Индивидуализация образовательного процесса в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям с ОВЗ.
- В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
- Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это лица с ограниченными возможностями здоровья
- В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
Дети с ОВЗ как адресаты
инклюзивного образования
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.
Что такое «Инклюзия»?
Инклюзия - это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. Инклюзия – формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Инклюзия – это процесс, требующий перестройки на всех уровнях человеческого функционирования, процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от половой, этнической и религиозный принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе социально – экономического статуса родителей и других различий.
Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном (массовом, неспециальном) учреждении – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.
Ожидаемые результаты инклюзивного образования:
1. Выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества.
2. Реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями.
3. Получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями.
4. Реализация себя в обществе.
5. Повышение качества жизни.
6.Улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.
Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей.
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Принцип динамического развития образовательной модели.
Для успешного освоения образовательной программы учащимся с ОВЗ необходимо предоставление особых условий.
В первую очередь, речь идет об индивидуализации подходов к обучению , в частности,
о подборе условий организации обучения,
об индивидуализации формы выполнения заданий,
о выборе оптимальных способов и сроков представления результатов,
о качественном подходе при оценивании результатов.
Подбор условий организации обучения:
- выбор места в классе;
- использование наушников ;
- предупреждение о предстоящем окончании выполнения задания;
- разрешение закончить задание дома или после уроков;
- предоставление дополнительного времени для выполнения задания;
- маркирование заданий для самостоятельной работы;
- предоставление возможности уединиться;
- использование специальных учебников и учебных пособий;
- использование визуального ряда чисел, прикрепленного на парту;
- использование калькулятора;
- использование визуальных пособий (схем, графиков, таблиц, справочной информации);
- использование уточняющих вопросов;
- использование диктофона для записи лекционного материала.
Индивидуализация формы выполнения заданий:
- использовать письменную инструкцию, дублируя ее на доске или на индивидуальной карточке;
- поэтапное разъяснение инструкции: расчленение задания на этапы, прописывание алгоритма деятельности, повторение инструкции в упрощенном виде;
- дополнительное выделение ключевых слов в вопросе, задаче, инструкции;
- дополнительное акцентирование внимания на цели задания;
- целесообразно постепенно научить самостоятельно выделять маркером важные факты в параграфе;
- использовать печатные копии заданий, написанных на доске;
- использовать листы с упражнениями, требующими минимального заполнения;
- адаптирование текстов для чтения, упрощение предложений;
- дополнительный разбор сложных слов и морфологических оборотов;
- предоставление краткого содержания параграфа;
- дополнительную информацию возможно преподносить в виде подготовки докладов, проектов и презентаций;
- заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.
Выбор оптимальных способов и сроков представления результатов:
- предоставление возможности устного сообщения или письменного ответа;
- оказание помощи при заполнении оценочных бланков;
- предоставление неограниченного времени для выполнения работы;
- предоставление возможности выполнения работы дома или индивидуально в специально отведенное время;
- предоставление ребенку возможности переделать работу.
Качественный подход при оценивании результатов:
- похвала как положительная оценка учителя может являться более мотивирующей, чем полученная отметка в дневник;
- рекомендуется использовать индивидуальную шкалу оценок, ориентированную не только на непосредственный результат, но и на уровень затраченных усилий, усердие и индивидуальный «рост» ребенка;
- необходимо ежедневное оценивание работы ребенка, для того чтобы единичная отметка за итоговый тест не стала решающей;
- использование меньшего количества заданий;
- обращать особое внимание на понимание прочитанного, не делая акцент на выразительности и скорости чтения;
- когда целью выполнения работы не является проверка грамотности, рекомендуется оценивать правописание отдельно от содержания работы.
Обращение к практике инклюзивного образования показало, что педагоги единогласны во мнении относительно необходимости коррекционно-развивающих занятий, в результате которых происходит активизация когнитивных функций ребенка и преодолеваются трудности обучения.
Необходимо отметить, что при планировании коррекционных занятий специалисты должны учитывать содержание общеобразовательной программы данной возрастной группы и строить коррекционно-развивающие занятия так, чтобы темы занятий перекликались и дополняли друг друга.
Специалисты, работающие в классе должны регулярно использовать в своей работе технологии сохранения и стимулирования здоровья детей.
Индивидуализируя подходы к обучению, необходимо помнить, что любые изменения следует вводить так, чтобы они отражали индивидуальные нужды ученика с особыми потребностями, а не являлись универсальными для всех «включенных» учеников.
Однако единожды собранная «копилка» способов и методов индивидуализации обучения позволит с успешностью обучать любого ребенка в условиях общеобразовательной школы.
Спасибо за внимание!