исходя из цели и задач исследования.







4. Психологическая защита личности: определение понятия

Определяя какое-либо явление, можно использовать разные подходы. Если рассматриваемое явление представляется частным по отношению к другому, обычно используется подход, суть которого заключается в выделении родового понятия и характерных особенностей, составляющих сущность рассматриваемого частного явления. Именно они и отражают специфику определяемого понятия. В данном случае сущностью рассматриваемого нами явления выступает защита.

Соответственно в качестве отправного родового понятия выступает понятия защиты.

Данный подход довольно продуктивно использовался при определении межличностных психологических защит, но при этом не учитывались воздействие информационной среды общества, а также процесс взаимодействия личности с другими социальными субъектами (лицами, группами, социальными институтами) [16].



Для описания понятия "защита" использовалась схема, включающая четыре элемента:

1) предмет защиты;

2) угроза;

3) ущерб;

4) средства защиты.

Для описания понятия защиты в качестве родового с учётом социального контекста и межличностных связей данную схему необходимо расширить за счет включения еще одного элемента — субъекта защиты. В измененном и дополненном виде она может быть представлена следующим образом.

Во-первых, необходимо определить, что именно защищается, что является объектом или предметом защиты?

Во-вторых, установить, от чего защищается? Какова угроза (опасность) — внешний по отношению к данной целостности фактор, воздействующий на нее.

В-третьих, что именно необходимо предотвратить, чего нужно избежать, какого конкретного ущерба — уничтожения, разрушения, расчленения или отчуждения части, подчинения и т.п.? То есть, такого влияния, которое приводит к исчезновению целостного образования как сущности или частичному нарушению его целостности и нормального функционирования.

В-четвертых, как избежать возможного ущерба, каким образом и чем защищаться?

В-пятых, кто защищает?

Исходя из обозначенной схемы и может осуществляться описание психологической защиты как видового понятия по отношению к родовому понятию "защита" путем его сужения по каждому из указанных параметров раздельно или по любому их сочетанию.

Рассмотрим указанные выше параметры более подробно в данном контексте.

1. Объект и предмет психологической защиты. В самом общем смысле предмет выступает как некоторая целостность, выделенная из объекта.

Объектом психологической защиты может быть любой социальный субъект, по отношению к которому применяются психологические средства воздействия или иные, но влияющие на психологические образования, — составные элементы его структуры, которые, соответственно, выступают как предметы психологической защиты.

Таким образом, объектом психологической защиты может быть любой социальный субъект различного уровня сложности, системно-структурной и функциональной организации, а предметом — соответствующие целостные психические образования и процессы как элементы его структуры.

Как предметы защиты в первую очередь выделяются: самооценка, самоуважение, чувство уверенности, представление о себе, Я-концепция, образ Я, Эго, самость, индивидуальность [17]. Кроме этого, в качестве предметов защиты выступают мотивационные образования (желания, предпочтения, вкусы), когнитивные структуры (мировоззрение, мнения, знания), поведенческие проявления (привычки, умения, стиль общения, поведения или деятельности) [18]. Но за всеми этими проявлениями выступает, как отмечает Е.Л.Доценко, единое Я личности, защищающее самое себя, свою целостность, собственные проявления и свои качества [19].

2 Угрожающие факторы. В рассмотрения психологической защиты можно кратко обозначить следующие:

во-первых, внешние, в качестве которых в первую очередь выступают представляющие опасность для личности действия отдельных лиц (оказывающих воздействие на психику человека), организаций, объединений людей, социальных институтов, общества и государства;

во-вторых, внутренние в качестве которых выступают разнообразные травмирующие эмоциональные переживания человека, например, тревога, которая может быть вызвана внутренним конфликтом, фрустрацией какой-либо потребности, неопределенностью ситуации [20].

3. Характер ущерба. Конкретный ущерб зависит от самого предмета защиты.

Для человека он может заключаться в нарушении или неподтверждении самооценки, дезориентации в окружающей обстановке, в нарушениях адекватности представлений человека об окружающем мире и своем месте в нем, снижении самоуважения или чувства уверенности, утрате целостности Я и потере индивидуальной уникальности, крушении планов, намерений, выборе неадекватных целей и способов поведения, попадании в психологическую зависимость от других субъектов воздействия, духовной деградации, нарушениях психического здоровья вплоть до необратимых патологических изменений психики.

Таким образом, в любом случае ущерб представляет собой различной степени разрушение тех или иных психических образований и структуры личности вплоть до полной потери субъектности и личностной определенности.

В общем случае для социальных субъектов различного уровня сложности, системно-структурной и функциональной организации целесообразно выделить следующие виды возможного ущерба: полное разрушение, подавление или подчинение, расчленение, отчуждение части, качественные изменения.

4. Средства психологической защиты. В самом общем смысле под средством понимается способ, путь, прием, образ действий для достижения или осуществления чего-либо (в нашем случае — защиты личности). Кроме этого, средствами обозначаются какие-то предметы, приспособления, необходимые в определенных целях" [21].

Пользования определенных средств и как-то, что защищает, т.е. определенное структурное образование. Например, у личности психологическая защита включает систему определенных образований, в частности, знаний, умений, навыков, использование которых и реализует определенные формы защитного поведения.

Таким образом, при рассмотрении средств психологической защиты, кроме указанных ранее форм, необходимо иметь ввиду обнаружение (поиск и выявление) угрожающих факторов и обучение — формирование определенных образований, необходимых для реализации защитного поведения человека.

5. Субъекты защиты. Рассматривая эволюцию способов или форм защиты в целях упрощения неявно предполагалось, что субъект самостоятельно, один на один выступает против угрожающих ему опасностей и самостоятельно осуществляет собственную защиту.

Но, как показывает опыт и наблюдения, достаточно распространенными являются ситуации, когда человек взаимодействует не один на один с другим субъектом, а в составе группы, определенной социальной общности. В различных ситуациях ему на помощь могут приходить и приходят коллеги, друзья, родственники, близкие ему люди, применяя различные средства психологической защиты.

Таким образом, группа выступает как субъект психологической защиты конкретной личности. Мы наблюдаем это в семье, религиозных и национально-этнических общностях, корпоративных объединениях, различных социальных организациях.

Таким образом, субъектами психологической защиты личности могут выступать: во-первых, конкретный человек, сама личность и внутриличностные целостные психологические структуры (например, Я); во-вторых, другие люди, оказывающие личную поддержку и помощь психологическими средствами, различные группы и социальные общности; в-третьих, общество и государство.

Понятие психологической защиты личности может быть определено путем сужения родового понятия "защита" с использованием указанных выше пяти основных параметров. Специфическим квалифицирующим признаком понятия "психологическая защита" выступают используемые средства, которые связаны с изменением и регулированием процессов информационно-психологического взаимодействия человека с различными социальными субъектами и информационной средой в целом [22].

Иными словами, психологическая защита личности — это использование разнообразных средств и способов изменения процессов информационно-психологического взаимодействия человека с различными социальными субъектами и информационной средой в целом для предотвращения или нейтрализации угрожающих факторов, способных нанести ему ущерб.

1. Возможности человека и психологическая защита личности

Человек попадает в современный мир, где действует множество манипуляторов — от недобросовестного продавца и рыночного мошенника, до целых организаций, специализирующихся на экономических аферах и политическом интриганстве, вооруженных самыми современными знаниями и мощнейшим аппаратом информационного воздействия на психику человека.

Достаточно широко известно дошедшее до наших дней латинское выражение, которое в виде краткого афоризма формулируется следующим образом: предупреждением защищен или кто предупрежден, тот вооружен. В краткой и метафорической форме оно отражает одно из необходимых условий успешной защиты — своевременное знание об опасности, которая грозит человеку, позволяет ему подготовиться к ее отражению.

В наше время необходимо постоянно быть готовым к тому, что как в непосредственном общении, так и в средствах массовой коммуникации (печать, телевидение, кино, радио), в различных выступлениях в массовой аудитории, сознательно или нет, целенаправленно или непроизвольно, используются психологические средства воздействия манипулятивного характера и зачастую не для нашей пользы, а наоборот, во вред нам.

Люди в различной степени подвержены психологическому воздействию, в разной мере обладают способностью отличать правду от вымысла и лжи, улавливать обман, неискренность и скрытые замыслы в действиях других людей. Одни — более проницательны, другие — менее. Это обстоятельство нашло подтверждение и при разработке психодиагностических методик, в частности, личностных тестов. Так, например, был выявлен двухполюсный фактор в концепции личности Кеттелла, отражающий степень развития и выраженности у человека способности распознавания, понимания и использования способов и приемов скрытого психологического воздействия на людей. Он известен под метафорическим названием фактора "Макиавелли-Руссо" или как фактор "проницательность -наивность". Этот фактор достаточно хорошо изучен и интерпретируется как искусственность, расчетливость поведения в оппозиции к естественности и простоте [1].

Несомненно, яркая выраженность психологических особенностей личности, соответствующих максимальным значениям противоположных полюсов данного фактора, встречается не очень часто. У большинства людей наблюдается скорее сочетание в определенных пропорциях характеристик данного фактора с большей или меньшей тенденцией соответствия одному из его полюсов. Степень выраженности и близости к полюсам фактора "Макиавелли — Руссо" у людей различна — у одних меньше, у других — больше. Кто-то в большей степени может уловить и выявить используемые манипулятивные приемы, кто-то — в значительно меньшей.

Считается, что проницательность не столько врожденное качество, а в большей степени формируемое, вырабатываемое с годами в процессе практической деятельности, связанной с интенсивным общением и взаимодействием с людьми [3], а также при обучении и проведении специальных тренинговых процедур.

Проведенные исследования показывают реальность формирования базового уровня индивидуальной психологической зашиты личности от манипулятивного воздействия в достаточно короткие сроки.

Результаты учебно-тренинговых занятий, проводимых по такой методике, показывают, что их участники сравнительно легко приобретают своеобразный "социально-психологический иммунитет" к манипулятивному воздействию [4]. У них повышается самоконтроль собственных эмоциональных состояний в процессе общения и коммуникативного воздействия (в том числе с использованием средств массовой коммуникации), формируется установка на критический содержательный анализ поступающей вербальной информации и используемых невербальных средств.

Приобретенный в процессе занятий коммуникативный опыт и знание определенных, наиболее характерных приемов и уловок, используемых для оказания манипулятивного воздействия на людей, а также самостоятельная тренировка по специальной программе и соответствующей методике позволяют приобрести первичные навыки и умения по выявлению этих способов воздействия и, соответственно, способствуют снижению степени подверженности личности психологическим манипуляциям.

2. Виды психологических защит

Впервые этот термин появился в 1894 г. в работе З. Фрейда «Защитные нейропсихозы». Механизм психологической защиты направлен на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты (например, Лиса из известной басни «Лиса и виноград»).

Таким образом, можно сказать, что защитные механизмы — система регуляторных механизмов, которые служат для устранения или сведения до минимальных негативных, травмирующих личность переживаний. Механизмы защиты направлены на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и образа мира, что может достигаться, например, такими путями как:

  • устранение из сознания источников конфликтных переживаний,

  • трансформация конфликтных переживаний таким образом, чтобы предупредить возникновение конфликта.

Итак, рассмотрим некоторые виды защитных механизмов.

К первой группе относятся:

1. примитивная изоляция - психологический уход в другое состояние- это автоматическая реакция, которую можно наблюдать у самых крошечных человеческих существ. Взрослый вариант того же самого явления можно наблюдать у людей, изолирующихся от социальных или межличностных ситуаций и замещающих напряжение, происходящее от взаимодействий с другими, стимуляцией, исходящей от фантазий их внутреннего мира.

2. отрицание — это попытка не принимать за реальность нежелательные для себя события, еще один ранний способ справиться с неприятностями - отказ принять их существование. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом. Как защитный механизм, отрицание состоит в отвлечении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания.

Так, многие люди боятся серьезных заболеваний. И скорее будут отрицать наличие даже самых первых явных симптомов, чем обратятся к врачу. А по сему болезнь прогрессирует. Этот же защитный механизм срабатывает, когда кто-нибудь из семейной пары «не видит», отрицает имеющиеся проблемы в супружеской жизни.

3. всемогущий контроль - ощущение, что ты способен влиять на мир, обладаешь силой, является, несомненно, необходимым условием самоуважения, берущего начало в инфантильных и нереалистических, однако на определенной стадии развития нормальных фантазиях всемогущества. Первым, кто вызвал интерес к «стадиям развития чувства реальности», был Ш. Ференци (1913). Он указывал, что на инфантильной стадии первичного всемогущества, или грандиозности, фантазия обладания контролем над миром нормальна. По мере взросления ребенка она на последующей стадии естественным образом трансформируется в идею вторичного «зависимого» или «производного» всемогущества, когда один из тех, кто первоначально заботится о ребенке, воспринимается как всемогущий.

«Перешагивать через других» – вот основное занятие и источник удовольствия для индивидов в личности, которых преобладает всемогущественный контроль. Их часто можно встретить там, где необходимы хитрость, любовь к возбуждению, опасность и готовность подчинить все интересы главной цели – проявить свое влияние.

4. примитивная идеализация (и обесценивание) - тезис Ференци о постепенном замещении примитивных фантазий собственного всемогущества примитивными фантазиями о всемогуществе заботящегося лица по – прежнему важен. Все мы склонны к идеализации. Мы несем в себе остатки потребности приписывать особые достоинства и власть людям, от которых эмоционально зависим. Нормальная идеализация является существенным компонентом зрелой любви.

Примитивное обесценивание – неизбежная оборотная сторона потребности в идеализации. Поскольку в человеческой жизни нет ничего совершенного, архаические пути идеализации неизбежно приводят к разочарованию. Чем сильнее идеализируется объект, тем более радикально обесценивание его ожидает; чем больше иллюзий, тем тяжелее переживания их крушения.

Вторая группа защитных механизмов – вторичные (высшего порядка) защиты:

1. вытеснение — наиболее универсальное средство избегания внутреннего конфликта. Это сознательное усилие человека предавать забвению фрустрирующие впечатления путем переноса внимания на другие формы активности, нефрустрационные явления и т.п. Иначе говоря, вытеснение — произвольное подавление, которое приводит к истинному забыванию соответствующих психических содержаний.

Одним из ярких примеров вытеснения можно считать анорексию — отказ от приема пищи. Это постоянно и успешно осуществляемое вытеснение необходимости покушать. Как правило «анорексивное» вытеснение является следствием страха пополнеть и, следовательно, дурно выглядеть.

2. регрессия является относительно простым защитным механизмом. Социальное и эмоциональное развитие никогда не идёт строго прямым путём; в процессе роста личности наблюдаются колебания, которые с возрастом становятся менее драматичными, но никогда полностью не проходят. Подфаза воссоединения в процессе сепарации – индивидуации, становится одной из тенденций, присущих каждому человеку. Это возвращение к знакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетенции.

3. интеллектулизацией называется вариант более высокого уровня изоляции аффекта от интеллекта. Человек, использующий изоляцию обычно говорит, что не испытывает чувств, в то время как человек, использующий интеллектуализацию, разговаривает по поводу чувств, но таким образом, что у слушателя остаётся впечатление отсутствия эмоций.

Интеллектуализация сдерживает обычное переполнение эмоциями таким же образом, как изоляция сдерживает травматическую сверхстимуляцию. Когда человек может действовать рационально в ситуации, насыщенной эмоциональными значениями, это свидетельствует о значительной силе Эго, и в данном случае защита действует эффективно.

4. рационализация — это нахождение приемлемых причин и объяснений для приемлемых мыслей и действий. Рациональное объяснение как защитный механизм направлено не на разрешение противоречия как основы конфликта, а на снятие напряжения при переживании дискомфорта с помощью квазилогичных объяснений. Естественно, что эти «оправдательные» объяснения мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели истинные мотивы. Таким образом, рационализация направлена на сохранение статуса кво жизненной ситуации и работает на сокрытие истинной мотивации.

5морализация является близкой родственницей рационализации. Когда некто рационализирует, он бессознательно ищет приемлемые, с разумной точки зрения, оправдания для выбранного решения. Когда же он морализует, это означает: он обязан следовать в данном направлении. Рационализация перекладывает то, что человек хочет, на язык разума, морализация направляет эти желания в область оправданий или моральных обстоятельств.

6. термин «смещение» относиться к перенаправлению эмоций, озабоченности чем-либо или внимания с первоначального или естественного объекта на другой, потому что его изначальная направленность по какой-либо причине тревожно скрывается.

Страсть также может быть смещена. Сексуальные фетиши, по-видимому, можно объяснить как переориентацию интереса с гениталий человека на бессознательно связанную область – ноги или даже обувь.

Сама тревога нередко оказывается смещённой. Когда человек использует смещение тревоги с какой-то одной области на весьма специфический объект, который символизирует пугающие явления (страх пауков, боязнь ножей), то он страдает фобией.

7. Одно время понятие сублимации находило широкое понимание среди образованной публики и представляло собой способ рассматривания различных человеческих наклонностей. Теперь сублимацию стали меньше рассматривать в психоаналитической литературе, и она пользуется всё меньшей популярностью как концепция. Изначально считалось, что сублимация хорошей защитой, благодаря которой можно находить креативные, здоровые, социально приемлемые или конструктивные решения внутренних конфликтов между примитивными стремлениями и запрещающими силами.

Использование психологической защиты есть свидетельство тревожного восприятия мира, есть выражение недоверия к нему, к себе, к другим, есть ожидание «заполучить подвох» не только от окружения, но и от собственной персоны, есть выражение того, что человек воспринимает себя как объект неведомых и грозных сил. Психозащитное проживание жизни снимает с человека его креативность, он перестаёт быть творцом собственной биографии, идя на поводу истории, общества, референтной группы, своих бессознательных влечений и запретов. Чем больше защита, тем меньше инстанция «Я».



5. Система психологической защиты личности

Психологическая защита личности представляет собой сложную многоуровневую систему социальных, социально-психологических и индивидуально-личностных механизмов, образований и форм поведения, которая должна обеспечивать информационно-психологическую безопасность человека в обществе как личности и активного социального субъекта, его психологическую защищенность в условиях действия многообразных информационных факторов и в различных информационно-коммуникативных ситуациях.

Можно выделить три основных уровня организации психологической защиты человека и, соответственно, три основных направления ее формирования и функционирования:

  1. социальный (в масштабах общества в целом),

  2. социально-групповой (в рамках различных социальных групп и разнообразных форм социальных организаций) и

  3. индивидуально-личностный.

На социальном уровне психологическая защита реализуется посредством регулирования и организации информационных потоков и распространения способов и средств, определенных "алгоритмов" обработки и оценки информации в процессе социального взаимодействия. На этом уровне в качестве субъектов психологической защиты личности выступают государство и общество через деятельность определенных социальных институтов.

На социально-групповом уровне психологическая защита реализуется посредством распространения и использования внутригрупповых информационных потоков и источников, а также специфических для конкретных социальных групп и организаций способов социального взаимодействия, переработки и оценки информации. На этом уровне в качестве субъектов психологической защиты личности выступают группы и организации .

На индивидуально-личностном уровне психологическая защита реализуется посредством формирования специфической регулятивной системы и комплекса защитных механизмов и алгоритмов поведения, которые образуют индивидуальную психологическую защиту.

Целесообразность использования понятия индивидуальной социально-психологической защиты личности определяется следующими основными предпосылками: во-первых, необходимостью терминологического различения по функциональной и системно-структурной организации этого личностного образования и внутриличностной психологической защиты, имеющей специфические механизмы и функции; во-вторых, ориентацией на защиту от внешних информационно-психологических воздействий в различных информационно-коммуникативных ситуациях, имеющих по сути социально-психологическое содержание; в-третьих, процессом формирования, основанном на социально-психологических механизмах и закономерностях.

Поэтому при рассмотрении социального и социально-группового уровня было бы целесообразно использовать термин" "социально-психологическая защита личности".

При рассмотрении же индивидуально-личностного уровня можно использовать термины "психологическая защита личности" или "психологическая самозащита", учитывая при этом, что она включает как составные компоненты межличностную и внутриличностную психологические защиты.

Первые две из указанных выше, связаны с изменением "внешней" для личности информационной среды. Последующие три определяются изменением механизмов и способов взаимодействия человека с "внешней" информационной средой.

Первая группа защитных мер обычно используется в ограниченные промежутки времени, в специфических условиях или по отношению к определенным источникам и информационным каналам. Могут, в частности, применяться такие меры, как введение определенных процедур проверки достоверности распространяемой информации; ограничение распространения определенных сведений в чрезвычайных ситуациях; введение военной цензуры в условиях боевых действий и т.п.

Вторая группа связана с организацией информационных потоков, направленных на парирование (в первую очередь, упреждающее) и нейтрализацию воздействия определенных информационных факторов, которые могут психологически негативно воздействовать на людей (так, например, при возникновении слухов используется распространение сведений, нейтрализующих их влияние). На личностном уровне это проявляется в инициативном поиске по определенным темам дополнительной информации из различных источников и в организации ее поступления по иным каналам.

Третья группа включает разнообразные формы распространения способов и средств обработки и оценки информации.

Четвертая группа связана с формированием коллективной психологической защиты, которая основывается на Механизмах идентификации человека с определенными социальными общностями и объединениями людей и включенности в реальные социальные группы. Это определяет использование личностью при анализе и отборе информации определенных групповых оценок, норм, мнений и т.п., а также ее ориентацией на внутригрупповые информационные потоки и источники.

С учетом этого для организации групповой психологической защиты могут применяться: различные приемы и средства формирования соответствующего социально-психологического климата в коллективах, атмосферы корпоративности; создание условий, повышающих эффективность процесса идентификации личности с определенной социальной группой и актуализации чувства принадлежности к конкретной социальной организации, ее деятельности; подготовка неформальных лидеров выступающих, в качестве "медиаторов", авторитетных внутригрупповых источников информации и т.п.

Пятая группа связана с формированием у человека в процессе приобретения опыта информационно-коммуникативного взаимодействия личностных образований, алгоритмов психической деятельности и защитного поведения, которые в своей совокупности образуют индивидуальную систему его психологической защиты или психологической самозащиты личности.

Из рассмотренных выше направлений обеспечения информационно-психологической безопасности личности первые четыре зависят от внешних для человека условии, деятельности других социальных субъектов, функционирования различных социальных институтов, других людей. Пятое направление в первую очередь зависит от самой личности. Прилагает и хочет ли человек приложить определенные усилия для обеспечения собственной информационно-психологической безопасности, для формирования эффективной системы психологической самозащиты или он готов быть послушной марионеткой в руках многочисленных манипуляторов и рабом информационных ловушек современного общества.

Могут быть написаны хорошие книги и разработаны эффективные методы по обеспечению информационно-психологической безопасности и психологической защите личности, организовано соответствующее обучение, но этого мало.

Человек должен сам захотеть научиться обеспечивать собственную, личную информационно-психологическую безопасность, быть постоянно готовым защищать себя и близких ему людей.

Заключение

Система психологической защиты делает человека способным сохранять душевное равновесие в травмирующих ситуациях. Она находится в поле диалектических противоречий между частью и целым, которое не сводится к сумме составляющих его частей. Конкретно такое противоречие возникает между полюсами двух стратегий - личности и человечества. Эта проблема существует уже давно. Наметившийся в день сотворения жизни антагонизм между отдельным организмом и популяцией, индивидом и видом в процессе эволюции лишь возрастал. Увеличивалась не только "материальная" ценность индивида (например, от прокариот до китообразных), но по мере формирования центральной нервной системы возрастала и самоценность жизни. Появление сознания привело к резкому усилению такого противоречия.
Жизнь популяции устремлена в вечность. Жизнь индивида для нее ничего не стоит. Более того, всячески изощряясь в интересах эволюции, природа создает великое разнообразие личностей. Результаты такого труда ее совершенно не заботят. Она бросает свои творения на произвол судьбы. И вот уже фронт вредной среды, действующий от имени дарвиновского отбора, безжалостно расправляется с нелепыми созданиями природы. Сильнейшим отведен другой век - послужить носителями бессмертных хромосом, чтобы обеспечить непрерывность вечной жизни.
Для человека жизнь бесценна, неповторима и защищена множеством прав и свобод. На первый взгляд, жизненные векторы человека и популяции совпадают: инстинкты самосохранения и "основной" вроде бы удовлетворяют интересы обеих сторон. "Основной инстинкт" прямо и в сублимированной форме опосредованно окрашивает жизнь в более-менее яркие тона. Удовлетворение прочих инстинктов вносит в жизнь кратковременное разнообразие. В критических случаях выручает инстинкт самосохранения. Но это не более чем сладкая пилюля для призванного к жизни. Наиболее любознательные пытаются заглянуть в будущее и впадают в когнитивный диссонанс: какой бы ни была жизнь, вплоть до окончательного ее завершения будет некорректно судить, насколько удачно она сложилась. Очевиден лишь конец - неизбежный проигрыш.
Оказавшись реальным действующим лицом в такой коллизии, человек вынужден как-то адаптироваться, чтобы выжить. Одной из реальных форм такой адаптации и является психологическая защита. Она может осуществляться на разных уровнях: подсознательном, осознанном и социальном. Подсознательный уровень формируется на основе личного опыта и развития. Осознанный - результат присвоения норм и взглядов ближайшего окружения. Социальный - двойственен: с одной стороны, он не осознаваем, с другой - является следствием присвоения культурных норм и традиций и имеет в психике самую широкую сферу влияния.
Очевидно, что на социальном уровне реализации защиты эволюция не смогла обойти все тот же конфликт (части и целого). На первый взгляд, в психологическом аспекте, казалось бы, более уместно противопоставлять личность и социум, однако, как известно, личность производна от совокупности внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Это утверждение подкрепляется современными генетическими исследованиями. В таком случае справедливо, что конфликт между биологическим и социальным началами присутствует на всех уровнях психологической защиты. Напрашивается вывод: если система психологической защиты не разрешает конфликт в самом его основании, то в конфликтных отношениях с личностью может оказаться сама защита. Это легко себе представить, например, если принять во внимание, что всякая защита - весьма дорогое и энергоемкое явление. Слабый тип при прочих равных условиях будет испытывать ее дефицит. При существовании в жестких социальных условиях с недостатком энергии может столкнуться и сильный. В обоих случаях пополнение ресурсов защиты возможно лишь за счет деформации личности. И вот уже возникает потребность в "защите от защиты" - сохранении личности через преодоление психологической защиты. Это, в свою очередь, потребует новых жертв. Цепочку конфликтов можно прослеживать и дальше, но делать это будет все труднее, так как, подобно корню растения, такая цепочка может уходить далеко в глубь сознания и причудливо ветвиться.
Поиски выхода из подобных тупиков, как ни странно, в какой-то мере сплотили человечество. Они потребовали коллективных усилий в осмыслении эсхатологических проблем и попытке примирить интересы личности и общества.

Таким образом мы кратко рассмотрели возможность манипулятивного влияния на психику индивида и масс. Перечислили кратко — потому что возможности подобного воздействия оказываются практически неограниченными, и в пятой по счету книге автора по тематике манипулятивного воздействия, мы не успели в силу неограниченности имеющегося у автора материала и ограниченности книжного объема рассмотреть все вопросы манипулирования личностью индивида и психикой масс. Поэтому продолжим подобное рассмотрение в следующих книгах по данной тематике.

Также хотелось бы заметить, что материал, изложенный в каждой книге, не повторяется в последующих, и только за редким исключением дополняется, да и то от силы в одной-двух главах. Поэтому для того чтобы иметь наиболее полное представление по вопросу информационно-психологического, сублиминального, манипулятивного воздействия (что суть одно и то же) необходимо ознакомиться со всеми книгами автора по данному вопросу, как и уже изданными, так и теми, которые только готовятся к печати.

При этом хотелось бы заметить, что способы и средства манипулятивного (сублиминального) воздействия на психику другого человека или масс, действительно поистине огромны, и попросту не могут быть изложены в нескольких книгах. Кроме того, с ряда материалов до сих пор еще не снят гриф секретности, поэтому мы можем лишь схематично наметить контуры подобного воздействия.

Также следует заметить, что каждая книга автора шаг за шагом приближает благодарного читателя к пониманию механизмов воздействия на психику индивида и масс; и в конце концов, когда получаемый в процессе чтения материал пройдет верификацию с уже имеющейся информацией в памяти, в подсознании, в сознании читателя, т.е. сопоставится с имеющимися знаниями полученными в процессе жизненного опыта (начиная от филогенетических и генетических возможностей, и заканчивая информацией, получаемой в процессе учебы, жизни, самообразования и т.п.), то в этом случае это можно будет уподобить мозаике, когда из отдельных кусочков собранных вместе — вдруг складывается полотно, которое радует душу и сердце. На Востоке это состояние известно как «сатори», в психологии — «инсайт», в других различных системах и религиях зовется по-разному, но обозначает суть одно — просветление. Человек, достигший подобного, пребывает в гармонии с природой, а значит достигает и духовного бессмертия, когда после физической смерти его — сохраняется память о нем, а при жизни он получает возможность встать «над событиями», и самостоятельно моделировать окружающую реальность, а не плыть по течению, подстраиваясь по обстоятельства. Поистине каждый желающий способен стать властелином (в умеренных пределах, конечно) собственной судьбы. Вопрос только, что кому-то это удается, а кто-то так и продолжает всю жизнь скользить по поверхности, то приближаясь, то отдаляясь от собственного счастья. Но мы можем повторить, что только знания, получение новых знаний, усвоение прежних знаний, поиск чего-то нового, постоянное совершенствование (как интеллектуальное так и физическое) способно приблизить человека к пониманию себя. Потому что только поняв себя можно приблизиться к пониманию других. А когда наступит и то и другое — человек и обретет ту внутреннюю (духовную) гармонию, к которой на интуитивном (бессознательном) уровне стремится каждый. Пусть эта книга будет еще одним кирпичиком в кладовой знаний.

















Список литературы

  1. Айзенк Г. Ю. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблему эффективности в психотерапии // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 4.  С. 11-18.

  1. .Адлер А. О нервическом характере. СПб. 1997

  2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. СПб.2002.

  3. Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М. 2000.  С.380-389.

  4. Васильева А.В. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия в лечении пограничных расстройств. СПб. 2000.

  5. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М. 2000. С.465-476.

  6. Кандыба В.М. Сверхвозможности человека. СПб.2002

  7. Кондрашенко В. Т., Донской Д. И., Игумнов С. А. Общая психотерапия. М.2001.

  8. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. СПб. 2007.

  9. Лоуэн А. Язык тела. Ростов-на-Дону. 1998.

  10. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. — М. 2005.

  11. Немов Р. С., Алтунина И. Р. Социальная психология. СПб. 2008.

  12. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. М. 2000.

  13. Узнадзе Д.Н. Общая психология. СПб.2004.

  14. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М. 1999.