СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуализация образовательного процесса в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуализация образовательного процесса в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Индивидуализация образовательного процесса в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ»

  Индивидуализация образовательного процесса  в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ

Индивидуализация образовательного процесса в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ

  С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям с ОВЗ.

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям с ОВЗ.

В  статье 43  Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  • В  статье 43  Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это  лица с ограниченными возможностями здоровья В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в Федеральном  законе от 29.12.2012 г.  № 273-ФЗ «Об образовании» рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
  • Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это  лица с ограниченными возможностями здоровья
  • В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в Федеральном  законе от 29.12.2012 г.  № 273-ФЗ «Об образовании» рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
  Дети с ОВЗ как адресаты инклюзивного образования      Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.

Дети с ОВЗ как адресаты

инклюзивного образования

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.

 Что такое «Инклюзия»? Инклюзия - это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. Инклюзия – формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.  Инклюзия – это процесс, требующий перестройки на всех уровнях человеческого функционирования, процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от половой, этнической и религиозный принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе социально – экономического статуса родителей и других различий.

Что такое «Инклюзия»?

Инклюзия - это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. Инклюзия – формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Инклюзия – это процесс, требующий перестройки на всех уровнях человеческого функционирования, процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от половой, этнической и религиозный принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе социально – экономического статуса родителей и других различий.

 Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном (массовом, неспециальном) учреждении  – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.

Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном (массовом, неспециальном) учреждении  – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.

Ожидаемые результаты инклюзивного образования:  1. Выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества.  2. Реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями.  3. Получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями.  4. Реализация себя в обществе.  5. Повышение качества жизни.  6.Улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Ожидаемые результаты инклюзивного образования:

1. Выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества.

2. Реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями.

3. Получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями.

4. Реализация себя в обществе.

5. Повышение качества жизни.

6.Улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей.

Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.

Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:  Принцип индивидуального подхода  предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.  Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.  Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников  Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.  Принцип партнерского взаимодействия с семьей.  Принцип динамического развития образовательной модели.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

Принцип индивидуального подхода  предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Принцип динамического развития образовательной модели.

 Для успешного освоения образовательной программы учащимся с ОВЗ необходимо предоставление особых условий.  В первую очередь, речь идет об индивидуализации подходов к обучению , в частности,  о подборе условий организации обучения,  об индивидуализации формы выполнения заданий,  о выборе оптимальных способов и сроков представления результатов,  о качественном подходе при оценивании результатов.

Для успешного освоения образовательной программы учащимся с ОВЗ необходимо предоставление особых условий.

В первую очередь, речь идет об индивидуализации подходов к обучению , в частности,

о подборе условий организации обучения,

об индивидуализации формы выполнения заданий,

о выборе оптимальных способов и сроков представления результатов,

о качественном подходе при оценивании результатов.

Подбор условий организации обучения: - выбор места в классе; использование наушников ;  предупреждение о предстоящем окончании выполнения задания;  - разрешение закончить задание дома или после уроков; - предоставление дополнительного времени для выполнения задания; - маркирование заданий для самостоятель­ной работы; - предоставление возможности уединиться; - использование специальных учебников и учебных пособий; использование визуального ряда чисел, прикрепленного на парту;  использование калькулятора; - использование визуальных пособий (схем, графиков, таблиц, справочной информации); - использование уточняющих вопросов; - использование диктофона для записи лекционного материала.

Подбор условий организации обучения:

- выбор места в классе;

  • использование наушников ;
  • предупреждение о предстоящем окончании выполнения задания;

- разрешение закончить задание дома или после уроков;

- предоставление дополнительного времени для выполнения задания;

- маркирование заданий для самостоятель­ной работы;

- предоставление возможности уединиться;

- использование специальных учебников и учебных пособий;

  • использование визуального ряда чисел, прикрепленного на парту;
  • использование калькулятора;

- использование визуальных пособий (схем, графиков, таблиц, справочной информации);

- использование уточняющих вопросов;

- использование диктофона для записи лекционного материала.

Индивидуализация формы выполнения заданий:  использовать письменную инструкцию, дублируя ее на доске или на индивидуальной карточке;  поэтапное разъяснение инструкции: расчленение задания на этапы, прописывание алгоритма деятельности, повторение инструкции в упрощенном виде;  дополнительное выделение ключевых слов в вопросе, задаче, инструкции;  дополнительное акцентирование внимания на цели задания;  целесообразно постепенно научить самостоятельно выделять маркером важные факты в параграфе;  использовать печатные копии заданий, написанных на доске;  использовать листы с упражнениями, требующими минимального заполнения;  адаптирование текстов для чтения, упрощение предложений;  дополнительный разбор сложных слов и морфологических оборотов;  предоставление краткого содержания параграфа;  дополнительную информацию возможно преподносить в виде подготовки докладов, проектов и презентаций;  заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.

Индивидуализация формы выполнения заданий:

  • использовать письменную инструкцию, дублируя ее на доске или на индивидуальной карточке;
  • поэтапное разъяснение инструкции: расчленение задания на этапы, прописывание алгоритма деятельности, повторение инструкции в упрощенном виде;
  • дополнительное выделение ключевых слов в вопросе, задаче, инструкции;
  • дополнительное акцентирование внимания на цели задания;
  • целесообразно постепенно научить самостоятельно выделять маркером важные факты в параграфе;
  • использовать печатные копии заданий, написанных на доске;
  • использовать листы с упражнениями, требующими минимального заполнения;
  • адаптирование текстов для чтения, упрощение предложений;
  • дополнительный разбор сложных слов и морфологических оборотов;
  • предоставление краткого содержания параграфа;
  • дополнительную информацию возможно преподносить в виде подготовки докладов, проектов и презентаций;
  • заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.
Выбор оптимальных способов и сроков представления результатов:  предоставление возможности устного сообщения или письменного ответа;  оказание помощи при заполнении оценочных бланков;  предоставление неограниченного времени для выполнения работы;  предоставление возможности выполнения работы дома или индивидуально в специально отведенное время;  предоставление ребенку возможности переделать работу.

Выбор оптимальных способов и сроков представления результатов:

  • предоставление возможности устного сообщения или письменного ответа;
  • оказание помощи при заполнении оценочных бланков;
  • предоставление неограниченного времени для выполнения работы;
  • предоставление возможности выполнения работы дома или индивидуально в специально отведенное время;
  • предоставление ребенку возможности переделать работу.
Качественный подход при оценивании результатов: - похвала как положительная оценка учителя может являться более мотивирующей, чем полученная отметка в дневник; - рекомендуется использовать индивидуальную шкалу оценок, ориентированную не только на непосредственный результат, но и на уровень затраченных усилий, усердие и индивидуальный «рост» ребенка;  - необходимо ежедневное оценивание работы ребенка, для того чтобы единичная отметка за итоговый тест не стала решающей; - использование меньшего количества заданий; - обращать особое внимание на понимание прочитанного, не делая акцент на выразительности и скорости чтения; - когда целью выполнения работы не является проверка грамотности, рекомендуется оценивать правописание отдельно от содержания работы.

Качественный подход при оценивании результатов:

- похвала как положительная оценка учителя может являться более мотивирующей, чем полученная отметка в дневник;

- рекомендуется использовать индивидуальную шкалу оценок, ориентированную не только на непосредственный результат, но и на уровень затраченных усилий, усердие и индивидуальный «рост» ребенка;

- необходимо ежедневное оценивание работы ребенка, для того чтобы единичная отметка за итоговый тест не стала решающей;

- использование меньшего количества заданий;

- обращать особое внимание на понимание прочитанного, не делая акцент на выразительности и скорости чтения;

- когда целью выполнения работы не является проверка грамотности, рекомендуется оценивать правописание отдельно от содержания работы.

         Обращение к практике инклюзивного образования показало, что педагоги единогласны во мнении относительно необходимости коррекционно-развивающих занятий, в результате которых происходит активизация когнитивных функций ребенка и преодолеваются трудности обучения.  Необходимо отметить,  что при  планировании коррекционных занятий специалисты  должны учитывать  содержание общеобразовательной программы данной возрастной группы и строить коррекционно-развивающие занятия так, чтобы темы занятий перекликались и дополняли друг друга.  Специалисты, работающие в классе должны регулярно использовать в своей работе технологии сохранения и стимулирования здоровья детей.

      Обращение к практике инклюзивного образования показало, что педагоги единогласны во мнении относительно необходимости коррекционно-развивающих занятий, в результате которых происходит активизация когнитивных функций ребенка и преодолеваются трудности обучения.

Необходимо отметить,  что при  планировании коррекционных занятий специалисты  должны учитывать  содержание общеобразовательной программы данной возрастной группы и строить коррекционно-развивающие занятия так, чтобы темы занятий перекликались и дополняли друг друга.

Специалисты, работающие в классе должны регулярно использовать в своей работе технологии сохранения и стимулирования здоровья детей.

 Индивидуализируя подходы к обучению, необходимо помнить, что любые изменения следует вводить так, чтобы они отражали индивидуальные нужды ученика с особыми потребностями, а не являлись универсальными для всех «включенных» учеников.  Однако единожды собранная «копилка» способов и методов индивидуализации обучения позволит с успешностью обучать любого ребенка в условиях общеобразовательной школы.

Индивидуализируя подходы к обучению, необходимо помнить, что любые изменения следует вводить так, чтобы они отражали индивидуальные нужды ученика с особыми потребностями, а не являлись универсальными для всех «включенных» учеников.

Однако единожды собранная «копилка» способов и методов индивидуализации обучения позволит с успешностью обучать любого ребенка в условиях общеобразовательной школы.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!